Рынок. Функции и структура рынка. Виды рынка.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 20:02, контрольная работа

Краткое описание

Рынок – это сложное и многообразное экономическое и социальное понятие. Если выделить экономический аспект понятия «рынок», то можно сказать, что он представляет собой совокупность экономических отношений, которые складываются в сфере обмена по поводу купли-продажи товаров.

Содержание

1. Рынок. Функции и структура рынка. Виды рынка.
2. Совокупный спрос и его факторы.

Вложенные файлы: 1 файл

рынок.docx

— 84.34 Кб (Скачать файл)

       -Избыточный рынок - предложение превышает спрос;

       По  степени зрелости:

       -Неразвитый  рынок;

       -Развитый  рынок;

       -Формирующийся  рынок;

       По  степени ограниченности конкуренции:

       Свободный рынок - регулируется на основе свободной конкуренции независимых товаропроизводителей;

       Монополистический рынок - условия производства и обращений определяет группа монополий, между которыми сохраняется монополистическая конкуренция;

       Олигополистический  рынок - это такой рынок, на котором большая часть выпускаемой продукции производится горсткой крупных фирм, каждая из которых достаточно велика для того, чтобы оказывать влияние на весь рынок своими собственными действиями;

       Смешанный рынок;

       По  соответствию действующему законодательству:

       Легальный рынок (открытый, узаконенный);

       Нелегальный рынок («черный» и «серый») - возникает чаще всего либо как сфера подпольной торговли товарами, свободная продажа которых запрещена законом (наркотики, оружие, порнография), либо как область торговли любыми товарами, но при нарушении указанных правил и норм торговли (в неположенном месте, при отсутствии лицензий, неуплате сборов, налогов, пошлин).

       По  организации рыночного  обмена:

       -Оптовый  рынок;

       -Розничный  рынок;

       -Экспортный  рынок;

       -Импортный  рынок;

       С учетом ассортимента товаров:

       Замкнутый рынок, где товары только первого производителя;

       Насыщенный  рынок, где множество сходных товаров многих производителей;

       Рынок широкого ассортимента, где есть ряд видов товаров, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей;

       Смешанный рынок, на котором обращаются разнообразные товары, не связанные между собой;

       Эффективное функционирование рынка предполагает реализацию многообразных форм хозяйства  и собственности (частной, кооперативной, государственной и др.), формирование развитой рыночной инфраструктуры. Различаются  три основных вида рынка:

       1) рынок товаров и услуг;

       2) рынок факторов производства;

       3) финансовый, или денежный, рынок.

       Все они связаны между собой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Вопрос  № 2. Совокупный спрос и его факторы.

       Совокупный  спрос AD (от английского aggregate demand)– экономический агрегат, суммирующий величины индивидуальных спросов на все конечные товары и услуги, предлагаемые на товарном рынке. В идеальной модели макроэкономики совокупный спрос должен быть равен реальному объему национального производства, который может быть куплен при любом уровне цен.

       Совокупный  спрос имеет две формы: натурально-вещественную и стоимостную.

       Натурально-вещественная форма совокупного спроса отражает потребность в товарах и услугах. Его структура может быть представлена: во-первых, определенными видами продуктов  и услуг непроизводственного  потребления, удовлетворяющими личные и иные непроизводственные потребности; во-вторых, совокупностью всех средств производства и производственных услуг (научные исследования и разработки, направленные на совершенствование технологии; обслуживающая производство информация; связь и т. д.).

       Совокупный  спрос в стоимостном выражении  представляет собой сумму всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные  в экономике. Он отражает связь между  объемом совокупного выпуска, на который предъявлен спрос экономическими агентами: населением, предприятиями и государством, и общим уровнем цен в экономике.

       В структуре совокупного спроса можно  выделить 4 макроэкономических субъекта, влияющих на объем спроса:

       1) совокупный спрос домохозяйств  – потребительский спрос (C);

       2) спрос фирм на инвестиции (I);

       3) спрос на товары и услуги  со стороны государства (G);

       4) чистый экспорт (Xn) – разница между спросом иностранцев на отечественные товары и отечественным спросом на импортные товары.

       Чтобы определить объем совокупного спроса, необходимо определить объём спроса каждого из этих субъектов. Спрос домашних хозяйств доминирует на рынке благ. На него приходится больше половины объёма конечного совокупного спроса. Потребительский спрос или расходы изменяются медленно, относительно стабильны. Другие компоненты совокупного спроса более динамичны, например инвестиционный спрос, их изменения вызывают колебания экономической активности.

       Из  структуры совокупного спроса выделяют формулу:  AD = C + I + G + Xn.

       В правой части она содержит те же слагаемые, что и формула основного  макроэкономического тождества (ВНП  по расходам). Их отличие заключается  в том, что AD – это расходы, которые намерены сделать хозяйствующие субъекты, а не фактические расходы, которые уже сделаны в течение года.

         Графически модель совокупного  спроса представляется в виде  кривой с отрицательным наклоном, которая характеризует обратную  зависимость между объемом покупаемого  реального ВНП и уровнем цен.  На рис.1 кривая совокупного спроса AD показывает количество товаров и услуг, которое потребители готовы приобрести при каждом возможном уровне цен. Она дает такие комбинации объема выпуска и общего уровня цен в экономике, при которых товарный и денежный рынки находятся в равновесии.

       

       Изменение общего уровня  цен (ценовых факторов) при прочих равных условиях (неизменных неценовых факторах) влияет на объем  совокупного спроса и обуславливает  движение по кривой AD.

       К ценовым факторам относятся следующие:

       1) Эффект реального богатства или  эффект Пигу.

       Под реальным богатством понимается отношение  номинального финансового богатства (М) к общему уровню цен (Р). Это отношение  есть реальная покупательная способность  накопленного номинального богатства (наличные деньги, ценные бумаги). Рост цен снижает реальную покупательную  способность накопленных финансовых активов с фиксированной стоимостью, что делает их владельцев беднее и побуждает к сокращению потребительских расходов (C), объем совокупного спроса  уменьшается.

       2) Эффект процентной ставки или  эффект Кейнса.

       Рост  уровня цен заставляет и потребителей, и производителей брать деньги в  долг, т.е. возрастает спрос на деньги. Это обстоятельство повышает процентную ставку. Поэтому покупатели откладывают  свои покупки (C), а предприниматели сокращают инвестиции (I). В результате совокупный спрос уменьшается.

       3) Эффект импортных товаров или  эффект Флеминга.

       Рост  цен внутри страны при стабильных ценах на импорт перекладывает часть спроса с внутренних товаров на импортные и сокращает экспорт. В экономике данной страны снижается чистый экспорт и совокупный спрос.

       К неценовым факторам, влияющим на совокупный спрос, относится все, что воздействует на потребительские расходы (C), инвестиционные расходы фирм (I), государственные расходы (G), чистый экспорт (Xn).

       Факторы, воздействующие на C:

      1. уровень благосостояния населения;
      2. ожидания (изменения уровня цен, изменения доходов) потребителей;
      3. налоги;
      4. трансфертные платежи;
      5. процентная ставка.

       Факторы, воздействующие на I:

      1. ожидания инвесторов;
      2. процентная ставка;
      3. налоги;
      4. трансфертные платежи;
      5. новые технологии.

       Факторы, воздействующие на G:

      1. Государственные закупки.

       Факторы, воздействующие на Xn:

      1. объемы ВНП в других странах;
      2. величина ВНП в данной стране;
      3. валютный курс национальной денежной единицы.

       Из  уравнения количественной теории денег  M V= P Y  можно сделать вывод, что на совокупный спрос влияют величина денежной массы (M) и скорость обращения денег (V) между секторами экономики, т.к. Y = MV/Р или AD = MV/Р.

       Из  уравнения видно еще два неценовых  фактора M и V.  На совокупный спрос влияют величина денежной массы и скорость обращения денег между секторами экономики.

       Следовательно, AD является функцией М и V, AD = f(M, V). Влияние вышеперечисленных неценовых факторов на совокупный спрос в конечном итоге можно свести к изменениям денежной массы и скорости обращения денег.

       Изменение неценовых факторов отражается сдвигом  кривой AD.

       

       Например, снижение спроса на нефть на мировом  рынке и соответствующее сокращение экспорта приведет к сокращению совокупного спроса. Это отразится графически сдвигом AD влево (рис.2).

       Сдвиг кривой совокупного спроса под влиянием неценовых факторов напрямую связан с размером реального ВНП и  как следствие объемов производства, но не сказывается на уровне цен.

       Часто непосредственное воздействие какого-либо неценового фактора на совокупный спрос оказывается не единственным, и для оценки итогового эффекта требуется дополнительный анализ. Так, увеличение государственных расходов непосредственно ведет к росту совокупного спроса. Но, финансируя эти расходы через продажу облигаций, государство забирает часть ресурсов с денежного рынка, что при неизменном общем предложении денег в экономике и спросе на них со стороны частного сектора увеличивает ставку процента. Это, в свою очередь, затрудняет инвестиционную деятельность частного сектора, покупку дорогостоящих товаров потребителями и т.д., то есть сокращает другие компоненты совокупного спроса. 

         
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы 

       
  1. Баженова  В.С., Иохин В.Я. Экономическая теория. Микроэкономика – 1,2: Учебник/ под общ. ред. Г. П. Журавлевой. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004.
  2. Борисов Е.Ф., Экономическая теория: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2005.
  3. Кураков Л. П. Экономическая теория: Учебное пособие. – 3-изд., доп. и перераб. М.: Гелиос АРВ, 2007.
  4. Орешин В.П. Государственное регулирование национальной экономики. – М: Юристъ, 2004.Основы рыночной экономики: учебное пособие. – К.: РВО «Полиграфкнига», 2005.
  5. Экономика: Учебник./ Под ред. Булатова А. С. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство БЕК, 2008.
  6. Сажина М. А., Чибиков Г. Г. Экономическая теория: Учебник для вузов. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА – М, 2006.

Информация о работе Рынок. Функции и структура рынка. Виды рынка.