Рынок труда в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 15:25, курсовая работа

Краткое описание

Проблемы рынка труда, занятости и безработицы являются одной из важнейших социально-экономических проблем нашего времени. В условиях перехода Республики Беларусь к рыночной экономике происходят изменения на рынке труда. Это вытекает из особенностей самого рынка, через который опосредуются новые отношения между собственниками средств производства и собственниками рабочей силы. Рабочая сила на рынке функционирует как товар, который покупается и продается, имеет спрос, предложение и цену.
В условиях становления рыночных отношений важно понять сущность функционирования и особенности формирования рынка труда в республике.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Ким.docx

— 92.48 Кб (Скачать файл)

 

Стимулирование нанимателей, создающих новые рабочие места для трудоустройства на них граждан, которым предоставляются дополнительные гарантии в области содействия занятости населения, будет продолжено путем предоставления им бюджетных ссуд, компенсации затрат за создание и сохранение рабочих мест для инвалидов из средств бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – бюджет фонда), выделенных на финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения.

 

В приоритетном порядке будет организовано обучение безработных из числа лиц в возрасте до 21 года, впервые ищущих работу, длительно неработающих, в том числе безработных из числа женщин-матерей, не работавших в связи с уходом за ребенком, инвалидов, лиц, не имеющих профессии (специальности).

 

В конечном итоге это будет способствовать снижению безработицы отдельных категорий населения, обеспечению трудоустройства инвалидов, молодых специалистов, привлечению длительно неработающих граждан к труду, снижению периода продолжительности безработицы целевых групп населения.

 

Мероприятиями Государственной программы предусматриваются меры, направленные на повышение конкурентоспособности рабочей силы на основе совершенствования структуры и объемов подготовки кадров с учетом потребностей рынка труда. Будет продолжена работа по дальнейшему развитию профориентационной работы, направленной на повышение престижа рабочих профессий.

 

В рамках территориальных программ содействия занятости населения предусматривается разработка конкретных мер по выполнению мероприятий Государственной программы с установлением прогнозных показателей по уровню регистрируемой безработицы к численности экономически активного населения по соответствующим регионам, а также мероприятий по обеспечению занятости населения в малых, средних городских поселениях, районах с высокой напряженностью на рынке труда.

 

В результате реализации мероприятий Государственной программы к концу 2014 года уровень регистрируемой безработицы не превысит 1,5 процента к численности экономически активного населения, в том числе в Брестской области – 1,4 процента, Витебской – 1,6, Гомельской – 1,5, Гродненской – 1,2, Минской – 1,4, Могилевской – 1,5 и г. Минске – 0,6 процента.[12]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Предложения по оптимизации рынка труда в регионах Республики Беларусь

 

Сегодня по-прежнему важными остаются вопросы сохранения управляемой ситуации па рынке труда, повышения эффективности мер государственной политики но обеспечению занятости населения и противодействию безработице. Построение эффективной системы создания и сохранения перспективных рабочих мест обусловливает необходимость определения потребности в них па среднесрочную перспективу. Для этого следует:

- осуществить па основе  аттестации рабочих мест оценку  общей и дополнительной потребности  в них па среднесрочный период  с учетом отраслевых и региональных  особенностей);

- разрабатывать на каждом  предприятии (в организации) план-прогноз  профессионально-квалификационной  структуры кадров е последующим  согласованием потребности производства  в работниках с возможностью  профподготовки в рамках системы профессионального образования, а также профессионального обучения непосредственно на производстве;

- на основе данных организации  о потребностях в рабочих местах  разрабатывать отраслевые и региональные  программы их создания, которые  будут учитываться при разработке  государственных программ социально-экономического  развития страны, а также прогнозов  профессиональной подготовки, переподготовки  и повышения квалификации кадров.

 

Стратегически важным направлением является содействие развитию малого бизнеса и индивидуального предпринимательства, которое обеспечивает более эффективное использование рабочей силы в условиях постоянно меняющегося спроса производства на рабочие места, позволяет вовлечь в него высвобождаемые ресурсы труда, а также часть граждан из неформального сектора. [6.52]

 

Как показал анализ одним из наиболее эффективных направлений политики на рынке труда является совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочей силы.

 

Не менее важная задача-расширение связей субъектов хозяйствования с местными образовательными учреждениями всех уровнен в целях привлечения инвестиций в развитие последних, совершенствования профориентации учащихся общеобразовательных школ с учетом потребностей региональных рынков труда па основе принципов самофинансирования.

 

Особую роль в повышении профессиональной мобильности рабочей силы играет восстановление системы внутрипроизводственного обучения персонала, в том числе на рабочих местах. Для этого необходимо разработать нормативы затрат нанимателей па подготовку и переподготовку персонала, в том числе на опережающее обучение высвобождаемых работников. В связи с этим назрела необходимость установления в законодательном порядке обязанностей нанимателей по финансированию расходов (в процентном отношении к фонду оплаты труда в зависимости от отраслевой принадлежности) на подготовку квалифицированных кадров в соответствии с требованиями конкретного производства Достижению этой цели будет способствовать прямое бюджетное целевое финансирование создания и функционирования центров профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров па предприятиях.[7.c.79]

 

Необходимо также разработать действенные механизмы стимулирования предприятии к осуществлению профессионального обучения работников, находящихся под угрозой увольнения, непосредственно на производстве с целью их последующего трудоустройства па вновь создаваемые или свободные рабочие места, в том числе в других организациях.

 

Для сокращения безработицы среди выпускников системы профессионального образования необходимо восстановить связь между профессиональной и трудовой сферами для согласования планов приема по тем или иным специальностям.

 

В целях организации трудоустройства выпускников учебных заведений требуется:

- создать информационные  площадки для нетрудоустроившихся выпускников и организовать краткосрочные курсы их переподготовки в профессиональных учебных заведениях либо дистанционные формы переобучения;

- организовать стажировку  студентов старших курсов учреждений профессионального образования всех типов на основе договоров с предприятиями сроком до 6 месяцев. При этом установить доплаты работникам за наставничество с компенсацией нанимателям этих затрат за счет Фонда социальной защиты населения или местных бюджетов (опыт России);

- сформировать на основе  сведений, имеющихся в органах  по труду, занятости и социальной  защите, банк вакантных должностей  для трудоустройства выпускников  высших учебных заведений, ищущих  работу впервые (опыт Украины):

- подготовить сведения  о количестве рабочих мест, созданных  в 2010 г. для обеспечения временной  занятости молодежи в летний  период с указанием объемов  и условий труда, увеличить число  молодежно-студенческих отрядов, в том числе на строительстве спортивных и иных объектов в Минске и других городах республики (по опыту России)

Для усиления социальной поддержки безработных граждан необходимо:

- предоставить льготы  по выплатам в Фонд социальной  защиты предприятиям, заключившим  трудовые контракты с безработными  по направлениям службы занятости (при условии, что контракт заключен  минимум на год);

- предусмотреть дополнительную  выплату субъектам малого бизнеса  в размере четырех БПМ за  каждое созданное рабочее место  и трудоустройство па пего  безработного по направлению  службы занятости;

- увеличить срок выплаты  пособия по безработице до 52 недель  всем категориям безработных;

- повысить размер пособия  по безработице до бюджета  прожиточного минимума в зависимости  от категории безработного (опыт  большинства стран ЕС):

- создать систему обязательного  государственного страхования граждан  на случай безработицы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Рынок труда, занятость и безработица являются важными экономическими явлениями их необходимо изучать хотя бы для того чтобы не вернулась система поголовной занятости, включая ее самые отвратительные и бесчеловечные формы, когда человека действительно лишали свободы и элементарного человеческого быта ради безусловной занятости рабочих мест на лесоповалах, в рудниках, на стройках индустриальных гигантов и т.д.

 

Рыночной экономике соответствует рынок труда, где уже создаются правовые основы для раскрепощения человека труда от зависимости и подчинения тоталитарным структурам. Но это только начало пути к свободе труда.

 

Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития многоукладной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.

 

При решении вопросов регулирования рынка труда важно учитывать специфические черты белорусской модели рынка труда. Это более высокая степень коллективизма как традиционного способа взаимной поддержки работающих, разная скорость движения к рынку различных отраслей и секторов экономики, неравномерность перехода к рынку в отдельных регионах, городах, сельской местности.

 

Рынок труда является фундаментом рыночной экономики. Он диктует свои непреложные законы. Эти законы достаточно просты. Они гласят, что заработная плата должна быть не ниже прожиточного минимума, что работающие по найму должны иметь нормальную продолжительность рабочего времени, что тот, кто оказался среди вынуждено безработных, должен получить трудовую и материальную помощь.

 

Законы рынка труда действуют на уровне здравого смысла, опираясь на них человек, может добиться в жизни того, на что он действительно способен, не полагаясь особо на государство. Если законы рынка труда действуют в полной мере и трудовое законодательство отвечает их требованиям, а экономика дает материальное обеспечение рабочей силе в виде разнообразных рынков товаров и услуг, общество идет по пути к процветанию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Базылева, М.Н., Бондарь А.В. Рынок труда: генезис и особенности / М.Н. Базылева, А.В. Бондарь // Вестник БГЭУ. – 2001. - № 1. – с. 9.
  2. Бушмарин, И.В. Рынок труда в современной экономике/ И.В. Бушмарин // Общество и экономика. № 1., 1999.
  3. Головачев, А.С. Экономика и рынок труда. Уч. пособие/ А.С. Головачёв – Мн: Выш. школа. 1994.
  4. Заславский, И.Е Труд, занятость безработица / И.Е. Заславский - М.: Наука,1992.
  5. Ванкевич Е.В. Экономические проблемы занятости. – Минск.: БГЭУ, 2000 г. №65
  6. Головачев С.В. Экономика и рынок труда: Учеб. Пособие. Мн.; Вышэйшая школа, 2004 г.
  7. Корнеевец И.В. Рынок труда Республики Беларусь и проблемы его государственного регулирования. – Мн., 1999г.
  8. Борисова Н. Рынок труда Беларуси // Белорусский банковский бюллетень. - 2002. - №30.
  9. Проблемы безработицы / А. Мелкумян // Экономист. – 2005. - №8, - с.61-63
  10. Национальная экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы. В.Н. Шимов, Я.М. Александрович, А.В. Богданович и др.; Под общ. ред. В.Н. Шимова. - Мн. 2006. – 845 с.
  11. Официальный сайт национального статистического комитета Республики Беларусь: belstat.gov.by
  12. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА содействия занятости населения Республики Беларусь на 2014 год.

Информация о работе Рынок труда в Республике Беларусь