Свободные экономические зоны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 09:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – изучить международный кредит, его сущность и современные формы, особенно факторинг, как одну из форм кредитования.
Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:
1. Раскрыть сущность и рассмотреть основные формы международного кредита;
2. Рассмотреть факторинг, как одну из форм кредитования
3. Описать рынок факторинга в России;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………...………………… 3
1 Международный кредит как экономическая категория…. 4
1.1 Сущность, принципы, функции и роль международного кредита……. 4
1.2 Формы международного кредита и их классификация………………... 8
1.3 Условия международного кредита……………………………………… 11
2 Факторинг во внешней торговле…………..…………………. 15
2.1 Виды факторинга………………………………………………………… 15
2.2 Состояние мирового рынка факторинга……………………………….. 19
2.3 Разнообразие видов факторинга на мировом рынке………………….. 22
2.4 Перспективы развития рынка факторинга…………………………….. 23
3 Рынок факторинга в России……………………..……………. 25
3.1 Рынок факторинга в условиях кризиса………………………………… 25
3.2 Актуальные проблемы и перспективы развития……………………… 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………. 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…….….. 35

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая 2010.doc

— 218.50 Кб (Скачать файл)

Факторинг позволяет  поставщику расти «под присмотром»  и использовать инфраструктуру фактора  для проверки текущего состояния  покупателя, его бизнес-репутации, а также платежной дисциплины. А это в условиях кризисной неразберихи может уберечь поставщиков, у большинства которых и так наступают тяжелые времена, от опасных и ненужных контактов с банкротящимися дебиторами. Каждый из них может оказаться «роковым» и окончательно подрубить финансовую устойчивость поставщика.

Что касается непосредственно  финансирования поставок, то и здесь  факторы уверяют, что с ними работать сейчас удобнее и проще, чем, например, с кредитными организациями.  Главная особенность факторинга – это финансирование без оформления материального залога, поэтому такой инструмент наиболее востребован предприятиями малого и среднего бизнеса, которые испытывают серьезные проблемы в кризисных условиях. Без обеспечения кредит в банке им получить невозможно, а зачастую единственным ликвидным активом является дебиторская задолженность. В случае наличия постоянных отношений с крупными надежными потребителями продукции (например торговые сети) факторинг позволит эффективно решить проблему недостатка оборотных средств.

Создается ощущение, что от кризиса пострадали только поставщики, а у факторов нет проблем, поэтому они готовы прийти на помощь выжившим. Но это не так – кризис внес свои коррективы и в сегмент факторинга. Многие факторинговые компании были закрыты и многие банки свернули свои факторинговые подразделения.

Однако, несмотря на потери, рынок факторинга смог устоять и  даже готовится к росту. Непоследнюю  роль в этом сыграла специализация факторинга на оказании услуг представителям сегмента FMCG – независимо от кризисных явлений в экономике люди продолжают приобретать продукты, напитки, одежду, лекарства. Можно говорить о некотором перераспределении покупательского спроса, но не о снижении потребления предметов первой необходимости.

Хорошим сигналом для рынка стало появление нового игрока с участием иностранного капитала – 4 апреля 2009 года состоялось подписание соглашения между Транскапиталбанком, мальтийским FIM Bank и International Finance Corporation о создании совместного предприятия, предлагающего факторинговые услуги в России. К тому же в нынешних условиях, когда цена даже незначительной потери велика, все больше компаний задумываются о сохранности дебиторской задолженности, предпочитая обращаться к факторинговым компаниям. Получается, что кризис дал толчок популяризации факторинговых услуг, связанных с основной компетенцией фактора – работой с дебиторской задолженностью.

В общем, к развитию факторинга есть некоторые предпосылки. Сейчас на рынке можно весьма выгодно прикупить факторинговый бизнес, и желающие вложить туда инвестиции тоже найдутся [18].

Что касается статистики, то объем рынка факторинга по итогам 2009 года составил 361 млрд руб. В поисках новых клиентов Факторы начнут активнее развивать безрегрессный факторинг, который и станет локомотивом роста в 2010 году. Другой точкой роста станет региональный рынок факторинга. Здесь шанс увеличить свою долю рынка есть у банков с широкой филиальной сетью. По оценкам объем рынка в 2010 году составит около 450-500 млрд. руб (темпы прироста составят 25-35%).

Темпы прироста рынка факторинга в 2009 году относительно прошлого года отрицательны – минус 40%. Если не учитывать результаты ФК «Еврокоммерц» в объемах рынка в 2008 году, за прошедший год сократился на 29,3%. Обычное для рынка соотношение объемов уступленных требований по полугодиям, близкое к 1:2, не характерно для прошедшего года: во втором полугодии 2009 года объёмы уступленных требований лишь на 12% превысили показатели первого полугодия [16].

В таблице 3 представлены топ-15 российских Факторов по объему портфеля на 01.01.2010 г. из которой можно сделать вывод, что по объёму портфеля и по его приросту лидирующие позиции занимают коммерческие банки. Из специализированных факторинговых компаний можно выделить ЗАО "ТрансКредитФакторинг" и ЗАО "РФК".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3 - Топ-15 российских Факторов по объему портфеля на 01.01.2010 г [16]

 

 

Наименование Фактора

Объем портфеля Фактора на 01.01.2010, тыс. руб.

Прирост портфеля по сравнению с данными на 01.01.2009

1

ОАО "Промсвязьбанк"

24 711 220

13,4%

2

ОАО "Банк "Петрокоммерц" 

7 763 785

55,2%

3

ЗАО "ТрансКредитФакторинг"

4 003 706

1,7%

4

Банк НФК (ЗАО)

3 702 892

-34,2%

5

ООО ФК "Лайф"

2 963 475

43,6%

6

ООО ВТБ Факторинг 

2 806 422

н/д

7

ОАО "АЛЬФА-БАНК" 

2 201 257

399,9%

8

ОАО АКБ "Металлинвестбанк" 

1 765 253

-15,0%

9

ООО "БСЖВ Факторинг"

1 704 454

-41,9%

10

ЗАО ЮниКредит Банк 

1 441 900

-23,2%

11

"НОМОС-БАНК" (ОАО) 

619 591

-41,1%

12

ЗАО "РФК"

566 681

4482,1%

13

ГПБ (ОАО)

508 817

-71,5%

14

ОАО "Нордеа Банк" 

415 688

-62,6%

15

ФК "Санкт-Петербург"

413 410

10,7%


 

 

3.2 Актуальные проблемы  и перспективы развития

Конец 2008 – начало 2009 года стало переломным этапом для  рынка факторинга. Два «признанных  лидера» перестали существовать, о «лидерстве» рассуждали исключительно с позиций размера портфеля, но не его качества. Несмотря на очевидные факты, в течение нескольких лет проблемы активно маскировались. Технологиям и риск-менеджменту внимание практически не уделялось. Не более 5 участников рынка занимались этими аспектами с разной степенью активности, остальные предпочитали закрывать на все глаза, пока гром не грянет [17].

Нынешняя ситуация вынудит  уйти с рынка или серьезно задуматься над необходимостью повышения своей  эффективности, особенно в сфере  риск-менеджмента, и начать действовать.

Сейчас наблюдается  активный процесс создания факторинговых  компаний, но приходится признать, что  перспективу успешного развития имеют в основном компании, связанные  с банковскими группами. Дело в  том, что для создания факторинговой  компании требуются определенные инвестиции, размер которых увеличивается год от года, и фондирование, которое не предполагает валютных рисков и является долгосрочным. Невозможно построить факторинговый бизнес на коротких валютных кредитах, несмотря на то, что такие отдельные попытки сейчас предпринимаются.

Несомненно стоит отметить, что факторинговому бизнесу нужно двигаться дальше – коллекторам необходимо развивать корпоративное направление, Факторам – строить системы риск-менеджмента и развивать технологии. В частности в области АУДЗ (Административное управление дебиторской задолженностью) Факторы, которые занимаются этой проблематикой, пришли к выводу, что нужна постоянная работа по мониторингу состояния клиентов, дебиторов, отраслевых и прочих рисков. Причем информацию для их анализа чаще всего приходится добывать из открытых источников – Интернета, СМИ, социальных сетей и проектов и т.д. Безусловно, даже отбор, а тем более анализ информации требуют автоматизированных решений. В этой области уже несколько лет ведутся серьезные работы на базе Системы автоматизированного учета факторинговых операций «SmartFactor», в рамках этого проекта создается модуль мониторинга и анализа портфеля факторинговых операций.

Также очень важной для  формирования информационного поля и взаимодействия всех заинтересованных в развитии отрасли компаний, в т.ч. и коллекторов, страховщиков, консультантов, сейчас является работа в области обмена информацией. Огромный вклад в этом направлении сделан компанией «ФакторингПРО». Также есть надежда на объединение всех заинтересованных компаний и персоналий в рамках Федерации факторинговых компаний (не путать с Ассоциацией факторинговых компаний, которая объединяет только банки и факторинговые компании, исключая страховщиков, коллекторов и т.д.), которая создана и начинает свою деятельность [17].

В Таблице 4 приведены  прогнозные оценки перспектив функционирования рынка факторинга на 2009-2011 гг. с позиции  мирового финансового кризиса, данные руководством основных компаний, работающих в данной сфере.

Анализ таблицы показывает, что, если при прогнозной оценке развития рынка факторинговых услуг почти  все руководители отмечают дальнейшее развитие в той или иной степени, то среди направлений развития можно  подчеркнуть и некоторый ряд  проблем, характерный для таких сделок, которые проявлялись ещё в 2007-2009 гг.:

- необходимость совершенствования  системы риск-менеджмента

- нехватка квалифицированного  персонала в части менеджнров, способных вывести бизнес на  достойный уровень

- несовершенство бизнес-процессов

- рост барьеров для  входа на рынок: увеличение  сумм вложений в технологию  организации продаж и развитие  филиальной сети

Следует также отметить:

- несовершенство законодательной  и правовой баз, регламентирующих  факторинговые операции

- недостаток информации о факторинговых услугах

- нехватку средств  на развитие бизнеса

- отсутствие доступа  к дешёвым западным финансовым  ресурсам, необходимых для фондирования  собственных операций

В связи с мировым  финансовым кризисом наблюдается ещё  ряд проблем, например:

- наметившаяся тенденция  роста стоимости факторинга

- растущий спрос и  ограниченное предложение

- проблемы региональной  экспансии факторов

- специфика ценообразования  в условиях повышенной рисковости  факторинговых операций [12]

В настоящий момент с  радостью можно отметить некоторое оживление на рынке факторинга, но успех дальнейшего развития во многом будет зависеть от серьезности отношения участников к технологиям, риск-менеджменту и взаимодействию друг с другом. Серьезные перемены необходимы подавляющему большинству участников рынка. Хочется верить, что время лозунгов «давай портфель, да хоть какой – лишь бы много и уже вчера» уже прошло, и что взаимодействие затронет не только непосредственных участников рынка, но и коллекторов, страховщиков и всех, кто заинтересован в развитии факторинга в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 4 – Прогнозные оценки развития рынка факторинга на 2009-2011 гг. [12]

 

 

 

Наименование фактора  и ФИО руководителя

Общая оценка развития рынка  факторинга

Направления развития рынка факторинга

Национальная факторинговая  компания, М. Трейвиш

Устойчивый рост от 30%  до 70% на год на протяжении 3-5 лет

Приоритетным направлением деятельности, помимо продаж и обслуживания, станет совершенствование системы  риск-менеджмента факторинговых компаний

Банк «Система», А. Лабзенко

Динамичное развитие рынка продолжится, однако темпы  роста несколько замедлятся

Рост интереса стратегических инвесторов к факторингу; намерения  факторов привлекать средства на открытом рынке

МФК «Траст», Ю. Волков

Рост доли безрегрессного факторинга, увеличение отсрочки платежа в среднем до 90 дней, рост доли объёма финансирования

Выделение факторингового бизнеса из банков, особенно в случае решения проблемы лицензирования факторинга; смещение работы факторинговых компаний в направлении обслуживания среднего и малого бизнеса

Московский кредитный  банк, С. Красовский

Расширение рынка факторинга за счёт усиления спроса на данную услугу со стороны торговых компаний и появление  новых игроков

Активное развитие факторингового финансирования в регионах; появление новых продуктов; повышение качества услуг основными игроками; развитие факторинга без регресса

Банк «Петрокоммерц», А. Морозов

Расширение рынка факторинга, ассортимента предлагаемых услуг, их качества

Сегментация рынка на определённые целевые группы в зависимости от размеров бизнеса клиентов (крупный, средний и малый бизнес)

Банк Сосьете Женераль Восток, И. Покаместов

Рынок факторинга на ближайшие  годы утроится и составит 3-3,5 от объёма ВВП

Распространение подробной  информации о факторинге, как о многофункциональном инструменте финансирования


 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что  международный кредит представляет собой сложное экономическое  явление, роль которого огромна для  всего мирового сообщества.

В данной курсовой работе международный кредит определен  как экономическая категория, раскрыто понятие международного кредита, описаны  его принципы, функции, условия и  основные формы. Выявлено, что международный  кредит играет двоякую роль в развитии производства: позитивную и негативную.

Информация о работе Свободные экономические зоны