Рыночная власть и барьеры входа на рынок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 23:48, контрольная работа

Краткое описание

Существуют рынки, где в той или иной степени возможно влияние на условия акта купли-продажи со стороны производителя (покупателя). Факт такого влияния определяет степень рыночной власти, характеризующей рынки несовершенной конкуренции. Если для конкурентных рынков характерны только неценовые формы конкуренции, то отличительной особенностью несовершенных рынков являются ценовые формы борьбы между производителями. Потенциальная способность фирм устанавливать цены на свою продукцию определяет степень монополизации такого рынка.

Содержание

1. Рыночная власть и барьеры входа на рынок 3
2. Показатели, характеризующие уровень специализации 10
3. Охарактеризуйте влияние международного туризма на
экономическую и социальную жизнь страны 14
Список использованной литературы 19

Вложенные файлы: 1 файл

вар 3.doc

— 91.00 Кб (Скачать файл)

• коэффициент охвата производства — характеризует долю продукции специализированной отрасли в общем выпуске продукции данного вида;

• коэффициент специализации  — характеризует долю основной (профильной) продукции в общем выпуске  продукции отрасли, предприятия, цеха;

• коэффициент подетальной  специализации — характеризует  долю продукции подетально (технологически) специализированных предприятий и цехов в общем выпуске продукции отрасли, предприятия, цеха;

• широта номенклатуры и  ассортимента выпускаемой продукции. Чем шире номенклатура и ассортимент выпускаемой продукции на предприятии и в цехе, тем ниже уровень специализации.

Специализация тесно  связана с кооперированием производства. По сути, это две стороны одного процесса, поэтому в экономическом плане их необходимо рассматривать в единстве.

Кооперирование - это длительные производственные связи между предприятиями, выпускающими какую-либо сложную продукцию.

Основной показатель уровня кооперирования - доля стоимости полуфабрикатов, заготовок, деталей и узлов, получаемых от других предприятий в порядке кооперирования, в общей стоимости продукции предприятия.

Косвенным показателем  уровня кооперирования признается количество предприятий, с которыми кооперируются  головные предприятия.

В определенной мере уровень кооперирования характеризует и радиус кооперирования, который определяется как средневзвешенная величина.

Развитие специализации  и кооперирования оказывает самое  существенное воздействие на эффективность  общественного производства и отдельного предприятия в силу следующих обстоятельств:

  • специализация служит основой для механизации и автоматизации производства;
  • на специализированных предприятиях, как правило, выше качество продукции, чем если бы эта продукция выпускалась на неспециализированных предприятиях;
  • на специализированных предприятиях больше возможностей для применения более производительной техники и технологии и наиболее эффективного их использования;
  • специализация позволяет снизить издержки на производство продукции за счет более высокого уровня механизации и автоматизации труда, использования более квалифицированной рабочей силы и концентрации производства;
  • развитие специализации обусловливает необходимость объективного развития стандартизации и унификации производства;
  • специализация позволяет даже на мелких предприятиях механизировать и автоматизировать производство и обеспечить высокую эффективность.

Экономический эффект (Э) от развития специализации и кооперирования можно определить по формуле:

Э = [(С1 - С2) - (Зтр2 - Зтр1)] V2 - Еn ΔК + ΔП,

где C1, C2 — себестоимость единицы продукции до и после специализации;

Зтр1, Зтр2 – транспортные расходы на единицу продукции до и после специализации;

V2 – объем выпуска продукции после специализации;

Еn – нормативный коэффициент  эффективности капитальных вложений;

ΔК — дополнительные капитальные вложения, необходимые  для осуществления специализации  производства;

ΔП — дополнительная прибыль, полученная за счет улучшения  качества продукции вследствие специализации производства.

Развитие специализации и кооперирования производства приносит не только положительный эффект, но и отрицательный.

К недостаткам специализации  и кооперирования следует прежде всего отнести такие моменты, как:

  • рост транспортных расходов на единицу продукции вследствие увеличения радиуса кооперирования;
  • монотонность в работе, поэтому необходимо принимать определенные меры по снижению отрицательного воздействия этого явления на работника.

Все вышеперечисленные  положительные и отрицательные  стороны необходимо учитывать при планировании и развитии специализации и кооперирования с целью нахождения оптимального варианта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Охарактеризуйте влияние международного туризма на экономическую и социальную жизнь страны.

Индустрия туризма - один из немногих секторов, где развивающиеся страны могут предложить качественный товар на мировом рынке. Эти страны получают доходы от туризма, а сами туристы в подавляющем большинстве приезжают туда из высокоразвитых и ведущих в экономическом и промышленном отношении государств. Этот очевидный факт свидетельствует о том, что страны, менее обремененные промышленным производством и сохранившие свою природную среду, получают косвенную выгоду от экономического производства промышленно развитых государств, которые добились лидирующего положения в ущерб своей экологии.

Следовательно, рост глобализации мировой экономики требует и  глобальной ответственности за сохранение и защиту природы. Но развитие туристской отрасли (ориентированной практически  полностью на экспорт) в развивающихся странах приводит к возникновению ряда проблем. В основном они затрагивают культурно-социальную сферу, а в меньшей степени природную среду.

Туризм - мощный агент  социальных изменений. Международный  туризм действует как катализатор  для перехода от традиционного образа жизни к так называемым современным западным формам общества, со всеми присущими ему атрибутами. Соответственно, туризм часто приносит с этим введение новых тенденций в социальной сфере. Часто они противоречат традиционные нормам, существующим в этом обществе и возникает конфликт с многолетними культурными обычаями. Туризм стал связан с нарушением человеческих прав. Как следствие от развития туризма стало увеличение преступности, проституции, потребления алкоголя и наркотиков. Кроме того, согласно оценкам, сделанным МОТ (Международная организация труда) от 3 до 19 млн. детей и подростков работает в секторе туризма.

Туристы из развитых стран  отправляясь в туры по развивающимся  государствам, часто имеют неполное представление о местных особенностях, что приводит к возникновению культурного непонимания общества, возрастанию напряженности.

Индустрия туризма должна поддерживать проекты, которые учитывают  культурные и другие особенности  местного населения, берегут культурное наследие наций. Доходы от туризма следует направлять на сохранение историко-культурных памятников, обычаев, национальных традиций. Потому что, помимо особых требований к окружающей среде, туристы часто заинтересованы в экзотических или уникальных услугах. Различные фестивали, национальные праздники и другие мероприятий могут выступать в качестве весомого аргумента в жесткой конкуренции между странами на туристском рынке.

Для большинства туристов оптимальное место для отдыха там, где нет вредного воздействия  производственных предприятий и транспортных средств. Лишь для узкого круга специалистов и любителей-экологов первозданная природа ассоциируется с такими понятиями, как биоразнообразие, тропические леса или экосистемы. Для большинства эталоном служат экологические нормы и практика, принятые в тех или иных странах, хотя здесь возможны некоторые отступления под влиянием дополнительной информации, которую они узнают на месте.

Важным является просвещение  туристов, обогащение культурной информацией  в ходе путешествие, распространение идей о бережном отношении к природным и другим достопримечательностям. Информация, данная туристам должна включить кодексы поведения, обычаев (включая особенности кухни, одежды и менталитета), согласована с местными властями. Примеры экологического мышления и поведения туристов в последние годы встречаются все чаще, и это ценно. Почерпнуть необходимую информацию они могут из каталогов, которые содержат важные экологические данные о состоянии природы и окружающей среды в разных туристских районах мира, об экологических мероприятиях, проводимых отдельными отелями под соответствующим контролем в каждом из мест отдыха. Вся эта информация призвана помочь туристам выбрать, куда отправиться и в какой гостинице остановиться, имея реальное представление о том, какие условия их там ожидают. Но успехи в области охраны окружающей среды и заботы о ней зависят от инициатив правительства и администрации принимающих стран, международных и национальных государственных и частные организаций, занимающихся туризмом и экологией (агентства, туроператоры, перевозчики, гостиницы).

Туризм должен развиваться  так, чтобы приносить пользу коренным жителям, усиливать местную экономику, обучать и привлекать местную  рабочую силу. Рационально использовать имеющиеся ресурсы и строительные материалы, местные сельскохозяйственные изделия, и учитывать особенности территории.

В лице заинтересованных сторон нужного направления развития туризма должно выступать правительство, как на локальном, так и на национальных и международных уровнях. Именно государство способно выступить в качестве регулирующей силы, посредством законов и налогов разрешать, запрещать, определять условия развития. Учитывая все проблемы, возникающие вследствие развития туристской индустрии, с которыми приходится сталкиваться туристам, местным жителям, региональным властям, надо заметить, что возникла необходимость комплексного решению сложных ситуаций, это подразумевает переход к устойчивому развитию. Используя принципы концепции устойчивого развития, туризм может не только преодолеть сложности, но и выступить в роли локомотива, который выведет и другие отрасли на путь устойчивого развития. Но это переход так же не так прост.

На Экологическом саммите  в Рио-де-Жанейро (в 1992 г.) о путешествиях и туризме говорилось совсем немного. Отрасль была представлена Всемирным советом путешествий и туризма (ВСПТ) - одной из двух международных организаций, занимающихся этими вводами деятельности, - а сама тема затрагивалась лишь косвенно или в контексте других вопросов. Однако в Повестке дня на XXI век сформулирована весьма дальновидная мысль о том, что индустрия путешествий и туризма обладает колоссальным потенциалом, позволяющим ей вносить конструктивный вклад в устойчивое развитие всех регионов планеты.

Важным является понимание этого потенциала, а также обеспечение благосостояния, социального прогресса и создание рабочих мест во всех странах, ибо даже самая бедная из них имеет определенные преимущества перед другими, обладая неповторимым культурным, историческим или природным наследием, своеобразие которого привлекает все больше путешественников.

По сравнению с другими, сугубо производственными силами хозяйственной  деятельности индустрия путешествий  и туризма никогда не загрязняла атмосферу дымом заводских труб и не уродовала окружающую среду, занимаясь добычей природных ресурсов. Кроме того, подлинные масштабы индустрии туризма, как правило, оставались незамеченными в силу того, что воздушные перевозки, гостиничный бизнес и система общественного питания обычно воспринимались как самостоятельные виды предложения услуг, а не как составные элементы единого комплекса по удовлетворению, прежде всего, имеющегося массового и постоянного растущего спроса на туристские и деловые поездки.

Сейчас в правительственных, промышленных и потребительских кругах растет понимание того, что индустрия путешествий и туризма также может способствовать достижению экологической и социальной устойчивости, что, собственно, и предвидели авторы Повестки дня на XXI в. Это относится как к молодым рыночным государствам, так и к промышленно развитым странам.

Но не следует замалчивать  проблемы очевидного воздействия индустрии, которая ежедневно перевозит  миллионы людей, обеспечивает их жильем, кормит и развлекает (причем все  чаще в окружении уникальных и  одновременно крайне уязвимых экосистем), которая занимается строительством, преобразуя ландшафты, и деятельность которой напрямую затрагивает коренное население и местные общины.

Безусловно, эти проблемы нельзя оставлять без внимания. Многое можно сделать с помощью разумной планировки и конструирования, оптимального планирования и рационального использования возможностей - вот где могут пригодиться идеи устойчивого развития. Для того, чтобы следовать основным принципам концепции устойчивого равития следует оценивать характер и интенсивность оказываемого воздействия, проводить экологические проверки, учитывать потенциальную нагрузку на среду, оптимизировать ресурсопотребление, вкладывать средства в новые технологии. Следует учесть все факторы, интересы и обязательства заинтересованных сторон - правительственных, промышленных и общественных кругов, причем к последним, конечно же, относятся как сами туристы, так и местное население.

ВСПТ утвердил многомерную  стратегию для внедрения и  распространения культуры устойчивого развития и сформировал динамичную структуру для достижения этой цели.

Кратко основные задачи на ближайшее будущее выглядят так:

  • Заменить культуру интенсивного потребления культурой разумного роста.
  • Уравновесить экономические и экологические факторы воздействия.
  • Найти общие интересы туристов и местного населения.
  • Распределять полученную выгоду среди всех членов общества, и в первую очередь среди наиболее бедных и неблагополучных категорий населения

 

 

Список использованной литературы

  1. Валовой Д.В. Рыночная экономика. Возникновение, эволюция и сущность. – М.: Инфра-М, 2003
  2. Джуха В.М., Панфилова Е.А. Микроэкономика. - Ростов-на-Дону: «МарТ», 2004
  3. Курс экономической теории / под ред. проф.Чепурина М.Н., проф. Киселёвой Е. А. – Киров: «АСА», 2003
  4. Майкл Портер. Конкуренция. — М.: «Вильямс», 2006
  5. Райзберг Б.А. Курс экономики. – М.: Инфра-М, 2004

Информация о работе Рыночная власть и барьеры входа на рынок