Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2014 в 11:35, курсовая работа
Краткое описание
В современных условиях экономика каждой страны поневоле попадает в возрастающую зависимость от экономики других стран. Это проявляется в многообразии связей, складывающихся между странами. Сейчас отдельное государство практически не может существовать обособленно от других стран, не вступая с ними в разнообразные взаимосвязи. Экономические отношения между странами уже не ограничиваются внешней торговлей, товарообменом. Они включают движение капитала между странами, миграцию рабочей силы, научно – технический обмен.
Содержание
Введение. 1. Международные экономические организации в системе международных экономических отношений. 5 1.1 Сущность и основные этапы развития международных экономических организаций. 5 1.2 Классификация международных организаций. 9 1.3 Основные международные экономические организации. 12 1.3.1 Всемирная торговая организация (ВТО) 13 1.3.2 Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) 15 1.3.3 Международный валютный фонд. 17 1.3.4 Международный банк реконструкции и развития (МБРР) 18 1.3.5 Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) 20 2. Взаимодействие России с международными экономическими организациями 21 2.1 Сотрудничество Российской Федерации с МВФ.. 21 2.2 Россия и МБРР. 22 2.3 Анализ последствий присоединения России к ВТО.. 23 Заключение. 35 Список использованной литературы.. 36
Возрастание роли банка в мировой
экономике отразилось на его структуре.
Появился; Экономический комитет, который
имеет право давать политическую оценку
займам, одобрять или отклонять их. Важное
значение имеют ежегодные Отчеты Банка,
публикуемые в печати и дающие уникальную
экономическую информацию.
1.3.5 Организация
экономического сотрудничества
и развития (ОЭСР)
Расположенная в Париже и созданная
в 1961 г. ОЭСР объединяет 24 промышленно
развитые капиталистические страны. ОЭСР
является преемницей организации европейского
экономического сотрудничества (ОЕЭС),
созданной в 1948 г. для реализации «плана
Маршалла» по восстановлению после второй
мировой войны экономики Западной Европы.
Целью деятельности ОЭСР является
содействие социально-экономическому
развитию стран-участниц, выработке наиболее
эффективной экономической политики.
Достижение этих целей строится на основе
многосторонней координации макроэкономической
политики стран-участниц.
2. Взаимодействие
России с международными экономическими
организациями
2.1 Сотрудничество
Российской Федерации с МВФ
Эта организация оказывает
воздействие на экономические процессы
в России через реализацию программ финансовой
стабилизации и корректировок платежного
баланса. В своей деятельности МВФ руководствуется
принципом обусловленности, согласно
которому страны-члены могут получить
от него кредиты лишь при условии, что
они обязуются проводить определенную
экономическую политику. В качестве таких
условий МВФ обычно выдвигает сокращение
бюджетного дефицита, снижение темпов
роста денежной массы и поднятие процентных
ставок по кредитам выше уровня инфляции.
Кредиты МВФ являются своеобразной лакмусовой
бумажкой для частного капитала. Это объясняется
тем, что, получая кредит, страна обязуется
проводить экономическую политику, в результате
которой она накопит валютные резервы
и, следовательно, сможет погашать долги
частным кредиторам.
Высшим руководящим органом
МВФ является Совет управляющих, состоящий
из представителей стран-членов (обычно
ответственного за проведение валютной
политики министра или главы центрального
банка вместе с заместителем), назначенных
на пять лет; он собирается один раз в год.
За исключением ряда полномочий (определение
условий и прием новых членов, пересмотр
квот, изменение валютных паритетов и
др.) Совет управляющих может делегировать
исполнение своих задач Исполнительному
совету.
Исполнительный совет (Директорат)
отвечает за текущие дела МВФ. Семь из
24 исполнительных директоров назначаются
странами с наибольшими квотами (Германия,
Великобритания, Китай, Франция, Саудовская
Аравия, США и Япония), остальные избираются
управляющими из других стран с соблюдением
принципов регионального представительства.
Среди исполнительных директоров представлена
и Россия. Назначение и выборы производятся
один раз в два года. Заседания Исполнительного
совета проходят несколько раз в неделю.
Директорат назначает директора-распорядителя
(по традиции – это представитель Европы),
который не может быть ни управляющим,
ни исполнительным директором. Директор-распорядитель
председательствует на заседаниях Директората
(без права голоса, за исключением случаев,
когда голоса разделяются поровну) и возглавляет
административный аппарат фонда. Правительство
России приняло решение увеличить число
своих голосов до 3%, что потребует внесения
в бюджет МВФ дополнительных валютных
средств, зато и сумма, на которую может
претендовать наша страна, увеличится
до 8 млрд. долл. Общий бюджет фонда в последние
годы ХХ столетия составлял более 200 млрд.
долл. Последний официальный займ Россия
должна была получить в 1998 г. Кроме 13,8 млрд.
долл. для России, было решено выделить
займы Южной Корее (15,2 млрд. долл.), Мексике
(9,1 млрд. долл.), Аргентине (4,1 млрд. долл.),
Индонезии (2,2 млрд. долл.). Россия свой
кредит так и не получила, а потом вообще
отказалась от займов у МВФ. Председатель
Правительства РФ М. Касьянов в одном из
интервью весной 2001 года заявил, что необходимости
брать кредиты у Международного валютного
фонда у нашей страны нет и в ближайшие
годы не возникнет.
2.2 Россия и
МБРР
Россия стала членом М БРР 16
июня 1992 г. В 1992–1998 гг. МБРР предоставил
России кредиты на 11,4 млрд. долл. под реализацию
41 проекта (по состоянию на конец 1998 г.
освоено 5,4 млрд. долл.). В 1998 г. Россия стала
крупнейшим заемщиком МБРР в Европе и
Центральной Азии. За 1997–1998 финансовый
год она получила кредиты на 1,63 млрд. долл.
(в мировом списке получателей Россия
занимает пятое место).
В 1997 г. Россия впервые участвовала
в сессии Всемирного банка и МВФ (в Гонконге)
как полноправный член и заявила о своей
прямой и полной заинтересованности в
обсуждении мировых финансовых проблем.
В августе 1998 г. на заседании
Совета директоров Всемирного банка был
утвержден проект кредитования России
на сумму 1,5 млрд. долл. Срок погашения
– семь лет с трехлетним льготным периодом.
Выделение кредита предусмотрено тремя
траншами: 300 млн. долл. (немедленно), 500
(в декабре 1998 г.) и 700 млрд. долл. (в июне
1999 г.). Став членом МБРР, Россия вступила
и в Многостороннее агентство по гарантированию
инвестиций (МАГИ).
2.3 Анализ последствий
присоединения России к ВТО
В 1993 году Россия обратилась
с официальной заявкой о присоединении
к Генеральному соглашению по тарифам
и торговле (ГАТТ). В соответствии с действующими
процедурами была создана Рабочая группа
по присоединению России к ГАТТ, преобразованная
после учреждения в 1995 г. Всемирной торговой
организации (ВТО) в Рабочую группу по
присоединению Российской Федерации к
ВТО (РГ). РГ наделена мандатом на изучение
торгового режима России и выработку условий
ее участия в ВТО.
Переговорный процесс по присоединению
России к ВТО начался в 1995 году. На первом
этапе он был сконцентрирован на рассмотрении
на многостороннем уровне в рамках РГ
торгово-политического режима России
на предмет его соответствия нормам ВТО.
После представления в 1998 году
Россией первоначальных предложений по
доступу на рынок товаров и по уровню поддержки
сельского хозяйства начались переговоры
на двустороннем уровне. В 1999 году членам
ВТО была передана первая редакция Перечня
специфических обязательств по доступу
на рынок услуг и проект Списка изъятий
из режима наибольшего благоприятствования
(РНБ). Начиная с 2000 года, переговоры стали
носить полномасштабный характер, то есть
охватывать все аспекты процесса присоединения
России к ВТО.
На современном этапе в состав
РГ (председательРГ с декабря 2003 г. – Постоянный
представитель Исландии при ВТО Стефан
Йоханнессон) входят 59 стран-членов (27
стран-членов Европейского Сообщества
(ЕС) – как один член). С 23 февраля 2007 г.
в состав РГ вошел Вьетнам. В переговоры
по тарифным вопросам вовлечено в различной
степени свыше 50 членов ВТО, по доступу
на рынок услуг – около 30. По итогам этих
переговоров подписываются соответствующие
двусторонние протоколы об их завершении.
Согласно установленным процедурам
переговоры по системным вопросам на многостороннем
уровне проходят в Секретариате ВТО в
Женеве. Речь идет об официальных и неофициальных
заседаниях РГ, переговорах по сельскому
хозяйству и ряду других актуальных проблем,
неофициальных консультациях с участием
заинтересованных членов РГ. Переговоры
на двустороннем уровне по доступу на
рынки товаров и услуг проводятся в Женеве,
Москве или соответствующих столицах
наших партнеров.
Основой для проведения переговоров
являются документы и предложения, утверждаемые
Правительством Российской Федерации.
В рамках процесса присоединения российская
делегация проводит переговоры по четырем
направлениям:
1. Переговоры по тарифным
вопросам. Их цель – определение
максимального уровня («связывания»)
ставок ввозных таможенных пошлин
по всей Товарной номенклатуре
внешнеэкономической деятельности,
право на применение которых Россия
получит после присоединения к ВТО.
К настоящему моменту переговоры
по условиям доступа иностранных товаров
на российский рынок в основном завершены
со всеми членами Рабочей группы по присоединению
России к ВТО: ЕС, США, Китай, Корея, Новая
Зеландия, Венесуэла, Мексика, Норвегия,
Аргентина, Бразилия, Япония, Индия, Канада
и др. Из них с 10 членами ВТО имеется понимание,
что они поддержат присоединение России
к ВТО без проведения двусторонних переговоров
(Армения, Гонконг, Кувейт, Марокко, ЮАР
и др.).
В рамках уже достигнутых российской
делегацией двусторонних договоренностей
начальный уровень «связывания» таможенных
пошлин ни для одной ставки таможенной
пошлины не ниже действующих в настоящее
время, и в первый год после присоединения
России к ВТО ни одна из ставок таможенных
пошлин не будет снижена по сравнению
с сегодняшним днем. Уровень таможенной
защиты сельского хозяйства не уменьшается
ни по одному из базовых сельскохозяйственных
товаров, а по ряду из них Россия имеет
право даже увеличивать ставки таможенных
пошлин на переходный период. По 2009 год
включительно зафиксировано право Российской
Федерации использовать тарифные квоты
на три вида мяса (говядину, свинину, мясо
птицы) в удовлетворяющих российскую сторону
объемах (сегодняшний уровень плюс 2–2,5%
годового роста) и при достаточном уровне
тарифной защиты.
2. Переговоры по сельскохозяйственной
проблематике
Помимо обсуждения тарифных
аспектов, эти переговоры охватывают вопросы
допустимых объемов внутренней господдержки
аграрного сектора (AMS) в рамках так называемой
«желтой» корзины (субсидии, подлежащие
сокращению), а также уровня экспортных
субсидий на сельхозтовары и продовольствие.
Рассмотрение этих вопросов, как правило,
проходит в ходе многосторонних консультаций
с участием членов «квадро» (США, ЕС, Япония,
Канада), стран Кернской группы (ведущие
либерально настроенные экспортеры сельхозпродукции)
и других заинтересованных государств.
Данные переговоры носят крайне сложный
характер. В октябре 2003 г. на встрече в
Женеве российская делегация представила
пакет документов, включающий новые предложения
по AMS, составившие основу позиции Российской
Федерации на данных переговорах: репрезентативный
период – 1993–1995 гг. с объемом поддержки
в 9 млрд. долларов. В июне 2005 г. российская
сторона в ответ на многочисленные запросы
стран-членов РГ предоставила данные по
объемам внутренней поддержки в 2001–2003
гг. в требуемом ВТО формате. При этом позиция
России по разрешенным объемам господдержки
осталась неизменной: Последний раунд
консультаций по сельскому хозяйству
состоялся 27 июля 2007 г. в Женеве. Для обсуждения
были представлены обновленные таблицы
по размерам субсидий за 2001–2003 гг., ответы
на вопросы стран-членов ВТО по итогам
предыдущих консультаций 1 марта 2007 г.,
консолидированные материалы по «желтой»
и «зеленой» корзинам. Дискуссия в целом
была сосредоточена на технических вопросах.
3. Переговоры по доступу
на рынок услуг имеют своей
целью согласование условий доступа
иностранных услуг и поставщиков
услуг на российский рынок. К
настоящему времени подписаны
протоколы по доступу на рынок
услуг со всеми (28) членами РГ,
с которыми проводились двусторонние
переговоры: Австралия, Бразилия, Болгария,
Канада, Чили, Китай, Доминиканская республика,
Гондурас, ЕС, Эквадор, Египет, Венгрия,
Индия, Япония, Корея, Мексика, Новая Зеландия,
Норвегия, Панама, Парагвай, Сингапур,
Швейцария, Тайвань, Таиланд, Турция, Уругвай,
США, Венесуэла.
Наиболее сложно переговоры
продвигались по таким чувствительным
секторам сферы услуг как финансовые и
«энергетические» услуги, доступ на российский
рынок которых представляет особый коммерческий
интерес для ведущих стран-членов ВТО.
Кроме того, некоторые страны были весьма
заинтересованы в улучшении условий доступа
на российский рынок поставщиков услуг,
являющихся физическими лицами (Индия,
Канада, Швейцария).
По итогам завершившихся переговоров
Россия согласилась принять обязательства
примерно по 116 секторам услуг из 155 секторов,
предусмотренных классификацией ВТО.
В некоторых случаях позиция России предусматривает
более жесткие условия работы иностранных
поставщиков услуг на российском рынке
по сравнению с условиями, предусмотренными
действующим законодательством (например,
услуги, связанные с энергетикой, часть
транспортных услуг, часть медицинских
услуг и пр.). Такая позиция позволит, при
необходимости, использовать дополнительные
инструменты защиты национальных поставщиков
услуг от иностранной конкуренции в будущем.
В июле и октябре 2006 г. были проведены
серии интенсивных консультаций с американской
делегацией, по итогам которых 19 ноября
2006 г. в рамках форума АТЭС, с США были подписаны
протоколы о завершении двусторонних
переговоров по доступу на рынки товаров
и услуг.
4. Переговоры по системным
вопросампосвящены определению мер, которые
Россия должна будет предпринять в области
законодательства и его правоприменения
для выполнения своих обязательств как
будущего члена ВТО. Основой для переговоров
здесь является проект Доклада РГ(далее
Доклад) – ключевой документ, где будут
изложены права и обязательства, которые
Россия примет на себя по итогам всех переговоров.
Запросные требования стран ВТО в этой
сфере в целом можно разделить на три группы:
1) несоответствие российского
законодательства и правоприменительной
практики положениям ВТО. Основные
обеспокоенности членов РГ касаются
применения ряда положений таможенного
законодательства, тарифных квот
на мясо, излишних требований, предъявляемых
к импортным товарам в сфере
нетарифных мер (алкоголь, фармацевтика
и др.), а также в области
применения санитарных и фитосанитарных
мер, системы субсидирования промышленности
и т.д. Участники переговоров требуют
безусловного выполнения этих
«стандартных» положений с момента
присоединения России к ВТО;
2) использование Россией
после присоединения некоторых
элементов регулирования в сфере
внешнеэкономической деятельности
(в принципе разрешенных ВТО),
что должно быть обусловлено
определенными обязательствами, зафиксированными
в докладе РГ («переговорные»
требования);
3) запросы отдельных стран-членов
РГ, выходящие за рамки обязательств
многосторонних торговых соглашений
ВТО (требования «ВТО+»): присоединение
к «необязательным» соглашениям
по правительственным закупкам.
Помимо этого, ряд членов РГ
в рамках обсуждения системных
вопросов пытаются решить проблемы
сугубо двусторонних торгово-экономических
отношений, не входящих в компетенцию
ВТО.
Основными элементами содержания
запросов членов РГ по системным вопросам
являются:
либерализация мер нетарифного
регулирования с точки зрения правил лицензирования,
прежде всего в таких областях, как ввоз
в Россию алкогольной и фармацевтической
продукции, а также шифровальной техники;
приведение режимов технических
барьеров в торговле (ТБТ) и санитарных
и фитосанитарных мер (СФС) в России в соответствие
с правилами ВТО, совершенствование правоприменения
в указанных сферах;
приведение законодательства
и правоприменительной практики в области
охраны прав интеллектуальной собственности
в соответствии с нормами ВТО;
обеспечение соответствия применяемых
тарифных квот нормам ВТО, включая Соглашение
по сельскому хозяйству;
сокращение возможностей применять
экспортные пошлины в качестве инструментов
регулирования торговли;
обеспечение осуществления
сделок купли-продажи государственными
торговыми предприятиями на коммерческой
основе, а также недискриминационного
участия иностранных компаний в таких
сделках.
По вопросу «двойного ценообразования»
на энергетические товары позиция российской
стороны зафиксирована в формулировке,
содержащейся в проекте Доклада РГ и двусторонних
договоренностях с ЕС. Она состоит в том,
что Правительство Российской Федерации
намерено проводить политику, направленную
на то, чтобы поставки газа российским
промышленным потребителям производились
по ценам, обеспечивающим в полной мере
возмещение издержек производителей /
дистрибьюторов и получение ими прибыли
при нормальном осуществлении коммерческой
деятельности. Этот принцип не касается
условий продажи газа населению.
Обсуждению проекта Доклада
в первую очередь посвящены регулярно
проводящиеся в Женеве заседания РГ.
В ходе 25-го заседания РГ (15–18
ноября 2004 г.) состоялось обсуждение консолидированного
текста третьей редакции проекта Доклада
Рабочей группы по присоединению России
к ВТО. Было отмечено, что данный текст
представляет собой основу для итоговой
версии документа. По итогам заседания
страны-члены Рабочей группы подготовили
ряд дополнительных вопросов к российской
делегации.