Рынки факторов производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 18:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной контрольной работы является рассмотрение факторов производства.
Поставленная цель определяет основные задачи данной курсовой работы:
- рассмотреть проблемы взаимодействия факторов производства;
- вывить отличия между рынком факторов производства и рынком товаров и услуг;

Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ
2. Глава 1. Отличие рынка факторов производства от рынка товаров и услуг
3. Глава 2. Общая характеристика спроса и предложения экономически ресурсов.
4. Глава 3. Равновесие рыков экономических ресурсов
5. Практикум
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
7. Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_mikroekonom.docx

— 108.82 Кб (Скачать файл)

Рис. 3 Положение равновесия

 

Данный график выражает одновременно поведение спроса и предложения отдельного товара и показывает, в какой точке две линии пересекаются. Точка пересечения кривых рыночного спроса (D) и рыночного предложения (S) получила название точки равновесия спроса и предложения, ее принято обозначать E (Equilibrium).

Положение равновесия характеризуется:

- равновесной ценой –  PE (та цена, при которой количество товара, на которое предъявляется спрос, равняется количеству товара, которое производители желают продать);

- равновесным объемом  – QE (объем спроса и предложения, соответствующий точке равновесия).

В точке равновесия выполняются следующие равенства:

PE = PS = PD

QE = QS = QD

где QS – объем предложения; QD – объем спроса.

В точке равновесия спрос и предложение, будучи противоположными рыночными силами, уравновешиваются. Такое равновесие является выражением максимальной эффективности рыночной экономики, ибо  состоянии в равновесия рынок сбалансирован. Ни у продавца, ни у покупателя нет внутренних побуждений его нарушить. При цене ниже равновесной объем товара, требуемый потребителями, превышает количество, которое производители могут и желают предложить, отсюда временный дефицит товара. В данной ситуации некоторые потребители уйдут с рынка, но в результате этого будет наблюдаться сокращение рыночного спроса и рыночная цена поднимется до уровня равновесной цены, при которой временный дефицит исчезнет.

При цене выше равновесной потребители запрашивают меньшее количество товара и некоторые производители уйдут с рынка, а в результате будет иметь место сокращение рыночного предложения и рыночная цена упадет до уровня равновесной цены, при которой вмененный избыток исчезает.

Действия продавцов и покупателей направлены на уменьшение временного дефицита и избытка, в результате чего устанавливается рыночное равновесие.

Эффективность рыночного равновесия наиболее часто отождествляется с выгодой свободного рыночного обмена исходя из равновесных цен, получаемой покупателями и продавцами. Мерой этой выгоды является излишек потребителя, излишек производителя и общий излишек.

Излишек потребителя (потребительский излишек, потребительский выигрыш) – разница между максимальной ценой, которую потребитель готов заплатить за некоторое количество товара, и рыночной ценой, которую он фактически заплатил (доход потребителя, получаемый от обмена). Т.е. потребительский излишек – это, то что потребитель готов был заплатить сверх того, что он действительно платит.

Излишек производителя (выигрыш производителя) – разница между минимальной ценой, по которой производитель готов продавать некоторое количество товара, и рыночной ценой, по которой он фактически продает (доход производителя, получаемый от обмена). Т.е. излишек производителя – это тот доход, который получает производитель, готовый продавать по ценам ниже рыночной цены.

Общий излишек (чистая оценка) определяет совокупную выгоду, которую получает и потребитель, и производитель конкретного товара в результате свободного обмена на основе равновесных цен.

Нарушение рыночного равновесия есть результат непостоянства условий рыночного спроса и рыночного предложения.

Условия рыночного спроса определяют те факторы, которые влияют на объемы рыночного спроса на товар при каждой из возможных его цен. Цена – главный, но не единственный фактор объема спроса.  Ряд факторов может вызвать увеличение или сокращение спроса при каждой из возможных цен.  Эти факторы называются неценовыми факторами спроса. В качестве наиболее значимых переменных, определяющих условия спроса, принято считать:

-  изменение доходов  потребителей;

- вкусы и предпочтений  потребителей;

- изменение цен на  другие товары.

Всякий раз, когда происходит изменение уровня дохода, предпочтений или цен на другие товары  происходит смещение всей кривой спроса вправо или влево параллельно самой себе; говорят, что произошло изменение спроса — спрос возрос или сократился.

Если кривая D0 смещается вправо, спрос увеличивается. Если кривая D0 сместится влево, то спрос уменьшится (рис. 4).

 

Рис. 4 Смещение кривой рыночного спроса

Так увеличение дохода потребителей приводит к тому, что они предъявляют спрос на большее количество данного блага при каждой цене, т.е. спрос растет и  кривая спроса смещается вправо из положения D0 в положение D1. Соответственно, снижение уровня доходов населения вызывает понижение спроса и сдвиг кривой спроса до положения D2.

Условия рыночного предложения – это те факторы, которые влияют на объемы рыночного предложения товара при каждой из возможных его цен. Цена, как и в случае с рыночным спросом, является главным, но не единственным фактором объема предложения. Ряд факторов может вызывать повышение или понижение количества предлагаемого на рынке товара при каждой из возможных цен. Эти факторы называются неценовыми факторами предложения. В качестве наиболее значимых переменных, характеризующих условия рыночного предложения, традиционно выделяют:

- изменение технологии  производства;

- изменение цен на ресурсы;

- изменение цен на другие  товары.

Под воздействием этих факторов происходит изменение предложения. Это проявляется в смещении кривой предложения вправо или влево. Когда предложение увеличивается, то кривая S0 смещается вправо и занимает положение S1, в случае снижения предложения кривая предложения сместится влево до положения S2 (рис. 5).

Рис. 5 Смещение кривой рыночного предложения

Так, при увеличении цен на применяемые факторы производства предложение товара снижается, а уменьшение цен на ресурсы, наоборот, стимулирует повышение количества предлагаемого товара при каждой цене, и предложение возрастает.

Любое технологическое усовершенствование, как правило, приводит к сокращению затрат на ресурсы (снижению издержек производства) и поэтому сопровождается расширением предложения товара.

Если хотя бы одна переменная, определяющая условия рыночного спроса и рыночного предложения, характеризуется непостоянством, то это приводит к нарушению рыночного равновесия и утверждения его на новом уровне. Для того чтобы охарактеризовать поведение рыночного равновесия, как правило, сравниваются два его «статистических» показателя (метод сравнительной статистики).

Колебания спроса и предложения изменяют равновесную цену и равновесное количество товаров на рынке. Это выражается в следующем:

- увеличение спроса вызывает  рост как равновесной цены, так и равновесного количества товара;

- уменьшение спроса приводит  к падению равновесной цены  и равновесного количества товара;

- рост предложения товара вызывает  уменьшение равновесной цены  и увеличение равновесного количества  товара;

- сокращение предложения ведет  у увеличению равновесной цены и уменьшению равновесного количества товара.

Реакция рынка на одновременное изменение спроса и предложения может иметь различные варианты в зависимости от направленности и масштабов этих изменений. Так, если наблюдается значительное увеличение спроса и небольшое уменьшение предложения или незначительное увеличение спроса и значительное уменьшение предложения, то увеличивается и равновесная цена, и равновесный объем. Таким образом, на рынке спрос и предложение не всегда уравновешиваются, но рынок тяготеет к равновесию.

 

 

Практикум

1. Что из следующего  является примером фактора производства?

1) рабочие сталелитейного  завода, производящие сталь

2) формы для заливки  стали, используемые в сталелитейном  производстве 

3) железная руда, используемая  в сталелитейном производстве

4) доля акций сталелитейной  компании

5) все перечисленное является  примером фактора производства

 

Правильные ответы – 1,2,3, так как исходя из самого определения

«Факторы производства — это основные элементы производственного процесса, которые, во-первых, принимают прямое и непосредственное участие в нем, во-вторых, использование (участие) в процессе производства обусловливает их частичный износ или полное потребление, в-третьих, стоимость изношенной (использованной) их части учитывается в затратах на производство и переносится на стоимость готовой продукции, после реализации которой в виде стоимостной компенсации возвращается собственнику того или иного фактора производства» видно, что именно эти факторы будут являться факторами производства. А доля акций сталелитейной компании, в свою очередь, не может никаким образом повлиять на сам процесс производства.

 

2.Спрос на факторы производства  будет тем более эластичным, чем

1) более неэластичен спрос  на готовый товар, в производстве  которого используется данный  ресурс

2) менее важен данный  ресурс для производителя готового  продукта

3) короче период времени

4) большее число заменяемых  ресурсов, доступных для производителя  готового продукта

5) выше цена другого  ресурса, используемого в данном  производстве

Проанализировав определение, и факторы определяющие эластичность спроса на ресурс,  пришли к выводу, что правильными ответами будут являться - 1,3,4. Так как:

      Эластичность  спроса на ресурс  по цене  определяют следующие факторы:

- Эластичность спроса на готовую продукцию, произведенную с помощью данного ресурса. Чем она выше, тем более эластичен спрос на ресурс.

- Коэффициент  снижения предельного  продукта дополнительного ресурса и уменьшение предельной доходности этого ресурса. Если указанный коэффициент  меняется медленно, плавно, то цена на ресурс снижается незначительно и спрос на ресурс относительно эластичен. При резком уменьшении предельного продукта и предельной доходности  ресурса цена  ресурса резко падает, при этом спрос на ресурс будет неэластичным. Например, при медленном снижении  цены труда спрос на ресурс труда относительно эластичен. При резком снижении цены труда спрос на этот ресурс неэластичен, ибо предельная доходность в данной ситуации резко снижается.

- Степень взаимозаменяемости ресурсов. Если данный ресурс свободно замещается другим ресурсом, то спрос на него будет относительно эластичным.

- Значимость ресурса, его доля в общих издержках фирмы на производство данного товара. Если удельный вес какого-либо ресурса в общих издержках значителен и отсутствует возможность его замещения, то эластичность спроса при изменении цены ресурса выше и объем  спроса заметно изменится.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, рынок факторов производства отличается тем, что на нем производители, которые раньше были продавцами товаров, выступают как покупатели, обеспечивая производственный процесс необходимыми ресурсами. Расходы производителей становятся доходами для продавцов ресурсов. Поэтому уровень доходов в обществе зависит от уровня развития производства, от их рационального распределения между отдельными производителями.

Предложение факторов производства зависит прежде всего от специфики каждого рынка. Дело в том, что рынок факторов производства складывается из трех видов рынка: рынка труда, рынка земли, рынка капиталов. В зависимости от факторов развития рынка формируется предложение. Однако общим для всех рынков является то, что количество ресурсов, предлагаемых к продаже, ограничено по сравнению с потребностями в их производстве.

Для фирмы-производителя большое значение имеют цены на ресурсы, так как именно от них зависит уровень издержек производства. При имеющемся техническом базисе цены будут определять количество ресурсов, которое можно использовать.

Особенностью, специфической чертой спроса на любые факторы производства является то, что он имеет производный, вторичный характер по сравнению со спросом на конечные потребительские блага. Производный характер спроса на факторы производства объясняется тем, что потребность в них возникает лишь в том случае, если с их помощью могут быть произведены пользующиеся спросом конечные потребительские блага.

Следовательно, спрос на факторы производства – это взаимозависимый процесс, где объем каждого привлекаемого в производство ресурса зависит от уровня цен не только на каждый из них, но и на все остальные сопряженные с ними ресурсы и факторы.

Также, в заключении необходимо отметить, что под влиянием конкурентной среды рынка спрос и предложение на факторы производства уравновешиваются, в результате чего устанавливаются рыночное равновесие – ситуация на рынке, когда спрос  и предложение  находятся в состоянии равновесия, которое характеризуется равновесной ценой  и равновесным объемом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.Микроэкономика: учебник для бакалавров / И.Э.Белоусова, Р.В.Бубликова, Е.И. Иванова и др.; под ред. Г.А.Родиной, С.В.Тарасовой. - М.: Изд-во Юрайт, 2012. – 263с.

2. Микроэкономика: учебник / Л. Е. Басовский, Е. Н. Басовская. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 224с.

3. Микроэкономика. Задачи и упражнения: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям/ Н. М. Розанова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 559.

4. Микроэкономика: учебник / С.Г. Серяков. – М.: Магистр: ИНФРА-М, 2011. – 416с.

5. Микроэкономика. Продвинутый уровень: учебник/ Ю. Н. Черемных. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 844с.

6. Экономика: учебник / В. П. Бардовский, О. В. Рудакова, Е. М. Самородова. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2009. – 672с.

7. Экономическая теория: учебник / под ред. Г.П.Журавлевой. - М.: ИНФРА-М, 2010. – 440с.

8. Экономическая теория: учебник для бакалавров / под ред. проф. И. К. Ларионова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кº», 2012. – 408с.

9. Экономическая теория: учебник / М.А. Сажина, Г.Г. Чибриков. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2012. – 608с.

10. Экономическая теория: учеб. пособие / Викулина Т.Д. – 2-е изд. – М.: РИОР, ИНФРА-М, 2013. – 209с.

 


Информация о работе Рынки факторов производства