Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 14:05, реферат
Во всех странах с развитой рыночной экономикой налоги и бюджет, будучи важнейшими средствами государственного регулирования хозяйственной жизни, являются и регуляторами социальной сферы. Доходы бюджета образуются прежде всего за счет налогов с доходов физических лиц, т.е. населения. В то же время и главной статьей расходов бюджета являются расходы на социальные нужды. Поэтому столь важно и актуально понятие дохода, способы его определения, а также понятие социальной политики государства. Рассмотрению этих вопросов и посвящена моя работа.
ВВЕДЕНИЕ
2
1. РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ
1.1. Доходы населения и источники их формирования
1.2. Национальный доход
3
4
8
2. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
2.1. Дифференциация доходов населения: богатые и бедные
2.2. Социальная политика государства
16
20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Ежегодные отчисления, идущие на возмещение потребленного в процессе производства капитала, принято называть амортизацией.
Термин “частные” говорит о том, что речь идет о расходах частных компаний, а не государственных организаций, а определение “внутренние” уточняет национальную принадлежность фирм, осуществляющих вклад в производство ВНП: производство иностранных компаний в расчет не берется;
Расчет ВНП по доходам предполагает подсчет добавленной стоимости в национальном масштабе путем сложения заработной платы, процента, ренты, прибыли корпораций, доходов собственников (индивидуальных производителей и товариществ). Кроме указанных видов доходов в счет по доходам входят такие компоненты как амортизация и косвенные налоги на бизнес, которые не являются доходами экономических агентов, но относятся к затратам фирм, необходимым для производства. Поэтому иногда такой подсчет ВНП называют расчет по затратам.2
Рассмотрим структуру ВНП по доходам более детально.
Если обозначим суммарную величину ВНП, исчисленную по доходам, символом Y, то можно записать следующее равенство:
Y = C + I + G + XN - тождество национальных счетов.
Поскольку ВНП имеет стоимостное измерение, то его величина может изменяться, чаще всего увеличиваться из-за роста цен. При повышении цен, например, в два раза величина ВНП также увеличится в два раза при неизменном количестве произведенной продукции и услуг.
ВНП, в составе которого стоимость товаров и услуг измерена в текущих ценах, называется номинальным ВНП.
Чтобы точно отразить состояние экономики, измеритель количества произведенной продукции и услуг не должен зависеть от колебаний цен. В этих целях используется показатель реального ВНП, исчисленного в постоянных ценах. Чтобы рассчитать реальный ВНП, выбирают базисный год, например, 1991. Затем стоимость всех товаров рассчитывается в ценах 1991 г. и суммируется.
Реальный ВНП - это сумма стоимости произведенной продукции в ценах базисного года.
Если обозначить цену i-го товара Pi, а его количество - Qi, индекс 91 - базисный 91-й год, то реальный ВНП по всей совокупности производимых в национальной экономике в данном году товаров (всего - N) в ценах базисного 1991 года, может быть рассчитан по следующей формуле:
N
реальный ВНП= å P91i * Qi
i=1
Поскольку действительный результат
национального производства - количество
произведенной продукции и
На основе номинального и реального объемов ВНП можно рассчитать индекс цен ВНП или дефлятор ВНП, который определяется следующим образом:
номинальный ВНП
дефлятор ВНП=
реальный ВНП
Дефлятор ВНП показывает изменение уровня цен в национальной экономике в данном году по отношению к базисному году.
Другим, часто используемым для интерпретации изменения уровня цен показателем является индекс потребительских цен (ИПЦ), который рассчитывается на основе изменения стоимости “потребительской корзины” семьи. Подчеркнем основные различия между ИПЦ и дефлятором ВНП:
На практике динамика индекса
потребительских цен очень
Наряду с показателями
ВНП и ВВП в системе
Рассмотрим наиболее распространенные измерители результатов национального производства: чистый национальный продукт, национальный доход и располагаемый доход.
Чистый национальный продукт (ЧНП) представляет собой ВНП, уменьшенный на сумму амортизационных отчислений.
ЧНП характеризует чистый
результат экономической
Национальный доход (НД) в системе национальных счетов показывает совокупность доходов, получаемых всеми экономическими агентами, и представляет собой ЧНП за вычетом косвенных налогов.
Национальный доход - это заработанный доход общества, так как включает доходы всех экономических агентов за данный период.
При проведении социальной
политики, при прогнозировании
Личный доход = национальный доход
- прибыль корпораций
- процент
- взносы на социальное страхование
+ дивиденды
+ трансфертные платежи,
полученные от государства
Для характеристики доходов, которые население страны может тратить по своему усмотрению, используется показатель располагаемого дохода.
Личный располагаемый доход - средства, остающиеся в распоряжении домохозяйств после уплаты налогов.3
Показатели системы
уровень ВНП(ВВП) характеризует экономическую мощь страны;
величину ВНП(ВВП) в расчете на душу населения рассматривают как характеристику уровня экономического развития.
2. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
2.1. Дифференциация доходов населения: богатые и бедные
Функциональное распределение
дохода отражает реальное его распределение
среди граждан в условиях, когда
возможна однозначная идентификация
социального статуса как лица
наемного труда, так и собственника
вещественного капитала. В современных
условиях налицо размывание социального
статуса, выражающееся в том, что
наемные работники одновременно
являются собственниками капитала, владея
различными видами ценных бумаг, недвижимостью,
организуя частный бизнес. Если около
90% населения учитывается
Диверсификация социального статуса тесно
связана с повышением степени подвижности
социально-экономической иерархии и мобильностью
труда.
Функциональное распределение
доходов, как видим, не отражает доходы
семей и частных лиц, которые
могут владеть разными
Персональное распределение
доходов отличается значительной неравномерностью,
измерить которую можно на основе
методологии Парето - Лоренца - Джини.
Еще в начале XX в. В. Парето на основе
фактических данных о распределении
доходов сформулировал закон, названный
его именем. Согласно "закону Парето",
между уровнем доходов и числом
их получателей существует обратная
зависимость, иначе говоря, персональное
распределение доходов
На основе данных о распределении
доходов все семьи можно
Если доходы распределяются
равномерно, то каждая группа семей
должна получать доход, соответствующий
ее удельному весу, а график распределения
доходов будет представлен
Рис. 1 Кривые концентрации дохода (Лоренца) Таб.1
Фактически распределение
доходов отражается кривыми вида
/, //, ///. Чем ближе кривые фактического
распределения к биссектрисе
ОА. тем более равномерное
Основными факторами, влияющими
на дифференциацию доходов, являются различия:
в размерах оплаты труда работников,
занятых в общественном производстве;
в величине денежных выплат из общественных
фондов потребления; в объемах поступления
от личного подсобного хозяйства, индивидуальной
деятельности, новых форм кооперации;
в размерах и составе семей; в
возможности поступления
Действие названных факторов всегда определяло заметное несоответствие в реальном жизненном уровне отдельных групп населения. В 80-х годах соотношение между максимальной и минимальной заработной платой в СССР было 10:1 (700 и 70 рублей). Кто-то мог получать больше, кому-то удавалось более "активно" участвовать в распределении ФОП. Но это не приводило к делению общества на очень богатых и очень бедных, хотя были и те и другие. От самых низовых производственных ячеек и организаций до высших центральных структур существовало множество лиц, которые при сравнительно невысокой зарплате фактически многократно увеличивали свое благосостояние. Общественное сознание признавало более высокую ценность труда отдельных категорий людей. Лица, получающие доходы от "теневой" экономики, вынуждены были скрывать источники своих доходов и проявляли "осторожность" в расходовании средств.
В последнее время в
нашей экономической и
Информация о работе Рыночный механизм формирования доходов и социальная политика государства