Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 18:38, курсовая работа
Цель: Раскрыть и охарактеризовать виды и свойства рынков, понять при каких условиях возникает конкуренция, какие виды конкуренции и конкурентной борьбы бывают, как она влияет на рынок товаров и услуг и вообще нужна ли конкуренция.
Введение
3
Аннотация по разделам
1
Рынок, причины его возникновения, характерные черты и модели рынка
4
1.1
Рыночная модель для Украины
6
1.2
Влияние рынка на цену.
9
1.3
Концентрация рынка и ее оценка
10
1.4
Структура и функции рынка
11
1.5
Основные модели рынка
15
1.6
Конкуренция в системе рынка
15
2
Виды и свойства конкуренции.
2.1
Виды конкуренции
19
2.2
Условия возникновения конкуренции
19
2.3
Функции конкуренции
20
2.4
Экономический закон конкуренции.
21
2.5
Неполная конкуренция и монополия
22
2.6
Совершенная конкуренция.
23
2.7
Характерные черты совершенной конкуренции
24
2.8
Спрос на продукт конкурентного продавца
25
2.9
Средний, валовой и предельный доход в условиях чистой (совершенной) конкуренции
26
2.10
Ценообразование в условиях свободной конкуренции
26
2.11
Достоинства совершенной конкуренции
27
2.12
Недостатки совершенной конкуренции
28
2.13
Актуальность чистой конкуренции
28
2.14
Несовершенная конкуренция
29
2.15
Влияние несовершенной конкуренции на рынок
31
2.16
Монополистическая конкуренция
31
2.17
Условия возникновения
32
2.18
Характерные черты
32
2.19
Эффективность монополистической конкуренции.
35
2.20
Ценовая конкуренция
35
2.21
Неценовая конкуренция
36
3
Особенности конкуренции
3.1
Защита конкуренции
36
3.2
Нечестная конкуренция
37
3.3
Суть формирования стратегии конкуренции
37
3.4
Правительство как фактор отраслевой конкуренции
38
3.5
Входные барьеры
39
3.6
Угроза входа конкурентов
43
3.7
Ожидаемый отпор
43
4
Заключение
44
Предпринимательские группы образовываются путем установления имущественных и контрактных отношений между крупной фирмой олигополистического типа и мелкими и средними компаниями. Интеграция предприятий в рамках такого образования может быть вертикальной или горизонтальной.
Вертикальная интеграция встречается чаще и происходит при объединении фирм, находящихся на разных стадиях некоторого единого технологического процесса. По сути, она представляет собой межотраслевую концентрацию и централизацию производства. Вертикальная интеграция позволяет снизить издержки, поскольку продукт переходит из одной стадии воспроизводства в другую, минуя рынок: расчет между подразделениями ведется не по рыночным, а по трансфертным, более низким ценам.
Горизонтальная интеграция наблюдается при объединении фирм, выпускающих однотипную продукцию или осуществляющих одинаковую стадию технологического процесса. Горизонтальную интеграцию можно охарактеризовать как внутриотраслевую концентрацию и централизацию производства. Подобные объединения дают экономию за счет масштаба производства и управления.
Целью создания предпринимательских групп является осуществление более эффективного контроля над производством и сбытом продукции из единого центра. Однако экономическая теория и практика свидетельствуют о том, что превышение оптимального размера предприятия ведет к значительным экономическим потерям. В связи с этим многие крупные компании в последние десятилетия постоянно увеличивали долю внешних поставщиков, что предотвращало появление отрицательного эффекта масштаба, сокращало издержки по адаптации к научно-техническому прогрессу. Вместе с тем развитие сети поставщиков усиливает ненадежность поставок и увеличивает вероятность ухудшения качества. Организация предпринимательской группы во многом способствует преодолению этих недостатков. Основными путями образования предпринимательских групп являются:
Формально слияние отличается от поглощения, хотя на практике их не всегда легко отделить одно от другого.
Слияние представляет собой совместный договор руководства компаний об объединении, как правило, путем замены акций сливающихся компаний на новые акции единого образца.
Поглощение предполагает приобретение одной фирмой другой посредством покупки контрольного пакета акций поглощаемой компании.
Объединение крупных фирм олигополистического типа основывается на принципах сотрудничества и конкуренций и исключает возможность централизованного регулирования производства и обращения. Координация действий таких объединений проводится с целью ограничения конкуренции, обеспечение надежности поставок и сбыта, объединения ресурсов и др.
Если слияние и поглощение представляют собой формы процесса централизации капитала, то концентрация производства предполагает изменение его масштабов.
Выделяют три основные формы изменения масштабов производства: интеграцию, диверсификацию и конгломерацию.
Интеграция представляет собой объединение на базе горизонтальной или вертикальной интеграции.
Диверсификация — это многоотраслевое объединение технологически разнородных предприятий близких отраслей. Такие диверсифицированные компании получают выгоду от внутренней кооперации, проявляющуюся в росте прибыли, снижении издержек, сокращении потребности в инвестициях.
Конгломерация означает объединение под единым финансовым руководством фирм, не имеющих производственных связей и принадлежащих к различным сферам экономики. Формирование конгломератов происходит путем слияний и поглощений.
Основной целью образования
конгломерата может быть рассредоточение
риска путем распределения
Существование процессов диверсификации и конгломерации во многом объясняется наличием монопольных барьеров, препятствующих проникновению в отдельные сферы рынков, а также антитрестовское законодательство, запрещающее слияние горизонтального и вертикального типа.
Для оценки рыночной концентрации и степени контроля рынка крупными фирмами используется несколько методов:
Структура и функции рынка
По своей структуре рынок
представляет собой такой способ
связи или отношений между
производителями и
В рыночном хозяйстве все имеет свою цену. Продавая продукт своего труда, вы получаете за него деньги, на которые покупаете нужные товары. При этом цены на рынке устанавливаются в зависимости от спроса и предложения. Когда спрос на товар возрастает, рынок немедленно на это реагирует повышением цену. Таким образом, покупатель (Своими деньгами как бы "голосует" за увеличение производства нужного ему товара). Производитель, получая этот сигнал на рынке, стремится удовлетворить возросший спрос, поскольку это принесет ему дополнительный доход. Если товара на рынке оказывается слишком много, то цены на него падают, и это заставляет производителей уменьшить его выпуск. Таким путем достигается координация поведения производителей и потребителей, которая не требует никаких разрешений и директив от какого-либо планирующего или руководящего центра.
Создается впечатление, что рыночный механизм функционирует почти автоматически, хотя на самом деле регулирование здесь осуществляется путем проб и ошибок. Производителю трудно сразу определить точно спрос, несмотря на всевозможные способы изучения конъюнктуры рынка. Поэтому, если его расчет оказывается неверным, то ошибка исправляется рынком: при дефиците цена на товары повышается, при перепроизводстве, напротив, падает. Такая корректировка приводит к установлению равновесной, стабильной цены. Однако она не остается неизменной на протяжении длительного времени, поскольку с изменением конъюнктуры на рынке достигнутое равновесие сменяется неравновесием, которое в свою очередь приводит к новому равновесию, и такого рода циклы постоянно повторяются.
Говоря о рыночном регулировании, мы имеем в виду идеализированный рынок, в котором господствует свободная конкуренция. Для краткости будем называть его конкурентным рынком. Создатели классической экономической теории, начиная от Адама Смита и кончая Джоном Стюартом Миллем, ориентировались именно на такой рынок, ибо в то время монополии не могли еще оказывать решающего влияния на установление цен на рынках.
Теперь рассмотрим, как функционирует рынок и чем он отличается от других форм организации экономической деятельности. Для этого выберем простейшую модель его структуры, в которой не учитываются внешнеэкономическая торговля и финансовая деятельность, а анализируется лишь взаимодействие между производством и потребителем. Поскольку производство существует для потребителей, то именно спрос определяет объем производства и потребительские качества товаров. Нередко поэтому говорят, что на рынке приоритет принадлежит потребителю, хотя предложение также влияет на спрос, но именно последний служит исходной основой и движущей силой для развития производства.
Рассмотрим теперь, каким образом
удовлетворяется спрос в
Перед экономикой любой страны, стоит главная задача: учитывая ограниченный запас ресурсов, необходимо их распределить так, чтобы получить наилучший результат.
В этих целях надо: разработать производственную программу, т.е. решить, какие виды товаров нужно произвести; распределить ресурсы между производителями; после того, как товары будут произведены, их следует распределить наиболее целесообразным образом между потребителями.
В плановой экономике эти задачи решаются с помощью директив, принятых "наверху". Для этого составляется государственный план, где предусматривается, какие товары и услуги следует произвести в предстоящей пятилетке. Соответственно плану распределяются ресурсы между предприятиями, планируются взаимные поставки комплектующих изделий и материалов, необходимых для выпуска запланированных товаров. Директивами "сверху" предусматривается также распределение товаров между потребителями. На первый взгляд такое централизованное планирование и управление хозяйством имеет безусловные преимущества перед свободным рынком, где эти задачи решаются с помощью механизма цен. Бесспорно, что при отсутствии какого-либо планирования в условиях рынка могут возникнуть диспропорции. Поэтому критики рыночной экономики нередко заявляют, что она приводит к хаосу и дезорганизации хозяйственной жизни. Именно для ликвидации подобного рода негативных последствий во всех социалистических теориях выдвигается централизованное управление и планирование со стороны государства.
Возникает вопрос: может ли такое планирование учесть все запросы и интересы потребителей?
Во-первых, планировать все и вся принципиально невозможно хотя бы потому, что небольшая часть людей, занятых планированием, не в состоянии охватить огромное многообразие запросов, требований, вкусов, интересов и других мотивов поведения людей.
Во-вторых, планирование потребности
людей в новых товарах, изменения
их спроса оказывается чрезвычайно
сложным и дорогостоящим делом,
Допустим, у населения возник спрос на новые холодильники. Для его удовлетворения плановые органы должны выделить необходимые ресурсы, распределить их между предприятиями, что потребует сокращения выпуска других товаров, а тем самым изменения межотраслевого баланса. Это означает, что где-то придется уменьшить количество металлического листа или увеличить его производство, что в свою очередь потребует увеличения добычи железной руды, угля для производства металла и т.д. Чтобы учесть все количественные связи между разными ресурсами для производства товара, необходимо составить большое количество уравнений. Поскольку промышленность производит значительное количество товаров, то составление межотраслевого баланса потребует решения огромного числа уравнений, не говоря уже о трудности получения необходимой для их решения информации. С такими задачами не может справиться никакой современный компьютер.
В-третьих, административное управление хозяйством опирается на централизованные поставки, поэтому любая неувязка со снабжением отразится на всей цепочке хозяйственных связей. Отсюда возникает неуверенность в будущем, и, как следствие, появляются сверхнормативные запасы сырья и материалов, которые могут потребоваться в другом месте.
Теперь рассмотрим, как справляется рыночный механизм с тремя основными экономическими задачами: что производить, как производить и для кого производить.
На вопрос: что производить — рынок отвечает спросом, т.е. желанием потребителей заплатить деньги за нужный товар. Поэтому рыночный спрос всегда означает оплаченный спрос и его нельзя смешивать с потреблением, которое потенциально безгранично. В дальнейшем для краткости мы будем говорить просто о спросе, имея в виду спрос оплаченный. Чтобы подчеркнуть демократический характер рынка, в западной литературе сравнивают спрос с голосами на выборах. Из совокупности таких голосов складывается рыночный оплаченный спрос, который информирует производителей, в каких товарах нуждается рынок. Получив такую информацию, производители начинают расширять выпуск товаров или производить изделия, пользующиеся наибольшим спросом. Если товар не пользуется заметным спросом, они снижают объемы его производства.
В качестве механизма, регулирующего спрос, выступает денежная цена товара. Одна из важнейших ее функций состоит в информировании участников рынка о ресурсах, производственных возможностях, потребностях и вкусах покупателей и т.п. Вторая функция цены, тесно связанная с первой, заключается в том, чтобы вызывать у людей стимулы к изысканию методов наиболее экономного производства товаров из наличных ресурсов. Из нее вытекает третья функция цены — обеспечить такое распределение дохода, при котором учитывались бы количество и качество труда, вложенного в производство товаров. Как справедливо подчеркивает американский экономист М.Фридмен, все эти функции следует рассматривать в неразрывной связи друг с другом, ибо именно в своей совокупности они координируют и регулируют экономическую деятельность на рынке. Между тем существовали и до сих пор имеются попытки заменить принцип рыночного распределения дохода более совершенным, основанным на ложно понятом равенстве. Но тогда подрывается ценовой механизм регулирования рынка, подрываются стимулы к добросовестному труду, к поискам более совершенных методов производства и наиболее экономному использованию ограниченных ресурсов и, в конечном счете, к рациональному ведению хозяйства. Поэтому стремление к использованию двух функций ценового механизма в отрыве от рыночного распределения приводит, по сути дела, к отказу от рынка.
Информация о работе Рынок, причины его возникновения, характерные черты и модели рынка