Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 10:12, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является, исследование сущности и структуры экономической системы общества, развития рыночной системы организации Российской экономики. Опираясь на мнения различных учёных в данной области науки и делая свой личный обобщённый вывод из существующих по сей день знаний в области рыночной экономики.
В связи с поставленной целью выделяются следующие задачи:
- дать определение рынка
- рассмотреть экономическую систему общества, как форму регулирования
хозяйственной деятельности.
- изучить структуру экономической системы общества.енно сложное социально-философское понятие, которое вовсе не ограничивается экономической сферой. Рыночная организация служит в настоящее время своеобразным эталоном, к которому должна стремиться реальная экономика, идеология которой не ограничивает прав экономической свободы и инициативы людей, выбора ими сферы приложения труда в соответствии с вознаграждением. Как результат естественноисторического развития человеческого общества рынок включает исторические, национальные, культурные, религиозные, психологические особенности развития народов, вобравших в себя все богатства многовековых традиций совместного устройства культурной и экономической жизни.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.ПОНЯТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА.
ЕЕ СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА.
1.1.Экономическая система общества, как форма регулирования
хозяйственной деятельности.
1.2.Структура экономической системы общества.
1.3.Типы экономических систем, рыночная экономическая система.
ГЛАВА 2.РАЗВИТИЕ РЫНОЧНОЙ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ
РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ.
2.1.Анализ современной модели рыночной экономики России
с 2010-2012 года.
2.2.Проблемы рыночной экономики России и их решение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Рынок - обязательный компонент товарного хозяйства. Без товарного производства нет рынка, без рынка нет товарного производства. Объективная
необходимость рынка вызвана теми же причинами, что и товарное производство: развитием общественного разделения труда и экономическим обособлением субъектов рыночных отношений. Рынок – это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения.
Рынок – есть тип хозяйственных связей, между субъектами хозяйствования,
это общественная форма функционирования экономики, это форма движения общественного продукта и услуг. Рынок – процесс конкурентных торгов. Можно (может быть даже и лучше) определять рынок как механизм,
сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг.
Рынки принимают самые разные формы. Организаторы аукционов сводят вместе покупателей и продавцов предметов искусства, антикварных ценностей, скаковых лошадей и т.д. Многие развозят или разносят свой товар по домам или квартирам в удобное для хозяев время. Представитель крупной фирмы помогает выпускникам Университета получить работу. Он связывает потенциальных покупателей с потенциальными продавцами рабочей силы.
Одни рынки
являются локальными, другие носят
национальный, международный характер.
Рынок возник еще на стадии варварства
и на протяжении всей истории выполнял
созидательную функцию. Он открывал
простор для
Рыночная система — способ организации экономической жизни,
при котором капитал и земля находятся
в частной собственности, а распределение
ресурсов, производство, обмен и потребление
товаров и услуг осуществляются на основе
спроса и предложения. Рыночная экономика
опирается на принципы свободы предпринимательства
и выбора.
Основу этой системы составляют: право
частной собственности, частная хозяйственная
инициатива, рыночная организация распределения
ресурсов.
Создание именно тех благ, в которых нуждается
общество, осуществляется системой рынков,
на каждом из которых продаются и покупаются
блага и ресурсы определенного типа (существуют
рынок земли, рынок капитала, рынок труда,
рынки товаров и услуг, которые непосредственно
потребляются людьми).
Рынок определяет степень успешности
той или иной хозяйственной инициативы,
формирует величину доходов, которые собственность
приносит своим владельцам, диктует пропорции
распределения ограниченных ресурсов
между альтернативными сферами их использования.
Благосостояние каждого человека в рыночной системе определяется тем, насколько успешно он может продать на рынке товар, которым владеет: свою рабочую силу, навыки, собственные изделия, земельный участок, умение проводить коммерческие операции. Тот, кто предложит покупателям лучший товар и на более выгодных условиях, открывает себе дорогу к росту собственного благосостояния.
Достоинство рыночного механизма состоит в том, что он заставляет каждого продавца думать об интересах покупателей, тем самым продавец добивается собственной выгоды. Но и покупатель вынужден считаться с интересами продавца — он может получить желаемый товар, лишь уплатив за него сложившуюся на рынке цену. Анализируя механизм рыночного согласования интересов продавцов и покупателей, выдающийся английский ученый-экономист Адам Смит писал в своей знаменитой книге «Исследование о природе и причинах богатства народов»: «Каждый человек мыслит лишь о собственной выгоде, но невидимая рука, которая его направляет, как и во многом другом, приведет его к результату, о котором он сам и не помышлял».3
Под «невидимой рукой» рынка, позволяющей рыночной
экономической
системе координировать деятельность
сотен миллионов людей со времен
Адама Смита, экономисты подразумевают
механизм цен. Именно цены, складывающиеся
в процессе конкуренции на рынке,
служат для всех продавцов и покупателей
главным источником информации о
соотношении предложения
Рынки, основанные на конкуренции, являются самым эффективным из известных человечеству способов распределения ограниченных производственных ресурсов и созданных с их помощью благ.
Достоинство
конкуренции состоит в том, что
только с помощью производства лучших
по своим качествам товаров или
менее затратных товаров, можно
победить конкурентов. В конкуренции
покупателей за дефицитный товар
с наименьшими затратами
Рыночная система в силу особенностей своего функционирования обладает также рядом недостатков, называемых в экономической теории провалами (слабостями) рынка. Основными провалами рыночной системы являются: значительный разрыв между доходами различных слоев населения, неспособность в рамках системы производить достаточное количество так называемых общественных благ, возможная монополизация рынка.
1.2Функции рынка
Сущность рынка находит свое выражение в его экономических и социальных функциях. Мировой и национальный опыт показывает, что утвердившиеся в обществе рыночные отношения оказывают существенное воздействие на все стороны организации жизни, таким образом можно выделить следующие основные экономические функции, показанные на рис 1.4
Рис 1. Функции рынка
Посредническая функция рынка предоставляет возможность продавцу выбрать наиболее подходящего покупателя, а потребитель имеет возможность выбрать подходящего поставщика.
Информационная функция проявляется в том, что через регулярно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит, рынок предоставляет участникам производства объективную и актуальную информацию о необходимом качестве, количестве и ассортименте тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок.
Ценообразующая функция оказывает содействие установлению подвижной связи между стоимостью и ценой, отчетливо реагирующей на изменения в производстве, в потребностях покупателей, в конъюнктуре.
Регулирующая функция связана с влиянием рынка на все сферы экономики и прежде всего производство. Конкуренция способствует снижению затрат на продукцию, мотивирует повышение производительности труда, повышение качества продукции. Она создает наиболее оптимальную структуру экономики.
Санирующая функция. С помощью конкуренции рынок освобождает общественное производство от экономически неустойчивых, неконкурентоспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным участникам рынка. Таким образом, повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом.
Вопрос о функциях рынка позволяет вплотную рассмотреть еще один аспект проблемы - преимущества и недостатки рыночного механизма. Выше при анализе функций было выяснено, что рыночный механизм хозяйствования имеет целый ряд очевидных преимуществ, достоинств и оказывает на экономическую жизнь общества положительное влияние. Можно отметить следующие проявления положительного влияния рынка:
- стимулирует рост производства, ускоряет темпы его развития;
- повышает эффективность производства, экономия труда и ресурсов;
- формирует структуру хозяйства, отвечающую потребностям и запросам потребителя;
- в определенной мере рынок создает саморегулирующуюся систему хозяйства, где каждый занимает свою нишу;
- многовековой опыт использования рынка свидетельствует о его естественной природе, которая отвечает нуждам общества; рынок обогащает определенную часть населения. Однако рынок не следует идеализировать, поскольку ему присущи недостатки. Можно указать на следующие проявления отрицательного влияния рыночного механизма на экономическую и социальную жизнь общества:
- как саморегулирующаяся система рынок не является идеальной системой. Частичное и в особенности общее макроэкономическое равновесие в данной системе реализуется через постоянное нарушение этого равновесия. Иными словами, рыночная система недостаточно стабильна. Типичной формой ее нестабильности является циклический характер развития экономики;
- одной из форм нарушения равновесия и одновременно формой нестабильности экономики является инфляция, рост цен. Последствия этой формы макроэкономической нестабильности экономически разрушительны и социально опасны;
- рыночная
система не обеспечивает
- рынок сам
порождает факторы, которые
- рынок не
учитывает влияния так
- рынок не
в полной мере учитывает
- рынок безразличен к производству так называемых общественных благ и услуг (национальная оборона, охрана общественного порядка, воспитание детей и т. п.);
- рынок не
только обогащает, но и
- рынок не
способен решить целый ряд
социальных проблем:
- рынку чужды
нравственные идеалы добра,
Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что рыночный механизм нуждается в регулировании, в корректировке. Такой механизм имеет смешанная экономика.
1.3Спрос. Факторы спроса. Закон спроса. Эластичность спроса.
Спрос - это количество товаров и услуг, которые покупатели готовы приобрести по данной цене в данное время. Необходимо четко разграничить два экономических понятия «спрос» и «потребности».
Спросом является не всякая потребность в данном товаре, а только платежеспособная. Кроме того, спрос количественно не совпадает с потребностью, ибо цена и доход всегда ограничивают объем покупок.
Спрос - это объем возможной покупки товара, в зависимости от установившейся цены на него. Объем спроса - это количество товара, которое покупатели желают приобрести за определенный период (например, день или год). Объем спроса зависит от цены данного товара, цены других товаров (товаров-заменителей), доходов покупателей и их вкусов.
Зависимость между ценой (Р) и количеством товаров (Q), на которые будет предъявляться спрос при каждом уровне цен, может быть представлена в виде графика (рис.2). График кривой спроса.
Графическое выражение между ценой товара и величиной спроса, предъявляемого покупателями на этот товар, называется кривой спроса. Кривая спроса обычно является убывающей.
Под воздействием прочих (неценовых) факторов кривая может смещаться вправо или влево. Если спрос увеличивается, кривая спроса сдвигается вправо, если спрос уменьшается, кривая спроса сдвигается влево.
Итак, между ценой товара и объемом спроса на него существует обратная зависимость (между величиной покупки и уровнем цены - зависимость обратная). Такая зависимость в экономической теории получила название закона спроса: чем выше цена, тем меньше величина спроса.
Закон спроса гласит: при прочих равных условиях спрос на товары в количественном выражении изменяется в обратной зависимости от цены.
Закон спроса не действует:
- при ажиотажном спросе, вызванном ожидаемым повышением цен;
- для некоторых редких и дорогостоящих товаров (золота, драгоценностей, антиквариата и др.), являющихся предметом роскоши;
- при переключении спроса на более качественные и дорогостоящие товары.
В экономической литературе выделяют три эффекта, объясняющих обратную зависимость между изменением цены товара и спросом на него.
1. Эффект роста выгоды. Любой товар обладает полезностью для покупателя. Покупатель всегда сопоставляет объем затрат (в виде цены на покупку) и объем полезности приобретаемого товара. При изменении цены изменяется состояние расходов на товар и его полезность к большей выгоде покупателя.
2. Эффект дохода. При постоянном объеме располагаемого дохода снижение цены на данный товар означает для покупателя относительное расширение его дохода по отношению к данному товару, т.е. при снижении цены на товар, потребитель хочет приобрести больше товара.