Система национальных счетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 19:41, контрольная работа

Краткое описание

1 Понятие и структура системы национальных счетов, общие принципы построения счетов
2 Счет вторичного распределения доходов
Пример: Используя следующие данные, построим счет вторичного распределения сектора "Нефинансовые предприятия" (в усл. ед.):...

Вложенные файлы: 1 файл

1 Понятие и структура системы национальных счетов.docx

— 43.82 Кб (Скачать файл)

1 Понятие  и структура системы национальных счетов, общие принципы построения счетов

Систему национальных счетов можно определить как систему расчетов макроэкономических показателей, представленную в виде определенного набора взаимосвязанных счетов, классификаций и балансовых таблиц.

СНС была создана более 50 лет тому назад в странах с наиболее развитой рыночной экономикой для анализа  ее структуры, институтов и механизмов функционирования на макроэкономическом уровне. Сам термин «национальное  счетоводство» был предложен  голландским экономистом В. Клиффом.

В бывшем СССР для описания и анализа  макроэкономики использовалась другая система показателей - баланс народного хозяйства (БНХ), предназначенный прежде всего для анализа модели экономики, основанной на общественной собственности и централизованном планировании. Переход к рыночной экономике вызвал потребность перехода от БНХ к системе национальных счетов на всем бывшем пространстве СССР (в РФ переход к СНС был осуществлен в 1993 г.).

СНС - это современная информационная система, которая обеспечивает получение  взаимосвязанной информации по макроэкономическим показателям органами государственного управления для формирования социально-экономической  политики и регулирования экономики  в целом. Для того, чтобы СНС  была эффективна и способствовала выявлению  макроэкономических закономерностей  и взаимосвязей, в мировой практике соблюдается ряд важных положений.

Во-первых, в СНС применяется  более широкая трактовка экономического производства (в БНХ к сфере  экономического производства относилось только материальное производство).

Согласно методологии СНС, экономическое  производство включает все виды деятельности по производству товаров и услуг:

- производство товаров, включая товары для собственного потребления, кроме услуг, оказываемых домашними хозяйками по приготовлению пищи, уборке, воспитанию детей;

- производство рыночных услуг для реализации;

- деятельность финансовых посредников (банков, инвестиционных фондов, страховых компаний);

- производство нерыночных услуг учреждениями государственного управления (структуры законодательной и исполнительной власти, обороны, услуги здравоохранения, образования и т.д.);

- оказание нерыночных услуг некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйства;

- оказание услуг наемной прислугой (повара, шоферы, садовники);

- оказание услуг собственниками жилищ для собственного потребления;

- деятельность, направленная на защиту окружающей среды.

Второе важное положение методологии  СНС касается содержания такой категории, как доход (концепция разработана  английским экономистом Дж. Хиксом), согласно которой доход представляет собой максимальную сумму денег, расходуя которую на потребительские товары и услуги вы не уменьшаете при этом своего накопленного богатства, не принимаете никаких финансовых обязательств, т.е. не становитесь беднее.

Третье положение касается сведения множества хозяйствующих субъектов  к пяти относительно однородным группам, для которых предусмотрен стандартный  набор счетов, в которых регистрируются экономические операции, связанные  с образованием, производством, распределением, перераспределением доходов, накоплением  и сбережением, приобретением финансовых активов и принятием финансовых обязательств.

Такими секторами начиная с 1993 г. считаются следующие пять секторов, к каждому из которых можно  отнести хозяйствующие субъекты в соответствии с их функцией в  экономическом процессе:

-  нефинансовые корпорации и квазикорпорации (функция производства товаров и нефинансовых услуг);

- финансовые корпорации и квазикорпорации (функция аккумулирования свободных финансовых ресурсов и предоставления их на определенных условиях инвесторам);

- государственное управление (функция перераспределения национального дохода и богатства, предоставление бесплатных услуг);

- домашние хозяйства (функция приобретения товаров и услуг на рынке, предоставления рабочей силы);

- некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства (общественные, политические, религиозные организации, функция которых состоит в оказании бесплатных услуг членам этих организаций).

Кроме анализа информации, содержащейся в секторальных счетах, проводится анализ взаимосвязи между ними в  экономическом процессе. И, наконец, важные счета (счет производства и счет образования доходов) составляются в СНС и для отдельных отраслей экономики (промышленность, сельское хозяйство, строительство и т.д.).

Таким образом, на основе секторальных счетов, счетов для отраслей экономики  составляются макроэкономические расчеты.

Цель макроэкономических расчетов в рамках СНС - это описание обобщающих показателей основных экономических  потоков за определенный период, формирование, взаимная увязка которых составляют суть структуры СНС.

Под экономическими потоками понимаются создание, преобразование, обмен, передача стоимости. Экономические потоки могут привести к изменениям в объеме, составе, стоимости активов и обязательств так называемых институциональных единиц, под которыми понимаются юридические или физические лица, организации и учреждения, имеющие возможность и право осуществлять операции в процессе производства, распределения, перераспределения и использования дохода, набор счетов или возможность их составления.

Экономические потоки по взаимному  соглашению в системе СНС называют экономическими операциями. Экономические операции осуществляются с компенсацией в виде встречных потоков (взамен предоставленного товара, услуги, труда или актива предоставляется компенсация опять же в виде товара, услуги и т.д.). Если экономические операции осуществляются без компенсации (выплата пенсий, стипендий, гуманитарная помощь и т.д.), то такие экономические операции называют трансфертами.

Основу структуры СНС составляют счета и балансовые таблицы.

Счет отражает операции, активы или  обязательства хозяйственных единиц, представляет собой двустороннюю таблицу, где равенство между суммами  достигается с помощью балансирующей статьи, которая является макроэкономическим показателем. Балансирующие статьи дают возможность переходить от одного счета к другому и увязывать счета в единую систему. В структурах СНС выделяются следующие группы счетов, которые разрабатываются в текущих ценах.

Группа счетов внутренней экономики в целом:

- счет производства товаров и услуг;

- счет образования доходов;

- счет распределения доходов:

а) счет распределения первичных  доходов;

б) счет вторичного распределения  доходов;

- счет использования национального располагаемого дохода;

- счет накопления (счет операций с капиталом).

Группа счетов отраслей экономики:

- счет производства по отраслям;

- счет образования доходов по отраслям.

Группа счетов внешнеэкономических связей («остальной мир»):

- счет текущих операций;

- счет капитальных затрат;

- финансовый счет.

На основе взаимосвязанной системы  показателей, объединенных в счета  и составляемых в определенной последовательности, можно получить взаимосвязанную  комплексную количественную характеристику экономических процессов в целом, т.е. получить так называемые консолидированные счета.

Система показателей и общие принципы построения СНС.

Система - это набор показателей, которые  взаимосвязаны, дополняют друг друга  и рассчитываются на основе единых методологических принципов. Такой  системой показателей являются наиболее важные макроэкономические показатели (агрегаты), используемые в СНС:

- валовой внутренний продукт (ВВП) характеризует поток конечных товаров и услуг (вновь созданную стоимость), произведенных резидентами страны за тот или иной период, и исчисляется в рыночных ценах конечного потребления;

- валовой национальный доход (ВНД) представляет собой поток первичных доходов (оплата труда, прибыль, доходы от собственности, налоги на производство и импорт), полученных резидентами данной страны в результате их участия в создании ВВП;

- валовой национальный располагаемый доход (ВНРД) охватывает все доходы, полученные резидентами данной страны в результате первичного и вторичного распределения доходов;

- конечное потребление (КП) включает расходы на конечное потребление;

- сальдо экспорта и импорта (разница между экспортом и импортом товаров и услуг);

- валовое накопление (накопление основного капитала);

- национальное сбережение (источник финансирования накопления, т.е. прироста основных фондов, запасов материальных оборотных средств, ценностей и т.д.).

При составлении  национальных счетов необходимо придерживаться общепринятых принципов, среди которых  можно выделить следующие.

Принцип двойной записи (принцип бухгалтерского учета) - каждая операция в СНС отражается дважды: в разделе «Использование» предыдущего счета и в разделе «Ресурсы» последующего счета. Дополнительный контроль обеспечивается тем, что каждая статья того или иного счета имеет корреспондирующую статью в другом счете, что и способствует увязке счетов.

Принцип последовательности, соответствующий последовательности воспроизводственного цикла (производство   образование доходов   распределение доходов   использование доходов).

Балансовый принцип (регистрация всех экономических потоков в форме балансов).

Принцип расчетных категорий, где речь идет о том, что балансирующие статьи являются прежде всего расчетными категориями, предназначенными не только для обеспечения баланса между объемами ресурсов и их использованием, но и для характеристики результатов того или иного экономического процесса, что и позволяет считать их важнейшими макроэкономическими показателями.

Принцип формы «Т»: все счета состоят из двух разделов (колонок), правая включает «Ресурсы», а левая - «Использование».

Для СНС  очень важно, чтобы каждому счету  соответствовала своя балансирующая статья.

 

 

 

2 Счет вторичного распределения доходов  

Счет вторичного распределения  доходов показывает, как сальдо первичных  доходов экономики, институциональной  единицы или сектора трансформируется в их располагаемый доход посредством  получения и выплаты текущих  трансфертов, исключая социальные трансферты в натуре. Задача счета - отразить максимальную сумму, которую сектор или в целом  экономика страны может потратить  на потребление товаров или услуг  в отчетном периоде для того, чтобы  финансировать свои расходы за счет уменьшения наличных денег, других финансовых или нефинансовых активов или  увеличения пассивов (при неизменной чистой стоимости капитала). Счет вторичного распределения доходов имеет важное значение для отдельных секторов и очень незначительное - для экономики в целом, так как показывает перераспределение уже полученных доходов между секторами. Домашние хозяйства платят подоходные налоги и отчисления на социальное страхование, добровольные взносы в общественные организации, которые трактуются в СНС как прочие трансферты в денежной форме, но получают различные социальные выплаты, пособия по социальному страхованию, пенсии и др. Предприятия выплачивают налог на прибыль и могут делать взносы в некоммерческие организации. Таким образом, все сектора обмениваются частью своих доходов.        В секторных счетах такие операции отражаются дважды в соответствии с принципом двойной записи. Например, выплата подоходного налога отражается в части использования в счете сектора домашних хозяйств и в части ресурсов в счете сектора государства. В результате отражения всех этих операций для каждого из секторов получается валовой располагаемый доход, а по экономике в целом — валовой располагаемый национальный доход, т. е. максимальная сумма, которую каждая институциональная единица, каждый сектор, экономика в целом может потратить на конечное потребление и на накопление, не уменьшая при этом величины своих активов (например, запасов денежных средств, валюты) и не увеличивая величину своей задолженности.         Валовой располагаемый доход весьма существенно отличается от сальдо первичных доходов. Но для консолидированных счетов для экономики в целом сумма валового располагаемого дохода всех секторов будет совпадать (или почти совпадать) с суммой валового национального дохода, потому что увеличение располагаемого дохода по одному из секторов могло произойти только в случае уменьшения на ту же величину располагаемого дохода другого сектора. Отклонения могут иметь место только в том случае, если имеются трансферты за границу или из-за границы, например, если Российское государство выплачивает пенсии домашним хозяйствам - нерезидентам России. Однако эти величины бывают крайне небольшими по отношению к общей величине национального дохода. Операции, формирующие счет, вызваны реальной государственной экономической и социальной политикой страны. Она становится источником появления налогов на доходы, отчислений на социальное страхование, поступлений социальных пособий, страховых премий, прочих текущих трансфертов. Ниже представлена схема счета с выделением секторов, по которым разрабатывается тот или иной показатель счета.   Трансферты, выплачиваемые институциональной единицей или сектором, записываются с левой стороны счета в использовании. Трансферты, получаемые институциональной единицей или сектором, записываются с правой стороны счета в ресурсах.    Валовой национальный располагаемый доход — это балансирующая статья в счете. Она выводится из сальдо первичных доходов институциональной единицы или сектора путем добавления всех текущих трансфертов, кроме социальных трансфертов в натуре, и вычитания всех текущих трансфертов, кроме социальных трансфертов в натуре, получаемых данной единицей или сектором.        Весь располагаемый доход не может трактоваться как использованный на расходы, на потребление. Следует учитывать, что доход от собственности, вмененный держателям страховых полисов, и поправка на изменение чистой стоимости активов в пенсионных фондах представляют собой, по сути, вложения в приобретение финансовых активов. Однако они явно составляют доход домашних хозяйств, и домашние хозяйства могут израсходовать на потребление такую же сумму без уменьшения чистой стоимости своего капитала.             Что касается в целом экономики страны, то валовой или чистый национальный располагаемый доход может быть выведен из валового или чистого национального дохода путем добавления всех текущих трансфертов в денежной или натуральной форме, получаемых резидентными институциональными единицами от нерезидентных единиц, и вычитания всех текущих трансфертов в денежной или натуральной форме, выплачиваемых резидентными институциональными единицами нерезидентным единицам. С точки зрения анализа потребительских возможностей чистый располагаемый доход страны является лучшим показателем, чем ее чистый национальный доход.     Кратко остановимся на основных показателях, формирующих этот счет.

Таблица 1

Счет вторичного распределения доходов

Использование

Ресурсы

4. Текущие трансферты, переданные  «остальному миру»

5. Валовой национальный  располагаемый доход (п. 3 - п. 4)

Сальдо первичных доходов (валовое)

2. Текущие трансферты, полученные  от «остального мира»

6. Всего (л. 4 + п. 5) 

3. Всего (п. l+n.2) 


 

Сальдо  первичных доходов переносится  из предыдущего счета первичного распределения доходов.

Все операции в счете — это трансферты. Трансферт  определяется как операция, в которой  одна институциональная единица  предоставляет товар, услугу или  актив другой институциональной  единице без получения от последней  какого-либо товара взамен в качестве эквивалента. Трансферт в денежной форме — это выплата наличных денег или переводимого вклада одной  единицей другой без получения какого-либо эквивалента. Трансферт в натуральной  форме — передача собственности  на товар или актив, кроме наличных денег, или предоставление услуги также  без получения какого-либо эквивалента. Хотя единица, производящая трансферт, не получает никакого поддающегося количественному  определению блага, которое могло  бы быть учтено как часть этой операции, тем не менее вполне возможно, что  такие блага могут появиться  в будущем (например, страхование, коллективные услуги государства и т. д.). Для  этого счета важно отличать текущий  трансферт от капитального. Особые характеристики капитального трансферта заключаются в том, что в натуральной  форме он представляет собой передачу собственности на актив, кроме запасов  материальных оборотных средств.

Актив —  это совокупность имущественных  прав, принадлежащих физическому  или юридическому лицу. Активы могут  быть осязаемыми, имеющими материальную субстанцию (оборудование, строения, товарно-материальные запасы), и неосязаемыми (патенты, долговые обязательства и др.).

Если  трансферт имеет денежную форму, то он связан с приобретением или  передачей актива (кроме запасов  материальных оборотных средств) одним  или обоими участниками операции, например субсидия на инвестиции. Это  различие очень важно, так как  иначе невозможно измерить доход. Все  трансферты, которые не являются капитальными, образуют текущие трансферты и учитываются  в этом счете (исключение — социальные трансферты в натуре). Последние  включают индивидуальные товары и услуги, предоставляемые в натуре домашним хозяйствам органами государственного управления и некоммерческими организациями.

Информация о работе Система национальных счетов