Рыночная инфраструктура: понятие, функции и элементы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 12:34, курсовая работа

Краткое описание

Существует неоднозначное определение инфраструктуры. Во-первых, под ней понимается совокупность системы обслуживания, основная задача которой заключается в обеспечении работы производства и предоставлении различных услуг населению. Во-вторых, под инфраструктурой понимается совокупность единиц, деятельность которых направлена на обеспечение нормального функционирования национальной экономики.
Инфраструктура имеет большое значение для функционирования национальной экономики, представляя собой неотъемлемую ее часть. На современном этапе развития российской экономики роль инфраструктуры в экономике увеличивается, и продолжается процесс ее совершенствования.

Вложенные файлы: 1 файл

инфраструтура.doc

— 213.50 Кб (Скачать файл)

По такой же схеме строится и система статистических показателей социальной инфраструктуры региона. Социальная инфраструктура региона объединяет отрасли услуг, которые обеспечивают общие условия жизнедеятельности людей – здравоохранение, систему образования и культуры, систему учреждений отдыха, туризм и др. Таким образом, социальная инфраструктура региона обеспечивает рост жизненного уровня народа, условия для всестороннего развития физических и умственных способностей людей – членов домохозяйств. В соответствии с этим определяется и система статистических показателей этого вида инфраструктуры.

В статистике разработан конкретный перечень показателей каждого блока  показателей. Данную систему необходимо непрерывно обновлять, совершенствовать в соответствии новыми задачами, стоящими перед развитием экономики региона 
Для примера рассмотрим построение фрагментов системы показателей, характеризующих рыночную инфраструктуру, состоящую из блоков показателей по двум совместным признакам: отраслевому и функциональному.

Статистика торгово-посреднической инфраструктуры региона

Торгово-посредническая инфраструктура занимает первое место в распределении  объектов инфраструктуры по отраслевому  признаку и по характеру обслуживания рынка в регионах. В функцию  торгово-посреднической инфраструктуры входит обеспечение предприятий сырьем, материалами, оборудованием и другими товарами и услугами и организация сбыта произведенной продукции по различным каналам сферы обращения.

Реализация экономических связей в системе регионального воспроизводственного процесса осуществляется посредством обмена деятельности, товаров и услуг индивидуального и коллективного потребления, а также производственно-технического назначения, объединяющего специализированные виды трудовой деятельности в единое целое. Постоянное возобновление производства предполагает реализацию ранее произведенных товаров через каналы сферы обращения*. В свою очередь сфера обращения подразделяется на две относительно самостоятельные подсистемы: сфера обращения потребительских товаров и сфера обращения средств производства; первая обслуживает домашние хозяйства, вторая обслуживает предприятия по производству товаров и услуг. Все объекты рыночной инфраструктуры, будучи взаимосвязаны, должны составлять единое целое, чтобы обеспечить высокую эффективность ее функционирования как непременного условия развития экономики региона. Для нормального функционирования торгово-посреднической инфраструктуры обязательное условие является создание материально-технической базы, формирующей экономический потенциал данной инфраструктуры.

Статистический анализ развития материально-технической  базы торгово-посреднической инфраструктуры (оптово-розничные предприятия, региональные коммерческие центры, посреднические торгово-заготовительные организации, биржи, брокерские фирмы и конторы, ассоциации оптовой торговли и др.) подразумевает анализ количественных и качественных показателей наличие и состояние складских помещений, хранилищ, распределительных холодильников, торговых помещений, торгового оборудования, специализированного транспорта, тарно-контейнерного хозяйства, погрузочно-разгрузочных средств, механизмов и др. Среди них требует рассмотрения, в первую очередь, материально-техническая база оптовой и розничной торговли, которая должна обеспечить не только нормальный ход процесса обращения, но и сохранность потребительских качеств реализуемой продукции.

а) Статистика инфраструктуры потребительского рынка в регионе 
Важная роль в формировании и деятельности рыночной инфраструктуры принадлежит региональному потребительскому рынку, представляющий собой территориальную организацию сферы обращения, обеспечивающий удовлетворение необходимых потребностей населения и способствующих эффективному функционированию региональной экономики и повышению уровня жизни населения.

Потребительский рынок региона включает в себя следующие укрупненные сегменты: рынок продовольственных товаров; рынок предметов длительного пользования населения; рынок потребительских услуг; рынок недвижимого имущества. Данные виды (сегменты) потребительского рынка взаимодействуют между собой, на основе взаимосвязанной системы сделок купли-продажи и обеспечивают на этой основе жизненные потребности населения.

В систему показателей состояния  и развития инфраструктуры потребительского рынка региона входят следующие:

стоимость основных фондов в целом, в отраслях рыночной сферы и их доля в общем объеме;

число предприятий, занимающихся реализацией  и хранением товаров и их распределением по типам и видам;

размер торговых предприятий: магазинов, торговых площадей, палаток, киосков, предприятий услуг и складов, предприятий общественного питания – число мест для посетителей;

пропускная способность торговых предприятий: число покупателей, товарооборот на 1 предприятие, на кв.м. торговой площади, среднее число работников на 1 предприятие;

коэффициенты плотности торговых предприятий: число предприятий, их площадь на 10 тыс. жителей;

число работников: всего, в среднем  на 1 предприятие, на кв.м. площади, товарооборот на одного работника и др.

экономические результаты функционирования торгово-посреднической инфраструктуры и др.

Показатели, отражающие емкость рынка  потребительских товаров, позволяют  охарактеризовать региональные различия в обеспеченности его инфраструктуры, что дает возможность определить место каждого региона в экономике России.

Динамический аспект изучения обеспеченности инфрастуктуры потребительского рынка  в регионах можно осуществить  на основе разных показателей, отражающих число и размер торговых предприятий, общей площади магазинов, товарооборот, численность работников и т.д. Все показатели отчетного периода сравниваются с теми же показателями базисного периода, используя при этом разные математико-статистические расчеты.

В условиях современного рынка предприятия необходима работа служб маркетинга, применяющих научно-обоснованные методики прогнозирования структуры спроса с учетом изменения доходов населения и цен для составления текущих и перспективных заявок.

Для количественной и качественной характеристики роли торгово-посреднической инфраструктуры в процессе производства в регионе необходимо использовать ряд показателей, характеризующих ее долю в объеме ВРП, объеме капитальных вложений и в численности занятых в региональной экономике. Удельный вес валовой добавленной стоимости отраслей торгово-посреднической инфраструктуры в ВДС региона показывает роль этих отраслей в формировании данного показателя. Тенденция роста удельного веса численности занятых показывает, что торгово-посредническая инфраструктура является сферой привлечения рабочей силы, высвобождающейся из промышленности и других отраслей в процессе структурной перестройки экономики региона.

Успехи коммерческой деятельности во многом определяются развитием рекламного дела, что приводит к применению важнейших статистических характеристик  процесса создания, продвижения и потребления рекламной продукции. 
         Основным элементом рекламной инфраструктуры выступают особые предприятия – рекламные агентства.

Рекламные агентства выполняют  широкий круг видов деятельности, связанный с формированием общественного, мнения различных форм торговой деятельности, подготовкой коммерческой литературы, престижных мероприятий и др. 
         Система показателей статистики рекламы включает следующие основные разделы: показатели сети рекламных предприятий, организационную структуру и оснащенность активами; показатели деятельности рекламных организаций и ее эффективность и др. 
         На основе конкретных показателей осуществляется анализ состояния и развития рекламы, ее удельный вес в затратах населения.

б) Статистика региональных товарных бирж

В условиях перехода России на рыночные отношения, важная роль в оснащении  средствами производства принадлежит  товарным биржам. 
        Товарные биржи, как вид инфраструктуры региона, обеспечивают деятельность субъектов рыночной экономики путем концентрации спроса и предложения на региональном рынке, осуществляя главную цель – организацию свободных торгов. 
        Региональные товарные биржи определяются как добровольными самоуправляемыми объединениями, организованными для создания условий осуществления торговых, коммерческо-посреднических и иных операций. Однако сами биржи не заключают сделки и не занимаются коммерческим посредничеством, они, как было сказано выше, организуют свободные торги.

Региональные товарные биржи выполняют  следующие функции: проведение торгов, аукционов; продажа контрактов; заключение хозяйственных договоров на поставку продукции; предоставление клиентам перечня информационных, рекламных и иных коммерческих услуг. Деятельностью товарных бирж характеризуется чистотой сделок, высокой ликвидностью рынка, небольшим разрывом между ценой продавца и покупателя, низкой колеблемостью цен.

В настоящее время на региональном уровне функционируют различные  формы бирж: товарные, товарно-сырьевые, фондовые, товарно-фондовые, универсальные  и др. Торгово-фондовые биржи занимаются и операциями с ценными бумагами.

Выполняя функцию регулирования  цен на региональном уровне, товарные биржи нивелируют колебания цен  на один и тот же товар с помощью  котировок. Фиксируя контрольные цены и публикуя средние цены товаров, биржа осуществляет естественное регулирование цен в регионе. Котировальная цена оказывает заметное обратное воздействие на рынок, т.е. данная цена становится ориентиром не только для товарных сделок на бирже, но и за ее пределами.

Биржевые операции осуществляются не покупателями или продавцами, а биржевыми посредниками – брокерами и дилерами. Брокеры совершают сделки от имени клиента и за его счет, получая при этом комиссионное вознаграждение. Дилеры же осуществляют сделки по поручению клиентов, но от своего имени и за свой счет. Они приобретают товар в собственность и заинтересованы продать его дороже, чем купили. Посредники в лице брокера или дилера получают поручение клиента на продажу или покупку, включающие три параметра: количество товара (число типовых контрактов), срок поставки и цену. Расчет с клиентом осуществляется непосредственно через расчетную палату биржи. Брокеры и другие посредники уплачивают бирже определенный процент с каждой сделки.

Для осуществления деятельности бирж в регионах требуется соответствующее материально-техническое обеспечение: компьютеризованные рабочие места, современные средства связи, оргтехника, телекоммуникационные сети и специальное оборудование для обмена большими массивами информации с товарными биржами других регионов, для хранения информации в виде крупных баз данных со сложной структурой. Это связано с накоплением информации, отражающей деловую активность участников биржи. Биржа – это атрибут рыночной экономики, поэтому она неизбежно оказывается вовлеченной в конкурентную борьбу.

На региональной товарной бирже  осуществляются разные виды сделок, а  именно:

сделки с реальными товарами;

форвардные сделки – срочные  сделки с реальными товарами с  отсроченной уплатой по ценам, допускающие  игру на разнице цен;

фьючерсные сделки – срочные  сделки, не предусматривающие фактической  поставки товара, представляющие собой  торговлю контрактами на покупку  или продажу товара;

опционы – срочные сделки с условием на основании договора, в соответствии с которым один из участников приобретает право покупки или продажи товара по фиксированной цене в течение некоторого периода времени, выплачивая другому участнику денежную премию за обязательство обеспечения при необходимости реализации этого права;

хеджирование – форма страхования кассовых сделок от ценовых рисков, позволяющая стабилизировать цены;

спрединг – особая форма сделок, позволяющая извлекать выгоду из разных фьючерских контрактов, внутрирыночных, межтоварных и межрыночных.

Анализ деятельности региональных товарных бирж осуществляется с помощью адекватной системы статистических показателей. Данная система включает следующие блоки показателей:

число бирж, их состав (группировка  бирж по видам и товарной специализации) и размер (распределение бирж по размеру уставного капитала и число членов пайщиков);

показатели биржевой инфраструктуры: стоимость основных фондов, размеры  операционного зала, число оборудованных  мест, численность и состав работников, обеспеченность информационно-вычислительным оборудованием, число брокерских контор, число и площадь складских помещений;

показатели спроса и предложения  на бирже: число и стоимостной  объем заявок на продажу и покупку  товаров, средний объем заявок на продажу и покупку товаров, и  их динамику;

показатели товарооборота бирж: объем и структура товарооборота, индекса товарооборота и индекс ассортиментных сдвигов;

Информация о работе Рыночная инфраструктура: понятие, функции и элементы