Рынок, причины его возникновения, характерные черты и модели рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 18:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель: Раскрыть и охарактеризовать виды и свойства рынков, понять при каких условиях возникает конкуренция, какие виды конкуренции и конкурентной борьбы бывают, как она влияет на рынок товаров и услуг и вообще нужна ли конкуренция.

Содержание

Введение
3

Аннотация по разделам

1
Рынок, причины его возникновения, характерные черты и модели рынка
4
1.1
Рыночная модель для Украины
6
1.2
Влияние рынка на цену.
9
1.3
Концентрация рынка и ее оценка
10
1.4
Структура и функции рынка
11
1.5
Основные модели рынка
15
1.6
Конкуренция в системе рынка
15
2
Виды и свойства конкуренции.

2.1
Виды конкуренции
19
2.2
Условия возникновения конкуренции
19
2.3
Функции конкуренции
20
2.4
Экономический закон конкуренции.
21
2.5
Неполная конкуренция и монополия
22
2.6
Совершенная конкуренция.
23
2.7
Характерные черты совершенной конкуренции
24
2.8
Спрос на продукт конкурентного продавца
25
2.9
Средний, валовой и предельный доход в условиях чистой (совершенной) конкуренции
26
2.10
Ценообразование в условиях свободной конкуренции
26
2.11
Достоинства совершенной конкуренции
27
2.12
Недостатки совершенной конкуренции
28
2.13
Актуальность чистой конкуренции
28
2.14
Несовершенная конкуренция
29
2.15
Влияние несовершенной конкуренции на рынок
31
2.16
Монополистическая конкуренция
31
2.17
Условия возникновения
32
2.18
Характерные черты
32
2.19
Эффективность монополистической конкуренции.
35
2.20
Ценовая конкуренция
35
2.21
Неценовая конкуренция
36
3
Особенности конкуренции

3.1
Защита конкуренции
36
3.2
Нечестная конкуренция
37
3.3
Суть формирования стратегии конкуренции
37
3.4
Правительство как фактор отраслевой конкуренции
38
3.5
Входные барьеры
39
3.6
Угроза входа конкурентов
43
3.7
Ожидаемый отпор
43
4
Заключение
44

Вложенные файлы: 1 файл

Конкуренция. Структура рынка..doc

— 436.50 Кб (Скачать файл)

В условиях действия экономического закона конкуренции возникает коммерческая тайна. Она может касаться производственных, торговых и финансовых операций на предприятиях. Товаропроизводители стремятся припрятать от конкурентов все то, что дает им возможность вырабатывать товары повышенного спроса и получать за это высокие прибыли.

 

Неполная  конкуренция и монополия

 

Нарушения хотя бы одной из условий  полной конкуренции, ведет к возникновению неполной (несовершенной) конкуренции - это совокупность типов рыночных структур, в которых бездействуют  условия полной конкуренции. Основное отличие не полностью конкурентных рынков от полностью конкурентных состоит в способности отдельных участников неконкурентных рынков той или другой мерой влиять на рыночные цены, тогда как участники полностью конкурентного рынка есть ценополучателями.

Монополия - это такой тип рыночной структуры, где:

  1. Весь отраслевой выпуск поставляет одна фирма, частица каждого потребителя, (которых на рынке очень много) в общем объеме рыночная продукция незначительна;
  2. продукция однородная и не имеет близких заменителей;
  3. вхождения на рынок новых фирм блокировано;
  4. потребители не взаимодействуют между собою;
  5. существует полная осведомленность относительно рыночных цен, объемов и спроса покупателей.

Сжатое определение монополии концентрирует внимание лишь на существенных ее особенностях: монополия - это тип рыночной структуры, когда лишь одна фирма предлагает весь рыночный объем блага, для которого не существует близких заменителей.

Соответственно, фирма в условиях монополии носит название монополистом, а рынок, а которому действует монополист - монопольным рынком.

Практически монополией называются также  рынки с нарушениями некоторых  из вышеуказанных условий. Например, монополист может вырабатывать лишь 80/° отраслевого объема, а 20% будут поставлять мелкие производители; также может быть ослабленное условие относительно отсутствия заменителей.

Рынок, где сурово выполняются все  указанные условия (1) - (5), называется чистой монополией. Чистая монополия - эта тоже идеальная модель рынка, как и полная конкуренция.

Если построить своеобразную шкалу  возможностей разных рыночных структур относительно конкуренции среди  поставщиков и влияния на рыночные цены, то все реально существующие типы структур расположатся на ней  внутри, на промежутке между чистой монополией и полной конкуренцией.

Конкурентный механизм не срабатывает на монопольном рынке, через наличие входных барьеров, которые блокируют вхождения в монополизированную область. Благодаря факторам, которые создают неблагоприятные условия для фирм-новичков сравнительно с фирмой, которое уже работает в области. Такими факторами может быть абсолютное преимущество в стоимости продукции, экономия на масштабе, необходимость большого начального капитала, дифференциация продукции, высокие транспортные затраты или вообще не транспортабельность отдельных товаров и услуг (это создает условия для существования местных монополий, чья сфера деятельности ограничивается отдельным регионом), монопольное владение всем объемом предложения отдельного ресурса.

Барьеры может создавать также  государственная власть в виде патентов, лицензий, авторских прав, привилегий на осуществление определенной деятельности лишь одной фирмой; иногда сама государственная власть есть монополистом (например, в сфере государственного управления). Рынки, закрытые для вхождения конкурентов юридическими барьерами, носят название закрытыми монополиями.

Монополия, которая существует за счет экономии на масштабе, носит  название естественной монополией.

Существование разнообразных входных  барьеров есть источником монопольной  власти. Монопольная (рыночная) власть состоит в способности фирмы  влиять на рыночную цену. Конкурентная фирма лишена рыночной власти. Чистый монополист имеет абсолютную рыночную власть, его способность влиять на цену ограничивает лишь спрос потребителей. Поэтому фирма-монополист есть ценообразователем - то есть устанавливает цену на рынке.

 

 

 

 

 

Совершенная конкуренция.

Когда говорят о совершенной  конкуренции, то при этом противопоставляют ее несовершенной конкуренции, которая в значительной мере создается участием на рынке монополий и олигополии. Как мы уже отмечали, свободной, или совершенной, конкуренции не существует, и никогда не существовало в мире, и, тем не менее, в интересах теоретического анализа, мы используем это понятие, причем чаще всего экономисты применяют термин "совершенная конкуренция". Иногда совершенную конкуренцию называют также атомарной, подчеркивая то обстоятельство, что она ведется между обособленными, самостоятельными, изолированными, не вступающими в объединения производителями. С этой точки зрения несовершенную конкуренцию следовало бы называть молекулярной, а нередко ее именуют просто монопольной конкуренцией.

Совершенной называют такую конкуренцию, участники которой, во-первых, заняты производством и продажей однотипного, тождественного товара, который по своим качествам не отличается один от другого. Во-вторых, каждый производитель может продать любое количество товара и не вызвать этим никакого изменения цен на конкурентном Рынке, поскольку предполагается, что число производителей так велико и объем продукции каждого настолько мал, что это не повлияет на установившуюся равновесную цену. Конечно, это определение дает идеальное представление о Рынке совершенной конкуренции, однако это помогает Нам лучше понять рыночные процессы, если принять во внимание, что в народном хозяйстве существуют такие отрасли, которые более или менее приближаются к такому определению. Например, в сельском хозяйстве на Западе существуют сотни тысяч фермеров, ведущих самостоятельное производство на собственной или арендованной земле. Вклад каждого из них в общее производство зерна, картофеля, овощей и других культур сравнительно невелик, и поэтому они не могут сколько-нибудь существенно повлиять на рыночные цены, на продукты. Это, конечно, не исключает наличия крупных агрофирм, использующих в производстве новейшие технологии и значительное количество сельскохозяйственных рабочих (постоянных или сезонных). Они, конечно, могут устанавливать монопольные цены. Но все же монополии не так характерны для сельскохозяйственного производства, особенно в Европе.

Совершенная конкуренция на практике довольно редка, но это модель рынка, которая имеет весомое аналитическое значение. Так чистая конкуренция представляет собой простейшую ситуацию, в которой следует использовать понятия “доход” и “издержки”. Совершенная конкуренция является ясным и значительным отправным пунктом для любой дискуссии об определении цены и объема производства.  

 

Характерные черты

 

  1. Очень большое число фирм. Основной чертой чисто конкурентного рынка является наличие большого числа независимо действующих продавцов, обычно предлагающих свою продукцию на высокоорганизованном рынке. Примером служат рынки сельскохозяйственных товаров, фондовая биржа и рынок иностранных валют.

 

  1. Стандартизированная продукция. Конкурирующие фирмы производят однородную продукцию. При данной цене потребителю безразлично, у какого продавца покупается продукт. Вследствие стандартизации продукции отсутствует основание для неценовой конкуренции, то есть конкуренции на базе различий в качестве продукции, рекламе или стимулировании сбыта.

 

  1. Практически отсутствует контроль над ценой продукции. На чисто конкурентном рынке отдельные фирмы осуществляют незначительный контроль над ценой продукции. Это свойство вытекает из двух предыдущих. В условиях чистой конкуренции каждая фирма производит настолько небольшую часть от общего объема производства, что увеличение или уменьшение ее выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на общее предложение, или, следовательно, цену продукта.

 

  1. Свободное вступление в отрасли. Новые фирмы могут свободно входить, а существующие фирмы - свободно покидать чисто конкурентные отрасли. В частности, не существует никаких серьезных препятствий  - законодательных, технологических, финансовых и других, - которые могли бы помешать возникновению новых фирм и сбыту их продукции на конкурентных рынках. Ограничителями здесь выступает получаемая прибыль. Каждый предприниматель будет производить товары до той точки, в которой цена и предельные издержки не уравняются.

 

  1. Равный доступ к информации.  Участники конкурентного рынка имеют равный доступ к информации, т.е. все продавцы имеют представление о ценах, технологии производства, возможной прибыли. В сою очередь покупатели осведомлены о ценах и об их изменении.

 

Спрос на продукт  конкурентного продавца

 

В условиях свободной конкуренции  спрос товара полностью зависит  от цены. Дело в том, что, как уже  говорилось, на рынке фигурирует множество фирм и ни одна из них не контролирует достаточно заметной доли рынка. Поэтому при расширении объема производства фирма, как правило, цену не меняет.

Подчеркнем особо, что кривая спроса, с которой сталкивается отдельная  конкурентная фирма, совершенно эластична. Но следует сделать уточнение: речь не идет о том, что кривая рыночного спроса совершенно эластична на конкурентном рынке. В самом деле, это не так, и она скорее является типичной нисходящей кривой. Дело в том, что кривые спроса для большинства сельскохозяйственных продуктов совершенно неэластичны, даже несмотря на то, что сельское хозяйство является наиболее конкурентной отраслью нашей экономики. Различие отдельной фирмы и отрасли проявляется следующим образом: для отрасли, то есть для всех фирм, производящих определённый продукт, объем продаж может быть увеличен только путем установления более низкой цены на товар. Все фирмы, действуя независимо, но одновременно, могут повлиять – и действительно влияют – на общий объем предложения и, следовательно, на рыночную цену. Но не отдельная фирма. Если один-единственный производитель увеличивает или уменьшает выпуск при неизменных объемах производства у всех других конкурирующих фирм, это не оказывает существенного влияния на общий объем предложения и рыночную цену.  Следовательно, графики спроса и продаж отдельной фирмы совершенно эластичны, как показано на рисунке.

Средний, валовой и предельный доход  в условиях чистой (совершенной) конкуренции

Очевидно, что кривая спроса на продукцию фирмы является в  то же время кривой дохода. Цена за единицу продукции пропорциональна доходу от этой единицы продукции (среднему доходу продавца).

Валовой доход при любом уровне продаж может быть легко определен  путем умножения цены на соответствующее  количество продукции, которое фирма может продать. И так как цена остается неизменной, то валовой доход будет всегда увеличиваться на постоянную величину с каждой дополнительной единицей продаж. Отсюда предельный доход (т.е. добавочный доход, получаемый с каждой дополнительной единицы продукции) будет постоянным. 

 

Ценообразование в условиях свободной конкуренции

Как уже говорилось, в условиях свободной конкуренции ни одна фирма  на рынке не играет в ценообразовании  сколько-нибудь заметной роли, а цены складываются под воздействием только спроса и предложения. Фирмам приходиться ориентироваться на сложившийся уровень цен. Однако известны случаи кратковременного воздействия на конъюнктуру рынка. Для этих целей используют стратегию “случайного” снижения цен, которая заключается в установлении цен сначала на максимально высоком уровне, затем они медленно снижаются до уровня рыночных цен. За тот небольшой период, когда цены были высокими, фирме все же удается продать какое-то количество товаров и тем самым увеличить свой доход.

 

 

Достоинства совершенной конкуренции

 

Как мы отмечали в конце предыдущей главы, в условиях совершенной конкуренции  в долгосрочном периоде соблюдается равенство MR = МС = АС = Р.

Конечно, в течение короткого  отрезка времени в условиях совершенной  конкуренции фирма может получать сверхприбыли или нести убытки. Однако для длительного периода такая предпосылка нереальна, так как в условиях свободного входа и выхода из отрасли слишком высокая прибыль привлекает в данную отрасль другие фирмы, а убыточные фирмы разоряются и уходят из отрасли.

Совершенная конкуренция помогает распределить ограничения ресурсы таким образом, чтобы достичь максимального удовлетворения потребностей. Это обеспечивается при условии, когда Р = МС. Данное положение означает, что фирмы будут производить максимально возможное количество продукции до тех пор, пока предельные издержки ресурса не будут равны цене, за которую его удалось купить. При этом достигается не только высокая эффективность распределения ресурсов, но и максимальная производственная эффективность. Совершенная конкуренция заставляет фирмы производить продукцию с минимальными средними издержками и продавать ее за цену, соответствующую этим издержкам. Графически это означает, что кривая средних издержек только касается кривой спроса. Если бы издержки на производство единицы продукции были выше цены (АС > Р), то любая продукция была бы экономически убыточной и фирмы вынуждены были бы покинуть данную отрасль. Если бы средние издержки были ниже кривой спроса и соответственно цены (АС < Р), это означало бы, что кривая средних издержек пересекала кривую спроса и образовался некий объем производства, приносящий сверхприбыль. Приток новых фирм рано или поздно свел бы эту прибыль на нет. Таким образом, кривые только касаются друг друга, что и создает ситуацию длительного равновесия: ни прибыли, ни убытков.

Возникает своеобразный парадокс: в  условиях равновесия на всех фирмах данной конкурентной отрасли издержки должны быть одинаковы. Такая предпосылка  кажется нереальной, ведь мы знаем, что одни фирмы работают на лучшем сырье, другие имеют более современное и эффективное оборудование, третьи — более квалифицированных работников, четвертые — наилучших менеджеров. Да и вообще, не может быть двух одинаковых фирм. Совершенно очевидно, что на фирмах, использующих лучшие ресурсы, издержки будут более низкими. Как же согласовать этот очевидный факт с положением о том, что средние издержки для всех фирм в условиях совершенно-конкурентной отрасли одинаковы?

В экономической теории существует следующее объяснение этого парадокса: предполагается, что владельцы более совершенных ресурсов получают большее вознаграждение. Например, более квалифицированные рабочие — большую заработную плату, за более совершенные машины приходится платить более высокую цену и т. д.

Информация о работе Рынок, причины его возникновения, характерные черты и модели рынка