Россия на международном рынке технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 12:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы изучить влияние человеческого капитала на экономику. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: 1. Рассмотреть понятие человеческого капитала
2. Рассмотреть виды человеческого капитала
3. Разобрать основные положения теории Г.Беккера
4. Рассмотреть классификацию человеческого капитала и инвестиции в него
5. Проанализировать состояние человеческого капитала в России
6. Выявить методы повышения уровня российского человеческого капитала

Содержание

Ведение…………………………………………………………………………….....3
Глава 1. Человеческий капитал как экономическая категория…………………...5
Понятие человеческого капитала и его виды…………………………........5
Основные положения теории Г.Беккера……………………………………7
Инвестиции в человеческий капитал……………………………………….8
Глава 2. Классификация человеческого капитала и инвестиции в него………...12
2.1 Индивидуальный человеческий капитал…………………………………...12
2.Национальный человеческий капитал……………………………………......16
2.3 Человеческий капитал фирмы ………………………………………………18
Глава 3. Состояние человеческого капитала в России и его роль в развитии экономики……21
3.1 Рынок человеческого капитала и проблемы его формирования в России...21
3.2 Пути и методы повышения уровня российского человеческого капитала..24
Заключение…………………………………………………………………………..26
Список используемой литературы…………………………………………………28

Вложенные файлы: 1 файл

ОВДЕБАНОЕ!.docx

— 59.12 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

стр.

Ведение…………………………………………………………………………….....3                                                                                                                             

Глава 1. Человеческий капитал  как экономическая категория…………………...5

    1. Понятие человеческого капитала и его виды…………………………........5
    2. Основные положения теории Г.Беккера……………………………………7
    3. Инвестиции в человеческий капитал……………………………………….8

Глава 2. Классификация человеческого  капитала и инвестиции в него………...12

    2.1 Индивидуальный человеческий капитал…………………………………...12

    2.Национальный человеческий капитал……………………………………......16

    2.3 Человеческий капитал фирмы ………………………………………………18

Глава 3. Состояние человеческого  капитала в России и его роль в  развитии экономики…………………………………………………………………………...21

    3.1 Рынок человеческого капитала и проблемы его формирования в России...21

    3.2 Пути и методы повышения уровня российского человеческого капитала..24

Заключение…………………………………………………………………………..26

Список используемой литературы…………………………………………………28

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В условиях современного экономического развития, материально-технические средства производства занимают второе место, уступая первое человеческому капиталу и его потенциалу развития. Ещё в начале 20 века опыт работы человек получал на самом производстве и накапливал и усовершенствовал его в ходе трудовой деятельности.

Под воздействием роста и усложнения общественных потребностей начинается научно-технический прогресс, в ходе которого появляются новые, более точные и сложные оборудования и совершенствуется структура организации труда. Конечно, тех знаний и опыта, которыми обладали работники, уже было не достаточно для освоения новых материально-технических средств. Требовались люди с большой квалификацией, с багажом знаний в определённой сфере. Но и этого было недостаточно. Страна развивалась и для того, чтобы быть успешным работником, нужно было развиваться вместе с ней, идти нога в ногу. Требовалось постоянно пополнять свои знания для того чтобы быть конкурентоспособным, т.к в ходе НТП физический труд терял свою важность на его место пришёл труд машин. Все эти условия стали толчком для формирования концепции человеческого капитала.

 Понятие человеческого  капитала появилось во второй  половине 20 века в работах учёных-экономистов  Теодора Шульца и Гэри Беккера. Под человеческим капиталом в узком смысле подразумевается совокупность знаний, умений, навыков и образования, использующихся для удовлетворения потребностей как человека, так и общества в целом. Он также включает в себя враждебные способности и талант. В широком смысле слова это производственный фактор экономического развития, развития общества, включающий знания, инструменты интеллектуального труда, среду трудовой деятельности, обеспечивающие эффективное функционирование человеческого капитала как производственного фактора развития.

 Актуальность темы  исследования заключается в том, что в современном мире человеческий капитал всё большее значение имеет в развитии предприятия и общества. Именно человеческий капитал является фактором повышения конкурентоспособности и экономического роста в целом. Также важность данной темы связана со спецификой ситуации в России, которая нуждается в решениях, которые обеспечат экономический рост и более высокий уровень благосостояния населения.

 Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы изучить влияние человеческого капитала на экономику. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1. Рассмотреть понятие человеческого капитала

2. Рассмотреть виды человеческого капитала

3. Разобрать основные положения теории Г.Беккера

4. Рассмотреть классификацию  человеческого капитала и инвестиции  в него

5. Проанализировать состояние  человеческого капитала в России

6. Выявить методы повышения уровня российского человеческого капитала

 Объектом исследования является человеческий капитал, а предметом- влияние человеческого капитала на экономику.

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Мировой рынок технологий

    1. Структура мирового рынка технологий, виды технологий и способы их передачи

Мировой рынок технологий - это сфера международной торговли, которая связанна с куплей-продажей технологических решений: патентов, лицензий, проектов, документации.

 
В качестве субъектов мирового рынка технологий выступают государственные структуры, научно-исследовательские институты и образовательные учреждения, промышленные компании и мелкие инновационные фирмы, а также физические лица – ученые и специалисты. 
 
Объектами мирового рынка технологий являются результаты интеллектуальной деятельности в овеществленной и не овеществленной формах.

 
Мировой рынок технологий можно  подразделить на четыре сегмента:

    • рынок лицензий и патентов
    • рынок наукоемкой технологической продукции
    • рынок высокотехнологичного капитала
    • рынок научно-технических специалистов

Международная передача технологий на практике реализуется в различных  формах и по многочисленным каналам. 
Основные каналы передачи технологий: 

  1. внутрифирменный – между структурными подразделениями одной компании, расположенными в разных странах
  2. межфирменный – по лицензионным, кооперационным, управленческим и другим долгосрочным соглашениям с иностранными фирмами
  3. внешнеторговый (межгосударственный) – вместе с экспортными поставками машин, оборудования и другой промышленной продукции.

 
Обмен технологиями осуществляется на некоммерческой и коммерческой основе. На некоммерческой основе между сторонами не возникают денежные обязательства. К технологическому обмену в некоммерческих формах относятся: научно-технические публикации; компьютерные базы данных, технические стандарты, справочники; проведение выставок, ярмарок, симпозиумов; обмен делегациями и встречи ученых; миграция специалистов; обучение студентов и аспирантов; деятельность международных организаций по сотрудничеству в области науки и техники и др. На коммерческой основе покупатель оплачивает передаваемые продавцом научно-технические знания. На коммерческой основе осуществляется продажа патентных и ноу-хау лицензий; лизинг; инжиниринг; консалтинг; координирование и кооперирование НИОКР; создание совместных предприятий, если они сопровождаются потоком инвестиционных товаров; продажа воплощенных технологий и др. 
 
Существует также нелегальная передача технологий в форме промышленного шпионажа и технического пиратства – массового выпуска и продажи товаров-имитаций. 
 

1.2 Основные положения  теории Г.Беккера

Появление теории человеческого  капитала приходится на вторую половину 20-го века. Основоположником считают  Т.Шульца, который опубликовал статьи, касающиеся данной проблеме, и Г.Беккер, написавший работу «Человеческий капитал: теоретический и эмпирический анализ».

По теории Беккера, продуктивность работника идентична величине его  заработной платы. Она определяется человеческим капиталом, который в  процессе труда приносит дополнительный доход. Главное отличие человеческого  капитала от физического – это  то, что  ЧК неотделим от его носителя – живой человеческой личности. Отсюда вытекает несколько следствий: человеческий капитал не может быть продан, при его использовании  владелец должен присутствовать лично, для того, чтобы получить доход  с ЧК, работник должен использовать трудовые условия, в зависимости  от величины продолжительности трудовой жизни определяется срок службы человеческого  капитала.

Человеческий капитал  определяется величиной инвестиций в образование. Затраты на формирование ЧК- это инвестиции. Инвестор жертвует частью своего дохода, чтобы в будущем  получить более высокий доход. Ожидаемую  производительность можно повысить ценой определённых издержек, к которым  относится время, которое потратил работник на обучение, его потерянный заработок, используемые оборудования и материалы.  Беккер выделяет три  основных вида человеческого капитала: общие знания, специальные знания и другие виды знания.

Общий знания человек получает в процессе семейного воспитания, в школе, университете. Данный капитал  обеспечивает работника дополнительным доходом во многих фирмах. Инвестором является сам работник, а все будущие  доходы также достаются ему.

Специальный человеческий капитал  обеспечивает доход только в определённой фирме. Специальные знания работник получает в процессе трудовой деятельности в данной фирме. Если подготовка в  большей степени превышает производительность фирмы, которая обеспечивает подготовку, то она является специальной, если же она связанна с повышение производительности и в других фирмах, то такая подготовка попадает под определение общей. Инвестиции, вложенные в специальный человеческий капитал, распределяются между работником и фирмой. Чем больше доля инвестиций фирмы в специальное обучение работника, тем больше её потери при его увольнении. Чем больше доля затрат работника, тем больше его потери при увольнении.

Другие виды знаний. Найти  лучшую работу можно, наняв агентов  по занятости, давая объявления, посещая  фирмы, изучая предложения работодателей, т.е ведя поиск информации.  Если устройство на новое место работы требует географическое перемещение  и расходы на переезд, то эти расходы  являются инвестированием в информации о возможности трудоустройства, которые в дальнейшем принесут более  высокий заработок.

1.3 Инвестиции в человеческий  капитал

Инвестиции в человеческий капитал связанны с процессом  вложений в личность человека, в  развитие его способностей, в поддержание  уровня трудоспособности. Вложения в  ЧК одновременно осуществляются самим  человеком, государством, его семьёй, предприятиями.

«Инвестиции в человеческий капитал, – пишут К. Макконелл  и С. Брю, – это любое действие, которое повышает квалификацию и  способности и, тем самым, производительность труда рабочих. Затраты, которые  способствуют повышению чьей либо производительности, можно рассматривать как инвестиции, ибо текущие расходы или издержки осуществляются с тем расчётом, что  эти затраты будут многократно  компенсированы возросшим потоком  доходов в будущем» [2,с 16]. 

 

По мнению Г.Беккера инвестиции в человеческий капитал предполагают затраты на:

  1. получение образования
  2. поддержание здоровья
  3. мобильность
  4. воспитание детей
  5. поиск информации о ценах, доходах, заработной плате [2,с 16].

 

Другой специалист Дж.Кендрик  классифицировал инвестиции на вещественные (затраты, связанные с физическим формированием и развитием человека) и невещественные (расходы на общее  образование, на медицинские услуги, на специальную подготовку). Дж.Кендрик  утверждал, что невещественные инвестиции, умножая знания и опыт людей,  способствуют повышению производительности инвестиций и капитала, воплощенных  в людях [2,с 16].

 

В целом инвестиции в человеческий капитал делятся на:

  1. Вложения в образования и повышение квалификации
  2. Вложения в поддержание здоровья, трудоспособности и медицинское обслуживание
  3. Вложения, связанные с поиском информации и трудоустройством

 

Среди всех названных инвестиций чаще всего выделяют инвестиции в  образование и повышение квалификации.

 

Под воздействием научно-технической  революции произошло изменение  характера труда, требуется постоянное обновление знаний и повышение квалификации. 

 

В рамках теории ЧК расходы  на образование делят на прямые (оплата обучения, расходы на приобретение учебников, учебных пособий) и косвенные.

 

Для овладения специальностью необходимы определённые знания, которые  способствуют восприятию более специфических  и практических знаний. В рамках теории человеческого капитала проводится разграничение

подготовки кадров на общую и специальную.  Общая подготовка способствует созданию такого человеческого капитала, который в дальнейшем может быть применён в любой отрасли.

 

В современных условиях также  возрастают требования к здоровью носителя человеческого капитала. Данный капитал  включает в себя две части: наследственную и благоприобретённую. В течение  жизни происходит износ этого  капитала и со смертью происходит обесценивание фонда здоровья. Инвестиции, связанные с профилактикой здоровья, медицинскими услугами, поддержанием здорового образа жизни, занятиями  спортом, способствует увеличению срока  использования и повышения качества человеческого капитала.

 

Рассмотрев сущность человеческого  капитала, можно сделать вывод  о том, что данный рынок играет огромную роль в современной экономике  и в обществе в целом. Человеческий капитал является ценным ресурсом в  постиндустриальном обществе. Отличие  данного рынка от всех остальных  заключается в том, что он может  накапливаться, а также является главной ценностью общества и  главным фактором экономического роста.

Информация о работе Россия на международном рынке технологий