Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 13:10, курсовая работа
Рынок как экономический механизм формировался на протяжении тысячелетий, в течение которых менялось и содержание самого понятия. В общем виде, понятие рынок—это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров, а также движения денежных средств. Развитие рынка происходит вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен не только произведенные продукты, но и продукты, не являющиеся результатом труда (земля, дикорастущий лес). В условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены куплей-продажей.
Введение.
РЫНОК КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Понятие и сущность рынка
Структур а. Типы рынков
РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ И ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ
Функции рынка
Рыночная цена и ее виды
Законы спроса и предложения
Сущность конкуренции
СТАНОВЛЕНИЕ РЫНКА В РОССИИ.
Предпосылки для создания рыночной экономики.
Государственные реформы 1991-1994
Экономика России в 1993-м году.
По субъектам различают:
На рынке покупателей предложение должно превышать спрос, тогда покупатель сравнивает между собой разные сорта товаров, их цены и оказывает предпочтение тому или иному товару.
На этом рынке существует конкуренция производителей и торговцев.
Рынок продавцов характеризует значительное превышение спроса над предложением. Главную роль играет количество товаров и услуг, качеству уделяется минимальное внимание. Конкуренция между производителями отсутствует и товарный ассортимент беден.
Рынок государственных Учреждений включает совокупность актов купли-продажи государственных Организаций, федерального правительства, штатов, местных органов власти, закупающих или арендующих товары, необходимые им для выполнения своих основных функций по отправлению власти.
Рынок промежуточных продавцов выражает совокупность экономических отношений лиц и организаций, приобретающих товары для перепродажи или сдачи их в аренду другим потребителям с выгодой для себя.
По общественному
разделению труда различают
Мировой рынок – это не только совокупность национальных рынков различных государств, экономические связи между которыми определены международной торговлей (торговля лицензиями, услугами, международное перемещение капиталов и т.д.) , но и качественно новый уровень.
Выделяют следующие виды рынков:
В экономике зарубежных стран выделяют аукционы, долгосрочные контракты, телефонно-телексный рынок, разовые сделки, биржевую торговлю.
Инфраструктура рынка – это совокупность правовых форм, опосредствующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи, или совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования.
Основными элементами инфраструктуры современного рынка являются:
Функции инфраструктуры рынка:
Рыночный механизм – это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции и основных экономических законов.
Экономические законы: изменение спроса , предложения, равновесной цены, конкуренции, стоимости(ценности), полезности, прибыли и т.д.
Сущность рынка наиболее
полно проявляется в его
Интегрирующая.
Состоит в соединении сферы производства (производителей) сферы потребления (потребителей) , а также торговцев-посредников, во включении их в общий процесс активного обмена продуктами труда и услугами.
Регулирующая.
Предполагает воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, сбалансированность спроса и предложения по цене, объему и структуре, пропорциональность в производстве и обмене между регионами, сферами национальной экономики.
На рынке действует так называемая «невидимая рука» (Адам Смит)
«предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем е входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им.»(Смит.А. исследования о природе и причинах богатства народов. М., 1962.С.25)
Стимулирующая.
Состоит в побуждении производителей к созданию новой продукции, необходимых товаров с наименьшими затратами и получением достаточной прибыли, стимулировании научно-технического прогресса и на его основе – интенсификации производства и эффективности функционирования всей экономики.
Ценообразующая.
Установление ценностных эквивалентов для обменов продуктов. При этом рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство товаров с общественным эталоном, т.е. соизмеряет затраты и результаты, выявляет ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда но и его пользы.
Контролирующая.
Выполняет роль главного контролера конечных результатов производства. На рынке выявляется, в какой мере нуждам покупателей соответствует не только количество , но и качество товаров и услуг.
Посредническая
Обеспечивает встречу экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда.
Информационная
Дает участникам рынка через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит объективную информацию о спросе и предложении товаров и услуг на рынке.
Экономичности
Предполагает сокращение издержек обращения в сфере потребления(затрат покупателей на покупку товаров) и соразмерности спроса населения с заработной платой.
Реализация интересов рыночных субъектов
Обеспечивает взаимосвязь этих интересов по принципу, сформулированному А.Смитом: « дай мне то, что мне нужно и ты получишь то что тебе нужно…»
Рыночная цена - эта фактическая
цена, которая устанавливается в соответствии
со спросом и предложением товаров. В зависимости
от разных условий купли-продажи благ и услуг встречаются неодинаковые
виды цен. Их можно классифицировать на
определенные основные группы.
1. С учетом способов регулирования выделяются
такие виды цен.
Свободные цены. Они зависят от состояния
рынка и устанавливаются без государственного
вмешательства, на основе свободной, договоренности
продавца и покупателя.
Договорные, или контрактные, цены. Участники
рынка устанавливают их по взаимному согласию
до момента купли-продажи товара. В договоре
могут указываться не абсолютные величины
цен, а лишь верхний и нижний уровень их
изменений.
Регулируемые цены. Для отдельных групп
товаров государство устанавливает верхний
предел цен, превышать который запрещено.
В условиях рыночной экономики такое ценообразование
касается жизненно важных товаров и услуг
(стратегического сырья, энергоносителей,
общественного транспорта, потребительских
продуктов первой необходимости).
Государственные твердо установленные
цены. Государственные органы фиксируют
такие цены в плановых и иных документах.
Ни производители, ни продавцы не имеют
права их изменять.
2. В зависимости от форм и сфер торговли
выделяются следующие виды цен.
Оптовые, по которым большие массы товаров
реализуются в оптовой торговле. В нашей
стране по таким ценам предприятия-производители
сбывают свою продукцию иным предприятиям
или торговым посредникам.
Розничные, по которым в розничной торговле
продукты продаются потребителям.
Тарифы на услуги - цены (расценки), устанавливающие
уровень оплаты коммунальных и бытовых
услуг за пользование телефоном, радио
и др.
3. Биржевые и аукционные цены образуются
на разных конкретных формах рынков, относящихся
к типу свободного рынка. Об их характере
и способах образования подробно поговорим
в дальнейшем.
4. Цены мирового рынка - цены, которые:
а) фактически установились на товары
данной группы на всемирном рынке и б)
признаны организациями, ведающими международной
торговлей, на определенный период.
в странах с открытой рыночной экономикой
знание мировых цен имеет очень важное
значение для правильной ориентации в
хозяйственной деятельности производителей
товаров, торговых посредников и покупателей.
Изменение цен на мировом рынке сильно
влияет на внутренние цены в той или иной
стране. В еще большей мере уровень мировых
цен определяет выгодность или убыточность
внешней торговли.
Закон спроса.
Спрос (Qd) - то количество товаров и услуг,
которое покупатели (потребители) готовы
приобрести при данных ценах в течение
определенного времени.
Рыночный спрос представляет собой сумму
индивидуальных спросов,
Зависимость между величиной спроса и
ценой описывается законом спроса, согласно
которому между ценой (P) и спросом (Qd)
существует обратная зависимость: при
увеличении цены спрос падает, при снижении
- растет.
Обратная зависимость между ценой
товара и спросом на него объясняется
тремя причинами.
Эффект дохода - воздействие, которое изменение
цены товара оказывает на реальный доход
потребителя и, соответственно, на количество
товара, которое потребитель купит. Чтобы
понять эффект дохода, необходимо вспомнить
два понятия: номинальный доход - доход,
получаемый в денежной форме, и реальный
доход - то количество товаров и услуг,
которое может быть куплено на номинальный
доход. Очевидно, что реальный доход находится
в прямой зависимости от номинального
дохода и в обратной зависимости от уровня
цен. Если цена товара падает, то при том
же номинальном доходе потребитель может
приобрести больше товара, спрос его возрастает.
И наоборот, рост цен снижает реальный
доход и спрос на товар.
Эффект замещения - влияние, которое изменение
цены одного товара оказывает на структуру
спроса. Если цена одного товара растет,
то при наличии заменителей он будет замещаться
другими товарами, и спрос на первый товар
упадет. Хрестоматийные примеры: чай и
кофе, нефть и уголь, кирпич и дерево и
т. д. Если цена на кирпич возрастает, то
потребители будут предъявлять больший
спрос на дерево и меньший на кирпич.
Эффекты дохода и замещения дополняют
друг друга, обусловливая способность
потребителей купить большее количество
определенного товара по низкой цене,
чем по высокой.
Действие закона убывающей предельной полезности. Поскольку каждая дополнительная единица блага приносит меньшую полезность, то и потребитель готов платить за нее меньшую цену.
Нет правила без исключения. Существуют
так называемые товары Гиффена, спрос на которые при
Английский экономист ХIХ в. Р. Гиффен обратил
внимание на то, что во время голода в Ирландии
в 1846 г. спрос на картофель, составляющий
основную часть рациона ирландцев, возрастал,
несмотря на то, что цены на картофель
тоже росли. Дело в том, что цены на другие
продукты питания росли еще больше, поэтому
картофель заменял все другие продукты.
Таким образом, спрос на товары низшего
качества, занимающие большой удельный
вес в доходах потребителей, может возрастать
и при повышении цен. (Обратите внимание
на динамику спроса на хлеб в России в
условиях инфляции 90-х годов).