Рынок труда и особенности его функционирования в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 16:41, курсовая работа

Краткое описание

Рынок труда играет особую роль в национальной экономике. Ключевым элементом перехода к рыночной системе хозяйствования является создание эффективно действующих рынков труда. В промышленно развитых странах на долю труда приходится до 75% ВНП. Настоящий этап социально-экономического развития характеризуется активным поиском эффективных форм функционирования национальной экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЫНКА ТРУДА………………… 4
1.1 Содержание, особенности, функции рынка труда…………... 4
1.2 Основные элементы рынка труда…………………………….. 5
1.3 Механизм функционирования рынка труда…………………. 8
1.4 Рынок труда в классической и неоклассической моделях и
теория неоклассического синтеза………………………………….. 9
2.ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РЫНКА ТРУДА В
РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………....................11
2.1 Динамика и структура занятости и безработицы в
Республике Беларусь………………………………………………...11
2.2 Динамика и структура номинальной и реальной заработной
платы в Республике Беларусь………………………………………. 14
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА В
РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………………...........................16
3.1 Роль государственного регулирования рынка труда в
Республике Беларусь………………………………………………... 16
3.2 Обеспечение эффективно занятости………………………..... 19
3.3 Повышение социальных гарантий в области занятости и
поддержки безработных……………………………………………. 22
3.4 Реформирование системы оплаты труда……………………… 23
3.5 Стимулирование повышения качеств труда…………………. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………... 30
ПРИЛОЖЕНИЕ А Динамика и структура занятости и
безработицы в Республике Беларусь…………………………………… 32
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Динамика и структура номинальной и реальной
заработной платы в Республике Беларусь……………………………….36
ПРИЛОЖЕНИЕ B План мероприятий по модернизации рынка
труда в Республике Беларусь……………………………………………38

Вложенные файлы: 1 файл

Переход-2-рынок труда и его особенности регулирования в РБ.docx

— 218.17 Кб (Скачать файл)

В отношении возрастной структуры безработицы следует отметить, что в январе - октябре 2010 г. среди безработных лица в возрасте до 30 лет составляли 42,4%. На долю выпускников общеобразовательных школ приходилось 4,9% безработных, выпускников учреждений, обеспечивающих получение профессионально - технического, среднего специального и высшего образования – 3,5%.

Нужно также отметить,  что по - прежнему не решена существующая проблема длительной безработицы.  По данным на 01 октября 2010 г. доля длительно неработающих граждан составила 16,2% безработных. Данная цифра остается практически неизменной в течение последних пяти лет: по данным министерства труда и социальной защиты, продолжительной безработицей (сроком более года) были охвачены  16,4%  в 2000 г., 11,9% - в 2001 г., 16,9% - в 2005 г. и 17,3% в 2006 г. [14, c. 69].

Однако следует отметить, что  в Беларуси далеко не все находящиеся без работы обращаются в государственные службы занятости за получением статуса безработного по ряду  причин. Во - первых, сложность процедуры регистрации. Во - вторых,  низкое пособие по безработице (в октябре 2010 г. -  48,7 тыс. рублей, или 18% от бюджета прожиточного минимума (порога выживания), установленного правительством Беларуси). Наконец, не все безработные имеют право на получение пособия. Лишь около половины зарегистрированных безработных получают пособия, причем их удельный вес практически не изменился даже ввиду сокращения общей численности безработных [15, c.94].

Беларусь пока не перешла на методологию Международной организации труда (МОТ) по расчету общей безработицы, однако, по оценкам специалистов, численность незарегистрированных безработных более чем в 3 раза превышает официальный показатель. В конце 2009 г. сотрудники Научно-исследовательского экономического института Минэкономики провели расчет уровня безработицы по методологии МОТ - согласно ей уровень безработицы в Беларуси составил 4,8% [16, c.30].

Кроме того, около 320 тыс. человек заняты в неформальном секторе экономики или являются нелегальными трудовыми мигрантами, работающими за пределами страны.  К сожалению, статистических оценок масштабов данного явления не ведется, однако обследование рабочей силы, проведенное Министерством труда и социальной защиты в 2008 г., показало, что примерно 117 тыс. человек (около 2,7% экономически активного населения) работали за границей, в основном в России (98 тыс.). Департамент по гражданству и миграции Министерства внутренних дел называет цифру в 300 тыс. белорусских граждан, нелегально работающих в России (около 7% экономически активного населения) [15, c.95].

Таким образом, нужно отметить, что  сегодня уровень занятости населения  в Беларуси  остается высоким, сохраняется положительная динамика занятости. Растёт удельный вес занятых в негосударственном секторе экономики. Вместе с тем высокий уровень занятости населения сопровождается накоплением скрытой безработицы на производстве и содержанием излишней численности персонала, расширением масштабов неформальной и неполной занятости.  

 

2.2 Динамика и структура номинальной и реальной заработной платы в Республике Беларусь

 

Заработная плата является одним  из показателей обеспечения достойного уровня жизни граждан. Начиная с 1996 г. как результат замедления инфляционных процессов и улучшения финансово-экономической ситуации в Республике Беларусь начался рост номинальной и реальной заработной платы. В приложении Б, рисунке Б.1 представлена динамика среднемесячной заработной платы за период с 2004 по 2011 гг. в номинальном выражении в белорусских рублях  и в пересчете на доллары США. За исследуемый период своего максимума в долларах — 416 долларов — средняя зарплата достигла в декабре 2011 г.

В период за январь - сентябрь 2010 г. номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников в республике увеличилась к уровню соответствующего периода 2009 г. на 18,6%, и составила - 1167,1 тыс. рублей. В сентябре 2010 г. ее уровень у работников промышленности составил 1461,3 тыс. рублей, строительства – 1788,5, транспорта – 1530,5, связи – 1455,2, сельского хозяйства – 879,2 тыс. рублей. В бюджетной сфере среднемесячная заработная плата за этот период увеличилась на 16,7% и составила 896,2 тыс. рублей, в том числе в сентябре - 1003,9 тыс. рублей.

Реальная заработная плата (заработная плата, рассчитанная с учетом роста потребительских цен на товары и услуги) в январе - сентябре 2010 г. по сравнению с январем - сентябрем 2009 г. увеличилась на 10,8%, в сентябре 2010 г. по сравнению с августом 2010 г. – уменьшилась на 0,2%. Реальная заработная плата работников бюджетных организаций в январе - сентябре 2010 г. по сравнению с январем - сентябрем 2009 г. увеличилась на 9,1%, в сентябре 2010 г. по сравнению с августом 2010 г. – на 4,2% [11, c.130].

В настоящее время имеет место  отраслевая диспропорциональность  заработной платы, что свидетельствует  об определенном несовершенстве ее регулирования. Наиболее высокий уровень заработной платы характерен для отраслей экономики, обеспечивающих процесс обращения денег и товаров, а также отраслей, в которых господствуют естественные монополисты. Речь идет о финансовой сфере, кредите и страховании, управлении, науке и научном обслуживании, геологии и разведке недр, информационно-вычислительном обслуживании, строительстве. Характеристики параметров средней заработной платы по отраслям представлены в приложении Б, рис. Б.2. Данные свидетельствуют о том, что заработная плата выше среднего уровня наблюдалась в промышленности, строительстве; ниже среднего уровня – в образовании, сельском хозяйстве, в деятельности по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта. 

Размеры минимальной заработной платы (месячной и часовой) в соответствии с указом Президента Республики Беларусь от 27 сентября 2010 г. № 490 «Об установлении на ноябрь - декабрь 2010 г. размеров заработной платы» на ноябрь - декабрь 2010 г. установлены в размере 400000 руб. (месячная), 2360 руб. (часовая).

Размеры МЗП  устанавливаются ежегодно исходя из потребностей работника в  материальных благах и услугах, экономических  возможностей республиканского и местных  бюджетов, а также нанимателей, соотношения между ее размерами и социальными нормативами (бюджетом прожиточного минимума, который в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 1567 от 26 октября 2010 г. составляет 283050 руб.). Нужно отметить, что начиная с 2004 г., восстановлена реальная связь между минимальной заработной платой (128,9 тыс. рублей) и БПМ (125,7 тыс. рублей) Это означает, что требования МОТ относительно «Удовлетворительных условий жизни» выполнены [18].

Как показал проведенный анализ, уровень занятости в Республике Беларусь  достаточно высок и составляет около 78% трудовых ресурсов страны. В общей численности занятого населения 47,4% составляют мужчины, 52,6% - женщины. Стоит отметить, что численность регистрируемых безработных в период с 2005 г. по 2008 г. неуклонно сокращалась, однако к началу 2010 г. она незначительно возросла. В отношении возрастной структуры безработицы следует отметить, что в январе - октябре 2010 г. среди безработных лица в возрасте до 30 лет составляли 42,4%.

Уровень безработицы в Республике Беларусь составляет 0,7%. Был проведен  расчет уровня безработицы по методологии МОТ, согласно которой уровень безработицы в Беларуси составил 4,8%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА

В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

Несмотря на проводимую в Республике Беларусь активную политику в области  занятости и трудоустройства граждан, регулирования оплаты труда, белорусский рынок труда имеет ряд проблем, решение которых – задача государства. Опыт высокоразвитых стран показывает, что эффективное функционирование рынка труда предполагает наличие устойчивых рыночных институтов и множества зрелых элементов рыночной инфраструктуры. Это возможно путем формирования законодательной и нормативной баз рыночных преобразований, закрепляющих нормы взаимодействия государства, бизнес -сообщества, гражданского общества, создания новой культуры деловых отношений, реализации контрактного права, укрепления доверия между хозяйственными субъектами, реформирования трудовых отношений, введения новой системы социальной защиты населения и осуществления других новаций на рынке труда и в экономике в целом.

 

3.1 Роль государственного регулирования рынка труда в Республике Беларусь

 

Неспособность рынка труда при  несовершенном его типе самостоятельно, автоматически саморегулироваться вызывает необходимость  государственного вмешательства посредством специальной политики занятости. Под государственной политикой занятости понимается система принципов и мер, направленных на обеспечение и содействие рациональной, свободно избираемой занятости населения. Она опирается на определенную систему принципов. В Республике Беларусь таковыми согласно Закону о занятости признаны:

- обеспечение равных возможностей в трудоустройстве всем трудоспособным гражданам Республики Беларусь;

- обеспечение мер, направленных на предотвращение безработицы;

- предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным;

- принятие мер содействия в трудоустройстве граждан с ограниченной трудоспособностью;

- участие профсоюзов и союзов предпринимателей в решении проблем занятости при взаимодействии с государственными органами;

- международное сотрудничество в решении проблем занятости.

Применительно к сегодняшним условиям политика государства на рынке труда  не должна замыкаться на поиске оптимальной  глубины вмешательства в трудовые отношения. Регулирующее влияние государства  не должно препятствовать реализации требований экономической эффективности, которые предполагают мобильность  рабочей силы, высвобождение лишних работников. Достаточно высокая степень  занятости населения должна обеспечиваться не сохранением излишней численности  работников, а созданием новых рабочих мест, снижение потребности населения в рабочих местах и так далее [17, c.228].

В Республике Беларусь последовательно и целенаправленно реализуется политика обеспечения занятости населения, направленная на сохранение рабочих мест и трудовых коллективов, содействие развитию предпринимательства и самостоятельной занятости граждан, создание новых производств и новых рабочих мест; снижение безработицы.

Достижению стабильной, контролируемой ситуации на рынке труда служит реализация мероприятий, ежегодно разрабатываемых на основе Государственной и региональных программ содействия занятости населения, а также ряда иных программ, оказывающих значительное влияние на ситуацию в сфере занятости населения, среди которых Государственная программа возрождения и развития села на 2005 - 2010 гг., Комплексная программа  развития сферы услуг в Республике Беларусь на 2006 – 2010 гг., ежегодно принимаемые Программы государственной поддержки малого предпринимательства.

Приоритетное внимание в Государственной программе содействия занятости населения Республики Беларусь на 2009 - 2010 гг., утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.10.2008 № 1640, уделено повышению эффективности использования и повышению качества трудовых ресурсов, вовлечению в экономическую деятельность незанятого населения, стимулированию нанимателей к созданию рабочих мест; содействию в организации индивидуальной предпринимательской деятельности граждан, снижению дисбаланса спроса и предложения на рабочую силу, снижению региональной дифференциации регионов по уровню безработицы; обеспечению социальной защиты граждан, временно потерявших работу. В целом основные показатели Государственной программы в 2009 – январе - сентябре 2010 г. выполнены [12, c.12].

Для нейтрализации последствий  мирового кризиса и стабилизации ситуации на рынке труда республики в государством был разработан ряд мер, предусматривающих приоритетное направление финансовых ресурсов Фонда социальной защиты на создание временных рабочих мест в рамках организации общественных работ; опережающее профобучение и переподготовку безработных и работников, находящихся под риском увольнения; оказание помощи безработным в открытии собственного дела.

Так, с апреля 2009 г. осуществляется формирование временных рабочих мест в рамках общественных работ по жилищному строительству с организацией за счет средств фонда социальной защиты населения ускоренной профессиональной подготовки направляемых на них временно свободных работников.

Кроме того, в целях реализации мероприятий программы по обеспечению временной занятости работников предприятий, находящихся в вынужденных отпусках, принят Указ Главы государства от 26 июня 2009 г. №333 «О дополнительных мерах социальной защиты населения», в соответствии с которым данной категории граждан предоставлена возможность участия в оплачиваемых общественных работах наравне с безработными и выплаты им вознаграждений.

Среди мер, используемых для защиты рабочих мест, наибольшее распространение получили бюджетные ссуды, выделяемые нанимателям при организации и модернизации этих мест.

В целях содействия занятости населения  было принято решение о предоставлении в безвозмездное пользование зданий нежилых помещений под оформленные договором обязательства по созданию рабочих мест [13, c.8].

Одно из главных направлений  противодействия безработице - стимулирование развития занятости в сфере малого бизнеса. В 2009 - 2010 гг. по поддержке предпринимателей осуществлены специальные меры, упрощающие систему налогообложения и снижающие налоговую нагрузку для малого и среднего бизнеса.

В целях стимулирования переселения  семей безработных на повое место  жительства и работы увеличен размер выплачиваемых денежных средств каждому безработному, переселяющемуся из города в сельскую местность, с пяти до семикратной величины бюджета прожиточного минимума.

Немаловажное значение имеет профессиональное обучение безработных. Программой занятости населения предусмотрена организация опережающего обучения работников, находящихся под риском увольнения, с целью дальнейшего их трудоустройства на другие рабочие места. При этом затраты нанимателей на это компенсируются за счет средств Фонда социальной защиты населения.

Важной мерой защиты и сохранения рабочих мест молодежи стал пересмотр  системы организации нанимателями субсидированных рабочих мест для молодежи на возмездной основе в рамках «Молодежной практики». В целях стимулирования трудоустройства молодежи нанимателям, организующим молодежную практику, предусмотрены компенсации затрат по оплате труда  и по уплате обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения [19, с.6].

Информация о работе Рынок труда и особенности его функционирования в РБ