Рынок ценных бумаг: проблемы и перспективы развития в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 03:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в изучении состояния национального рынка Республики Беларусь на современном этапе и перспективы его развития на ближайшие годы.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
выявить сущность рынка ценных бумаг и его задачи и функции;
охарактеризовать организационную структуру рынка ценных бумаг;
определить особенности становления и развития рынка
государственных ценных бумаг Республики Беларусь, его основные проблемы;
указать перспективы и направления совершенствования рынка
государственных ценных бумаг Республики Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….3
1. ХАРАКТЕРИСТИКА И ПОНЯТИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ ……………4
1.1 Понятие рынка ценных бумаг и его функции …………………………4
1.2 Классификация ценных бумаг …………………………………….…….7
1.3 Структура рынка ценных бумаг ……………………….………………12
2. СТАНОВЛЕНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В
РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ……………………………………………………….16
2.1 Анализ развития рынка ценных бумаг…………………………………16
2.2 Современное состояние рынка ценных бумаг в Республике
Беларусь …………………………………………………………………………….20
2.3 Решение проблем и перспективы развития рынка ценных бумаг в
Республике Беларусь ………………………………………………………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………..……...31

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 103.61 Кб (Скачать файл)

· Национальный Банк Республики Беларусь (НБ РБ) – экономический советник и финансовый агент Правительства по размещению, обслуживанию и погашению выпусков государственных ценных бумаг;

· инвесторы – профессиональные участники рынка ценных бумаг, юридические и физические лица, в том числе иностранные, владеющие облигациями, обладающие избытком финансовых средств, которые инвестируются ими в ценные бумаги Правительства [14, с.23].

Продажу ценных бумаг кабинета Министров могут осуществлять уполномоченные банки. Проведение операций с государственными ценными бумагами на открытом рынке осуществляется НБ РБ [7, с.22].

Рынок государственных ценных бумаг в Республике Беларусь функционирует с февраля 1994 года. В течение 15 лет Правительство республики своевременно выполняет обязательства по погашению своих долговых ценных бумаг.

Возросшая привлекательность рынка государственных ценных бумаг во многом была обусловлена:

· разнообразием сроков обращения (3, 6, 9 месяцев, 1 год и более) предлагаемых Министерством финансов облигаций и условий выплаты дохода по ним;

· внедрением нового вида аукциона – биржевого;

· сохранением положительной реальной доходности государственных облигаций;

· участием нерезидентов;

· активизацией вторичного рынка;

· улучшением экономической ситуации в Республике Беларусь в целом.

Биржевой рынок государственных ценных бумаг выступает в качестве одного из важнейших элементов республиканского финансового рынка, с помощью которого Правительством и Национальным банком Республики Беларусь решаются задачи денежно-кредитного регулирования на макроэкономическом уровне.

За ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» закреплено исключительное право на организацию вторичного обращения государственных ценных бумаг. Вторичное обращение государственных краткосрочных и долгосрочных облигаций в соответствии с Постановлением Совета министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь № 1681/63 от 02.11.1998 года осуществляется только через торговую систему ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» через участников торгов государственными ценными бумагами, в качестве которых выступают члены Секции фондового рынка ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа", заключившие с ним соответствующие договора, и Национальный банк Республики Беларусь.

Следует отметить, что в структуре сделок ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа" преобладают сделки с государственными ценными бумагами (77 % от всех сделок и 90 % от общего объема) [10, с.7].

Можно сказать, что рынок государственных облигаций в Беларуси является самым ликвидным сегментом, и соответственно наиболее привлекательным для инвесторов.

В зависимости от формы и порядка оформления кредитных отношений различают государственные облигационные займы и безоблигационные займы.

Выпускаются облигации внутренних государственных и местных займов. Они могут быть как именными, так и на предъявителя, процентными, и беспроцентными (целевыми), выигрышными, свободно обращающимися или с ограниченным кругом обращения, сберегательными, казначейскими. Выпуск разного рода казначейских обязательств, векселей, кредитование центральным банком государственного бюджета - это примеры безоблигационных займов.

В настоящее время структура рынка государственных ценных бумаг в РБ представлена следующими ценными бумагами [8, с.31]:

• краткосрочные государственные облигации (ГКО) со сроком

обращения до одного года. Облигации выпускаются от имени Совета Министров Республики Беларусь Министерством финансов с целью привлечения временно свободных средств юридических и физических лиц, в том числе иностранных, для возмещения дефицита республиканского бюджета;

• долгосрочные государственные облигации (ДГО) со сроком обращения один год и более. Эти облигации также выпускаются Министерством финансов и могут использоваться первичными держателями при расчетах за товары (работы и услуги), а также могут выступать предметом залоговых обязательств;

• государственные долгосрочные облигации с купонным доходом (ГДО) со сроком обращения один год и более. ГДО выпускаются Министерством финансов для покрытия дефицита государственного бюджета;

• краткосрочные обязательства Национального банка (КО) со сроком обращения от двух недель до месяца. Обязательства предназначены для регулирования денежной массы в обращении. Разработаны правила выпуска облигаций Национального банка Республики Беларусь с купонным доходом и на предъявителя, номинированных в свободно конвертируемой валюте. Эти облигации предназначены, прежде всего, для привлечения свободных средств населения республики, хранимых в свободно конвертируемой валюте и не размещенных ранее в банках.

Наибольшим спросом у инвесторов - юридических лиц пользуются государственные краткосрочные и государственные долгосрочные облигации, номинированные в национальной валюте – белорусских рублях.

Государственные облигации - ценные бумаги эмитируемые государством с целью привлечения в государственный бюджет части заемных средств. Доходы, получаемые от ценных бумаг государства, в отличии от корпоративных ценных бумаг, имеют льготное налогообложение.

Владельцами государственных краткосрочных облигаций (со сроком обращения до одного года) (ГКО) и государственных долгосрочных облигаций (со сроком обращения один год и более) (ГДО) могут быть юридические как резиденты, так и нерезиденты Республики Беларусь.

Облигации эмитируются отдельными выпусками на основании решения Министерства финансов. Данные ценные бумаги выпускаются в виде записей на счетах с дисконтным или процентным доходом. По облигациям с дисконтным доходом при погашении выплачивается номинальная стоимость.

Процентный доход может выплачиваться ежемесячно, ежеквартально, а также при погашении данных ценных бумаг. Условия выплаты дохода определяются в решении Министерства финансов по каждому выпуску.

В процессе выпуска ГКО рассчитываются их доходность и цены на первичном рынке ценных бумаг. Этим занимается Министерство финансов, которое в день проведения аукциона, учитывая рекомендации Национального банка и предлагаемые на аукционе цены, устанавливает минимальную и средневзвешенную цены продажи облигаций.

Основными задачами, поставленными перед Департаментом по ценным бумагам на ближайшее время, являются обеспечение максимального содействия в проведении организациями республики работы по выпуску корпоративных облигаций, совершенствование условий осуществления профессиональной деятельности по ценным бумагам, развитие институтов долгосрочных накоплений, устранение регулятивных препятствий в сфере развития институтов инфраструктуры фондового рынка, что в целом призвано способствовать активизации интеграции Республики Беларусь в международную финансовую систему.

В целях реализации поставленных задач работа будет осуществляться по следующим основным направлениям:

  1. стимулирование потенциальных эмитентов осуществлять

заимствования посредством выпуска корпоративных облигаций;

2)  совершенствование инфраструктуры рынка ценных бумаг, в целях стимулирования инвестиционной деятельности и обеспечения притока капитала в экономику Республики Беларусь;

3)  пресечение манипулирования на финансовом рынке;

4)  создание нормативно-правовой базы для выпуска и обращения новых финансовых инструментов;

5)  повышения роли фондового рынка в перераспределении ресурсов, расширения практики привлечения инвестиций с использованием инструментов фондового рынка;

6)  интеграция рынков ценных бумаг Республики Беларусь и зарубежных стран для обеспечения возможности их консолидации и увеличения объемов обращающихся на них инвестиционных ресурсов.

На первом этапе функционирования и развития фондового рынка Беларуси законодательством должны быть обеспечены гарантии необлагаемого налогом режима перехода отечественных и иностранных инвестиций в акции, облигации и иные ценные бумаги открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, а также льготное налогообложение деятельности на фондовом рынке и исключение двойного налогообложения дивидендов, иных доходов от деятельности с ценными бумагами.

В процессе становления и развития национального рынка ценных бумаг льготное налогообложение деятельности на фондовом рынке и доходности от ценных бумаг должно устанавливаться в приоритетных областях экономики,

имеющих общенациональное значение.

2.2 Современное состояние рынка ценных бумаг в Республике

Беларусь

Структура рынка облигаций в Беларуси складывается большей частью из корпоративных облигаций (64%), государственных заимствований на местном  рынке (11%), муниципальных облигаций (23%). Фактически это означает, что на белорусском рынке присутствует весь спектр эмитентов.

По валютной структуре на белорусском рынке преобладает выпуск облигаций в белорусских рублях (74% — без учета, 61% — с учетом еврооблигаций).Однако на внутреннем рынке есть и валютные облигации, что нехарактерно для других стран, к примеру, для России.

Директор департамента  международных и фондовых операций Альфа-Банка отметил, что в последние годы в Беларуси наблюдается бурный рост рынка муниципальных  облигаций — с 2009 года рынок увеличился более чем в 20 раз. Развитие рынка связано в первую очередь  с тем, что банкам было запрещено кредитовать бюджетные организации напрямую. Однако банки нашли иной способ это сделать: предложили муниципалитетам выпускать облигации. По словам С. Муханова, большинство выпущенных облигаций скорее «условные» и  носят технический характер, однако сегодня наметилась положительная тенденция и некоторые муниципальные организации начали делать реальные рыночные выпуски (в частности, это Минский горисполком и муниципалитеты Витебской области)[9].

За последние 5 лет объем рынка корпоративных облигаций вырос в 186 раз, с начала 2008 года — в 20,7 раза и достиг показателя более 12,6 трлн. рублей или 4,2 млрд. долларов США в эквиваленте.  Рост  рынка корпоративных облигаций в основном связан с тем, что все доходы от вложения в местные корпоративные облигации, выпущенные в период с 1 апреля 2008 года по 1 января 2012 года, и их перепродажа в пределах текущей стоимости не облагаются налогом на доходы. В данном сегменте,  отметил эксперт Альфа-Банка, банки имеют доминирующее присутствие на рынке, как в качестве эмитентов (82% рынка корпоративных облигаций), так и в качестве инвесторов. Относительно небольшое число эмитентов — из корпоративного (15%) и жилищного (3%) секторов.  Число этих эмитентов небольшое, однако здесь важна положительная тенденция, которую мы наблюдаем.

Таким образом среди основных характеристик ценных бумаг в Республике Беларусь можно выделить: отсутствие дефолтов; преобладание обеспеченных облигаций в корпоративном секторе (за исключением облигаций банков); излишнее доминирование банков на рынке; отсутствие прозрачности; удлинение сроков обращения выпускаемых облигаций; «технический» характер большинства выпусков; отсутствие ликвидности и снижение доходности. Так, номинальная доходность последних выпусков облигаций в инвалюте составляет 8-9%, в белорусских рублях — ставка рефинансирования +1-2 п.п.

По мнению С. Муханова, белорусские компании сегодня устраивают своеобразный  «тендер» на организацию выпуска облигаций: компании «бегают» по банкам, выбирают, по какой ставке банк выкупит и продержит до погашения их объем выпуска.  — Компании сами себя обманывают, — говорит эксперт Альфа-Банка, —   т.к. облигации — это публичный инструмент, который должен в среднесрочной перспективе обеспечить известность и интерес широкого круга инвесторов. Когда предприятия замыкаются на банках, они решают свои краткосрочные вопросы, но не видят  в своих действиях глобальной перспективы. А перспектива такова: банки не всегда будут кредитовать «длинно и дешево», конкурируя между собой. Необходимо делать публичные инструменты, привлекать более широкий круг инвесторов для того,

чтобы в последующем снизить зависимость от одного инвестора[9].

2.3 Решение проблем и перспективы развития рынка ценных бумаг в

Республике Беларусь

Развитие рынка ценных бумаг Республики Беларусь предполагает ориентацию на общемировые принципы и стандарты функционирования рынка ценных бумаг.

12 апреля 2011 года совместным постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь утверждена Программа развития рынка корпоративных ценных бумаг Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы (далее - Программа).

Главная цель настоящей Программы – создание условий для повышения уровня ликвидности, прозрачности, надежности и эффективности рынка ценных бумаг как составной части финансового рынка в Республике Беларусь. Это необходимо для привлечения в экономику внешних и внутренних инвестиций в целях технологического обновления основного капитала, повышения конкурентоспособности, а также дальнейшего устойчивого экономического роста и повышения благосостояния населения.

Настоящая Программа базируется на принципах:

  • сбалансированного развития рынков государственных и

корпоративных ценных бумаг;

Информация о работе Рынок ценных бумаг: проблемы и перспективы развития в Республике Беларусь