Рыночный спрос

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 06:45, курсовая работа

Краткое описание

Изучение же спроса на рынке сейчас становится первоочередной задачей при функционировании предприятия. Постоянное отслеживание спроса и способность моментально реагировать на малейшие его изменения (то есть гибкость производства) – все это предопределяет выживание и успешную работу предприятия. Сейчас для любой фирмы важнее даже не произвести какую-либо продукцию, а сбыть ее, найти конкретную нишу на рынке для своего товара.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 130.95 Кб (Скачать файл)


                                                   Q1   Q2                            Q

 

                                      Рис. 4.5. Эластичность спроса по  доходам                

 

Цены на другие товары (Рy) также оказывают влияние на спрос, и меру этого влияния демонстрирует соответствующий коэффициент эластичности, который получил название перекрестной эластичности спроса. Перекрестная эластичность спроса показывает процентное изменение в количествах приобретенных товаров Х в ответ на однопроцентное изменение цены любого товара Y:

 

                                        Ес = (DQx/Qx) : (DPy/Py).                                (4.4)

 

Если эластичность имеет  положительное значение, то это свидетельствует  о том, что c возрастанием цены на товар Y повышается спрос на товар Х. Такая связь характерна для товаров-субститутов. Чем лучше субститут способен заменить данный товар, тем теснее будет связь между ценами на него и спросом на исследуемый товар, а значит, большим значение эластичности. Скажем, взаимозаменяемость двух сортов ржаного хлеба довольно высокая. Поэтому даже незначительное повышение цен на один из них вызывает резкое увеличение спроса на другой.

Для комплементарных благ присуще отрицательное значение эластичности спроса. Чем в большей мере наличие одного блага определяет смысл приобретения другого, тем большим по модулю будет значение эластичности. В качестве примера можно привести связь между ценами на заправку газовых баллонов и спросом на дорожные газовые плиты, ценами на пленку и спросом на фотоаппараты и тому подобное.

Эластичность будет иметь  нулевое значение для товаров, которые  вообще никоим образом не связанные  между собой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4 Выигрыш потребителя

 

Как было выяснено ранее, потребитель  будет покупать товар на рынке  лишь в том случае, когда его  цена не будет превышать предельной полезности товара для потребителя, выраженной в деньгах. Однако довольно часто ситуация может быть такой, когда цена ниже, чем предельная полезность. В этом случае потребитель  получает определенный выигрыш. Выяснение  механизма получение выигрыша потребителем и является целью этого раздела.

Пусть для определенного  потребителя предельная полезность каждой дополнительной единицы товара, выраженная в деньгах, будет иметь  вид табл. 4.3, а фактическая цена этого товара на рынке будет равна 40 грн.

 

Таблица 4.3.

Предельная полезность товара, выраженная в деньгах

 

Количество единиц товара (шт.)

1

2

3

4

5

 Предельная полезность, выраженная в деньгах (грн.)

100

80

60

40

20


 

Если потребитель купит  на рынке четыре единицы товара по рыночной цене, то его общие расходы  составят 160 грн., тогда как общая полезность приобретенного товара - 280 грн. (100+80+60+40=280). Разность между максимальной ценой, которую потребитель готов заплатить за дополнительную единицу продукта, и его рыночной ценой называют выигрышем потребителя. Максимальная цена - это предельна полезность дополнительной порции товара, выраженная в деньгах. Для рассмотренного случая при приобретении четырех единиц товара выигрыш потребителя будет составлять 120 грн. Таким он будет и при приобретении трех единиц (240 - 120 = 120). Поэтому четвертая единица - это предельная единица товара, которую потребитель может купить, а может и не купить. В состоянии равновесия потребитель будет покупать товар до тех пор, пока будет возрастать его выигрыш.

Выигрыш потребителя можно  изобразить графически. На рис. 4.6 показана убывающая предельная полезность товара с увеличением объемов его  закупки. Если потребитель сможет приобрести три или четыре единицы товара по цене 40 грн., то его выигрыш будет равняться площади заштрихованной фигуры.

                                    Р     

                                                                                Выигрыш потребителя  


                               100


                                 80      


                                 60 


                                 40


                                  20  



                                              1      2       3     4      5    Q

                                 Рис. 4.6. Выигрыш индивидуального  потребителя

 

Такие ж выводы можно получить и при анализе рыночного спроса и общего выигрыша потребителей. Общий выигрыш потребителей - это разность между максимальным количеством денег, которая могла быть заплаченная за определенный объем товара, и соответствующими действительности расходами потребителей. Он будет равен площади фигуры, ограниченной осью цен, линией рыночной цены и кривой рыночного спроса (рис. 4.7).

 

 


                                     Р






                                     Р1


 

                                                                                   D     Q

                                   Рис. 4.7. Общий выигрыш потребителей

 

Концепцию выигрыша потребителей можно применять для оценки налогового бремени, которое ложится на плечи  потребителей в результате, скажем, повышение налога на добавленную  стоимость. Принятие такого решения  государством приведет к росту цен  по сравнению с предшествующим периодом, потере части выигрыша потребителя  и увеличению поступлений в государственный  бюджет. Однако прирост последних будет меньшим, чем потеря выигрыша потребителями. Это хорошо видно на рис. 4.8.

При повышении налога на DТ цены возрастут до Р2 , что приведет к уменьшению объема продажи и потери выигрыша потребителей. Она будет отвечать площади фигуры Р1Р2ЕМ. При этом доходы бюджета возрастут на величину, отвечающую площади прямоугольника Р1Р2ЕС. Таким образом, потерянный потребителями выигрыш, но не получен государством в виде дополнительных поступлений в бюджет, равен площади фигуры СЕМ. Он и будет составлять дополнительное налоговое бремя. Аналогично можно определить дополнительный выигрыш потребителей при  расширении государственных субсидий.

 

 

 

 

                                      Р


 

                                     Р2            Е


 

                                DT

                                     Р1            С        М


 


                                                 Q2       Q1                    Q

                                            Рис.4.8. Налоговое бремя 

 

           

В завершение рассмотрения теории поведения потребителя следует  обратить внимание на то, что практическое использование модели требует количественной оценки функции потребление и  эластичности спроса в каждый момент времени для конкретных потребителей. Самыми распространенными методами такой оценки являются рыночные эксперименты, опросы потребителей для выяснения  их намерений, статистические модели.

Рыночные эксперименты и  опросы потребителей используются фирмами  для получения информации о том, как реагирует объем спроса на изменения цен и других факторов. Недостаток последнего метода в том, что соответствующие действительности результаты могут не совпадать с  ответами на вопрос. Имеются сложности  в получении представительской  выборки. В противном случае результаты будут малозначимыми.  

 

 

 

 

 

СПРОС НА ДЕНЬГИ - количество денег, которое  хотело бы иметь население и государство  для удовлетворения своих потребностей. Спрос на деньги включает: 1) текущий  спрос - потребность покрытия текущих  расходов, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности субъектами экономики; 2) отложенный спрос, обусловленный  необходимостью покрытия будущих затрат за счет накопления и сбережения денег. Отложенный спрос обусловлен периодичностью получения денег и необходимостью покрытия расходов, превышающих текущие  доходы; 3) спекулятивный спрос, обусловленный  ожиданием изменения доходности альтернативных денежных инструментов.

В теории денег традиционно существуют два основных подхода к оценке факторов, формирующих спрос на деньги. Первый подход основан на классической количественной теории денег, представленной в виде формулы:

М х V = Р х Q,

где М — количество денег, находящихся  в обращении; V — скорость обращения  одной денежной единицы в среднем  за год; Р - уровень цен; Q - физический объем товаров. Отсюда следует, что величина спроса на деньги зависит от следующих основных факторов: а) скорости обращения денег (чем выше скорость обращения денег, тем меньше при прочих равных условиях спрос на деньги); б) абсолютного уровня цен (чем выше уровень цен, тем выше спрос на деньги, и наоборот); в) уровня реального объема производства (с ростом производства увеличивается количество сделок, следовательно, увеличивается спрос на деньги). Второй подход основан на том, что изменение уровня цен и объемов производства происходит под воздействием различных факторов, в числе которых количество денег и скорость их обращения не всегда являются главными. Большое внимание уделяется политике государственных расходов, стимулированию производства посредством налоговых льгот и других финансовых преференций.

В современных теориях спроса на деньги в числе факторов, формирующих  спрос на деньги, рассматриваются  также такие, как: спрос на финансовые активы; динамика процентной ставки; применение современных финансовых и банковских технологий. Кроме того, современная  теория денег учитывает фактор инфляции, четко разграничивая при этом такие понятия, как реальный и  номинальный доход, реальная и номинальная  ставка процента, реальные и номинальные  величины денежной массы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Заключение.

   Рыночный процесс  состоит из множества актов  обмена товарами и услугами. В  каждом таком акте участвует  продавец, на стороне которого  выступает предложение товара, и  покупатель, представляемый спросом  на товары. Спрос и предложение  являются тесно связанными и  непрерывно взаимодействующими  категориями и служат связующим  механизмом между производством  и потреблением. На величину спроса, как индивидуального, так и  совокупного, влияют ценовые и  неценовые факторы, которые должны  четко отслеживаться на постоянной  основе специальными отделами.

Результатом взаимодействия спроса и предложения выступает  рыночная цена, которая также называется равновесной ценой. Она характеризует  состояние рынка, при котором  величина спроса равна предложению. Для измерения величины изменения  спроса и предложения используется понятие эластичности как меры реагирования одной переменной на изменение другой.

Надо также отметить, что  спрос выступает одним из самых  важнейших факторов при формировании экономической стратегии предприятия, так как только производство “нужных”, пользующихся спросом у покупателей  товаров целесообразно и выгодно  с экономической точки зрения.


Информация о работе Рыночный спрос