Рынок: функции, структура. Достоинства и недостатки рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 11:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучить рынок, его сущность, функции и роль в жизни общества, рассмотреть его достоинства и недостатки.
В соответствии с целью можно выделить задачи написания работы:
1. Определить в чем заключается сущность рынка, его функции.
2. Изучить преимущества и недостатки рынка, инфраструктуру рынка, особенности рыночной экономики.
3. Сделать выводы по вопросу сущности рынка, его функциям и роли в жизни общества.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Рынок и рыночная экономика………………………………………..4
Понятие рынка, его функции и сегментация……………………………4
Сущность рыночной экономики………………………………………...9
Глава 2. Структура и инфраструктура рынка……………………………….12
2.1. Структура рынка……………………………………………………….12
2.2. Инфраструктура рынка………………………………………………..17
Глава 3. Достоинства и недостатки рыночной экономики………………….21
Заключение……………………………………………………………………...23
Список использованных источников…………………………………………26

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ по экономике.docx

— 52.52 Кб (Скачать файл)

 

 

Курсовая работа

По дисциплине: Экономика  туризма

На тему: «Рынок: функции, структура. Достоинства и недостатки рыночной экономики».

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Рынок и рыночная экономика………………………………………..4

    1. Понятие рынка, его функции и сегментация……………………………4
    2. Сущность рыночной экономики………………………………………...9

Глава 2. Структура и инфраструктура рынка……………………………….12

2.1.     Структура рынка……………………………………………………….12

2.2.     Инфраструктура рынка………………………………………………..17

Глава 3. Достоинства и недостатки рыночной экономики………………….21

Заключение……………………………………………………………………...23

Список использованных источников…………………………………………26

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   ВВЕДЕНИЕ

Современная рыночная экономика  представляет собой  сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной  системы правовых норм бизнеса, и  объединяемых единым понятием - рынок.

Данная тема широко и многогранно  освящена во многих источниках по экономической  литературе. Рыночную экономику изучали  уже давно. Большое внимание до сих  пор ей уделяют современные экономисты, которые рассматривают принципы, законы, рычаги управления экономических  отношений. 

  Цель работы – изучить  рынок, его сущность, функции и  роль в жизни общества, рассмотреть  его достоинства и недостатки.

В соответствии с целью  можно выделить задачи написания  работы:

1. Определить  в чем  заключается сущность  рынка,  его функции.

2. Изучить  преимущества  и недостатки рынка,  инфраструктуру  рынка, особенности  рыночной  экономики. 

3. Сделать  выводы по  вопросу сущности  рынка, его  функциям и роли  в жизни  общества.

 

 

 

 

 

 

 

             ГЛАВА 1. РЫНОК И РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА

    1. ПОНЯТИЕ РЫНКА, ЕГО ФУНКЦИИ и СЕГМЕНТАЦИЯ

 

Рынок - это совокупность экономических отношений между  субъектами рынка по поводу движения товаров и денег, которые основываются на взаимном согласии, эквивалентности  и конкуренции.

Рынок –  это механизм, сводящий вместе покупателей и продавцов отдельных товаров и услуг. Более конкретно рынок представляет сферу обмена (обращения), в которой осуществляется связь между агентами общественного производства в форме купли-продажи, т. е. связь производителей и потребителей, производства и потребления.

Субъектами рынка являются продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают домохозяйства (в составе одного или нескольких лиц), фирмы (предприятия), государство. Большинство субъектов рынка действуют одновременно и как покупатели, и как продавцы. Все хозяйственные субъекты тесно взаимодействуют на рынке, образуя взаимосвязанный "поток" купли-продажи.

Объектами рынка являются товары и деньги. В качестве товаров выступает не только произведенная продукция, но и факторы производства (земля, труд, капитал), услуги. В качестве денег - все финансовые средства, важнейшими из которых являются сами деньги.[3]

Рынок - это:

1. совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи товаров;

2. один из центральных элементов в системе товарно-денежных отношений;

3. базовый элемент хозяйственного механизма;

4. регулятор функционирования рыночной экономики.

Таким образом, рынок является сложным механизмом, на котором совершаются  сделки между покупателями и продавцами экономических благ. Расходы на совершение рыночных сделок называются трансакционными издержками. Это издержки на сбор и обработку информации о состоянии рынка, на поиск покупателя (продавца) и ведение с ним переговоров и заключение контракта, а также на контроль за его соблюдением.[3]

Предпосылками возникновения  рынка являются:

1. Общественное разделение труда;

2. Частная собственность на средства и продукты производства.

Основными элементами рынка выступают спрос, предложение, конкуренция, цена.

Отличительными чертами  рынка являются: гибкость, эффективность, стремление к равновесию.

Оптимальное функционирование рынка предполагает наличие следующих  условий:

1. Частная собственность;

2. Конкуренция;

3. Ограниченная роль государства;

4. Вход на рынок и выход с рынка должны быть свободными;

5. Наличие свободных ресурсов и свободное их использование;

6. Свободный доступ к рыночной информации;

7. Отсутствие монополизма в производстве и ценообразовании;

8. Наличие твердой, авторитетной валюты;

9. Четко налаженная система кредитных и финансовых отношений;

10. Умение производителей и управленцев организованно и психологически верно встраиваться в рыночные отношения.

С позиций ценообразования  и характера конкуренции различаются  следующие модели рынка:

1. Рынок совершенной конкуренции (много продавцов и много покупателей);

2. Рынок монопольной конкуренции (один продавец);

3. Рынок олигополии (мало продавцов и много покупателей);

4. Рынок олигопсонии (много продавцов и мало покупателей);

5. Рынок двусторонней олигополии (мало продавцов и мало покупателей);

6. Рынок дуополии (два продавца и два покупателя);

7. Рынок монопсонии (много продавцов и один покупатель);

8. Рынок монополистической конкуренции (много продавцов и много покупателей).

Если рассматривать рынок  как форму связи производства и потребления через обмен, то в качестве его элементов можно  назвать следующие:

1.свобода предпринимательства (необходимое условие рынка);

2.конкуренция (без конкуренции получаем рынок производителя);

3.рыночная инфраструктура - все то, без чего не может быть ни свободы предпринимательства, ни конкуренции:

- коммерческие банки;

- страховые компании;

- магазины и все виды других торговых предприятий;

- ярмарки, аукционы;

- биржи места, где формируется конкретная цена и другие. 

Рынок так же имеет ряд  функций. Под функцией рынка подразумевается его роль в реализации экономических целей общества. 
         Рынок оказывает огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд существенных функций.

Современный   высокоразвитый рынок выполняет шесть  основных  взаимосвязанных  функций.

  1. Посредническая функция  состоит в том, что рынок напрямую соединяет производителей (продавцов)  и  потребителей  товаров, предоставляя им  возможность  общаться  друг  с  другом  на  экономическом  языке  цен,  спроса  и  предложения,  купли-продажи.
  2. Ценообразующая  функция  рынка  возникает  при  столкновении  товарного  спроса  и  предложения, а  также  благодаря конкуренции.  В  результате  свободной  игры  этих  рыночных  сил  складываются  цены  на  товары  и  услуги.
  3. Информирующая  функция  рынка. Сложившиеся  цены “сообщают”  бизнесменам  о  состоянии  экономики. В частности, через  конкретный разброс  цен (скажем  на  чай, кофе и какао),  через  их падение и рост деловые люди  узнают  о  размерах  производства продукции, о насыщенности  рынка  товарами, о запросах  потребителей и т. д.
  4. Регулирующая  функция действует  через тот же  механизм  свободных  рыночных  отношений. Из  менее  выгодных  отраслей  с  пониженными  ценами (перепроизводство  продукции)  капиталы  перетекают  в  более  прибыльные  отрасли  с  повышенными  ценами (недопроизводство). В результате  в  первых  отраслях  производство  сокращается, а во-вторых - растет.
  5. Стимулирующая функция  также  осуществляется с помощью  рыночных цен. В  данном  случае  стимулируется  эффективность  экономики. Цены  “вознаграждают”  дополнительной  прибылью тех, кто  производит  товары, наиболее  нужные  потребителям, кто  совершенствует  производство,  увеличивает  производительность,  снижает  издержки.
  6. Оздоровительная  функция  жестока,  но  экономически  оправдана. Рынок “очищает”  экономику  от ненужной  и  неэффективной  хозяйственной  деятельности. Те  предприниматели,  которые  не  учитывают  запросы  потребителей  и  не  заботятся о  прогрессивности  и  рентабельности  своего  производства  терпят  поражение в конкурентной  “борьбе” и “наказываются”  банкротством. И  наоборот,  общественно  полезные и эффективно работающие  предприятия  процветают  и  развиваются.

Сегментация рынка - разделение рынка на отдельные группы, части (сегменты) по какому-либо признаку (вид товара, тип валюты, страна, регион, однородные группы потребителей, группы индивидуальных потребителей, выделенных по социальным признакам, платежеспособности, мотивам, культуре, религиозным традициям и т. д.).

Сегментация рынка выступает  ключевым понятием концепции маркетинга, ориентированного на спрос; является основой  маркетинговой деятельности в условиях насыщенного рынка. Реализация концепции  рыночной сегментации определяется необходимостью выделения наиболее важных черт и потребностей для каждой группы потребителей для последующей  переориентации своей производственной и сбытовой политики на удовлетворение этих специфических требований покупателей. Овладение знаниями сегментации  рынка дает возможность фирме  разработать оптимальную стратегию  маркетинга, точный выбор его инструментов, экономию средств в процессе реализации коммерческих проектов.

Выделяют предварительную сегментацию, реализуемую на этапе выбора рынка, и окончательную сегментацию - при формировании маркетинговой программы.

Различают следующие признаки сегментации рынка.

  1. географический, согласно которому производится разбивка рынка на разные географические единицы: государства, штаты, регионы, области, округа, города, общины. Фирма может принять решение действовать либо в одном или нескольких географических районах, либо во всех районах, но с учетом различий в нуждах и предпочтениях, определяемых географией;
  2. демографический, означающий разбивку рынка на группы, в основе которых лежат такие демографические признаки, как пол, возраст, размер семьи, уровень доходов, род занятий, образование, раса, национальность и др.;
  3. психологический - разделение покупателей по признакам принадлежности к общественному классу, образу и стилю жизни, структуре личности;
  4. поведенческий - деление на группы в зависимости от знаний, отношений покупателей, характера использования товара и реакции на данный товар.

По товарам производственного  характера сегментация рынка  строится по другим признакам. Здесь  на первое место ставится принадлежность потенциального предприятия-покупателя к определенному сектору экономики - машиностроению, строительству, торговле и т. д. В пределах каждой отрасли  выделяются более мелкие профессиональные секторы. В этом случае важно учитывать  размеры предприятий.[5] 

 

                          1.2.  СУЩНОСТЬ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

 

Понятие «рынок» и «рыночная  экономика» - взаимосвязаны, но не тождественны. Рынок возникает и развивается  вместе с разделением труда в  обществе задолго до формирования рыночной экономики. Рыночная экономика –  результат длительного исторического  развития рыночных отношений и рынка.

В современной экономической  литературе понятия «рынок» и  «рыночная экономика» употребляются  в одном и том же значении: для  характеристики рыночной экономики, одновременно понимаемой и как рынок.

Рыночная экономика – сложная социально-экономическая система, состоящая из множества структурно организованных, взаимосвязанных и взаимодействующих элементов.

Рыночная экономика основана на принципах:

  • предпринимательства;
  • многообразия форм собственности на средства производства;
  • рыночное ценообразования;
  • договорных отношений между хозяйствующими субъектами (людьми, предприятиями и т. д.);
  • ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность.
  • присвоения прибавочной стоимости

Основные черты:

  • конкуренция;
  • многообразие форм собственности (частной, коллективной, государственной, общинной);
  • полная административная независимость и самостоятельность товаропроизводителя — товаропроизводитель должен быть собственником результатов своего труда;
  • свободный выбор поставщиков сырья и покупателей продукции;
  • сосредоточение капитала в руках буржуазии;
  • неэквивалентная физическому и умственному труду система распределения благ общества;
  • ориентированный на покупателя рынок.

Обладает следующими свойствами:

  • в любой экономике присутствует многообразие форм собственности, как минимум две: государственная и частная;
  • рыночное ценообразование не предполагает какого-либо вмешательства государства;
  • любое вмешательство государства в экономику является ограниченным.

Информация о работе Рынок: функции, структура. Достоинства и недостатки рыночной экономики