Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2013 в 12:56, контрольная работа
Стимулирование – это, прежде всего, внешнее побуждение, элемент трудовой ситуации, влияющий на поведение человека в сфере труда, это материальная оболочка мотивации персонала и нематериальная, которая дает возможность работнику реализовать себя не только как профессионала, но и как личность. Она выполняет экономическую, социальную, нравственную функции.
Как правило, в организациях существует несколько категорий сотрудников. Например:
• Основной персонал;
• Обслуживающий персонал;
• Управленческий состав.
Введение……………………………………………………….…………………3
1. Сущность стимулирования
1.1. Понятие и сущность стимулирования труда…………….………………...5
1.2. Функции и принципы стимулирования труда………..……………………6
1.3. Виды стимулирования труда…………………………..……………………8
2. Особенности материального и нематериального стимулирования
2.1 Материальное стимулирование……………………………………………..9
2.2 Нематериальное стимулирование…………………………………………..10
2.2.1 Материально-социальные стимулы………………………………..10
2.2.2 Морально-психологические стимулы……………………………..11
Заключение………………………………………………………………………14
Список литературы………………………………………………………………16
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное
государственное бюджетное
высшего профессионального образования
«Волгоградский
государственный технический
Кафедра «Экономика и управление»
ШИФР:______________________
по дисциплине |
«ЭКОНОМИКА ТРУДА» |
На тему:
Выполнил: |
«Система поощрения работников: материальное и нематериальное стимулирование труда» студент 1 курса, группы ЭУ-16во, заочной формы обучения Бахмутов Р.Р. |
| |
(ФИО студента) | |
Проверил: |
Фадеева Екатерина Алексеевна, доцент |
(ФИО преподавателя, должность) | |
Оценка |
Волгоград 2013
Содержание:
Введение……………………………………………………….
1. Сущность стимулирования
1.1. Понятие
и сущность стимулирования
1.2. Функции и принципы
1.3. Виды стимулирования труда……………
2.2.1 Материально-социальные стимулы………………………………..10
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Предложенная тема требует рассмотрения сущности стимулирования труда, его методы и особенности.
Но прежде хотелось написать
немного о самой науке, в
которой освещены данные
Возвращаясь к теме работы, следует отметить, что к каким вопросам в сфере управления персоналом мы не обратимся, так или иначе, сталкиваемся с проблемой стимулирования.
Стимулирование – это, прежде всего, внешнее побуждение, элемент трудовой ситуации, влияющий на поведение человека в сфере труда, это материальная оболочка мотивации персонала и нематериальная, которая дает возможность работнику реализовать себя не только как профессионала, но и как личность. Она выполняет экономическую, социальную, нравственную функции.
Как правило, в организациях существует несколько категорий сотрудников. Например:
Очевидно, что для каждой категории применима своя система мотивации. Это определяется следующими факторами. Во-первых, сотрудник в каждой категории выполняет работу разного рода сложности, ответственности и значимости. Во-вторых, уровень общего развития также может разница, что ведет к отличным системам приоритетов для каждой категории, а также отдельного сотрудника. В приоритетах оказываются вопросы первой необходимости, имеющие наибольшую значимость для сотрудника. Так, для продавцов это может быть заработная плата и признание в коллективе, для менеджеров возможность карьерного роста и востребованность, а для управляющего персонала влиятельность и стремление к достижению сложных задач. Таким образом, чем выше мы поднимаемся по служебным ступеням иерархической системы, тем более сложными становятся ожидания сотрудника от деятельности и требования к работе.
Путь к эффективному управлению человеком лежит через эффективное стимулирование.
Объектом исследования служит мотивация и стимулирование как основа формирования трудового поведения и производительности труда.
Предметом исследования является процесс стимулирования персонала.
Цель работы - анализ процесса управления производительностью, материальным и нематериальным стимулированием (мотивацией) труда в современных условиях.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
1. Сущность стимулирования
1.1. Понятие и сущность стимулирования труда
Стимулами
выступают любые блага (потребности
человека), получение которых предполагают
трудовую деятельность, т.е. благо становится
стимулом труда, если оно формирует
мотив труда. Другими словами, говоря
о мотивах труда, мы ведем речь
о работнике, стремящемся получить
благо посредством трудовой деятельности
(мотив), а говоря о стимулах, об органах
управления, обладающих набором благ,
необходимых работнику и
Для эффективного
стимулирования, рассматриваются три
ее функции: экономическая, социальная
и психологическая. Которые наиболее
полно охватывают прогрессивные
социальные отношения, являясь воздействием
на объект управления. Оно предполагает
создание такой внешней ситуации,
которая побуждает личность или
коллектив к действиям, соответствующим
стоящим целям. При этом личности
сами выбирают именно эти действия,
поскольку создают все
Стимулирование как способ управления предполагает необходимость учета интересов личности, трудового коллектива, степени их удовлетворения, так как именно потребности являются важнейшим фактором поведения социальных систем. [8, с. 58]
Сама по себе потребность не может побудить работника к каким-то определенным действиям. Только тогда, когда потребность встречается с предметом, способным ее удовлетворить, она может направлять и регулировать деятельность социальной системы, управлять ее поведением. Осознание потребностей вызывает интересы, желания, стремления, влечения.
Выполнение
объектом управления в стимулирующих
ситуациях определенных расчетов свидетельствует
о том, что механизм стимулирования
основан на прямом обмене (симметричном,
эквивалентном и
В системе стимулирования труда ведущее место занимает заработная плата. Она является главным источником повышения благосостояния трудящихся, поскольку составляет три четверти их доходов. Заработная плата рабочих и служащих организаций представляет собой их долю в фонде индивидуального потребления национального дохода в денежном выражении. Как основная форма необходимого продукта она pаспpеделяется в соответствии с количеством и качеством затраченного труда и его индивидуальными и коллективными результатами [2, с. 29].
1.2. Функции и принципы стимулирования труда
Стимулирование труда - это, прежде всего, внешнее побуждение, элемент трудовой ситуации, влияющий на поведение человека в сфере труда, материальная оболочка мотивации персонала. Одновременно оно несет в себе и нематериальную нагрузку, позволяющую работнику реализовать себя как личность и как работника одновременно. Стимулирование выполняет экономическую, социальную и нравственную функции[3, с. 30].
Экономическая функция выражается
в том, что стимулирование труда
содействует повышению
Нравственная функция определяется тем, что стимулы к труду формируют активную жизненную позицию, высоконравственный климат в обществе. При этом важно обеспечить правильную и обоснованную систему стимулов с учетом традиции и исторического опыта[3, с.32].
Социальная функция
Стимулирование базируется на определенных принципах[4, с. 62]:
1.3. Виды стимулирования труда
Важнейшим видом стимулирования является материальное, призванное играть ведущую роль в повышении трудовой активности работников. Этот вид состоит из материально-денежного и материально-неденежного стимулирования, последнее содержит часть социальных стимулов.
Вторым
немаловажным является духовное стимулирование,
которое содержит в себе социальные,
моральные, эстетические, социально-политические
и информационные стимулы. В психологическом
подходе моральное
Согласно
одной из расширенной трактовки
моральные стимулы
Рис.1. Классификация видов стимулирования.
2.1 Материальное стимулирование
В практике
управления одной из самых распространенных
форм стимулирования является материальное
стимулирование. Очень важно учитывать
ситуацию, в которой материальное
стимулирование осуществляется, и стараться
избегать преувеличения его
Сущность материального стимулирования наемных работников заключается в следующем:
Поэтому стимулирование направлено на мотивацию наемного работника к эффективному и качественному труду, который не только покрывает издержки работодателя (предпринимателя) на организацию процесса производства, оплату труда, но и позволяет получить определенную прибыль. Тогда как полученная прибыль идет не только в карман работодателю (предпринимателю), а используется на выплату налогов в федеральный, и местный бюджеты, на расширение производства. Таким образом, стимулирование труда наемных работников не является частным делом конкретного предприятия и организации, а играет важную роль в экономическом развитии страны, в процветании национальной экономики.
Информация о работе Система поощрения работников: материальное и нематериальное стимулирование труда