Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 10:47, реферат
Рынок труда как экономическая категория долгое время рассматривался в нашей стране как явление, присущее лишь капиталистическим странам, а безработица - как следствие господствующих отношений на рынке труда, возникающих в результате многочисленных противоречий между трудом и капиталом. Считалось, что поступательное развитие советской экономики дает неограниченные возможности для полной занятости в общественном производстве, и задача состоит лишь в том, чтобы вовлечь в него все трудоспособное население по принципу «кто не работает, тот не ест». Всеобщая обязательность труда и приоритет общественного над личным определяли социальный климат советского общества в течение десятилетий. Но и тогда в Европейской части РСФСР и республик Прибалтики наряду с вынужденной незанятостью в одних районах существовала сверхзанятость в других. Переход к рынку заострил проблемы занятости и добавил к ним новые, связанные со структурной перестройкой российской экономики и возникновением новых трудовых отношений, обусловленных разными формами собственности. Ведь рынок труда отличается от всех других рынков своеобразием товара.
Третья: государственное ограничение. Монополия существует, так как они покупают или предоставляют исключительное право на продажу некоего блага. В некоторых случаях государство оставляет за собой право на монополию; в ряде стран только государственные монополии могут продавать табак. В Российской промышленности существуют четыре тысячи предприятий–монополистов, и их продукция составляет 7% от общего числа. Из них естественных монополий 500.[11] Классическим примером естественных монополий на федеральном уровне являются передача электроэнергии, нефти и газа, железнодорожные перевозки, а также отдельные подотрасли связи, а на региональном уровне – коммунальные услуги, включая теплоснабжение, канализацию, водоснабжение и т.д.; такие отрасли либо регулируют, либо находятся в государственной собственности. Но следует заметить, что во многих странах в последние годы сфера и масштабы государственного регулирования существенно сократились как в связи с технологическими нововведениями, так и в результате появления новых подходов к формированию и регулированию соответствующих рынков. Рассмотрим теперь, что же можно отнести ко внеконкурентным факторам непосредственно на рынке труда. Прежде всего, это различные институты. Во-первых, к ним относится государство, активно регулирующее рынок труда, законодательно лишая заработную плату рыночной гибкости. Государство в различных странах устанавливает минимально гарантированный уровень заработной платы, осуществляет индексацию доходов и прочими способами оказывает тормозящее влияние на колебание цены труда. Во-вторых, профсоюзы, оказывающие большое влияние на уровень заработной платы, как правило, в направлении ее повышения по сравнению с равновесным уровнем. В-третьих, крупные корпорации, которые тяготеют, как правило, к установлению сравнительно стабильной во времени стандартной ставки заработной платы, отказываясь слишком часто пересматривать ее в зависимости от соотношения спроса и предложения на рынке труда. Следует заметить, что регулирование этого рынка значительно облегчается в связи со спецификой фигурирующего на нем товара. Проявление рыночных законов (например, закона спроса, установления равновесной цены и др.) на рынке труда имеет особый характер. Он определяется тем, что купля-продажа услуг труда производится в форме найма на базе более или менее продолжительного трудового договора. Поэтому каждый отдельный работник не находится в постоянной, беспрерывной зависимости от состояния рынка труда. На срок действия трудового соглашения продавец как бы «выводится» на время из текущей конъюнктуры рынка. Условия, определенные договором, имеют характер минимальных нормативов; это означает, что индивидуальный договор рабочих с предпринимателями признается юридически недействительным, если он заключен на условиях худших, чем те, которые определены в коллективном договоре. В чем смысл коллективности договора и принципа нормы как минимума? Эти положения договора позволяют устранить конкуренцию между наемными работниками в борьбе за получение рабочего места, - ведь конкуренция вынуждает рабочих соглашаться на худшие условия труда, диктуемые предпринимателями, особенно в отсутствие профсоюзов. Регулирование рынка труда предполагает воздействие как на спрос, так и на предложение труда. Объектами регулирования выступают заработная плата, продолжительность рабочей недели и отпусков, порядок найма и увольнения, различные виды социального обеспечения и др.
Отраслевой профсоюз
часто выступает как монополия
на рынке труда, при этом его монопольная
власть тем выше, чем большая доля
работников данной отрасли входит в
соответствующий профсоюз. Применительно
к рынку труда ситуация в случае
монопольной власти профсоюза показана
на рис. 1.
Теоретически можно
представить цель профсоюза по аналогии
с фирмой, стремящейся к максимизации
прибыли. Это, конечно, упрощение, но оно
поможет яснее представить
, с которой сталкивается
профсоюз-монополия, может
( union - от англ. союз,
объединение).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Рынок труда - особая
сфера рыночных отношений, в которой
осуществляется купля-продажа товара
«рабочая сила». Он предполагает собственность
человека на свою рабочую силу, которая
становится товаром на рынке, а затем
реализуется в трудовой деятельности.
Труд в качестве рыночного фактора
производства включает услуги наемных
работников и предпринимателей в
различных отраслях производства и
сферы услуг.
Государственное воздействие
на рынок труда в начале XX в. сводилось
в основном к отдельным мерам,
направленным на сокращение безработицы.
В дальнейшем, особенно в период
и после Великой депрессии
в США в 1929 - 1933 гг., государственное
регулирование рынка труда, основанное
на положениях кейнсианской теории, усилилось,
способствуя росту спроса на рабочую
силу, созданию рабочих мест и уменьшению
безработицы.
Однако к середине
70-х годов, когда выяснилось, что
кейнсианские методы регулирования
рынка труда в условиях замедления
темпов экономического роста способствуют
инфляции, сформировалась новая модель
государственного регулирования рынка
труда, в основе которой лежат
монетаристские концепции. Данная модель,
получившая название гибкого рынка
труда, отводит государству
В начале 90-х годов
в развитых странах сложилась
новая практика государственного регулирования
рынка труда - активная политика на
рынке труда. Ее суть состоит в
создании благоприятных рыночных возможностей
для высокой занятости, что приобретает
особое значение в современных условиях,
когда безработица стала
На современный
рынок труда сильное влияние
оказывают НТР и переход к
информационному обществу. Связанные
с этим количественные и качественные
изменения на рынке труда прежде
всего сказываются на его структуре.
Возрастает уровень общеобразовательной
и профессиональной подготовки работников,
резко повышается удельный вес инженерно-технических
и научных работников, менеджеров, а также
квалифицированных работников сферы услуг.
Развитие рыночных отношений вызвало
рост численности квалифицированных работников,
занятых в торговле, финансово-кредитной
сфере и управлении. Вместе с тем в большинстве
отраслей снизилась доля малоквалифицированных
и неквалифицированных работников, разного
рода подсобных работников.
Свои особенности
присущи российскому рынку
Более того, из-за неплатежей
предприятий друг другу, простоев предприятий
и вынужденных отпусков заработная
плата, по существу, превращается в
разновидность пособий по безработице.
По мере преодоления
кризисного состояния экономики
и обеспечения экономического роста,
усиления конкуренции и рационализации
производства будет происходить
сокращение безработицы, оптимизация
состава и численности
1. Липсиц И. Экономика:
Учебник для вузов. – М.: Омега-Л,
2004г.
2. «Курс экономической
теории»: Учебник: Под
3. Экономика: Учебник
для вузов: Под редакцией
4. Экономическая
теория: Учебник: Под редакцией
Видянина В.И., Добрынина Л.И., М:
Инфор-М, 2003г.
5.«Большая советская
энциклопедия».
6. «Краткий экономический
словарь».
7. Лещинская Г.
«Молодежный рынок труда» «
8. Микульский К.
«Формирование новой модели
9. «Обуздаем ли
монополии», Российская газета, 9июля
2000г.
10. Заславский И.
«К характеристике труда
11. «Государственно-
12. Российский статистический
ежегодник.2003: Стат.сб./Госкомстат России.
– М., 2003.
13. «Спрос и предложение
рабочей силы», Человек и труд
.2004 г.- №11 стр. 63-65.
14. Горисов.С.П. «Основные
характеристики Российского
15. Коротков Р.
«Стоимость рабочей силы (теория
и оценка). Экономист. 2003 г. - №6, стр.
70-75.
[1] Заславский И.
«К характеристике труда
[2] Липсиц И. Экономика:Учебник
для вузов. – М.: Омега-Л, 2004г., стр.246
[3] Там же.
[4] Лещинская Г.
«Молодежный рынок труда» «
[5] Там же.
[6] Лещинская Г.
«Молодежный рынок труда» «
[7]Микульский К.
«Формирование новой модели
[8] «Курс экономической
теории». Под редакцией
[9] «Обуздаем ли
монополии», Российская газета, 9июля
2000г.
[10]«Большая советская
энциклопедия».
[11]«Обуздаем ли
монополии», Российская газета, 9июля
2000г.
[12]Заславский И.
«К характеристике труда
[13] «Обуздаем ли
монополии», Российская газета, 9июля
2000г.
[14] Липсиц И. Экономика:Учебник
для вузов. – М.: Омега-Л, 2004г., стр.246
[15]Липсиц И. Экономика:
[16] Липсиц И. Экономика:Учебник
для вузов. – М.: Омега-Л, 2004г., стр.246
[17] Там же.
[18] Липсиц И. Экономика:Учебник
для вузов. – М.: Омега-Л, 2004г.
[19] Липсиц И. Экономика:Учебник
для вузов. – М.: Омега-Л, 2004г.
[20] Там же.
[21] «Краткий экономический
словарь».
[22] «Большая советская
энциклопедия».
«Краткий
экономический словарь».
[23] «Государственно-
[24] Заславский И.
«К характеристике труда
[25] «Государственно-
[26][26] «Курс экономической
теории». Под редакцией