Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 21:10, курсовая работа
Целью исследования является изучение рынка труда и эффективности общественного произродства.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
а) рассмотреть сущность и структуру рынка труда;
б) охарактеризовать модели рынков труда;
Введение 3
1 Теоретические аспекты рынка труда 5
1.1 Сущность и структура рынка труда 5
1.2 Модели рынков труда 11
1.3 Регулирование рынка труда 13
2 Особенности функционирования рынка труда в Беларуси 18
2.1 Становление рынка труда в РБ 18
2.2 Совокупный рынок труда в Республике Беларусь 21
2.3 Направления государственного регулирования рынка труда 25
3 Эффективность занятости и общественного производства в РБ 30
Заключение 34
Список использованных источников 36
Приложение А 38
Становление рынка труда в Республике Беларусь как экономической структуры – это длительный и сложный процесс, включающий в себя противоречия, присущие странам с государственной экономикой, и испытывающий воздействие разноплановых факторов [16, с. 250].
Формирование рынка труда для нашего общества неизбежно сопровождается рядом объективно сложившихся трудностей, основная экономическая причина которых заключается в сужении наших сырьевых и топливно-энергетических рынков ресурсов, а также рынков сбыта продукции.
В экономической литературе в исследовании проблемы становления рынка труда можно выделить два подхода. Первый подход состоит в том, что рынок труда в Республике ещё не сложился, т.е. только сейчас происходит собственно становление рынка труда. Второй подход к этой проблеме сводится к выводу, что рынок труда в государственной экономике был всегда, но имел специфически урезанную форму, и поэтому задача становления рынка труда в Республике Беларусь рассматривается как формирование полноценных рыночных отношений в области труда, наделение их реальной силой. Это составляет сущность перехода от командно-административного воспроизводства трудового потенциала к рыночному.
Специфика белорусского рынка труда такова, что в некоторых случаях до неузнаваемости меняется само содержание товарных отношений. Венгерский экономист Я.Корнай назвал такой рынок труда ресурсоограниченным, главными характеристиками которого являются полное поглощение резерва рабочей силы государственными предприятиями и учреждениями, когда уровень занятости достигает максимальной высоты и потому немобилен.
Гарантированная занятость накладывает на работников свой отпечаток, у них нет конкуренции со стороны безработных. Это приводит к снижению мотивации к труду и его эффективности. Именно наличие дефицита рабочей силы становится постоянным спутником ресурсоограниченного рынка труда, его расширение жестко ограничено со стороны предложения трудовых ресурсов. Это рынок продавца (работника), не знающего конкуренции, неэффективно занятого [11, с. 113].
Таким образом, спрос на рабочую силу характеризовался его неограниченностью, предложение рабочей силы – немобильностью и внеэкономическим закреплением работников (прописка, очередь за жильем и др.). Ограничителем хозяйственной деятельности являлось именно предложение рабочей силы. Заработная плата устанавливалась государством на сознательно низком уровне и была негибкой. Это привело к снижению производительности труда, потере стимулов к повышению квалификации и качества работы [15, с. 66].
Монополия государства на рынке труда, т.е. его поведение как единственного продавца рабочей силы, выражается через положение и деятельность профсоюзов, которые по существу являлись «приводными ремнями», необходимыми для привлечения работников для выполнения заданий центра (с помощью распределения материальных благ, жилья и пр.).
Однако есть в Республике Беларусь категории трудоспособного населения, занятость которых эластична по отношению к заработной плате. Сюда относятся те работники, кто может заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, организовать частные, кооперативные и прочив предприятия, а также женщины, семейный бюджет которых позволят заняться домохозяйством и воспитанием детей. Эти люди при снижении заработной платы покидают государственные предприятия и тем самым снижают предложение рабочей силы (по крайней мере, наемных работников).
Весьма актуальной для Республики Беларусь является идея неокейнсианцев о том, что необходимо сочетать определенный уровень занятости с определенными темпами экономического роста, не вызывающего инфляции. Наша экономика долгое время страдала именно от того, что ее пытались искусственно подстегнуть, "ускорить", а это вызывает стагфляцию. Для предотвращения в республике стагфляции следует проводить политику активного рынка труда, политику контроля над доходами и антимонопольную политику.
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы. Становление рынка труда в Республике Беларусь – это длительный, сложный, противоречивый и многоплановый процесс. Он определяется специфическим характером экономики Республики Беларусь, структурой народного хозяйства, а также сопровождается рядом объективно сложившихся трудностей структурного, экономического, регионально-миграционного, социально-политического и психологического характера.
Становление рынка труда в Республике Беларусь – это глубоко противоречивый процесс, включающий в себя как противоречия развития, связанные с переходом от устаревших форм производственных отношений к более новым, так и противоречия функционирования, связанные с регулированием функционального равновесия на рынке труда..
Формирование и движение белорусского рынка труда на современном этапе вытекают из внутренних противоречий, обусловленных высокой степенью монополизации экономики, соответствующей структурой народного хозяйства и подавляющей занятостью населения в сфере материального производства госсектора, с одной стороны, и стратегической задачей создания рыночной экономики (и рынка труда), с другой. Это противоречие охватывает все стороны жизни общества: экономическую, социальную, политическую, культурно-психологическую.
К характерным особенностям белорусского рынка труда, кроме перечисленных, можно отнести: установление заработной платы по «затратам на воспроизводство рабочей силы», использование различных форм внеэкономического принуждения к труду и наличие преград мобильности рабочей силы, наличие натуральных выплат рабочим, общее экономическое неравновесие, когда предприятие преследует иные, чем максимизация прибыли, цели [5, с. 17].
2.2 Совокупный рынок труда в Республике Беларусь
При анализе совокупного рынка труда в Республике Беларусь необходимо выделить две его части:
1) открытый рынок труда,
который охватывает все
2) скрытый рынок труда, состоящий из:
а) работников, занятых на предприятиях, организациях, но имеющих большую вероятность оказаться без работы, так как являются избыточными на данном предприятии;
б) работников, не указывающий свой вид деятельности с целью уклонения от налогообложения;
в) работников, формально числящихся на предприятии, но не работающих там и не получающих заработной платы, либо временно незанятых;
г) работников, неудовлетворенных своим рабочим местом, условиями труда, и при определенных условиях готовых их поменять.
Необходимость подобного разделения совокупного рынка труда в Беларуси обусловлена тем, что каждая из выделенных его частей характеризуется своими специфическими явлениями и процессами.
Главная характеристика официально контролируемой части рынка труда состоит в возможности его достоверной количественной оценки, так как благодаря Департаменту по занятости Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь собирается обширная статистическая информация.
Так, по данным Белорусского национального статистического комитета в январе-ноябре 2010 года в органы по труду, занятости и социальной защите за содействием в трудоустройстве обратилось 310,5 тыс. человек (98,6 процента к соответствующему периоду 2009 года), из них зарегистрированы безработными 192,3 тыс. человек (97,1 процента).
В целях обеспечения занятости
населения в малых городах
органами по труду, занятости и социальной
защите гор(рай)исполкомов в рамках
Государственной программы: оказано
содействие в трудоустройстве на
постоянное место работы 50,6 тыс. чел,
в том числе 32,5 тыс. безработным,
направлено на профессиональное обучение
4,7 тыс. безработных, оказана финансовая
поддержка в организации
В результате принятых мер в малых городах республики количество безработных по сравнению с началом года уменьшилось на 1238 человек (с 7558 человек на 1.01.2010 до 6321 на 1.12.2010), или на 16,4 процента, количество вакансий увеличилось с 6,1 тыс. до 9,2 тыс. рабочих мест, или на 50,8 процента. Напряженность на рынке труда малых городов сократилась с 1,2 безработного на вакансию на 1.01.2010 (по республике 1,2) до 0,7 на 1.12.2010 (по республике 0,7). Этот показатель варьируется от 1,1 в Витебской области до 0,4 в Минской [4, с. 76].
В течение 2010 года отмечался
рост вакансий, заявленных в органы
по труду, занятости и социальной
защите, и на конец ноября 2010 г. число
вакансий составило 52,2 свободных рабочих
места. На конец ноября на одну заявленную
вакансию условно приходилось 0,7 безработных
(на конец ноября 2009 г. – 1,1 безработных).
Из общего числа вакансий 78,0 процентов
предназначены для
Уровень безработицы в 2010 году составил 0,7 процента к численности экономически активного населения. По данным Белстата, численность занятых в экономике республики в январе – октябре 2010 г. составила 4648,6 тыс. человек при прогнозе на конец 2010 года 4740 тыс. человек.
Рынок труда – это не
изолированная система, он испытывает
на себе влияние макроэкономических
факторов, и сам активно влияет
на их динамику. На состояние рынка
труда в стране влияет ряд макроэкономических
параметров: заработная плата (как ценовая
детерминанта спроса и предложения
труда) и неценовые детерминанты
(совокупный платежеспособный спрос
в экономике, инвестиционная активность,
демографические факторы и
Основным регулятором
пропорций на рынке труда в
рыночной экономике является заработная
плата. Считается, что при росте
заработной платы увеличивается
численность желающих работать, но
уменьшаются возможности найма,
возникает состояние
Так, номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников в республике в январе-ноябре 2010 г. увеличилась к уровню соответствующего периода 2009 г. на 21,7 процента, и составила - 1205,6 тыс. руб., в том числе в ноябре – 1428,3 тыс. руб.
В ноябре 2010 г. её уровень у работников промышленности составил 1544,5 тыс. руб., строительства – 1842,3 тыс. руб., транспорта – 1593,7 тыс. руб., связи – 1592,6 тыс. руб., сельского хозяйства – 944,2 тыс. руб.
В бюджетной сфере среднемесячная заработная плата за этот период увеличилась на 22,9 процента и составила 943,1 тыс. руб., в том числе в ноябре – 1276,1 тыс. руб.
В ноябре 2010 г. заработная плата
врачей составила 2162,3 тыс. руб., учителей
– 1413,5тыс. руб., профессорско-
Реальная среднемесячная заработная плата работников в республике увеличилась в январе-ноябре 2010 г. на 13,2 процента.
Межотраслевая дифференциация в оплате труда работников в отраслях экономики, с учётом подотраслей, за 11 месяцев 2010 года составила 3,1 раза и снизилась по сравнению с 2000 годом в 2,2 раза.
На состояние рынка труда влияет динамика совокупного платежеспособного спроса в стране, поскольку от него зависит спрос на товары (услуги), и соответственно, спрос на труд, их производящий. Совокупный спрос в свою очередь, состоит из спроса населения, субъектов хозяйствования и государства.
Значительное влияние
на динамику рынка труда оказывают
социально-демографические
В целом исследование динамики совокупного рынка труда в Беларуси позволяет сделать вывод о его разбалансированности, поскольку детерминанты спроса на труд действуют в сторону его сокращения, а детерминанты предложения труда потенциально расширяют его. В итоге, новая точка равновесия соответствует как меньшей численности занятых, так и меньшей заработной плате.
Но сдерживание массовых
сокращений персонала, с одной стороны,
и государственный контроль за уровнем
заработной платы, с другой, не позволяют
рыночному механизму
Информация о работе Рынок занятости и эффективность общественного производства в РБ