Рыночная инфраструктура: понятие, функции и элементы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 12:34, курсовая работа

Краткое описание

Существует неоднозначное определение инфраструктуры. Во-первых, под ней понимается совокупность системы обслуживания, основная задача которой заключается в обеспечении работы производства и предоставлении различных услуг населению. Во-вторых, под инфраструктурой понимается совокупность единиц, деятельность которых направлена на обеспечение нормального функционирования национальной экономики.
Инфраструктура имеет большое значение для функционирования национальной экономики, представляя собой неотъемлемую ее часть. На современном этапе развития российской экономики роль инфраструктуры в экономике увеличивается, и продолжается процесс ее совершенствования.

Вложенные файлы: 1 файл

инфраструтура.doc

— 213.50 Кб (Скачать файл)

небанковских учреждений, организаций, работающих с денежными средствами, но не имеющих статуса банков. К ним относятся страховые кампании, пенсионные фонды, инвестиционные фонды, кредитные союзы и т. д.

транспортной системы являющейся важнейшей инфраструктурой рынка. Она обеспечивает нормальное товародвижение — его скорость и эффективность. От нее зависит функционирование производственной сферы, доставка ресурсов и готовых товаров.

Производственная, социальная и рыночная инфраструктура являются неотъемлемыми элементами национальной экономики, без которых невозможно нормальное ее функционирование.

Современная инфраструктура России отличается своей неразвитостью и низкой инвестиционной привлекательностью. На это положение оказывает влияние низкая покупательная способность населения и перекос национальной экономики в сторону экспорта сырья. В результате чего оказывается гипертрофированно развита инфраструктура, связанная с добычей и экспортом сырья.

 

 

Сущность и основные элементы рыночной инфраструктуры, ее роль в общественном про Это система учреждений и организаций, обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке. Встречаются и другие определения рыночной инфраструктуры. Ее характеризуют как комплекс элементов, институтов и видов деятельности создающих организационно-экономические условия функционирования рынка, так и совокупность организаций, государственных и коммерческих Предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функционирование рынка.

Организационная база инфраструктуры рынка включает снабженческо-сбытовые, брокерские и другие посреднические организации, коммерческие фирмы крупных промышленных предприятий.

Материальная база состоит из транспортных систем, складского и тарного хозяйства, информационной системы и средств  связи.

В кредитно-расчетную базу входят отдельные банковские и страховые  системы, крупные самостоятельные  банковские и кредитно-сберегательные учреждения, а также различные  по объему операций средние и мелкие коммерческие банки.

ФБ - основной элемент и инструмент рынка ценных бумаг, представленный самостоятельными частными акционерными или государственными учреждениями, регулирующими и контролирующими их куплю-продажу. ФБ функционируют на аукционной основе, что позволяет им оперативно регулировать спрос и предложение на ценные бумаги и формировать их рыночный курс. В отличии от продажи ЦБ их эмитентами на первичном рынке, ФБ образуют и обслуживают вторичный рынок ЦБ, на котором обращаются ранее выпущенные ЦБ. Таким образом, ФБ занимаются по сути перепродажей ЦБ. ФБ призваны быть средством мобилизации свободных денежных средств посредством продажи владельцам этих средств ЦБ, установления цены и биржевого курса ЦБ, способствования движению, переливу денежного капитала между государством, предприятиями, домашними хозяйствами.

Фондовая биржа - это прежде всего место, где находят друг друга продавец и покупатель ценных бумаг, где цены на эти бумаги определяются спросом и предложением на них, а сам процесс купли-продажи регламентируется правилами и нормами, т.е. это определенным образом организованный рынок ценных бумаг.

Сущность инфраструктуры рынка

Экономика предполагает создание товаров  и их доведение до потребителей. Последнее требует организации  сферы обращения товаров. Инфраструктура рынка – это совокупность институтов, обеспечивающих обращение различных товаров. Обслуживание взаимоотношений производителей товаров и их непосредственных потребителей – основное предназначение институтов инфраструктуры. Представления о развитии рыночной экономики формируются в обществе постепенно: сначала очерчивается содержание данного понятия, затем оценивается ситуация, выясняются возможности ее изменения, со временем выкристаллизовывается понимание инфраструктуры выбранной модели рынка как формы взаимоотношений между хозяйствующими субъектами. Инфраструктура рынка является звеном, связывающим производство и потребление, и поэтому в большой мере влияет на экономику. Это понятие разноплановое, сущность его можно определить как совокупность учреждений, организаций, государственных и коммерческих предприятий, которые обеспечивают нормальное функционирование товарного и иных рынков, изводстве. Биржа как основной элемент рыночной инфраструктуры  взаимодействие и эффективное обслуживание товаропроизводителей и потребителей. Хорошо развитая рыночная инфраструктура позволяет оперативно урегулировать временный дефицит товаров, ибо информационные, сервисные, банковские, страховые и прочие услуги в комплексе способствуют эффективной инвестиционной среде и удовлетворению спроса.

Функции инфраструктуры рынка

Продуктом инфраструктуры является посредническая услуга. Услуга – это особый товар, существующий только в момент его  производства. Можно выделить две  основные функции инфраструктуры рыночного  типа (или рыночной инфраструктуры в широком смысле), обусловленные природой рыночной экономики:

обеспечение бесперебойного функционирования хозяйственных взаимосвязей и взаимодействия субъектов рыночной экономики.

регулирование движения товарно-денежных потоков.

В качестве субъектов рыночной экономики  мы рассматриваем, с одной стороны, владельцев ресурсов и владельцев продуктов, а с другой – коммерческие структуры и государство. Обе классификации субъектов экономики дополняют друг друга и выделяют этих субъектов по разным критериям. Каждая из выделенных функций характеризуется определенными чертами или свойствами. Обеспечивающая функция по самой своей сути есть функция внутренняя, имманентная инфраструктуре экономики, характеризующая ее сущность и непосредственное предназначение. Такая  функция носит пассивный характер. Рыночная инфраструктура, как подсистема всей экономики, как бы предоставляет  рыночной экономике условия и возможности для выполнения экономических функций (прежде всего таких, как оптимальная аккумуляция ресурсов и создание из них продуктов хозяйственной деятельности), непосредственно не участвуя в создании продукта. Тем не менее, указанная функция может быть также классифицирована как прямая, поскольку формирование адекватной инфраструктуры является одним из непосредственных и обязательных условий существования и воспроизводства экономической системы, а также ее развития. Регулирующая функция как бы вырастает из обеспечивающей, является ее продолжением, но ее свойства иные, прямо противоположные. Прежде всего, она носит внешний характер. Несмотря на то, что инфраструктура является подсистемой в экономической системе, эта подсистема существует над процессом взаимодействия хозяйствующих субъектов, без которых они, с одной стороны, не могут взаимодействовать, но которая, с другой стороны, при определенных обстоятельствах способна оказывать весьма существенное влияние на весь процесс воспроизводства. В этом своем качестве данная функция является активной, что особенно заметно в переходных экономических системах. Наконец, по своей природе она является функцией обратного действия, сигнализируя экономике о тех или иных проблемах в сфере непосредственного создания продукта. Обе функции неразрывно связаны и не могут реализоваться одна без другой. Результатом их взаимодействия является вполне определенный синтетический эффект, который можно определить как оптимизацию движения товарно-денежных потоков. В процессе обеспечения и регулирования движения товарно-денежных потоков инфраструктура способствует достижению соответствия между общественными потребностями в товарах и услугах и способностью процесса производства удовлетворять их в требуемых масштабах. Тем самым обеспечивается сопряженность в реализации обеих функций, достигается пропорциональность в распределении ресурсов, что, в свою очередь, ведет к минимизации издержек, связанных с распределением ресурсов и продуктов. Именно поэтому инфраструктура благодаря своим функциям обеспечивает эффективность экономики, причем в той мере и через те механизмы, которые свойственны только ей. Эту часть эффективности можно назвать скрытой эффективностью, поскольку к ней неприменимы прямо и непосредственно методы сопоставления затрат и результата (например, отрицательные последствия плохих дорог для сбора урожая или недостаточная развитость банковской системы как фактор, тормозящий скорость расчетов, и т. п.). Институты инфраструктуры рынка занимаются оказанием посреднических услуг в области инвестирования, страхованием различных сторон хозяйственной деятельности, проводят доверительные операции. Инфраструктура также используется при макроэкономическом регулировании: с ее помощью государство осуществляет антиинфляционные мероприятия, политику занятости, противодействует циклическим колебаниям экономики. Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, ее элементы не навязаны субъектами извне, а порождены самими рыночными отношениями. Таким образом, можно сделать вывод, что экономическая инфраструктура рынка оказывает существенное влияние на функционирование экономической системы в целом.

Элементы инфраструктуры рынка

Рыночная инфраструктура включает в себя большое количество элементов, которые тесно связаны между  собой и в совокупности играют важную роль в экономике. Рыночная инфраструктура выступает как институционализированная трансакция, поэтому из этого следует, что первым ее элементом являются соответствующие институты, в которых образуются трансакции. Их можно разделить на две группы – институты общего назначения и специальные институты. Деятельность институтов общего назначения обычно не сводится к выполнению той или иной функции в составе рыночной инфраструктуры, а предполагает также участие в реализации и иных задачей и целей, особенно если учесть, что многие из этих элементов принадлежат государству и используются не только в бизнесе в коммерческих целях. Эти институты ориентированы на преимущественное взаимодействие либо с товарными, либо с денежными потоками. Товарные потоки и потоки услуг циркулируют как между производителями, так и между производителями и потребителями. К числу основных общих институтов рыночной инфраструктуры в этой части рыночной экономики относятся: дороги (автомобильные и железные); порты (речные, морские); аэродромы; грузовой и пассажирский транспорт (железнодорожный, автомобильный, морской, речной, воздушный, трубопроводный, метрополитен), в том числе в городах; склады (в том числе таможенные); предприятия связи; жилищно-коммунальное хозяйство. С известной долей условности к институтам общего характера можно отнести предприятия, выпускающие средства сообщения и оборудование для складов, портов и т. п. Характер этой части институтов инфраструктуры делает возможным не только их военное использование государством в случае необходимости (отсюда – заинтересованность государства в их развитии), но и их приватизацию или коммерческой использование государством. Институты специального характера представлены как частными структурами, ведущую роль среди которых играют товарные биржи и торговая сеть, включающая предприятия оптовой и розничной торговли, так и государством в лице таможенных органов и иных регулирующих и контролирующих инстанций. Денежные потоки проходят через соответствующие финансово-кредитные институты, которые, в отличие от натурального хозяйства, в силу самой природы денежных потоков существуют только в рыночной экономике. Денежная форма капитала является самой универсальной и обезличенной, пронизывающей все стороны жизни современного общества и объединяющей все ее сферы. При характеристике институтов денежного рынка более целесообразно провести различие между частными и государственными институтами, то есть разграничить их по критерию формы собственности, а не функциональной ширины. Из частных институтов ключевую роль в финансово-кредитной системе играют банки как универсальные институты денежного рынка. Развитым элементом современной рыночной инфраструктуры являются небанковские финансово-кредитные институты, носящие в большей степени не универсальный, а специализированный характер. Среди них выделяются страховые компании и пенсионные фонды, деятельность которых способствует оптимизации развития рыночной экономики благодаря уменьшению риска предпринимательской деятельности. В подсистеме фондового рынка выделяются фондовые биржи и финансовые посредники – торговцы ценными бумагами, инвестиционные фонды и компании, трастовые компании (доверительные общества), а также депозитарии, регистраторы и т. п. Государство в этой части рыночной инфраструктуры представлено, прежде всего, центральным банком и налоговыми службами. Говоря об институциональной составляющей рыночной инфраструктуры, следует также отметить особую роль такого элемента инфраструктурного обеспечения рынка ресурсов, как институты функционирования рынка труда. Их развитие напрямую связано с одной из ключевых макроэкономических проблем – обеспечением полной занятости. Следует однако отметить, что механизм функционирования этого сектора рыночной инфраструктуры не сводится к деятельности государственных служб трудоустройства и переподготовки кадров, поскольку социальная политика современного государства не сводится к борьбе с безработицей, а ориентирована на создание всего комплекса условий для развития человека, включая системы здравоохранения, социального обеспечения, образования, культуры – как частные, так и государственные. Здесь можно говорить, с одной стороны, о службе переподготовки кадров как об элементе рыночной инфраструктуры, относительно самостоятельной и ориентированной не только на потребности чисто рынка, частного сектора экономики, но и на так называемый общественный сектор. В целом институциональная составляющая образует наиболее важный элемент рыночной инфраструктуры, выражающий ее сущность, наиболее осязаемо, и являющийся классической формой ее проявления. Однако, при всей его исключительной важности, рыночная инфраструктура не сводится только к нему. Дело в том, что институциональный элемент в большей мере подпадает под пассивную функцию рыночной инфраструктуры, выступая в качестве ее материального носителя. В то же время требуется нечто такое, что реализовало бы активную функцию рыночной инфраструктуры. В качестве этого «нечто» выступает информация о процессах, совершающихся в недрах рыночной инфраструктуры, своеобразные сигналы обратной связи рыночной инфраструктуры со всей экономической системой. Вот почему вторым элементом современной инфраструктуры рынка являются информационные сети и потоки, а также институты, обеспечивающие (включая средства массовой информации, сети Internet, информационный и рекламный бизнес), благодаря которым она может существовать как единое целое, не только направляя функционирование рыночной экономики, но и содействуя оптимизации движения товарно-денежных потоков. Вне информационной составляющей рыночная инфраструктура не может существовать, поскольку по мере развития экономики производство и распространение информации постепенно замещает традиционное производство материальных благ. Именно единство институциональной и информационной составляющих образует так называемое внутреннее содержание рыночной инфраструктуры. Информационная составляющая выполняет важную роль – она обеспечивает связь между рыночной инфраструктуры с внешней средой, каковой для нее выступает вся остальная часть экономической системы. Но информация идет не только из рыночной инфраструктуры вовне, а и возвращается обратно в институты рыночной инфраструктуры. Идет непрерывный обмен информацией между подсистемами, который не может быть нейтральным процессом, а является, по сути, непрерывным их взаимным приспособлением. Здесь возникает необходимость периодического закрепления сигналов прямой и обратной связей, как для придания устойчивости работе систем, так и для фиксации достигнутого оптимума. Пригодность или непригодность сам ого института, равно как и степень его соответствия потребностям экономики, не могут быть определены иначе, как через регламентацию его деятельности и контроль, прежде всего со стороны государства. Из этой объективной необходимости вырастает третий элемент рыночной инфраструктуры – законодательство, регулирующее функционирование рыночной экономики и регламентирующее как деятельность институтов рыночной инфраструктуры, так и поведение хозяйствующих субъектов вообще, по сути, задающее «правила игры» в рыночной среде. Таким образом, внутреннее содержание рыночной инфраструктуры дополняется ее внешним содержанием – нормообразованием. Но на этом нельзя останавливаться, характеризуя состав элементов рыночной инфраструктуры. Как можно заметить, все три предшествующих элемента носили неодушевленный характер, были лишены человеческого начала. И если на этом характеристику рыночной инфраструктуры завершить, то проблему Четвертый элемент рыночной инфраструктуры рынка представляет собой – уровень рыночного мышления и поведения населения, его готовность следовать правилам и закономерностям функционирования рынка. Это тот самый субъективный элемент рыночной инфраструктуры, игнорирование которого приводит к нежелательным последствиям для рыночных преобразований в переходных экономических системах. Итак, рассматривая содержание рыночной инфрастуктуры, можно выделить 4 взаимопроникающие составляющие: институциональную, информационную, нормообразующую и ментальную, которые в своей совокупности характеризуют как внутреннее содержание рыночной инфраструктуры, так и ее внешнее выражение.




 

1. Определение, место  и роль рыночной инфраструктуры  в экономике региона.

 
Региональная экономика представляет собой сложный комплекс взаимосвязанных  производств, расположенных на отдельной  территории и образует отдельную  систему социально-экономических  отношений. Экономика региона –  сложное и комплексное многоотраслевое хозяйство, для которого в той ил иной степени необходимо решать почти все проблемы развития экономики страны в целом.  
 
Эти отношения охватывают не только производство, распределение, обмен и потребление внутри экономической территории, но межотраслевые и межрегиональные экономические связи.  
 
В этих условиях, основной формой организации общественного производства является производственная инфрастуктура как самостоятельное звено общественного производства. Инфраструктура региона становится мощным фактором повышения эффективности производства и жизненного уровня населения. Хотя статистическая проблематика рыночной инфраструктуры всегда имела большую значимость, в экономико-статистической литературе она мало освещена.

 
              Инфраструктура (лат.infra – ниже, под и structura – строение, расположение) – это комплекс отраслей и хозяйствующих звеньев, обслуживающих производство и жизнедеятельность людей.

Исходным моментом исследований экономической  сущности инфрастуктуры является анализ деятельности по созданию общих условий производства, что выделяет обособленную от непосредственного процесса производства функцию и образует комплекс производственной инфрастуктуры.

Основу комплекса инфрастуктуры  составляют такие отрасли как  транспорт, связь, материально – техническое снабжение и заготовки. Деятельность по созданию общих условий производства многообразна, но ее объединяет в единое целое то, что она оказывает услуги производству.

Следует отметить, что отрасли и  предприятия, осуществляющие техническое обслуживание, ремонт средств производства, в которых также оказываются услуги производству, не относятся к инфраструктуре, так как их функциональное назначение заключается в восстановлении стоимости различного рода средств производства, а не в обслуживании производства.

Деятельность производственной инфраструктуры направлена на ранее созданные материальные блага, электроэнергию, информацию, которые  являются способами существования  материи. В экономической литературе отмечено, что функциональное назначение инфраструктуры, состоящее в обеспечении общих условий производственной деятельности, определяет правомерность выделения в сложном конгломерате, который представляет собой материально- - техническую базу производства, комплекса объектов и сооружений, наделенных инфраструктурными признаками. Именно общность, выполняемых объектами инфраструктуры функций позволяет рассматривать ее в качестве определенной подсистемы экономики, призванной обслуживать экономический оборот в народном хозяйстве, все формы движения продукции от стадии производства до стадии потребления. Поэтому главным компонентом инфраструктуры следует признать материально – техническое сооружение производственных отраслей сферы обращения.

При статистическом анализе рыночного  инфраструктурного комплекса необходимо исходить из того, что в современном понимании, региональный воспроизводственный процесс осуществляется в единстве внутрирегиональных и межрегиональных связей (материально–технических, финансово–кредитных, трудовых и информационных), обеспечивающих последовательную систему его фаз: производство, распределение, перераспределение и использование. Таким образом, рыночная инфраструктура региона формирует экономическую среду, необходимую для нормального функционирования воспроизводственного процесса.

Интеграцию производственных процессов  на уровне предприятий с воспроизводственным  процессом в регионе обеспечиваются внутри региональными связями. В  результате смены фаз воспроизводственного цикла складывается общеэкономическая  система региона. При этом материально–вещественные связи опосредуют процессы воспроизводства основного и оборотного капитала; финансово – кредитные связи предопределяют движение денежного эквивалента материально – вещественных потоков, а также формирование финансовых ресурсов производственного накопления; трудовые связи обеспечивают процесс воспроизводства рабочей силы.

Межрегиональные и международные  связи, являющиеся необходимой составной  частью регионального воспроизводственного процесса наряду с внутри региональными  связями обеспечивают его взаимодействие с экономикой страны и с остальным миром. Эти связи отражают меру участия регионов в формировании общегосударственных ресурсов, в производстве ВВП страны и влияют на формирование ресурсов региона за счет межрегионального и международного обмена. Таким образом, уровень социально–экономического развития каждого региона зависит от результатов воздействия системы вертикальных (внутренних) и горизонтальных (межрегиональных и международных) связей имеющих место в его экономике.

Вертикальные связи меняются в зависимости от особенностей исторического этапа развития страны и от уровня регионализации управленческих решений. Специфика горизонтальных связей состоит в том, что размещенные на территории предприятия региона являются не только элементами отраслевых систем, но и элементами региональной экономической системы. Вертикальные связи наиболее эффективны в том случае, если они согласуются с горизонтальными связями.

В связи с этим у предприятий  при решении отраслевых задач  объективно проявляется заинтересованность в комплексном и наиболее эффективном использовании услуг региональной инфраструктуры и сбалансированной инфраструктурной базы.

Рационально организованное, специализированное и централизованное обслуживание базовых  отраслей, обеспечиваемое инфраструктурным комплексом, освобождает промышленные и другие предприятия от некоторых крупных затрат, позволяет значительно увеличить оборачиваемость средств, сократить численность занятого персонала, более эффективно использовать материальные ресурсы и основные фонды. Высокоразвитая рыночная производственная инфрастуктура способствует снижению запасов сырья, полуфабрикатов и топлива, сохранению качества производимой продукции, повышению мобильности трудовых ресурсов.

Уровень инфраструктурного обслуживания всегда рассматривался и управляющими органами, и частным бизнесом в качестве одного из решающих факторов регионального развития. Программы региональной политики, разработанные в большинстве капиталистических стран, были по существу планами оснащения инфраструктурными сооружениями отсталых в промышленном отношении территорий.

В связи с главенствующей ролью  фазы производства в региональном воспроизводственном  процессе соответствующее значение имеет рыночная инфраструктура в  создании условий, необходимых для развития производства товаров и услуг. Торгово-посредническая инфраструктура должна обеспечить предприятия сырьем, материалами, оборудованием и другими товарами и услугами и организацией сбыта производственной продукции по разным каналам сферы обращения. В функцию финансово– кредитной, информационной и экономическо-правовой инфраструктуры входит обеспечение предприятий услугами финансового, информационного и правового характера.

Совокупность материальных элементов (наличие и функционирование комплекса зданий и помещений, оснащенных необходимым оборудованием, транспортными средствами, складской сетью, средствами информации и связями и т.д.), призванных обслуживать все процессы, связанные с экономической деятельностью в регионе, образуют региональную рыночную инфраструктуру.

Создание и обеспечение  высокоэффективного функционирования рыночной инфраструктуры региона связано  с крупными материально-финансовыми  и трудовыми затратами. В связи  с этим, необходим постоянный статистический анализ состояния, развития и использования инфраструктуры. Статистическими методами необходимо вести учет наличия элементов материально-технического и трудового потенциала инфраструктуры разных отраслей экономики, оценить ее стоимость и техническое состояние, отмечать тенденции развития и структурных изменений, измерить влияние инфраструктуры на базовые отрасли производства, тем самым охарактеризовать эффективность ее использования.

При этом важно определить, где начинается и где кончается  рыночная инфраструктура региона.

Рыночная инфраструктура определяется, а именно комплекс видов и сфер деятельности, обслуживающих хозяйственную деятельность – это шоссе, дороги, каналы, аэродромы, энергетическое и складское хозяйство, транспорт, общее и профессиональное образование, здравоохранение и т.д

Рыночная инфраструктура региона – это весьма сложная  категория его экономики; к её представлению можно использовать два подхода ограничительный  и расширенный.

В первом случае, инфраструктуру региона можно рассматривать как совокупность суб-отраслей, подразделений предприятий, учреждений и организаций, обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке в регионе.

Во втором случае, рыночная инфрастуктура определяется как экономическая система, обеспечивающая устойчивое развитие всей системы рынков в регионе. В этом случае рыночная инфраструктура региона включает, с одной стороны, её экономический потенциал в его материально – вещественном содержании, о котором шла речь в первом подходе, и, с другой стороны, комплекс экономических отношений, связанных с деятельностью субъектов рынка.

Следует отметить, что рыночная инфраструктура вносит существенный вклад в развитие производительных сил общества посредством  повышения эффективности процессов товарного обращения в экономике и оказания комплекса рыночных услуг хозяйствующим субъектам, создающим благоприятное условие для развития отраслей и секторов экономики региона. Состояние рыночной инфраструктуры региона должно соответствовать уровню развития производительных сил в регионе на всех этапах его развития.

Предметом изучения статистики инфраструктуры вообще, и рыночной инфраструктуры региона в частности, является характеристика вспомогательных специализированных и обслуживающих подразделений и средств, обеспечивающих основную экономическую деятельность отраслей и секторов экономики региона по производству товаров и услуг, а также обеспечивающую жизнедеятельность людей. 
 
Различают производственную и социально–бытовую инфраструктуру.

Производственная инфрастуктура  включает все отрасли или хозяйственно самостоятельные звенья, не входящие в состав производственных подразделений, организационно отдельно от них и  обслуживающих собственно производство. Производственная инфрастуктура включает все виды грузового транспорта и транспортного хозяйства в целом (железнодорожные станции, морские и речные порты, доки, депо, объекты, обеспечивающие бесперебойное функционирование нефте- и газопроводов, промышленный транспорт и т.п.); линии электропередач, формирующих энергосистемы различного масштаба; совокупность взаимодействующих средств передачи и обработки информации; объекты, обеспечивающие рациональное использование природных ресурсов и других систем и сооружений, которые непосредственно не используются в производстве материальных благ, но без которых не может обеспечиваться нормальное производство.

Социально–бытовая инфраструктура, обслуживающая жизнедеятельность  людей включает отрасли, услуги, такие  как торговля, здравоохранение, образование и культура, все виды пассажирского транспорта и связь (занятые обслуживанием населения), городские коммуникационные сооружения, гостиничное хозяйство, общественное питание, систему учреждений отдыха и туризма и другие подразделения непроизводственной сферы.

По мере роста производительных сил роль производственной инфраструктуры неуклонно возрастает. Возникают  принципиально новые виды транспорта и связи, которые развиваются  не только в рамках отдельных стран, но и в международных масштабах.

Инфраструктура – необходимая предпосылка дальнейшей интенсификации производства, и решения социальных задач, связанных с удовлетворением растущих материальных и духовных потребностей общества и активизацией человеческого фактора. По мере углубления международного разделения труда и развития рыночной экономики и международной интеграции.

Большое значение приобретает согласованное  развитие и совершенствование взаимосвязанных  элементов инфраструктуры отдельных  стран, формируется, таким образом, материальная инфраструктура международного сотрудничества как совокупность национальных элементов инфраструктуры.

Международная производственная инфраструктура – это совокупность национальных элементов транспортных систем, систем информации и связи, обслуживающих  внешнеэкономическую деятельность и международное общение, и многие объекты и сооружения обеспечивающих охрану окружающей среды, оперативный обмен информацией метеослужб, рациональное использование естественных ресурсов, нормальное функционирование совместных объектов. Совершенствование и развитие инфраструктуры стран создает благоприятные условия для углубления взаимного разделения труда и расширения хозяйственных международных взаимовыгодных связей.

К региональной инфраструктуре принято  относить объекты, расположенные на некоторой ограниченной территории и обеспечивающие предприятия материального производства, организации и учреждения непроизводственной сферы, а также население этой территории услугами по транспортировке и хранении продукции, передача информации, перемещению людей, снабжению материальными ресурсами, в том числе водой, теплом, газом, электроэнергией.

Региональная инфраструктура включает объекты как магистральной, так  и местной инфраструктуры. При  этом она остается элементом в  системе хозяйственных межрегиональных связей, оставаясь важным районным образующим фактором. Это двойственность во многом определяет характер функции и объемы работ, выполняемых инфраструктурными объектами, расположенными на данной территории, меру участия в ее развитии, экономические отношения с потребителями инфраструктурных услуг.

Развитие рыночной инфраструктуры региона – как и развитие инфраструктуры всей экономики – вносит существенный вклад в развитие производительных сил общества посредством повышения  эффективности процессов товарного обращения в экономике и оказание комплекса рыночных услуг хозяйствующим субъектам, создающим благоприятные условия для развития бизнеса. Состояние рыночной инфраструктуры региона должно соответствовать уровню развития производительных сил общества на всех этапах его развития. Недостаточно высокий уровень развития рыночной инфраструктуры во многих регионах России является причиной низкой деловой активности региональных рынков. Современный этап развития экономики предполагает наличие технически оснащенных торгово-складских комплексов, информационных сетей, прогрессивных средств осуществления финансово – кредитных расчетов и т.д. [38].

Экономико-статистическое анализ функционирования рыночной инфраструктуры требует четкого  определения объекта и предмета ее статистического исследования; классификации ее отраслей, подотраслей и сфер деятельности; разработка инструментария измерения уровня, структуры и динамики производственного потенциала инфраструктуры и её использования; разработки методов и приемов установления и анализа соответствия структуры пропорции и пропорций отраслей инфраструктуры объему продукции отраслей основного производства региона; определение влияния производственной инфраструктуры региона на развитие базовых отраслей материального производства, на интенсификацию производства её эффективности.

Рассмотрение экономической сущности и значения рыночной инфраструктуры региона позволяет определить основные задачи региональной статистики в ее изучении: 
разработка методологии статистического исследования рыночной инфраструктуры региона, разграничение объекта и предмета статистики инфраструктуры, составление научно – обоснованной системы статистических показателей (измерителей) региональной рыночной инфраструктуры, установление источников информации и разработка алгоритмов расчета показателей, непрерывное совершенствование данной системы;

сбор информации о численности  предприятий и организаций, нуждающихся  в инфраструктуре, а также о  наличии и состоянии вспомогательных  и обслуживающих подразделений  и средств инфраструктуры в регионе, обработка данной информации соответствующим образом для анализа и прогнозирования;

изучение типологии и организации  рыночной инфраструктуры региона, характеристика условий и факторов, определяющих потребности в развитии инфраструктуры, прогнозирование потребностей в основных видах и элементах инфраструктуры региона;

оценка и анализ, наличие, структуры  и динамики производственно-технического и трудового потенциала инфраструктуры региональных рынков: рынка товаров  и услуг, финансово–денежного рынка, внешнеэкономического рынка, рынка рабочей силы, информационного рынка и т.д.;

оценка, анализ и прогнозирование  обеспеченности региона предприятиями  и организациями рыночной инфраструктуры по элементам и в пространстве;

анализ территориального размещения предприятий рыночной инфраструктуры в регионах России и его влияние на развитие отраслей экономики регионов;

расчет и анализ показателей  эффективности использования рыночной инфраструктуры региона, исследование факторов, влияющих на эффективность и результативность использования потенциала рыночной инфраструктуры с использованием статистико-математических моделей региональной статистики;

оценка и анализ обеспеченности населения региона социально-бытовой  инфраструктурой;

анализ пропорций между основным производством и производственной инфраструктурой, с одной стороны; уровнем жизни населения и социальной инфраструктурой, с другой.

Такой анализ осуществляется путем  сравнения темпов роста объема производства товаров, нуждающихся в услугах  инфраструктуры, и темпов роста емкости специализированных складов, холодильников, мощностей перевозки и др.  

Соотношения между основным производством  и производственной инфраструктурой  выражаются в виде пропорций и  коэффициентов опережения следующего типа: соотношение между ростом продукции базовых отраслей и объемом инфраструктурных услуг по видам, ростом капитальных вложений в том же разрезе, соотношение между закупками сельскохозяйственной продукции и емкости хранилищ (по видам) и др.

Для решения перечисленных задач статистики рыночной инфраструктуры региона используется соответствующая система показателей, которая строится на основе качественного анализа, который, в первую очередь, предполагает классификацию видов, типов и форм рыночной инфраструктуры.


 . Классификация и группировки видов, типов и форм рыночной инфраструктуры региона

Как было показано ранее, инфраструктура является сложной системой с определенной структурой, с определенным взаимодействием связывающих звеньев и элементов. Поэтому перед статистикой ставится задача классификации и группировки элементов, составляющих инфраструктуру региона по разным признакам.  
         Различают инфраструктуру реального сектора (ранее называемую производственной) и социальную инфраструктуру (ранее называемую непроизводственной). Это является первой самой общей классификацией инфраструктуры. Дальнейшая классификация каждого из указанных видов инфраструктуры региона осуществляется по ряду признаков, среди которых:

 
по признаку обслуживания рынков;

 
по отраслевому и по секторному признаку;

 
по формам собственности;

 
по функциональному признаку;

 
по иерархическому признаку;

 
по уровню развития и др.

 
         Кратко рассмотрим каждый из указанных видов группировки или классификации. 
 
         А. По признаку обслуживания рынков инфраструктуры региона подразделяется на следующие виды:

рыночная инфраструктура универсального типа;

инфраструктура, обслуживающая различные  типы рынков (коммерческие банки, страховые компании, аудиторские и консультационные фирмы, информационные центры и т.д.)

специализированная инфраструктура, обслуживающая отдельные сегменты рынка: снабженческий рынок средств  производства, финансовый рынок, рынок  недвижимости и др.

Этот вид классификации позволяет получать информации о характере обслуживания регионального рынка.

 Б. По отраслевому признаку различаются следующие виды инфраструктуры.

Торговая инфраструктура: оптовая  торговля; оптово-посреднические фирмы; ассоциации оптовой торговли; оптово-розничные объединения; товарные биржи; посреднические торгово-закупочные фирмы; универсальные и специализированные оптовые базы; торговые дома; оптовые ярмарки, выставки и павильоны; федеральная контрактная система; система государственных резервных складов; региональные коммерческие центры и фирмы; снабженческо-сбытовые ассоциации; специализированные базы и хранилища; внешняя торговля.

Заготовительная инфраструктура: предприятия  по заготовке сельхозпродукции; предприятия  по заготовке хлебопродуктов; посреднические заготовительные и закупочные организации.

Финансово-кредитная система и  страховая инфраструктура: коммерческие банки; небанковские кредитно-финансовые институты; валютные и фондовые биржи; страховые фирмы; факторинговые  фирмы.

Информационно-вычислительная инфраструктура: информационно-вычислительные центры коммерческой информации; телекоммуникационные сети; центры коммерческих услуг; фирма информационного обслуживания.

Инфраструктура операций с недвижимостью: агентства по продаже недвижимости; центры по продаже и обмену жилья; посреднические фирмы по продаже недвижимости за границей.

Инфраструктура общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка: маркетинговые фирмы; консультационные фирмы; рекламные агентства; бизнес центры и торгово-промышленные палаты.

Отраслевая классификация рыночной инфраструктуры региона получила самое  большое распространение в статистической практике (см.Таблицу 7.2.1.) При этом исходят  из того, что каждая отрасль и  вид деятельности экономики имеет свою специфическую инфраструктуру отвечающую требованиям основного производства.  

В. Рыночную инфраструктуру группируют по формам собственности, а именно: на инфраструктуру, находящуюся в  частной; кооперативной; государственной  формах собственности; в собственности общественных организаций; принадлежащую иностранным собственникам; инфраструктуру смешанной формы собственности. 

Принадлежность каждой институциональной  единицы рыночной инфраструктуры региона  к различным формам собственности  позволяет охарактеризовать степень оснащенности инфраструктурой каждой формы собственности, к которой принадлежат исследуемые предприятия и организации, и, таким образом, определить передовые и установить меры поддержки для нуждающихся в ней.

 

3. Система статистических показателей рыночной инфраструктуры региона

 

Переход к международной методологии  учета и статистики внес существенные изменения в содержание многих понятий. Это относится и к новой  категории - рыночной инфраструктуре региона.

Так в новых условиях рыночной экономики было пересмотрено отношение к сфере производства услуг и её участию в общественном производстве, уточняется классификация отраслей экономики по сферам деятельности, вводится новое для отечественной практики деление экономики на сектора.

Для осуществления анализа рыночной инфраструктуры региона, основанного  на принципах системного подхода  и рассмотрению ее в качестве динамично  развивающейся системы необходимо определить систему измерителей  данного процесса и проводить  классификацию и группировку подсистем рыночной инфраструктуры.

Система статистических показателей  рыночной инфраструктуры региона должна характеризовать, с одной стороны, масштабы, динамику и структурные  изменения в самой инфраструктуре, а с другой – влияние инфраструктуры на развитие базовых отраслей экономики региона и определение соответствия структуры основного производства и производственной инфраструктуры, а также соответствия социальной инфраструктуры потребностям населения региона.

В системе необходимо выделять блоки  показателей, описывающих все стороны процесса воспроизводства данной сферы деятельности: показатели материально-технического и трудового потенциала рыночной инфраструктуры региона и их носителей, его качества и степень использования; наличие и использование трудовых ресурсов, рабочего времени и фонда оплаты труда по компонентам; показатели, характеризующие развитие «сети» производственного обслуживания; показатели, характеризующие производственные результаты функционирования отраслей инфраструктуры; показатели, характеризующие производственные затраты, себестоимость производимых услуг; показатели, характеризующие процесс интенсификации производства отраслей инфраструктуры, факторы, влияющие на повышение его эффективности, внедрение в инфраструктуру достижений НТП; показатели, отражающие соответствие уровня и структуры инфрастуктуры региона требованиям основного производства нуждающихся в услугах инфраструктуры; показатели межрегионального и международного сопоставления развития инфраструктуры. Каждый из указанных выше блоков содержит конкретный перечень абсолютных и относительных показателей специфических каждому блоку.

Данная система должна включать и блок обобщающих сводных показателей  конечных результатов, интенсификации и эффективности функционирования рыночной инфраструктуры региона, ее влияние на развитие экономики региона и всей страны. 
         Для анализа фактических показателей, характеризующих деятельность рыночной инфраструктуры реального сектора региона используются и ряд нормативных показателей, таких как: основные фонды производственной инфраструктуры в расчете на душу населения региона и на численность занятых в базовых отраслях экономики: на 1000 кв.км экономически активной территории, на 1000 га пашни, отношение основных фондов инфраструктуры региона к валовому региональному выпуску и валовому региональному продукту, валовой и чистой продукции промышленности сельского хозяйства; отношение капитальных вложений, выделенных на развитие инфраструктуры региона к валовой добавленной стоимости и ВРП; доли видов инфраструктуры региона по основным фондам, капиталовложениям, численности занятых – предназначены для определения обеспеченности территории региона и страны в целом объектами инфраструктуры, уровня и эффективности ее развития.

Информация о работе Рыночная инфраструктура: понятие, функции и элементы