Рынок недвижимости России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 18:36, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время в России и других странах бывшего СССР для всех субъектов хозяйствования и рядовых граждан формируется новая экономическая среда, многие элементы которой находятся в стадии становления и изучения. В первую очередь, это относится к системе знаний о недвижимом имуществе, с функционированием которого так или иначе связана жизнь и деятельность людей в любой сфере бизнеса, управления или организации. Дело в том, что именно недвижимость формирует центральное звено всей системы рыночных отношений.

Содержание

Введение
1. Недвижимое имущество и его виды
1.1.Понятие и признаки недвижимости
1.2.Общая классификация объектов недвижимости
1.3.Особенности недвижимости как товара
1.4. Место недвижимости в рыночной системе
2. Основные понятия и особенности рынка недвижимости
2.1. Понятие и система рынка недвижимости
2.2.Функции рынка недвижимости
2.3. Субъекты рынка недвижимости
2.4. Виды и сегментация рынка недвижимости
2.5. Особенности рынка недвижимости
3. Анализ современного состояния рынка недвижимости в России
3.1. Внешние условия функционирования рынка жилья в 2010 году
3.2. Ценовая ситуация и активность рынка.
3.3. Динамика объемов ввода жилья

Вложенные файлы: 1 файл

курсач Microsoft Office Word (3).docx

— 158.28 Кб (Скачать файл)

 • здания правительственных  и административных учреждений;

 • культурно-оздоровительные,  образовательные, спортивные объекты;

 • религиозные объекты.

 

 

 

1.3.Особенности  недвижимости как товара

Недвижимое имущество  как товар - это объект сделок (купли-продажи, дарения, залога и др.), удовлетворяющий  различные реальные или потенциальные  потребности и имеющий определенные качественные и количественные характеристики. Недвижимые вещи как товары включают в себя одновременно и благо, необходимое потребителям, и затраты или инвестиции, без которых владение и пользование ими практически невозможно. Эти качества недвижимости проявляются в виде их полезности, редкости, ограниченности и капиталоемкости. Если бы земля, вода и недра не были бы ограничены и исчерпаемы, они были бы бесплатными как воздух. Общую потребительскую ценность недвижимости составляет ее полезность, т.е. возможность использования недвижимости для осуществления определенной экономической функции (выращивания урожая, выпуска промышленных товаров, оказания услуг) или личного потребления.  Полезность - это способность недвижимости удовлетворять потребности владельца именно в данном месте и в течение соответствующего периода времени.

Как и любой товар, недвижимость имеет потребительскую и рыночную стоимость. Потребительная стоимость  отражает стоимость вещей для  конкретного пользователя. Рыночная стоимость - это наиболее вероятная  цена продажи их на открытом и конкурентном рынке. Земля и некоторые другие недвижимые вещи включаются в экономический  оборот как ресурсы, не имеющие альтернатив  взаимозамещения во многих сферах деятельности. На предложение недвижимых товаров  влияет действие закона редкости и  ограниченности: чем выше редкость товара - тем выше цена. Нет даже и  двух одинаковых зданий, у них всегда будут различия в местоположении, линии горизонта, доступности к  солнечному свету, микроклимату и другим показателям.   Особенность земли как товара в том, что количество предлагаемой на рынке земли ограничено самой природой.

Недвижимое имущество - наиболее долговечный и основательный  товар из всех существующих. Его  нельзя, как иногда случается с  личными вещами, забыть или потерять. Земля по своей природе вечна, а здания и сооружения имеют нормативные  сроки службы до 15-200 лет. Предприятия, как имущественные комплексы, чаще всего создаются на бессрочный период. Недвижимый товар обеспечивает надежность инвестиций, так как стоимость  его со временем может возрастать из-за увеличения спроса, улучшений  и других факторов.

 

Сделки с объектами  недвижимости - это не обычное перемещение  и конечное потребление товара подобно  хлебу или молоку, а движение капитала, приносящего доход. Недвижимые товары потребляются (используются) по месту  их расположения, что создает особую их экономическую характеристику - территориальные предпочтения, т.е. изменения в общественном мнении, традициях и стремлениях, которые  делают одни районы популярными (предпочтительными, а другие - нет. Например, в Москве на рынке жилья привлекательными районами по экологическим мотивам  являются Западный и Юго-Западный. Только за счет одного фактора «предпочтения» цена 1 кв.м жилых помещений здесь  на 30-40% выше, чем в других районах столицы.

 

К  экономической особенности недвижимости как товара относятся: неравномерность денежных потоков, дифференциация налогообложения, многообразие комбинации вещных прав, жесткая регламентация оформления сделок, ликвидность и необходимость менеджмента.

 

1.4. Место недвижимости  в рыночной системе

Недвижимое имущество  занимает центральное место в  системе знаний при любом общественном устройстве, выполняя одновременно две  важнейшие функции: средства производства и предмета личного потребления  для проживания, отдыха, культурного  досуга и т.п. С объектами недвижимости тесно связано экономическое  и правовое регулирование государством различных сфер жизни общества и  материального производства.

Основной, базовый объект недвижимости - земля - имеет уникальное и ключевое значение во всей системе  предпринимательской деятельности людей и самой их жизни. Она  представляет собой особую ценность для всего человеческого общества, поскольку является единственным местом проживания всех народов и поколений  людей, основным и естественным фактором в любой сфере бизнеса, прямо  или косвенно участвующим в производстве всех других товаров и благ.

 

В Российской Федерации, как  и во многих промышленно развитых странах мира (США, Англия и др.), установлено: когда частная собственность  препятствует реализации общественных интересов, она подвергается постоянным или временным ограничениям. Постоянные ограничения права собственности на землю, обусловленные ограниченностью ее в природе и незаменимостью в предпринимательской деятельности, включают: систему зонирования; рациональное использование и охрану земель; контроль окружающей среды; защиту законных прав и интересов других собственников, арендаторов и пользователей земли; соблюдение условий использования особо охраняемых территорий и охранных зон; учет строительных норм и правил, проектов планировки и застройки населенных пунктов; принудительный выкуп земель у собственника для государственных и муниципальных нужд и др.

Существуют и временные  ограничения правомочий собственника земли: строго целевое использование  земельного участка, возможность купли-продажи  сельскохозяйственных земель при условии  сохранения их целевого назначения, изъятие  неиспользуемых земельных участков, ограниченная оборотоспособность отдельных  категорий земель, исключительное пользование  землей на условиях аренды в г. Москве и др.

Не могут также государственные  и муниципальные предприятия  самостоятельно сдавать в аренду любое недвижимое имущество, закрепленное за ними на праве хозяйственного ведения  или оперативного управления. Ограничено и распоряжение недвижимым имуществом в акционерных обществах - при  крупных сделках (25-50% балансовой стоимости  активов общества) решение принимает  единогласно Совет директоров или  общее собрание акционеров, а если предмет сделки превышает 50% активов - только общее собрание акционеров (ст. 79 Закона об акционерных обществах).

Совершение сделок с земельными участками и другими объектами  недвижимости требует глубоких и  систематических знаний особенностей рынка, обусловленных спецификой самого товара - недвижимого имущества.

Вовлечение соответствующих  категорий земель или прав пользования  ими в узаконенные рыночные отношения  стимулирует деловую и инвестиционную активность, препятствует криминальным сделкам с землей.

Как объект предпринимательской  деятельности, недвижимость служит определенной гарантией стабильности бизнеса  и воспроизводства капитала с  приращением. Типичный инвестор, вкладывая  средства в недвижимость, обычно не только возвращает капитал, но и получает прибыль и компенсирует все другие затраты. Возможно извлечение и иных удовольствий из владения престижной собственностью

.

2. Основные понятия и особенности рынка недвижимости

2.1. Понятие и  система рынка недвижимости

По утверждению Джека  Фридмана и Николаса Ордуэя, рынок  недвижимости - это определенный набор  механизмов, посредством которых  передаются права на собственность  и связанные с ней интересы, устанавливаются цены и распределяется пространство между различными конкурирующими вариантами землепользования.

С учетом отечественного опыта  по реализации недвижимости можно считать, что рынок недвижимости - это совокупность сделок, совершенных с недвижимостью, информационного их обеспечения, операций по управлению и финансированию работ  в области недвижимости. Купля-продажа  недвижимости это не просто обычная  купля-продажа товаров длительного  пользования, а движение капитала, т.е. стоимости, приносящей доход. Так купленный  дом, квартира, земельный участок  через некоторое время можно  продать по более высокой цене или сдавать в аренду и иметь  от этого дополнительный доход. Покупка  предприятия приносит покупателю (инвестору) доход в результате работы предприятия.

Рынок недвижимости представляет собой совокупность региональных, локальных  рынков, существенно отличающихся друг от друга по уровню цен, уровню риска, эффективности инвестиций в недвижимость и т.д.

Рынок недвижимости является существенной составляющей в любой  национальной экономике. Недвижимость - важнейшая составная часть национального  богатства, на долю которой приходится более 50% мирового богатства.

Без рынка недвижимости не может быть рынка вообще, так как  рынок труда, рынок капитала, рынок  товаров и услуг и т.д. для  своего существования должны иметь  или арендовать соответствующие  помещения, необходимые для их деятельности.

Рынок недвижимости - это  средство перераспределения земельных  участков, зданий, сооружений и другого  имущества между собственниками и пользователями экономическими методами на основе конкурентного спроса и  предложения. Он обеспечивает с помощью  механизма «невидимой руки» и  государственного регулирования:

 

· передачу прав на недвижимость от одного лица к другому;

· установление равновесных  цен на объекты недвижимости в  регионах и местностях;

· связь между собственниками и покупателями на основе экономической  мотивации и интересов;

· распределение пространства между конкурирующими вариантами использования  земель и субъектами рынка.

 

Основу рынка недвижимости составляют существующие земельные  участки и вновь создаваемые, реконструируемые и расширяемые  предприятия, здания и сооружения различного целевого назначения, а также деньги или финансовый капитал. Недостаток инвестиций сдерживает технологическое  обновление предприятий и оживление  отечественного производства товаров, что, в свою очередь, сужает инвестиционные возможности страны.

Рынок недвижимости как саморегулируемая в установленной правовой среде  система состоит из 7 основных элементов: спрос, предложение, цена, менеджмент (кадры, лицензированные субъекты, инвестиции, сделки, налоги, нормативы, законы), маркетинг (анализ, прогнозирование, сегментация, объекты и акции, мониторинг, ценообразование), инфраструктура (консалтинговая, юридическая, риэлтерская, прайсерская, рекламная, информационная, страховая, методическая) и деловые процедуры (операции внебиржевые, тендер, оценка, аукцион, конкурс).

 

2.2.Функции рынка  недвижимости

 

 

Рынок недвижимости оказывает  большое воздействие на все стороны  жизни и деятельности людей, выполняя ряд общих и специальных функций:

 

Функции рынка

 

Одна из главных функций  рынка - установление равновесных цен, при которых платежеспособный спрос  соответствует объему предложений.

Регулирующая  функция состоит в том, что рынок, автономно функционируя, по определению А.Смита, «невидимой рукой» перераспределяет ресурсы по сферам предпринимательства и направляет его участников к цели, которая совсем не входила в их намерения, - к формированию эффективной структуры экономики и удовлетворению общественных интересов.

Коммерческая  функция состоит в реализации стоимости и потребительной стоимости недвижимости и получении прибыли на вложенный капитал.

Функция санирования - это очищение экономики от неконкурентноспособных и слабых участников рынка, банкротство неэффективных.

 

Информационная  функция - это уникальный рыночный способ оперативного сбора и распространения обобщенной объективной информации, позволяющей продавцам и покупателям недвижимости свободно со знанием дела принять решение в своих интересах.

Посредническая  функция выражается в том, что рынок выступает в качестве совокупного посредника и места встречи множества независимых и экономически обособленных в результате общественного разделения труда покупателей и продавцов, устанавливается связь между ними и предоставляется возможность альтернативного выбора партнеров.

Стимулирующая функция в конечном счете выступает в форме экономического поощрения прибылью продуктивного использования достижений научно-технического прогресса в создании и использовании недвижимого имущества.

Инвестиционная  функция - рынок недвижимости привлекательный способ хранения и увеличения стоимости капитала, он способствует переводу сбережений и накоплений населения из пассивной формы запасов в реальный производительный капитал, приносящий доход владельцу недвижимого имущества.

Социальная функция проявляется в росте трудовой активности всего населения, в повышении интенсивности труда граждан, стремящихся стать собственниками квартир, земельных участков и других капитальных и престижных объектов.

 

2.3. Субъекты рынка  недвижимости

 

На рынке недвижимости сформировались и активно действуют  различные рыночные структуры, способствующие повышению эффективности его  оборота. Различают следующие субъекты рынка недвижимости. Это, прежде всего, покупатели (юридические и физические лица), инвесторы-покупатели (юридические  и физические лица). Во-вторых, продавцы недвижимости - собственники недвижимости, фонды имущества, органы, уполномоченные местной властью, конкурсные управляющие. Продавцами и покупателями могут  быть предприятия всех форм собственности, домохозяйства, ипотечные банки. Среди  продавцов недвижимости особое место  занимают строительные организации. Они  строят новое жилье, нежилые объекты  и могут продавать объекты  недвижимости либо сами, либо привлекать посредников-продавцов, оплачивая их услуги.

 

Участниками рынка недвижимости являются профессиональные посредники, обеспечивающие реализацию объектов недвижимости: агенты по недвижимости, брокеры, риэлтеры, оценщики, юридические фирмы, биржи недвижимости, страховые компании, ипотечные кредиторы, дилеры, уполномоченные лица, девелоперы, менеджеры по управлению недвижимостью, средства массовой информации.

Агентства недвижимости представляют специалисты, выполняющие функции  консультантов по сделкам с недвижимостью: купля-продажа, сдача в аренду, залоговые операции.

Брокеры - агенты, или посредники, представляющие в сделке интересы продавца или покупателя недвижимости.

Совершенно новая структура  рынка недвижимости, которая возникла непосредственно с появлением самого рынка недвижимости - это риэлтерская  фирма. За короткий период времени, с 1991 года риэлтерская фирма прошла путь от простого посредника до ведущего профессионального  участника рынка недвижимости, предлагающего  целый комплекс услуг на данном рынке.

Никакая сделка на рынке  недвижимости не может быть осуществлена без предварительной оценки стоимости  недвижимости. В странах с рыночной экономикой существует государственная  служба оценки недвижимости, с помощью  которой определяется рыночная цена недвижимости. В России учетом и  определением стоимости недвижимости занимаются бюро технической инвентаризации. Кроме того, существуют общественные организации оценщиков, институт независимых  оценщиков, лига независимых экспертов.

Информация о работе Рынок недвижимости России