Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 16:41, курсовая работа
Рынок труда играет особую роль в национальной экономике. Ключевым элементом перехода к рыночной системе хозяйствования является создание эффективно действующих рынков труда. В промышленно развитых странах на долю труда приходится до 75% ВНП. Настоящий этап социально-экономического развития характеризуется активным поиском эффективных форм функционирования национальной экономики.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЫНКА ТРУДА………………… 4
1.1 Содержание, особенности, функции рынка труда…………... 4
1.2 Основные элементы рынка труда…………………………….. 5
1.3 Механизм функционирования рынка труда…………………. 8
1.4 Рынок труда в классической и неоклассической моделях и
теория неоклассического синтеза………………………………….. 9
2.ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РЫНКА ТРУДА В
РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………....................11
2.1 Динамика и структура занятости и безработицы в
Республике Беларусь………………………………………………...11
2.2 Динамика и структура номинальной и реальной заработной
платы в Республике Беларусь………………………………………. 14
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА В
РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………………...........................16
3.1 Роль государственного регулирования рынка труда в
Республике Беларусь………………………………………………... 16
3.2 Обеспечение эффективно занятости………………………..... 19
3.3 Повышение социальных гарантий в области занятости и
поддержки безработных……………………………………………. 22
3.4 Реформирование системы оплаты труда……………………… 23
3.5 Стимулирование повышения качеств труда…………………. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………... 30
ПРИЛОЖЕНИЕ А Динамика и структура занятости и
безработицы в Республике Беларусь…………………………………… 32
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Динамика и структура номинальной и реальной
заработной платы в Республике Беларусь……………………………….36
ПРИЛОЖЕНИЕ B План мероприятий по модернизации рынка
труда в Республике Беларусь……………………………………………38
Таким образом, система оплаты труда в Республике Беларусь, основанная на тарифных ставках и ЕТС, нуждается в реформировании [23, c. 60].
В 2010 г. уже предпринят ряд мер по либерализации оплаты труда и совершенствованию его стимулирования. В частности, постановлением Министерства труда и социальной защиты. Министерства финансов. Министерства экономики Республики Беларусь от 4 марта 2010 г. № 34/21/47 «О внесении изменении и дополнений в Инструкцию о порядке повышения тарифной ставки первого разряда коммерческими организациями» организациям с долей собственности государства менее 50% предоставляется возможность производить повышение тарифной ставки первого разряда без учета норм указанной Инструкции. Данное решение позволило коммерческим организациям более широко внедрять новые, гибкие системы и формы оплаты и стимулирования труда. В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 марта 2010 г. N2 385, внедряются схемы материального вознаграждения руководителей государственных организаций и организаций с долей собственности государства в их имуществе на основе выплаты годовых бонусов в размере не менее 12 должностных окладов за выполнение организацией доведенных в установленном порядке показателей прогноза социально - экономического развития.
Дальнейшее реформирование системы оплаты труда должно предполагать:
Широкое распространение на современном этапе должны получить нетрадиционные, основанные на различных методах распределения коллективного заработка, системы оплаты труда. В их числе:
3.5 Стимулирование повышения качества труда
Период 2010 - 2015 гг. белорусская экономика будет ориентироваться на модернизацию, переход на более высокий технологический уклад развития производства. Как известно, в условиях структурных изменений экономики и ее инновационного развития приоритеты в политике занятости смещаются в сторону повышения эффективности использования трудовых ресурсов, улучшения качества труда. Таким образом, речь идет об обеспечении не только полной, но и экономически эффективной занятости с высокой производительностью труда, достойной оплатой и условиями труда.
Качество труда – это экономическая категория, которая отражает взаимообусловленную связь эффективности хозяйствования и возможностей работников реализовывать свой профессиональный и творческий потенциал в процессе труда. Объектом стимулирования повышения качества труда являются отношения по поводу совершенствования процесса и увеличения результата труда работников. В качестве субъекта стимулирования выступает трудовой коллектив и отдельно взятый работник. Тактической целью стимулирования повышения качества труда является организация оплаты труда с учетом его качества и поиск резервов развития организации и потенциала работника [24, c.161].
Решение проблемы качества труда связывается с возможностью управления этим процессом. Под управлением качеством труда понимают постоянный, планомерный, целеустремленный процесс воздействия на всех уровнях управления на факторы и условия, обеспечивающие реализацию целей предприятия на рынке и способностей работников в процессе труда.
Основными элементами управления качеством труда являются: подбор, подготовка кадров и повышение их квалификации; развитие творческой активности работников; укрепление дисциплины труда, исключение монотонности и повышение содержательности труда; мотивация персонала и материальное стимулирование. Необходимо подчеркнуть, что элементы управления качеством труда важно рассматривать во взаимосвязи друг с другом, а также со структурой, целями, задачами отдельно взятого предприятия.
Управление подбором кадров возможно только на основе использования специальных методов. Эту функцию практически на всех предприятиях республики выполняет отдел кадров, используя при этом такие методы как беседы, анкетирование, оценка уровень специальных навыков, стаж работы в определенной должности. Однако работники отдела кадров зачастую не имеют специального образования и ощущают недостаток знаний в области менеджмента. Необходимо принципиально менять работу отдела кадров, осуществлять их переход от делопроизводства к менеджменту персонала, включая маркетинг персонала, который предусматривает изучение рынка рабочей силы; выбор путей привлечения кандидатов; формирование потенциальных кандидатов в резерв внутри организации.
Подготовка кадров включает в себя ознакомление работников с особенностями работы на новом месте. Развитие рынка требует постоянной переподготовки кадров и повышения их квалификации. Повышая квалификацию и уровень подготовки, работники ставят целью продвижение по службе. Поэтому в рамках управления качеством труда необходимо планировать карьеру работников, что будет способствовать стабильности работы предприятия, росту его конкурентоспособности, повышению престижа.
Укрепление дисциплины труда предусматривает отсутствие прогулов, простоев по вине как работника, так и предприятия, ответственность за работу, лояльность, трудолюбие, добросовестность.
Развитие творческой активности предполагает самостоятельное развитие своих профессиональных навыков, знаний, способности поддерживать передовое, видеть перспективу, проявление стремления к нововведениям. Повышение творческой активности происходит при привлечении работников к управлению предприятием, самоуправлению, наделении их правом владения, распоряжения и использования собственности.
Ключевым звеном системы управления
качеством труда выступает моти
Стоит отметить, что стимулирование повышения качества труда в современных условиях является немаловажным направлением в стратегии деятельности предприятия. Рыночные отношения выдвигают использование элементов управления качеством труда на одно из важных мест в системе расширенного воспроизводства. Управление качеством труда в торговом предприятии – это возможность практической реализации качества торгового обслуживания населения и основа творческого развития личности работника [25, c. 5].
Как было указано выше, в Республике Беларусь уделяется пристальное внимание вопросам занятости населения. С целью снижения уровня безработицы в стране разрабатываются и реализуются различные мероприятия: создание новых рабочих мест в наукоемких и высокотехнологичных производствах и сфере услуг; стимулирование роста занятости в сфере услуг; совершенствование системы переподготовки кадров; формирование кадрового потенциала в соответствии с потребностями развития экономики и требованиями нанимателей к качеству рабочей силы.
Разрабатываются и меры по совершенствованию социальной политики государства. Так, приоритетной задачей социальной политики в Республике Беларусь на современном этапе является обеспечение достойного уровня заработной платы за счет: разработки гибких систем оплаты труда; установления прямой зависимости увеличения заработной платы. Отметим также тот факт, что государственная политика в сфере занятости предусматривает реализацию всех намеченных мероприятий в период до 2015 г.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, рынок труда - важнейшее звено национальной и мировой рыночной цивилизации, на нем формируются трудовые ресурсы, осуществляющие повседневную эволюцию общества. Труд - важнейший фактор производства и основной источник доходов экономически активной части населения. Углубление экономического кризиса, сокращение объемов капиталовложений отрицательно отразилось на занятости населения и значительно увеличило число безработных и работающих в режиме вынужденной неполной занятости в Республике Беларусь. В настоящее время одной из главных задач государственного регулирования является преобразование скрытой безработицы в полную эффективную занятость.
Под рынком труда современные
Как показал проведенный во второй главе анализ, уровень занятости в Республике Беларусь достаточно высок и составляет около 78% трудовых ресурсов страны. В общей численности занятого населения 47,4% составляют мужчины, 52,6% - женщины. Стоит отметить, что численность регистрируемых безработных в период с 2005 г. по 2008 г. неуклонно сокращалась, однако к началу 2010 г. она незначительно возросла. В отношении возрастной структуры безработицы следует отметить, что в январе - октябре 2010 г. среди безработных лица в возрасте до 30 лет составляли 42,4%.
Уровень безработицы в Республике Беларусь составляет 0,7%. Был проведен расчет уровня безработицы по методологии МОТ, согласно которой уровень безработицы в Беларуси составил 4,8%.
В нашей стране пристальное внимание уделяется вопросам занятости населения. С целью снижения уровня безработицы в стране разрабатываются и реализуются различные мероприятия:
- создание новых рабочих мест в наукоемких и высокотехнологичных производствах и сфере услуг;
- стимулирование роста занятости в сфере услуг;
- совершенствование системы переподготовки кадров;
- формирование кадрового потенциала в соответствии с потребностями развития экономики и требованиями нанимателей к качеству рабочей силы.
Разрабатываются и меры по совершенствованию социальной политики государства. Так, приоритетной задачей социальной политики в Республике Беларусь на современном этапе является обеспечение достойного уровня заработной платы за счет: разработки гибких систем оплаты труда; установление прямой зависимости увеличения заработной платы от показателей эффективности производства и качества продукции; совершенствования тарифной системы оплаты труда.
Отметим также тот факт, что государственная
политика в сфере занятости
Государство должно уделять особое внимание проблемам рынка труда. Ориентация государственной политики в области регулирования занятости и заработной платы, отслеживание процессов в сфере труда, прогноз их развития должны быть направлены, прежде всего, на предупреждение возникновения кризисных ситуаций, смягчение напряженности на рынке труда.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Рынок труда и особенности его функционирования в РБ