Рынок труда и его особенности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 17:59, курсовая работа

Краткое описание

Одно из основных мест в системе экономических отношений занимает рынок труда. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, которые представляют государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер. Они затрагивают насущные потребности большинства населения страны.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая - текст.doc

— 158.50 Кб (Скачать файл)

       Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на: осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые)4 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3 Роль и место государственных служб занятости на современном рынке труда в России 
 

      Задачи посредственности в подыскании места работы в настоящее время решают государственные центры занятости и негосударственные формирования. Государственная служба занятости на рынке труда многих стран занимает особое монопольное положение, которое имеет две разновидности. Первая заключается в том, что служба централизует все операции по найму, вторая разновидность означает менее жесткий вариант. В РФ государственная служба занятости занимает монопольное место на рынке труда и в то же время не подходит под каноны ни первой, ни второй разновидности этой монополии.

      Противостояние государственных  и частных агентств по найму  обусловлено прежде всего несовершенством  законодательства, согласно которому  практика частного найма во  многих странах запрещена. В ряде стран (США, Канада, Италия) деятельность частных агентств легитимна. Отношения между государственными и частными органами по трудоустройству традиционно строятся на трех принципах: контроле, конкуренции и сотрудничестве.

      Следует отметить противоречивое влияние реформирования законодательства о защите занятости на функционирование рынка труда. Большинство исследователей констатируют низкие темпы роста занятости и низкие уровни занятости в странах с жестким законодательством. Оно обуславливает значительные расходы работодателей при сокращении излишней рабочей силы, заставляет их проявлять большую осторожность при найме дополнительных работников даже в периоды расширения производства. Этот вывод подтверждается опросами предпринимателей, регулярно проводимыми международными организациями и союзами. В опросах высокие издержки, связанные с увольнением, занимают одно из первых мест среди факторов, сдерживающих увеличение численности персонала, вслед за текущим ожидаемым уровнем спроса на производимую продукцию. Характерно, что проблема гибкости увольнений по значимости опережает  такие важные причины, влияющие на объем привлекаемой рабочей силы, как прямые расходы на рабочую силу, необходимость установки нового оборудования, невысокий уровень прибыли и нехватка производственных мощностей.5

      Правовую основу государственной политики занятости составляют такие законодательные акты, как Трудовой кодекс Российской Федерации (принят 30 декабря 2001 года), Федеральные законы «О коллективных договорах и соглашениях» (11 марта 1992 года), «Об общественных объединениях» (19 мая 1995 года), «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (23 ноября 1995 года), «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “О коллективных договорах и соглашениях» (24 ноября 1995 года), «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (12 января 1996 года), «Об основах обязательного социального страхования» (16 июля 1999 года), «О прожиточном минимуме в РФ» (24 октября 1997 года), «О государственной социальной помощи» (17 июля 1999 года), «О занятости населения в РФ» (в редакции от 20 апреля 1996 года, с изменениями и дополнениями от 17 июля 1999 года).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

      На современном этапе развития  рынка  труда спрос на труд  главным образом определяется: государственной политикой по отношению к низкорентабельным и убыточным предприятиям; размерами государственных, частных и иностранных инвестиций; активностью и позицией профсоюзов; масштабами теневой экономики.

      На предложение труда могут  действовать такие факторы, как падение уровня жизни в результате инфляции (при прочих равных условиях предложение труда растет); появление альтернативных источников дохода у определенной части населения(при прочих равных условиях предложение труда сокращается); естественные темпы прироста трудовых ресурсов; миграция населения; демографическая и социальная политика государства.

      Также нельзя замыкаться на  каком-либо отдельном сегменте  рынка труда, считая ситуацию  на нем общей для рынка труда  в целом. Ведь политика государства на рынке труда в целом только тогда может быть результативной, когда она осуществляется дифференцированно для каждого из его сегментов. Целенаправленное государственное преобразование в области подготовки и переподготовки кадров, в совокупности с другими мерами на остальных сегментах может быть по-настоящему эффективной. Чтобы начать эффективно решать проблемы на рынке труда, нужно сначала реформировать все сферы экономической, политической и социальной жизни общества.

      В политике занятости подавляющего большинства стран сегодня превалируют меры, направленные не на прямое субсидирование создания новых рабочих мест(что является дорогостоящим и недостаточно эффективным), а на развитие потенциала работников и их адаптацию к реальным потребностям экономики. В отношении безработных это означает содействие формированию и сохранению у них мотиваций и навыков, необходимых для занятия рабочих мест, когда они появятся. Представляется, что такой подход, направленный на предотвращение деградации рабочей силы, отвечает условиям России и соответствует возможностям службы занятости.

      Падение уровня жизни в России  приводит к ограничению потребительского  спроса, что сдерживает предложение  товаров и услуг. Соотношение  спроса и предложения товаров и услуг в странах с развитой рыночной экономикой характеризуется, по крайней мере, тремя обстоятельствами:

  1. Объемы предложения товаров и услуг на рынке, полностью удовлетворяющие платежеспособный спрос, весьма близки или даже выше рациональных норм потребления на душу населения.
  2. Уровень оплаты труда определяется стоимостью рабочей силы и обеспечивает покупательную способность на очень высоком уровне удовлетворения потребностей.
  3. Антимонопольные меры эффективно обеспечивают наличие жесткой конкуренции между продавцами за покупателя.

      Действие этих трех факторов  предопределяет такое соотношение  спроса и предложения, при котором  цены на основные потребительские  товары и услуги общедоступны. В России в настоящее время  не действует ни один из  этих факторов.

      Как показал анализ, рынок труда  в России имеет сложную структуру.  Происходит углубление его сегментации  по ряду критериев: формам собственности  (альтернативные формы занятости), фондоемкости и трудоемкости  производства, особенностям технологии  производства, квалификации занятых, уровню разделения и обобществления труда, исторически сложившимся формам организации и стимулирования труда, традициям в мотивации поведения трудящихся. Лучше понять структуру рынка труда, выявить его устойчивую сегментацию и соответственно выбрать дифференцированные способы его регулирования позволит комплексный анализ действия факторов, обуславливающих сегментацию.

      Формирование рынка труда, его прогнозирование, является неотъемлемой частью становления рыночного механизма. Основными направлениями его регулирования должны стать: борьба против дальнейшего спада производства; недопущение массовой безработицы; принятие мер по повышению уровня жизни населения и др.

      Что же касается уровня заработной  платы, то по-видимому, следовало бы сосредоточиться на следующих мерах, представляющихся первоочередными:

  1. Пересмотр минимального размера оплаты труда как в качественном аспекте, так и в количественном;
  2. Изменение тарифной системы, принятие законов о государственной службе и регулирования трудовых отношений в частном секторе;
  3. Переориентация финансово-кредитной и налоговой системы с отходом от сегодняшних принципов, в частности «опоры на зарплату», при определении прибыли предприятия.

     

     

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Приложения 
 

 
 
 
 
 
 

Абсолютные, относительные и средние показатели уровня безработицы в России в период с 1999 по 2010 гг 

Год Уровни  ряда, % Абсолютные  приросты, % Темпы роста, пп. Темпы прироста, пп. Абсолютное  значение 1% прироста, пп.
цепные базисные цепные базисные цепные Базисные
1999 7,6              
2000 8,8 1,2 1,2 115,79 115,79 15,79 15,79 0,076
2001 8 -0,8 0,4 90,91 105,26 -9,09 5,26 0,088
2002 10,5 2,5 2,9 131,25 138,16 31,25 38,16 0,08
2003 12,4 1,9 4,8 118,1 163,16 18,1 63,16 0,105
2004 11,5 -0,9 3,9 92,74 151,32 -7,26 51,32 0,124
2005 8,3 -3,2 0,7 72,17 109,21 -27,83 9,21 0,115
2006 8,9 0,6 1,3 107,23 117,11 7,23 17,11 0,083
2007 6 -2,9 -1,6 67,42 78,95 -32,58 -21,05 0,089
2008 4,7 -1,3 -2,9 78,33 61,84 -21,67 -38,16 0,06
2009 6,3 1,6 -1,3 134,04 82,89 34,04 -17,11 0,047
2010 5,2 -1,1 -2,4 82,54 68,42 -17,46 -31,58 0,063
Среднее значение 8,18 -0,22 96,61 -3,39  

Информация о работе Рынок труда и его особенности в России