Рынок занятости и эффективность общественного производства в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 21:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение рынка труда и эффективности общественного произродства.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
а) рассмотреть сущность и структуру рынка труда;
б) охарактеризовать модели рынков труда;

Содержание

Введение 3
1 Теоретические аспекты рынка труда 5
1.1 Сущность и структура рынка труда 5
1.2 Модели рынков труда 11
1.3 Регулирование рынка труда 13
2 Особенности функционирования рынка труда в Беларуси 18
2.1 Становление рынка труда в РБ 18
2.2 Совокупный рынок труда в Республике Беларусь 21
2.3 Направления государственного регулирования рынка труда 25
3 Эффективность занятости и общественного производства в РБ 30
Заключение 34
Список использованных источников 36
Приложение А 38

Вложенные файлы: 1 файл

Рынок труда и эффективность общественного производства.docx

— 119.79 Кб (Скачать файл)

 

2.3 Направления  государственного регулирования  рынка труда

 

Отказавшись в процессе перехода к новым формам хозяйствования от тотального огосударствления, от планово-распределительной  системы, государство, особенно если провозглашает  себя социальным, не может и не должно уходить с рынка. Ни в одной  стране с развитой рыночной экономикой государство никогда своих регулирующих функций не ослабляло. Государственная  политика в области содействия занятости  населения и процессов на рынке  труда в целом в современных  условиях определена ст. 10 Закона Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь»:

  1. обеспечение равных возможностей всем гражданам независимо от пола, расы, национальности, языка, религиозных или политических убеждений, участия или неучастия в профессиональных союзах (далее – профсоюзы) или иных общественных объединениях, имущественного или служебного положения, недостатков физического или психического характера, если они не препятствуют выполнению соответствующих трудовых обязанностей, в реализации права на труд, означающего право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда;
  2. ориентацию системы образования для подготовки кадров в соответствии с потребностями рынка труда;
  3. обеспечение обязательного государственного социального страхования от безработицы, предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным;
  4. содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости всеми соответствующими мерами (служба занятости, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации);
  5. предоставление дополнительных гарантий занятости гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и не способным на равных условиях конкурировать на рынке труда;
  6. сокращение безработицы, предупреждение массовой безработицы;
  7. поощрение нанимателей, осуществляющих профессиональное обучение работников, находящихся под угрозой высвобождения, впервые ищущих работу и не имеющих профессии (специальности), а также нанимателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, в том числе для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда;
  8. координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики;
  9. участие профсоюзов и иных представительных органов, работников, уполномоченных в соответствии с законодательством представлять их интересы, а также государственных органов и нанимателей в разработке и реализации государственной политики в области содействия занятости населения;
  10. международное сотрудничество в решении проблем занятости населения [9].

Согласно Национальной стратегии  социально-экономического развития Республики Беларусь до 2020 года политика занятости  населения в 2011–2020 гг. должна быть направлена на достижение наиболее полной сбалансированности спроса и предложения рабочей  силы, повышение качества и конкурентоспособности  трудового потенциала страны. В этот период прогнозируются более высокие  темпы сокращения уровня занятости, что будет обусловлено дальнейшей оптимизацией численности кадрового  персонала исходя из потребностей структурной  перестройки производства, а также  уменьшением притока кадров вследствие сокращения численности населения  в трудоспособном возрасте. По прогнозу, численность занятых в экономике  к 2020 г. сократится до 3865 тыс. чел. Политика приоритетного развития социальных отраслей и переориентации экономики  на наукоемкие производства будет способствовать постепенному переходу к постиндустриальной модели занятости. Доля работающих в  сфере услуг, по расчетам, увеличится до 64%.

Предполагается создать эффективные  механизмы кадровой политики в направлении  роста образовательного и профессионального  уровня работников, формирования действенных  стимулов к высокопроизводительному  труду. Приоритетное внимание будет  уделено обеспечению рационализации структуры занятости по профессиональному  составу, повышению качества рабочей  силы соответственно требованиям к  профессиональной квалификации, предъявляемым  на национальном и международном  рынках труда. Стратегия повышения  конкурентоспособности рабочей  силы предусматривает решение проблем  внешней трудовой миграции, включая  такие задачи как содействие в  трудоустройстве граждан Беларуси за рубежом, контроль за использованием иностранной рабочей силы, предупреждение нелегальной трудовой миграции, защита национального рынка труда.

В соответствии с «Основными направлениями социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 - 2015 годы», как считают белорусские экономисты, будут приняты меры по активизации развития реального сектора экономики. В первую очередь это касается его структурной трансформации. Она будет проводиться по двум направлениям. Первое (структурная санация экономики) – оздоровление существующей экономической структуры и прежде всего государственного сектора экономики, на основе снижения доли убыточных производств, что позволит аккумулировать средства на первоочередное развитие «точек роста». Второе направление (модернизация национальной экономики) - создание и развитие новых наукоемких ресурсо- и энергосберегающих производств и целых отраслей.

Основными задачами государственной  политики в социально–трудовой сфере  являются повышение эффективности  использования трудовых ресурсов и  конкурентоспособности рабочей  силы на рынке труда.

Исходя из поставленных задач, определены следующие приоритетные направления политики занятости населения:

  • создание новых рабочих мест в наукоемких и высокотехнологичных производствах и сфере услуг;
  • стимулирование роста занятости в сфере услуг;
  • создание условий мотивации к высокоэффективному труду и повышение социальной ответственности за результаты своего труда;
  • повышение гибкости рынка труда за счет совершенствования системы переподготовки кадров;
  • формирование кадрового потенциала в соответствии с потребностями развития экономики и требованиями нанимателей к качеству рабочей силы;
  • создание системы социального страхования населения от безработицы.

Результатами достижения поставленных задач станет рост уровня занятости населения до 80 процентов  к трудовым ресурсам, повышение доли работающих в сфере услуг до 58 процентов от общей численности  занятых в экономике. Основная цель – не просто обеспечить граждан Республики Беларусь рабочими местами, а дать возможность максимально эффективно применить свой опыт, квалификацию и способности, открыть собственное дело и гарантировать достойное вознаграждение за достойный труд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ЭФФЕКТИВНОСТЬ  ЗАНЯТОСТИ И ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА  В РБ

 

Эффективность общественного  производства  – экономическая категория, характеризующая результативность производства, определяемую посредством сопоставления затрат всех видов производственных ресурсов с достигнутым уровнем удовлетворения общественных потребностей.

Одной из важнейших качественных характеристик общественного производства является его социально-экономическая  эффективность.

Социальная эффективность  выражает степень удовлетворения личных потребностей общества. Показывает, насколько  хозяйственная деятельность направлена на самого человека, отвечает его потребностям. Интегрирующим показателем общественного  производства считается часть производства товаров народного потребления  в общем объеме производства за определенный период (за год). Большое значение имеет  также анализ объема и качества социальных благ, которые получает население  страны. Они определяют уровень образования, здоровье, жизненный уровень.

Экономическая эффективность  – результативность общественного  производства, определяется путем сопоставления  его затрат и результата.

Для оценки эффективности  общественного производства используются такие показатели как валовой внутренний продукт, валовой национальный продукт, чистый национальный продукт, национальный доход на душу населения и другие.

Система показателей, которые  выражают результативность использования  отдельных видов ресурсов:

  • производительность труда – количество продукта, изготовленного одним рабочим (или за один человеко-час). Произведенный продукт в денежном выражении делится на количество занятых в его производстве (или на количество человеко-часов). Обратным показателем является показатель трудоемкости. Он показывает, сколько труда расходуется на единицу продукции;
  • показатель материалоотдачи характеризует эффективность использования материалов. Обратный показатель – материалоемкость показывает, сколько материала расходуется на единицу продукции;
  • показатель фондоотдачи показывает, сколько чистой выручки от реализации продукции приходится на единицу основных производственных фондов. Обратный показатель – фондоемкость показывает, сколько фондов расходуется на единицу продукции.

Между социальной и экономической  эффективностью существует тесная взаимосвязь:

1) улучшение удовлетворения личных потребностей требует роста экономической эффективности;

2) повышение социальной эффективности способствует рациональному и эффективному ведению хозяйства в интересах общества и его членов.

Если связь теряется, производство становится бессмысленным.

Национальный рынок труда  охватывает все общественное производство – через него каждая отрасль получает необходимые ей кадры не только заданного

профессионально-квалификационного состава, но и определенных культурных и этико-трудовых достоинств, адекватных требованиям экономики. 

Говоря об эффективности  общественного производства в РБ необходимо рассмотреть структуру  вовлечения рабочей силы в этот процесс.

Распределение численности  занятого населения по отраслям экономики

(в процентах к итогу) в 2010 году выглядит следующим образом: в промышленности занято 25,6 %, в сельском хозяйстве – 9,7%, в стоительстве – 9,3%, в транспорте и связи – 7,6%, в торговле и общественном питании – 14,8%, в здравоохранении – 7,2%, в образовании – 9,5%, прочее – 16,3% (приложение А).

Распределение численности  занятого населения по формам собственности отображено в таблице 3.1.

 

Таблица 2.1 – Распределение численности занятого населения по формам собственности (в процентах к итогу) за 2007-2010 гг.*

 

2007

2008

2009

2010

Всего занято в  экономике

100

100

100

100

в том числе  по формам собственности:

- государственная

50,7

49,9

47,3

44,4

- частная

47,8

48,5

51,1

54,0

-смешанная с  иностранным участием

2,8

3,2

3,2

3,7

- иностранная

1,5

1,6

1,6

1,6


 

*Источник: [14]

Таким образом, за последние  годы наблюдается снижение численности  занятого населения на предприятиях с государственной формой собственности  и увеличение численности занятых  на предприятиях с частной формой собственности. В остальных формах собственности занятость в процентах  остаётся относительно стабильной.

Главный фактор неэффективной  занятости в Беларуси – это утяжеленная, нерациональная структура занятости. На эффективность занятости, а соответственно и эффективность общественного производства в РБ влияют следующие факторы:

  • преобладание отраслей материального производства над сферой нематериального производства и услуг – в нашей экономике материальное производство составляет 69,1%, отрасли нематериального производства – 30,9%, в индустриальных странах соотношение обратное;
  • преобладание государственных предприятий – официально на государственных предприятиях в Беларуси трудятся 57,2% от общей численности занятых в экономике, однако к частным предприятиям неоправданно отнесены акционерные общества с долей государства в уставном капитале свыше 51 %. И все же это очень много, в индустриальных странах – на госпредприятиях занято около 15% (в разных странах в разное время <span class="List_0020Paragraph__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', '

Информация о работе Рынок занятости и эффективность общественного производства в РБ