Свой бизнес: детский магазин

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 12:47, контрольная работа

Краткое описание

Чтобы успешно работать на рынке детских товаров, нужно угодить родителям
Место пусто не бывает
«Все товары для детей лучше покупать в одном месте» – этот принцип нынешние молодые мамы усвоили еще в нежном возрасте. Ведь их самих родители обычно водили за покупками в «Детский мир», где продавалось сразу все – от колясок и погремушек до одежды для подростков. Тогда другой альтернативы этим магазинам просто не было.

Вложенные файлы: 1 файл

Свой бизнес.doc

— 60.00 Кб (Скачать файл)

Свой бизнес: детский  магазин

 

Чтобы успешно работать на рынке детских товаров, нужно  угодить родителям 

Место пусто не бывает

«Все товары для детей  лучше покупать в одном месте» – этот принцип нынешние молодые  мамы усвоили еще в нежном возрасте. Ведь их самих родители обычно водили за покупками в «Детский мир», где продавалось сразу все – от колясок и погремушек до одежды для подростков. Тогда другой альтернативы этим магазинам просто не было.

 С середины 1990-х  повсюду стали открываться небольшие  магазины детских товаров, а также специализированные ярмарки. Однако крупных супермаркетов, помимо сохранившихся «детских миров», по-прежнему не существовало. Этим обстоятельством в 2003 году решили воспользоваться создатели сети детских магазинов BANANA-MAMA.

 – Изучив ситуацию, мы увидели, что рынок очень велик, но на нем практически нет крупных игроков, кроме «Детского мира», – вспоминает совладелец и генеральный директор компании BANANA-MAMA Дмитрий Куприянов. – В сетевых магазинах товары стоили довольно дорого, что не устраивало многих потребителей. А большинство отдельно стоящих магазинов находились в небольших помещениях, в которых невозможно было представить все разнообразие товаров, необходимых детям. Поэтому мы решили занять пустующую нишу: строить большие супермаркеты с широким ассортиментом товаров и демократичными ценами.

 Первые три магазина BANANA-MAMA открылись в 2004 году –  два в Москве и один в  Ростове-на-Дону. А в 2005 году сеть  насчитывала уже 25 магазинов.  Это потребовало от компании  огромных вложений – от $500 тыс. до $1 млн. на каждый супермаркет – и сложной работы по внедрению системы управления и поставок. Результаты не заставили себя долго ждать. Покупательницы быстро оценили возможность приобретать все нужные товары недорого и в одном магазине. Интенсивный поток постоянных клиентов каждого нового магазина формировался всего за несколько недель. И если в 2004 году оборот компании составлял $10 млн., то за следующий год он вырос в десять раз – до $100 млн.!

 – Проводимые нами  опросы показывают, что на сегодняшний день BANANA-MAMA является лидером среди детских магазинов, – говорит старший руководитель проектов исследовательской компании «КОМКОН» Светлана Ольшанская. – Почти 31% родителей, живущих в столице, чаще всего делают покупки в этой сети.

 Сегодня в сеть  входит 35 магазинов площадью от 1200 до 3500 кв. м – десять в Москве  и 25 в регионах. В ближайшие  десять лет компания планирует  довести число своих магазинов  до нескольких сотен. 

Мамы хотят, а предприниматели  не могут 

По данным компании NP consulting, сегодня в Москве одеждой, обувью, косметикой, питанием, игрушками и прочими товарами для детей торгуют около 100 специализированных магазинов (из них 60% – сетевые) и несколько рынков. Эксперты считают, что для столицы этого вполне достаточно. В то же время опросы показывают, что потребители недовольны качеством работы детских магазинов. Согласно исследованиям NP consulting, 35% покупательниц не удовлетворены ассортиментом детских товаров. Но решить эту проблему владельцам небольших магазинов непросто.

 – Если в магазине  для женщин обычно продается  одежда пяти размеров – 44, 46, 48, 50 и 52-го, – говорит директор  по маркетингу сети магазинов  RIKKI-TIKKI Ольга Кузнецова, – то  в магазине для детей до 14 лет  этих размеров должно быть  как минимум четырнадцать! Соответственно, во «взрослом» магазине можно разместить в несколько раз больше разных моделей одежды, чем в детском магазине такой же площади.

 Многих покупателей  не устраивают и высокие цены  на детские товары.

 

 – Родители обычно  считают, что детские вещи должны стоить намного дешевле, чем товары для взрослых, – продолжает Ольга Кузнецова. – На самом деле их себестоимость зачастую ничуть не ниже, чем у одежды для родителей. Во-первых, большинство предметов детского гардероба изготавливаются из дорогих натуральных материалов. Во-вторых, детская одежда должна быть прочнее. Кроме того, при ее производстве приходится делать много дополнительных технологических операций: например, украшать платья вышивкой. В своей компании мы решили, что детская одежда должна быть процентов на 60 дешевле взрослой. Это, конечно, позволяет привлекать покупателей. Но при этом мы, увы, не можем зарабатывать столько же, сколько продавцы «взрослых» товаров.

 Таким образом,  на рынке сложилась парадоксальная  ситуация: с одной стороны, опросы покупателей ясно показывают, что именно надо улучшать в работе магазинов. По данным компании «КОМКОН», на первом и втором месте среди решающих критериев, по которым покупательницы выбирают детские магазины, находятся «широта ассортимента» и «уровень цен».

 – Исследования  показывают, что «широта ассортимента»  является самым значимым критерием  для 78%, а «уровень цен» –  для 67% родителей, – отмечает  Светлана Ольшанская.

 Однако специфика  бизнеса не позволяет в полной  мере удовлетворить эти потребности клиентов. Предпринимателям, не имеющим возможности строить большие супермаркеты, приходится идти на компромисс. Чтобы расширить ассортимент, многие из них сужают целевую группу потребителей – продают товары только для новорожденных, только для будущих мам, только детское питание и косметику или только игрушки. Как показывает опыт, это выгоднее, чем пытаться «объять необъятное». Что касается цен, то многие владельцы магазинов для привлечения покупателей специально устанавливают минимальную наценку на определенные товары и стараются зарабатывать на более дорогих вещах.

 

 – На мой взгляд, любая сеть должна иметь ярко  выраженную специализацию, –  считает соучредитель сети салонов  «Кенгуру» Софья Светлосанова. –  Мы начинали в 1996 году с торговли одеждой для беременных женщин. Год спустя наши покупательницы, уже ставшие мамами, натолкнули нас на мысль о том, что необходимо расширить ассортимент товаров. Мы стали продавать все, что может понадобиться молодым родителям с момента зачатия ребенка до его поступления в школу. Конечно, в этом есть свой минус – по мере взросления детей наши покупатели вынуждены расставаться с «Кенгуру». Зато они возвращаются к нам при рождении второго или третьего малыша, а иногда уже и за вещами для внуков.

Где быть магазину?

Как показал опрос, проведенный  компанией NP consulting, 70% мам хотели бы, чтобы детские магазины были расположены  неподалеку от дома. Пока об этом многие могут только мечтать.

 – Детские магазины  «разбросаны» по Москве неравномерно, – говорит заместитель генерального директора NP consulting Алексей Надирашвили. – Например, в районе Ленинского проспекта в радиусе 500 метров расположено пять крупных магазинов для детей и мам. А в некоторых спальных районах их нет вовсе.

 По словам Софьи  Светлосановой, это происходит потому, что основу целевой аудитории сетей, торгующих дорогими товарами, составляют работающие родители.

 – Нашим клиентам  удобнее делать покупки по  дороге домой или на работу. Поэтому почти все салоны нашей  сети находятся на больших проспектах. Это освобождает покупателей от необходимости тратить дополнительное время на поездку в салон, – говорит Светлосанова.

 Однако в случае  с магазинами среднеценовой категории  проявляется несоответствие между  ожиданиями потребителей и возможностями предпринимателей. Многие из них по-прежнему не рискуют идти в «спальники», чтобы открыть там отдельно стоящие магазины. Чаще всего они предпочитают «бросать якоря» на центральных детских рынках, ярмарках или в торговых центрах. Почему?

– Дети постоянно растут, поэтому перед началом каждого сезона их гардероб надо обновлять полностью, – говорит Ольга Кузнецова. – Например, перед наступлением зимы ребенку сразу покупают куртку, сапоги, шапку, теплые брюки, свитера и т. п. На эти целевые покупки выделяется целый день. Естественно, родителям удобнее купить все это в одном месте. Для многих таким местом становятся детские ярмарки. Большинство покупателей приезжают туда не чаще, чем два-три раза в год, но зато сразу тратят большие суммы.

 В отличие от  ярмарок, в торговые центры за детскими вещами редко едут специально, поэтому «больших чеков» там ждать не приходится. Зато в торговых центрах, в отличие от отдельно стоящих магазинов, гарантирован поток покупателей. Еще один плюс торговых центров заключается в том, что в них развита инфраструктура, которой могут пользоваться посетители детских магазинов. По данным NP consulting, 14% мам хотели бы, чтобы в детских магазинах была игровая комната, 11% – кафе, а 8% – аптечный киоск, специализирующийся на лекарствах и предметах гигиены для детей и беременных женщин. В ТЦ все это, как правило, есть. Причем содержание этих заведений не стоит владельцам детских магазинов ни копейки. Открыть же игровую, аптеку и кафе в своем отдельно стоящем магазине площадью 150- 200 кв. м нереально. Да и в супермаркете – проблематично.

 – Все дополнительные  услуги стоят денег, – говорит  Дмитрий Куприянов. – Несколькими  столиками с игрушками, расположенными  на пяти квадратных метрах, детей не удивишь. Если же мы откроем большую детскую комнату, то за это придется «платить» площадью. Расходы на аренду и ее содержание мы будем вынуждены заложить в конечную цену товаров. Это вряд ли понравится покупателям, которые привыкли к невысоким ценам. Тем не менее, сейчас мы думаем над этим вопросом. Возможно, в скором времени у нас появятся услуги, которые нужны мамам. Например, мы планируем обустроить зоны, где можно будет покормить грудных детей.

 Впрочем, у торговых  центров есть и существенный минус.

 – В любом торговом  центре внимание покупателей  «распылено», – уверен Дмитрий  Куприянов. – Нужные товары  могут купить как в вашем,  так и в другом магазине, расположенном  рядом. В первую очередь это  касается предметов гигиены и  ухода за детьми – их могут взять с полки супермаркета, аптеки… Когда же вы открываете отдельно стоящий магазин, все деньги, которые планировали потратить родители, остаются у вас. Конечно, сформировать достаточный поток людей, которые специально поедут в ваш магазин, непросто. Для этого нужно иметь какое-то важное конкурентное преимущество, свое «лицо».

Прибыльная малышня 

Выбирая, чем торговать, многие предприниматели отдают предпочтение товарам для новорожденных.

 – Работать в  этом сегменте рынка очень  выгодно, – утверждает Ольга Кузнецова. – Разовые затраты родителей при рождении малыша в Москве достигают $1-1,5 тыс., ведь всем новорожденным нужны коляски, кроватки, стульчики. На этих дорогостоящих товарах можно хорошо зарабатывать. Кроме того, в торговле товарами для новорожденных нет значительных сезонных колебаний – малыши появляются на свет в течение всего года, и им не покупают вещи «к сезону», как для детей постарше.

 По мере взросления  ребенка большинство родителей  начинают считать деньги все  тщательнее, поэтому в конкурентной борьбе часто выигрывают те, кто предлагает товары для детей младшего и среднего возраста по невысоким ценам.

 – Даже обеспеченные  люди понимают, что покупать ребенку  кроссовки за $100, которые тот «убьет»  за две недели, бессмысленно, – говорит Людмила Юдинцева, директор по рекламе и маркетингу компании BANANA-MAMA. – Родители стараются покупать красивые, но недорогие вещи: те, которые не жалко износить и выбросить.

 Поэтому наиболее  активно развивается сегмент  недорогой одежды – по $5-30 за вещь. Он занимает до 85% всего рынка. На долю вещей средней ценовой категории ($30-100 за вещь) приходится около 10%, а на дорогие товары – от $100 за вещь – примерно 5%.

Трудный возраст 

В Москве практически  нет специализированных магазинов  для подростков. На первый взгляд, в эту рыночную нишу должны были устремиться множество компаний. Но этого не происходит.

 – Подростки –  самая сложная категория потребителей, – объясняет Дмитрий Куприянов.  – Они обычно плохо представляют, что конкретно хотели бы купить. Но даже если подросток точно знает, чего ему хочется, у него нет собственных денег на покупку. Этим Россия отличается от Америки, где есть большая прослойка тинэйджеров, самостоятельно зарабатывающих деньги.

 Как минимум половине  подростков одежду покупают мамы. Поэтому с точки зрения маркетинга отнюдь не очевидно, на кого должны быть направлены усилия компании. Если брэнд, реклама, оформление магазина и ассортимент будут сделаны «под мам», то подростки могут отказаться носить купленную там одежду. Если же все будет сделано так, как этого хотят тинэйджеры, то это может не понравиться мамам, в чьих руках находятся деньги.

 – Теоретически  сегмент подростковых магазинов  свободен, – продолжает Дмитрий  Куприянов. – Но практика показывает, что на обслуживании этой категории потребителей много не заработаешь. Затевать «рискованный» бизнес никто не хочет. Правда, я думаю, что в скором времени в Россию придут международные сети, которые специализируются на недорогой молодежной одежде, – HNM, Top Shop и др. Если им удастся развить этот рынок, то в дальнейшем, возможно, на нем появятся и отечественные компании.

Игры в «перетягивание» 

В Москве потребители  не могут пожаловаться на острую нехватку специализированных детских магазинов. Поэтому владельцы многих сетей в последнее время больше заняты улучшением отдельных составляющих своего бизнеса, нежели открытием новых торговых объектов. А вот в регионах передел рынка в самом разгаре. Дело в том, что во многих городах большинство потребителей предпочитают «отовариваться» на вещевых рынках, а не в специализированных магазинах. По данным компании «КОМКОН», в Воронеже и Ростове-на-Дону на рынке покупают одежду для детей более 52% родителей, в Самаре – почти 50%, в Новосибирске – 40,5%. Для сравнения: в Москве этот показатель равен 20,2%.

 – Открывая магазины  в регионах, мы хотим, чтобы  покупатели перешли к нам с  открытых вещевых рынков, – говорит  Людмила Юдинцева. – Сделать это  непросто, но возможно. Когда покупатели  видят, что цены в BANANA-MAMA порой  ниже, чем на рынке, но ассортимент и уровень обслуживания гораздо лучше, они постепенно начинают «переключаться» на нас. Если супермаркет открывается в городе, где прежде не было ни одного подобного магазина, это становится настоящим событием. Буквально за несколько дней молва о нем распространяется по всему городу, и большой поток покупателей формируется моментально.

Информация о работе Свой бизнес: детский магазин