Россия и ВТО: проблемы национальной безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 21:30, реферат

Краткое описание

Вступление России в ВТО – важное событие в экономической и социальной жизни нашей страны. Причиной тому, что я выбрала эту тему, является, прежде всего, ее актуальность. Переговоры по вступлению России в ВТО велись долгие 18 лет, и им всегда сопутствовали оживленные споры и обсуждения. Зачем это нашей стране? Какие положительные моменты мы сможем извлечь из членства в этой организации? Полемика на эту тему не утихает и сейчас, так как пришло подводить первые итоги – ведь мы состоим в ВТО чуть больше полугода.

Содержание

Введение
История создания ВТО
Цели и задачи России при вступлении в ВТО
Ход переговоров
Мнения, прогнозы и ожидания насчет вступления России в ВТО
Итоги полугодового пребывания России в составе ВТО
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Россия и ВТО проблемы национальной безопасности.docx

— 71.60 Кб (Скачать файл)

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет

Кафедра экономической теории

Кафедра отопления, вентиляции и кондиционирования ВО


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

«Россия и ВТО: проблемы национальной безопасности»

 

 

 

Выполнила: студентка

группы 2-Т-3

Богуш И.С.

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург 2013

 

Содержание

 

Введение

  1. История создания ВТО
  2. Цели и задачи России при вступлении в ВТО
  3. Ход переговоров
  4. Мнения, прогнозы и ожидания насчет вступления России в ВТО
  5. Итоги полугодового пребывания России в составе ВТО

Заключение

 

 

Введение

 

Вступление России в ВТО – важное событие в экономической и социальной жизни нашей страны. Причиной тому, что я выбрала эту тему, является, прежде всего, ее актуальность. Переговоры по вступлению России в ВТО велись долгие 18 лет, и им всегда сопутствовали оживленные споры и обсуждения. Зачем это нашей стране? Какие положительные моменты мы сможем извлечь из членства в этой организации? Полемика на эту тему не утихает и сейчас, так как пришло подводить первые итоги – ведь мы состоим в ВТО чуть больше полугода.

Итак, основными задачами моей работы являются:

  • Изучение истории ВТО;
  • Рассмотрение пути России в ВТО;
  • Исследование общественного мнения и прогнозы по теме «Россия и ВТО»;
  • Анализ влияния членства России в ВТО на различные отрасли и сферы экономической жизни;
  • Оценка полугодового пребывания России в ВТО.

Помимо названных выше аспектов данной темы я обращусь к проблеме национальной безопасности.

Анализ последствий для национальной безопасности других стран, присоединившихся в последние годы к ВТО, показал, что у них возникали примерно одинаковые угрозы. К ним можно отнести:

- угрозы отечественной  обрабатывающей промышленности, не  выдерживающей конкуренции с  более развитыми странами;

- рост безработицы и  социальной напряженности в обществе;

- отток квалифицированных  кадров из отечественных предприятий  в иностранные;

-утрату контроля над  целыми сегментами (например, финансовой  системой) экономики и внутреннего  рынка.

Мне предстоит выяснить, настигнут ли эти проблемы нашу страну, а возможно и выявить проблемы иного характера, присущие только России в связи с ее самобытностью и существующими на сегодняшний день сложностями в национальной экономике.

всемирный торговый членство экономический

 

 

1. История создания ВТО

 

Все возрастающая роль мировой торговли заставила индустриальные страны уже в XIX веке поддерживать на международном уровне ограниченную кооперацию по вопросам таможенных пошлин. Разразившийся в 1929 году глобальный экономический кризис и попытки его преодоления в отдельных развитых странах путём прямой защиты внутреннего рынка высокими таможенными пошлинами от иностранного импорта показали, что при все возрастающих объёмах внешней торговли необходима её институционализация и наднациональное регулирование в признанных международно-правовых рамках.

Экономическим фундаментом требований либерализации внешней торговли служит экономическая теория сравнительного преимущества, разработанная в начале XIX века Давидом Рикардо.

Идея создания международной организации, призванной регулировать международную торговлю, возникла ещё до окончания Второй мировой войны. В основном усилиями США и Великобритании в 1944 году на Бреттон-Вудской конференции были основаны Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития. Третьей опорой нового экономического порядка наряду с упомянутыми организациями предполагалось создание Международной торговой организации (МТО). Для этого в 1946 году в Гаване была созвана международная конференция по торговле и занятости, которая и должна была выработать материально-правовые рамки международного соглашения о снижении тарифов, предложить заинтересованным странам устав этой организации, взять на себя координирующую роль в вопросах упрощения внешней торговли и снижения таможенного бремени на пути товаров из страны в страну. Уже в октябре 1947 года было подписано Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), которое первоначально рассматривалось лишь как часть всеобъемлющего соглашения в рамках новой международной торговой организации. Это соглашение, рассматриваемое как временное, вступило в силу 1 января 1948 года.

СССР не был приглашён к участию в Гаванской конференции, так как отказался быть участником МВФ и МБРР. Советское правительство опасалось того, что большое влияние, которое имели США в этих организациях, и начало противостояния между идеологическими блоками (Холодная война) не позволят в должной степени учитывать интересы СССР в рамках этих организаций.

Конгресс США, однако, неожиданно отказался от ратификации Устава МТО, несмотря на то что Соединённые Штаты были главной движущей силой организации МТО, и ГАТТ, первоначально временное соглашение, продолжало действовать без всякой организационной структуры, которой должна была стать МТО.

В последующие годы ГАТТ, хотя и в урезанном от первоначально задуманного виде, оказался достаточно эффективной системой, в рамках которой средняя таможенная пошлина снизилась с 40 % к моменту подписания соглашения в середине сороковых годов до 4 % в середине девяностых. С целью снижения прямых таможенных пошлин и скрытых, так называемых нетарифных, ограничений на ввоз продукции из-за рубежа в рамках ГАТТ регулярно проводились раунды переговоров между странами-участницами.

Так называемый Уругвайский раунд переговоров, длившийся с 1986 по 1994 год, был наиболее успешным. В результате долгих переговоров в 1994 году в Марракеше было подписано соглашение о создании ВТО, вступившее в силу 1 января 1995 года. Страны-участницы достигли согласия о том, что в рамках этой организации будет не только регулироваться торговля товарами (что являлось предметом ГАТТ уже с 1948 года), но и в связи со все возрастающей ролью услуг в постиндустриальном обществе и их растущей долей в мировой торговле (на начало XXI века — около 20 %) принято Генеральное соглашение о торговле услугами (GATS), регулирующее эту область внешней торговли. Также в рамках Марракешского соглашения было принято Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (TRIPs), регулирующее торговые вопросы прав на результаты интеллектуальной деятельности и являющееся неотъемлемой частью правового фундамента ВТО.

Таким образом, спустя почти 50 лет после неудачных попыток создания международной организации и существования временной конструкции ГАТТ, регулирующей вопросы внешней торговли, с 1 января 1995 года ВТО приступила к работе.

Итак, всемирная торговая организация - глобальная международная организация, регулирующая правила международной торговли. Основана в 1995 году, штаб-квартира находится в Женеве. Глава ВТО (генеральный директор) — Паскаль Лами, в штате самой организации около 640 человек.[5]

На 2 марта 2013 года в ВТО состояло 159 стран.[6].

Основу ВТО составляют соглашения, согласованные, подписанные и ратифицированные большинством стран-участниц международной торговли.

Цель Всемирной торговой организации - помощь производителям товаров и услуг, экспортерам и импортерам ведения их бизнеса.

Основу функционирования ВТО составляют: многосторонние соглашения по торговле товарами, генеральное соглашение о торговле и услугами (ГАТС), соглашение о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность (ТРИПС), соглашение о правилах и процедурах урегулирования споров и др.

Высшим органом ВТО является Министерская конференция, объединяющая представителей всех стран-участников и собирающаяся не реже, чем один раз в два года. За время существования ВТО было проведено шесть таких конференций, практически каждая из которых сопровождалась активными протестами со стороны противников глобализации.

Между конференциями по необходимости созывается Генеральный совет, состоящий из представителей всех участников ВТО. Генеральный совет также выполняет функции органа по урегулированию споров и Органа по обзору торговой политики. Под руководством Генерального совета работают Совет по торговле товарами, Совет по торговле услугами и Совет по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность.

 

2. Цели и задачи России при  вступлении в ВТО

 

Членами Всемирной торговой организации являются уже более 150 стран мира, и в ближайшие годы их число будет увеличиваться. Это означает, что практически всякое государство, претендующее на создание современной, эффективной экономики и равноправное участие в мировой торговле, стремится стать членом ВТО. Россия в этом смысле не является исключением.

Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Их получение и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО. Конкретными целями присоединения для России можно считать следующие:

  • Получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;
  • Доступ к международному механизму разрешения торговых споров;
  • Создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;
  • Расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО,в частности, в банковской сфере;
  • Создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;
  • Участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;
  • Улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.

Задача переговоров о присоединении состояла в том, чтобы добиться наилучших условий присоединения России к ВТО, то есть наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков.

Как сказал в одном из интервью министр экономического развития и торговли Герман Греф, баланс прав и обязательств России при вступлении в ВТО должен способствовать экономическому росту, а не наоборот.

 

3. Ход переговоров по  вступлению России в ВТО

 

В 1986 году СССР обратился с заявкой, о получении статуса наблюдателя в Уругвайском раунде переговоров с целью последующего присоединения к ГАТТ. США, однако, отклонили эту заявку, мотивировав это тем, что СССР является страной с плановой экономикой, что несовместимо с принципами свободной торговли. Только в 1990 году СССР смог получить статус наблюдателя.

В 1993 году уже Россия обратилась с официальной заявкой о присоединении к ГАТТ. В 1995 году начались переговоры по вступлению России в ВТО.

Наиболее трудные переговоры велись с США, Евросоюзом и Китаем. Разногласия с Евросоюзом удалось урегулировать после того, как Россия поддержала Киотский протокол. Самыми сложными были переговоры с США, которые велись в течение шести лет. Основные разногласия касались вопросов финансовых рынков, поставок в РФ сельскохозяйственной продукции и защиты прав интеллектуальной собственности. Россия и США подписали протокол о присоединении РФ к ВТО 20 ноября 2006 года. Подписание произошло в рамках сессии Азиатско-Тихоокеанского форума в Ханое (Вьетнам).

Вступление России во Всемирную торговую организацию постоянно откладывалось ещё и из-за необходимости подготовки к членству в ВТО и снижения потерь от присоединения. Осложнил вступление в ВТО и начавшийся в мире финансовый кризис, заставивший множество стран задуматься не о свободной торговле, а, наоборот, о жёстком регулировании своих экономик.

21 октября 2009 года первый  вице-премьер РФ Игорь Шувалов  заявил, что Россия, Белоруссия и  Казахстан будут вступать в  ВТО одновременно и на согласованных  условиях. Это позволит и вступить  в ВТО, и сохранить Таможенный  союз.

5 октября 2010 года пресс-спикер президента Грузии заявила, что Грузия не сможет поддержать решение о вступлении России в ВТО пока со стороны России не будут выполнены некоторые условия. Основным требованием Грузии в связи с принятием России в ВТО было то, чтобы были легализованы два нелегальных по мнению Грузии пограничных КПП в конфликтных зонах Грузии — «Псоу» (Абхазия) и Роки-Нижний Заромаг (Цхинвальский регион). В то же время президент Грузии Михаил Саакашвили заявил, что Грузия не является единственным препятствующим фактором на пути принятия Российской Федерации в ВТО: «Между ними (ВТО) и Россией существует много вопросов…»

7 декабря 2010 года в Брюсселе  прошёл саммит Россия—ЕС. Накануне  саммита глава Министерства экономического  развития РФ Эльвира Набиуллина и комиссар ЕС по торговле Карел де Гюхт подписали меморандум о завершении переговоров по вступлению России в ВТО. В документе отмечается, что стороны сняли все проблемные вопросы. В том числе по урегулированию российских экспортных пошлин на лес. Россия отказалась от планов их повышения со следующего года, а после вступления в ВТО пообещала и вовсе снизить.

Информация о работе Россия и ВТО: проблемы национальной безопасности