Российская бедность: Масштабы, причины, перспективы государственной поддержки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 11:15, курсовая работа

Краткое описание

Россия - богатая страна бедных людей, такой тезис заставляет обратиться к проблеме бедности. Действительно, в стране с многовековой государственностью, обладающей огромными природными ресурсами, с высокообразованным населением и международно-признанным уровнем интеллектуального потенциала её граждан, бедность значительной части населения на протяжении ряда лет продолжает оставаться одной из главных социальных угроз успешного развития общества.

Содержание

Введение
1. Социальное неравенство и неравномерность доходов
1.1 Бедность в России и мире, основные факторы бедности
1.2 Социальное неравенство
2. Бедность в России
2.1 Измерение бедности
2.2 Причины и факторы бедности в России
3. Методы борьбы с бедностью и неравенством
3.1 Правовое обеспечение государственной и социальной помощи
3.2 Методы борьбы с бедностью
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

ГРЭ.docx

— 52.20 Кб (Скачать файл)

Третьей основной функцией социального обеспечения, является функция экономической стабилизации.

В Федеральном законе «О государственной социальной помощи»  четко сформулированы цели предоставления государственной социальной помощи: это «поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко  проживающих граждан, среднедушевой  доход которых ниже величины прожиточного минимума», а также «адресное  и рациональное использование бюджетных  средств» [1 ]

Подчеркивается, что получателями государственной социальной помощи могут быть только те малоимущие, чьи  среднедушевые доходы не достигают  прожиточного уровня по не зависящим  от них причинам.

В ст. 5 также определены источники  оказания государственной социальной помощи. При этом отмечается, что  «в случае недостаточности средств  субъектов Российской Федерации  и средств местных бюджетов на оказание государственной социальной помощи такие средства выделяются субъектам  Российской Федерации и органам  местного самоуправления за счет средств  бюджета вышестоящего уровня бюджетной  системы». Важным представляется положение, в соответствии с которым государственная  социальная помощь оказывается лишь временно [1] (ч. 1 ст. 6).

Другой существенной новацией является то, что Закон предусматривает  возможность проведения органами социальной защиты дополнительной проверки (комиссионного  обследования), направленной на подтверждение  сведений, которые представлены в  заявлении о предоставлении государственной  социальной помощи [1] (п. 2 ст. 8). Здесь  же регламентируются порядок и сроки  принятия решения по таким заявлениям [1] (п.3 ст.8).

Закон весьма подробно указывает  причины отказа в государственной  социальной помощи [1] (ч.1ст.9), а также  основания для прекращения таковой [2] (п.1ст.10). При этом Закон устанавливает  обязанности не только государственных  органов, оказывающих социальную помощь от имени государства (как это  обычно делается в социальных законах), но и обязанности получателей  социальной помощи.

 

 

3.2 Методы борьбы  с бедностью

Независимо от различного трактования этого понятия, бедность затронула все слои населения, приняв широчайшие масштабы в РФ.

Главное направление преодоления  абсолютной бедности - обеспечение  продуктивной занятости, повышение  эффективности труда, создание условий  для трудоактивной части населения  достаточно зарабатывать и тем самым  содержать себя и свою семью. В  этом случае размер получаемой заработной платы выступает как главная  гарантия от бедности. Роль государства  заключается в создании рыночных условий для усиления конкурентоспособности  национальной экономики через обеспечение  конкурентоспособности российских предприятий - проведение необходимой  промышленной политики, соответствующая  адаптация системы образования  и подготовки кадров, введение мер  защиты отечественного производителя.

Первым шагом политики в области преодоления бедности является построение (уточнение) типологии  бедных семей и определение их целевых групп - полные низкодоходные  семьи, многодетные семьи, семьи  с инвалидами, семьи с безработными. Тщательный анализ причин бедности в  разрезе этих групп, осуществление  дифференцированного подхода к  этим группам.

Необходима обязательная проверка нуждаемости соответствующих  семей, исходя из двух критериев:

1) совокупные доходы семьи  находятся ниже официально установленной  черты (стандарта) бедности,

2) стоимость личного имущества  находится ниже некоторого официально  установленного регионального минимального  стандарта. Только одновременное  соблюдение данных двух условий  может считаться достаточным  основанием для того, чтобы претендовать  на получение социальной помощи.

Если задача совокупных доходов  семьи в значительной степени  уже решена, то введения критерия имущества  как одного из показателей бедности является в России сложным и деликатным вопросом. Усреднено, в этот перечень могут быть включены: жилище (основное и так называемое второе, для жителей  городов это - загородное), гараж, автомобиль, земля, рогатый скот.

Обеспечение большей избирательности  при оказании социальной помощи, преимущественно  заявительный ее характер и адресный характер социальных выплат - один из наиболее эффективных способов борьбы с бедностью. Здесь важно расставить приоритеты, какие, и какое количество ресурсов распределять в виде социальной помощи, кому отдать эти ресурсы - бедным, детям, пенсионерам, безработным; в какой  пропорции их делить, выработать критерии их «дележа».

При выборе среди социально  уязвимых групп населения необходимо сопоставлять официально установленную  для них черту бедности с их доходами, официально установленный  для них минимальный стандарт имущества с их имуществом.

Особого внимания заслуживает  изучение проблемы детской бедности, включая бездомность, уличных детей, детей в кризисных семьях.

Важной задачей социальной политики является выявление препятствий  к доступу к социальной защите и социальным услугам населения.

Действующая система выявления  и социальной поддержки бедных семей  и населения в виде многочисленных пособий, льгот, других видов помощи несовершенна и нуждается в ее адаптации к условиям рыночной экономики. В настоящее время средства, выделяемые для социальной поддержки бедных, распределяются неэффективно, часто  идут не в те семьи, которые действительно  являются бедными. В результате действительно  беднейшая часть населения оказывается  все в более трудном положении, все большее распространение  получает застойная, долговременная бедность.

Заключение

 

Бедность значительной части  населения на протяжении ряда лет  продолжает оставаться одной из главных  социальных угроз успешного развития общества. Экономические реформы, происходящие в нашей стране в течение последних  лет, серьезно изменили социальную структуру  общества. Произошло стремительное  социальное расслоение, появились слои очень богатых и крайне бедных граждан. Подавляющее большинство  людей лишились социальной защиты государства, и оказались перед необходимостью приспосабливаться к жизни в  условиях рыночной нестабильности. В  этих условиях появление большого количества бедных людей оказалось неизбежным.

Неудовлетворение минимальных  потребностей человека (семьи) считается  бедностью. Неудовлетворение потребности  может вести либо к изменению  нормальной жизнедеятельности человека, либо к его гибели.

В основе официально принятого  в России метода измерения бедности лежит концепция абсолютной бедности, когда определяются минимальные  потребности (нужды) и круг товаров  и услуг, удовлетворяющих эти  потребности (состав так называемой минимальной потребительской корзины).

В октябре 1997г. был принят Федеральный Закон «О прожиточном  минимуме в Российской Федерации». Согласно этому закону была утверждена новая концепция разработки прожиточного минимума с использованием нормативного метода расчета минимальной потребительской  корзины.

Данный закон сам по себе не вводит каких-либо новых социальных прав. Однако в нем закрепляется имеющий исключительно важное значение принцип взаимосвязи между размером минимальной заработной платой (а, следовательно, и пенсий по старости, стипендий, пособий  и других социальных выплат) и величиной  прожиточного минимума. Последняя является той основой, исходя из которой, устанавливается не только минимальная заработная плата, но и все социальные выплаты [2], Принятие, и изменявшиеся на протяжении 1999 - 2010 гг. на правительственном уровне ряда нормативных актов, среди которых - «Методика исчисления величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации», утвержденная постановлением Минтруда России и Госкомстата России в апреле 2000г., означает практическую реализацию Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». Применительно к методам измерения бедности в России это означает переход на новую методику исчисления данного социального норматива (в основе которой лежит нормативный метод) с получением новой, более высокой величины прожиточного минимума.

Таким образом, 2000г. оказался переломным с точки зрения применяемых  подходов к количественному измерению  бедности в рамках её абсолютной концепции.

Наиболее уязвимыми остаются молодежь, женщины, лица пенсионного  возраста, малоквалифицированные рабочие. Наряду с бедностью и нищетой (иногда именуемой глубокой бедностью) выделяют обездоленность. Обычно ими  являются дети, инвалиды, безработные, пенсионеры, представители другой расы или нации, а также хронически бедные. Сегодня угроза обнищания  нависла над вполне состоятельными социально-профессиональными слоями населения. Социальное дно, к которым  относятся - нищие, бомжи, беспризорные дети, уличные проститутки, готово поглотить  и уже поглощает крестьян, низкоквалифицированных рабочих, инженерно-технических работников, учителей, творческую интеллигенцию, ученых. Процесс массовой пауперизации мало зависит от воли людей. В обществе действует эффективный механизм всасывания человека на дно. Главными элементами этого механизма являются экономические реформы, криминальный мир и неспособное защитить своих  граждан государство.

Поэтому можно считать, что  бедность - это не только минимальный  доход, но особый образ жизни, передающиеся из поколения в поколение нормы  поведения, стереотипы восприятия и  психологии.

Список используемой литературы:

 

1. ФЗ « О государственной  социальной помощи» № 178

2. ФЗ «О прожиточном  минимуме в Российской Федерации»  №134

3. Дашкевич П.Р. «Неравенство  распределения дохода как фактор  экономического роста в некоторых  переходных странах» - М. ЮНИТИ, 2003

4. Денисов П.Р. Социальное  расслоение общества: причины, последствия  и меры по ограничению //Экономист, 2003 №1

6. Госкомстат России. Уровень  жизни населения России. Статиститческий  сборник. М. 2009г.

7. Кравченко А.И. Введение  в социологию М. 2006г.

8. Павленков В.А. Рынок  труда -М: Юнити- Дана, 2008.- 342

9. Станиславский Т.О. Российский  рынок труда – СПб, Феникс 2007

10. Фролов С. С. Основы  социологии, «Юристъ», М.,2000 г.

11. Экономика: Учебник./ Под  ред. Булатова А. С. 2 - е изд.  Перераб. И доп. - М.: Издательство  БЕК, 2007г.

12. Ярославская В.Н. Экономическая  теория- М : Юниправекс, 2008.

Размещено на Allbest.ru


Информация о работе Российская бедность: Масштабы, причины, перспективы государственной поддержки