Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 14:05, реферат
Во всех странах с развитой рыночной экономикой налоги и бюджет, будучи важнейшими средствами государственного регулирования хозяйственной жизни, являются и регуляторами социальной сферы. Доходы бюджета образуются прежде всего за счет налогов с доходов физических лиц, т.е. населения. В то же время и главной статьей расходов бюджета являются расходы на социальные нужды. Поэтому столь важно и актуально понятие дохода, способы его определения, а также понятие социальной политики государства. Рассмотрению этих вопросов и посвящена моя работа.
ВВЕДЕНИЕ
2
1. РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ
1.1. Доходы населения и источники их формирования
1.2. Национальный доход
3
4
8
2. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
2.1. Дифференциация доходов населения: богатые и бедные
2.2. Социальная политика государства
16
20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
При рассмотрении этой проблемы необходимо провести четкое деление нетрудовых доходов на законные и незаконные. Их классификация и оценка скорее является предметом исследования юридической, а не экономической науки. Если исходить из оценки нетрудовых доходов, полученных на законном основании как доходов на собственность и на прошлый труд, то их можно исключить из нашего исследования. В перспективе удельный вес таких доходов может возрастать и оказывать более весомое влияние на деление населения на богатых и бедных.
2.2. Социальная политика государства
Рыночная система - это
бесстрастный механизм. Она не имеет
совести, не приспосабливается к
моральным нормам. Индивидуалистический
характер рыночной экономики вполне
допускает высокую степень
На величину доходов оказывают влияние удача, связи, несчастья, дискриминация, владение собственностью, профессиональные вкусы и риск. Средний доход в США один из самых высоких в мире. В 1986 г. он составлял 34924 дол. в расчете на семью. На нижней границе шкалы доходов находились 12% всех семей, на долю которых приходилось около 2% совокупного личного дохода, 22% семей получали менее 15 тыс. долл в год. На вершине пирамиды доходов находились 7% семей с годовым доходом 75 тыс. долл и более. Их доля в совокупном личном доходе составляла 21%. По тем же данным уровень бедности в стране снизился с 22% в 1960 г. до 13,5% в 1987 г.6 При этом под бедностью понимается, когда основные потребности семьи превышают имеющиеся у нее средства для их удовлетворения.
Основная функция государства
по перераспределению
Нельзя забывать, что неравенство
в доходах в значительной степени
порождено, наряду с природным фактором,
объективным действием
Разрешение такой острой социальной проблемы как бедность есть одно из направлений деятельности государства и связано с поддержкой на уровне хотя бы прожиточного минимума тех, кто не смог обеспечить себе лучшую жизнь, а также сокращением (экономическими средствами) числа лиц, живущих за чертой бедности. В противном случае рост численности бедняков чреват социальными взрывами и нестабильностью в жизни общества. Сокращение численности бедняков – одна из основных задач социальной политики государства в странах рыночной экономики.
Необходимо также заметить, что различия в уровне потребления могут зависеть и от факторов, не относящихся к внутренним свойствам труда и его качества у самого работника. Прежде всего к таким факторам относятся: размер семьи, соотношение количества работающих и иждивенцев в семье, состояние здоровья, географические и климатические условия и т.д.
Основополагающая целевая
функция перераспределения
Одна часть средств таких программ формируется через государственный бюджет и используется централизованно. Другая часть средств образуется за счет прибыли на самих предприятиях и фондах.
Через каналы государственных
программ помощи удовлетворяются потребности
в воспитании юных членов общества,
содержании престарелых и
Распределение средств по линии программ помощи осуществляется по трем направлениям.
Первое направление характеризуется тем, что часть поступлений, получаемых населением, находится в зависимости от труда, но при этом принимаются во внимание и размеры удовлетворенных потребностей.
Второе направление характеризуется тем, что проводимые выплаты не имеют связи с трудом данного работника, а в расчет берется размер потребностей, на удовлетворение которых эти выплаты направляются. Эти выплаты охватывают пособия на детей многодетным работникам, одиноким матерям, на специализированное лечение, дотации государства на содержание детей в детских учреждениях, в школах-интернатах. Размер такой дотации зависит от количества детей и уровня доходов родителей.
Особенность третьего направления определяется тем, что основная их часть, выступающая в форме льгот и услуг, поступает населению непосредственно в натуральной форме через соответствующие учреждения непроизводственной сферы. Эта часть распределяемых средств формирует своего рода «дополнительные» доходы: они не проходят через бюджет семьи и ими нельзя распоряжаться по её усмотрению. Такие доходы распределяются без учета меры индивидуального труда и целиком определяются интересами и возможностями общества на данный конкретный исторический момент. Потребителем части государственной помощи выступают не все трудящиеся вообще, а только те, которые имеют в этом потребность и только в меру этой потребности. Например, за бесплатной медицинской помощью в большей степени обращаются те, кто чаще и серьезнее болеет и не может оплачивать медицинские услуги, услугами школьных учреждений – тот, у кого больше детей в школьном возрасте.
Другими словами, выплаты по линии программ помощи призваны смягчить различия в уровне доходов, вызванные не различиями в труде, а причинами, стоящими вне самого процесса труда, а также способствовать удовлетворению ряда потребностей, наиболее важных с точки зрения задач формирования способностей к труду, развития личности, достижения более высокого общеобразовательного и культурного уровней, доступного здравоохранения, пенсионного обеспечения. Но поскольку эта форма распределения затрагивает интересы общества в целом и каждого его члена в отдельности, то государственная политика в этой области должна быть особенно активной.
чрезмерно активное вмешательство
государства в
Среди экономистов и ученых других специальностей отсутствует единство взглядов на определение понятия социальной справедливости. Их разнообразие представлено в таблице 2.
Таблица 2.
1. Эгалитарный |
Все члены общества получают равные блага |
2. Роулсианский |
Максимизируется полезность наименее обеспеченных лиц. |
3. Утилитарный |
Максимизируется общая полезность всех членов общества |
4. Рыночный |
Справедливость |
Эгалитарный принцип означает, что в обществе отсутствует неравенство в распределении доходов. Ведь недаром слово «эгалитарный» (от фр. egalite –равенство) означает «уравнительный».
Второй принцип связан
с именем Джона Роулса, современного
американского философа. По его мнению,
справедливой считается такая дифференциация
доходов, при которой относительное
экономическое неравенство
Третий принцип уходит
своими корнями в учение Иеремии
Бентама, английского экономиста, основоположника
доктрины утилитаризма. И.Бентам полагал,
что главной задачей
Наконец, рыночное распределение доходов предполагает соответствие дохода каждого владельца фактора производства предельному продукту, полученного от данного фактора. Таким образом, в этом случае допустимо значительное неравенство в распределении доходов.
Выбор принципов социальной справедливости в перераспределении доходов определяется в каждом обществе по-своему, исходя из духовных устоев каждого из них, выработанных национальных стандартов, формировавшихся на протяжении всего предшествующего исторического развития данной страны. Так, например, российское общество, формировавшееся под воздействием сложных исторических событий, суровых климатических условий, природных особенностей страны и впитавшее в себя принципы эгалитаризма, выступающего под видом коллективного начала, в значительной своей части не приемлет философию индивидуализма и рыночные принципы справедливости и на первых этапах перехода к рынку зачастую будет их отторгать. Для реализации экономических реформ, обновления общества необходим поиск компромисса, отвечающего национальным особенностям, духовному настрою общества и увязанному с экономической ситуацией в стране.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для того чтобы решить проблему
социальной справедливости надо решить
два вопроса: во-первых, сохранить
социальное равенство возможностей
для всех членов общества, что очень
неплохо решалось в СССР, а во-вторых,
обеспечить справедливое неравенство
в распределении национального
дохода, так, чтобы это решение
не перешло в свою противоположность,
как это произошло в
Правительство РФ и Президент
РФ обозначили приоритеты правительства
России в продвижении социально-
Хочется надеяться, что эти заявления не останутся красивыми лозунгами, а найдут свое воплощение в жизни.
Реформы в социальной политике
государства чрезвычайно важны,
так как они взаимообусловлены
с эффективным развитием
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Курс экономической теории. Учебник под редакцией проф. Чепурина М.Н., проф. Киселевой Е.А. .-Киров, Издательство «АСА», 1998 – с.444
2 Курс экономической теории. Учебник под редакцией проф. Чепурина М.Н., проф. Киселевой Е.А. .-Киров, Издательство «АСА», 1998 –с.280
Информация о работе Рыночный механизм формирования доходов и социальная политика государства