Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:32, реферат
В середине ХХ века подавляющее большинство развитых и развивающихся стран пришли к пониманию необходимости государственного регулирования своей экономической деятельности. Регулирование может, осуществляться в самых разнообразных формах, которые условно делятся на административные, выражающиеся в законодательных актах и постановлениях органов власти, и экономические предполагающие использование таких рычагов, как налоги, цены, кредиты, и т.п. Вмешательство государства позволяет смягчить негативные последствия кризисных явлений, более эффективно и рационально использовать имеющиеся людские, природные, материальные и финансовые ресурсы.
Введение............................................................................................................. 3
1 Теоретические основы СНС......................................................................... 4
1.1 Понятие о системе национальных счетов. История возникновения...... 4
1.2 Основные понятия СНС............................................................................. 6
1.3 Принципы построения СНС....................................................................... 9
1.4 Основные макроэкономические показатели и методы их измерений... 11
2 Современные проблемы формирования российской СНС....................... 15
3 Анализ состояния экономики на основе конкретных
макроэкономических показателях................................................................... 15
Заключение........................................................................................................ 25
Библиографический список.............................................................................. 27
Содержание
Введение......................
1 Теоретические основы СНС...........................
1.1 Понятие о системе национальных счетов. История возникновения...... 4
1.2 Основные понятия СНС...........................
1.3 Принципы построения СНС...........................
1.4 Основные макроэкономические показатели и методы их измерений... 11
2 Современные проблемы формирования российской СНС....................... 15
3 Анализ состояния экономики на основе конкретных
макроэкономических
Заключение....................
Библиографический список........................
Введение
В середине ХХ века подавляющее большинство развитых и развивающихся стран пришли к пониманию необходимости государственного регулирования своей экономической деятельности. Регулирование может, осуществляться в самых разнообразных формах, которые условно делятся на административные, выражающиеся в законодательных актах и постановлениях органов власти, и экономические предполагающие использование таких рычагов, как налоги, цены, кредиты, и т.п. Вмешательство государства позволяет смягчить негативные последствия кризисных явлений, более эффективно и рационально использовать имеющиеся людские, природные, материальные и финансовые ресурсы.
Для государственной регуляции экономической деятельности необходима достоверная экономика – статистическая информация, которая должна объективно отражать предпосылки, ход и результат процесса воспроизводства. Ценность результатов, получаемых с использованием статистических подходов. Поставила перед специалистами широкого круга вопрос о необходимости овладения хотя бы основами статистических знаний и приемов анализа.
СНС — современная система информации, используемая практически во всех странах мира для описания и анализа развития рыночной экономики на макроуровне: для исследования экономической деятельности в масштабах страны и ее регионов на основе взаимосвязанных балансов (счетов), отражающих потоки движения продуктов и их финансовых эквивалентов между экономическими агентами в процессе совершения ими различных экономических операций.
Национальное богатство
– это общий итог развития общественного
процесса производства за всю историю.
К национальному богатству в
практике экономического анализа относится
всё то, что, так или иначе опосредовано
человеческим трудом и может быть воспроизведено.
Так как экономика страны изменяется,
то меняются производственные и непроизводственные
фонды, материальные запасы и резервы.
Все это требует нового подхода к оценке
национального богатства СНС — современная
система информации, используемая практически
во всех странах мира для описания и анализа
развития рыночной экономики на макроуровне.
Система национальных счетов – есть
адекватный рыночной экономике национальный
учет, завершаемый на макpоуpовне системой
взаимосвязанных статистических показателей,
построенной в виде определенного
набора счетов и балансовых таблиц,
характеризующих результаты экономической
деятельности, структуру экономики
и важнейшие взаимосвязи в национальном
хозяйстве.
Не случайно данной проблемой занимались многие экономисты. Ф. Кенэ выдвигал свои теории в работе “Экономические таблицы” (1758)[10]. В ней был дан первый макроэкономический баланс. В статьях голландского статиста Э. Клиффа (1941) содержится первое упоминание о национальных счетах. Теоретическим фундаментом национальных счетов стали работы Д. Кейнса, А. Боули, К. Кларка, С. Кузнеца, Дж. Стемпа, Дюмонтье, Фроман, Гаванье - занимавшихся проблемами вычисления национального дохода СНС начала зарождаться в начале 30-х годов и сформировалась в 40-50-е годы в ведущих капиталистических странах мира в ответ на потребность органов государственного управления в макроэкономической информации, для разработки экономической политики, программ и мер по регулированию рыночной экономики. Необходимость в таком регулировании стала особенно очевидной после “великой” экономической депрессии 1929-33 годов[10]. Другим историческим событием, стимулировавшим разработку СНС, явилась вторая мировая война. После второй мировой войны большой вклад в развитие теории и методологии СНС стали вносить международные экономические организации (ООН, Европейские сообщества и др.).
Первый международный стандарт был подготовлен в ООН в 50-х годах. Созданная в 1952 году система национальных счетов неоднократно существенно пересматривалась. Так, рекомендованный ООН согласованный план счетов по учету и представлению основных товарных и денежных потоков в производстве, потреблении, накоплении и внешней торговле (содержащий 6 счетов и 12 вспомогательных таблиц) в 1968 году был дополнен таблицами затрат и выпуска; финансовыми счетами; значительное место стали занимать счета институциональных секторов; появилось различие рыночного и нерыночного производства и т.д. Последующее совершенствование методов СНС позволило создать современную Систему Национального Счетоводства Объединенных Наций (SCN или SNA – англ. аббревиатура).
Определенное внимание
измерению национального
1.2 Основные понятия СНС
СНС представляет собой
систему взаимосвязанных
Основные сводные счета, применяемые в СНС: а) счет продуктов и услуг служит для отображения формирования ресурсов продуктов и услуг за счет их производства и импорта и их использование на конечное потребление, накопление, экспорт; б) в счете производства отражаются операции, относящиеся к процессу производства. При этом производственная деятельность охватывает деятельность предприятия, организаций и отдельных лиц, как в сфере материального производства, так и в сфере нематериальных услуг; в) в счете образования доходов отражаются распределительные операции, непосредственно связанные с процессом производства; г) в счете распределения расходов отражается общая величина доходов, полученных и переданных хозяйственными единицами; в результате производственной деятельности, от собственности, а также в результате перераспределительных процессов; д) в счете использования располагаемого дохода отражаются расходы на конечное потребление домашних хозяйств, государственных учреждений и не государственных не коммерческих (общественных) организаций, и оставшаяся часть располагаемого дохода, представляющая собой валовое сбережение; е) в счете капитальных затрат показываются формирование ресурсов для капитальных затрат и их использование на накопление основных фондов и материальных оборотных средств, приобретение земли и нематериальных активов.
Структурная характеристика СНС: границы производства, производственная деятельность включает: а) рыночную деятельность; б) нерыночную деятельность (производство продуктов в хозяйствах населения для собственного потребления, бесплатные услуги госучреждений). В этом понятии не охватывается теневая экономика она, в принципе, должна учитываться в СНС, так как в этой сфере производятся продукты, услуги и доходы, участвующие в экономическом обороте но, в любом случае уголовно наказуемые деяния не рассматриваются как производственная деятельность.
Понятие "экономической территории" - это не только территория, административно управляемая правительством, но это также и воздушное пространство, территориальные воды данной страны и континентальный шельф в международных водах, в отношении которого страна имеет исключительное право на добычу сырья, топлива и т.д[11]. К экономической территории также относятся и территориальные анклавы за рубежом, т.е. зоны в других странах, используемые правительством для дипломатических, военных, научных или других целей. Соответственно, территориальные анклавы зарубежных государств, в данной стране не включаются в общую экономическую территорию. Юридические или физические лица считаются резидентами данной страны, если центр их экономических интересов связан с экономической территорией страны.
Резиденты - Юридические или физические лица считаются резидентами данной страны, если центр их экономических интересов связан с экономической территорией страны. Под это понятие не попадают лица, приезжающие в страну на короткий срок (меньше года) - туристы, артисты, сезонные рабочие и пр.
Группировки хозяйствующих субъектов и экономических операций долгое время ограничивались делением хозяйства на отрасли. Сейчас же группировка экономики по секторам - центральная в статистической модели рыночной экономики. Она осуществляется с целью изучения потоков доходов и расходов, изменения активов и пассивов в институционной единице. Последняя представляет собой такую хозяйственную единицу, которая ведет полный набор бухгалтерских счетов и является юридическим лицом. Институционные единицы объединяются в более укрупненные структуры – секторы в соответствии с типами экономического поведения:
Секторы: а) нефинансовые предприятия или предприятия по производству товаров; б) финансовые учреждения; в) общегосударственное управление; г) негосударственные некоммерческие организации (общественные организации), обслуживающие домашние хозяйства; д) домашние хозяйства; е) "остальной мир" (этот сектор охватывает зарубежные экономические единицы в той мере, в какой они осуществляют операции с резидентами данной страны).
Экономические операции агрегируются на три основные группы: а) операции с продуктами и услугами; б) распределительные операции; в) финансовые операции. В отличие от группировки хозяйствующих субъектов группировка экономических операций производится на основе единого критерия, т.е. они группируются одинаково и по отраслям и по секторам.
Система национального счетоводства основана на единых принципах; важной предпосылкой национального счетоводства является наличие системы взаимосвязанных классификаций основных структурных элементов. Классификации всех процессов экономики, экономических операций, хозяйственных единиц необходимы для того, чтобы иметь возможность количественно определить и отразить в счетах многообразные явления, которые в совокупности представляют собой схему экономического развития.
1.3 Принципы построения СНС
Основные методологические
принципы национального
Применение принципа двойной записи к системе народнохозяйственных показателей придает СНС важное качество - способность количественно отражать не статистические величины, а процесс, происходящий в рамках экономического оборота. Счета представляют собой систему именно потому, что они, во-первых, связаны между собой; во вторых, ориентированы на достижение единой цели; в третьих, построены по единому методологическому принципу; в четвертых, они содержат систему взаимосвязанных показателей исчисленных по единым методологическим основам[12].
Различают следующие
группы счетов: счета для секторов экономики; счета
для отраслей экономики; счета для отдельных
экономических операций; счета для экономики
в целом (консолидированные счета).
Счета для секторов экономики
в свою очередь подразделяются на следующие
группы: текущие счета; счета накопления;
балансы активов и пассивов.