Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 07:43, курсовая работа
На эволюцию российского рынка труда не мог не наложить серьезного отпечатка трансформационный кризис, в условиях которого она протекала. С одной стороны, России не удалось избежать резкого сжатия совокупного спроса, последовавшего за либерализацией цен и сокращением государственного субсидирования предприятий, что имело крайне негативные последствия с точки зрения спроса на труд и общего уровня занятости. С другой стороны, под влиянием таких факторов как разрыв устоявшихся хозяйственных связей, новая структура относительных цен на товары и факторы производства, резкое обострение конкуренции и т. п. она столкнулась с необходимостью крупномасштабного перераспределения ресурсов, включая рабочую силу.
Введение ____________________________________________________ 2
1. Современное состояние и динамика рынка труда в Омской области или в конкретном крупном предприятии ________________________________ 4
1.1. Понятие рынка труда и службы занятости __________________ 4
1.2. Государственная система занятости _______________________ 8
1.3. Функции бирж труда ___________________________________ 10
2. Статистика уровня занятости населения и трудовых ресурсов ______ 12
2.1. Статистика занятости населения по Омской области _________ 12
2.2. Статистика безработицы населения по Омской области ______ 14
3. Система регулирования занятости населения ___________________ 17
3.1. Специфические особенности деятельности Федеральной службы занятости населения ______________________________________________ 17
3.2. Актуальные проблемы организации профессиональной подготовки, повышение квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения ____________________________________ 24
Заключение ___________________________________________________ 28
Библиографический список ___________________________________ 29
Взаимодействие
служб занятости с
Служба
занятости наделена широким
1. анализировать
и прогнозировать состояние
2. вести учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;
3. информировать
обращающихся работников и
4. оказывать
гражданам помощь в подборе
подходящей работы, а работодателям
- в подборе необходимых
5. организовывать
профессиональную подготовку, переподготовку
и повышение квалификации
6. оказывать
услуги в профессиональной
7. регистрировать
безработных и оказывать им
помощь в пределах своей
8. разрабатывать
республиканские и
9. подготавливать
предложения об использовании
труда иностранных работников, привлекаемых
на основе
10. оплачивать стоимость профессиональной подготовки и переподготовки, если трудоустройство требует получение новой профессии, также выплачивается стипендия за период учебы;
11. выдавать,
в соответствии с законом,
12. публиковать
статистические данные о
Все услуги
федеральной государственной
Федеральная служба занятости, имея централизованное финансирование, оказывает услуги бесплатно как гражданам, так и работодателям, пропагандируя их сведения о вакансиях.
Особенности
занятости и функционирования рынка
труда в промышленном регионе
обусловлены спецификой формирования
экономически активного населения,
сложившимся уровнем и
1.3. Функции бирж труда.
Биржа труда - это организация, действующая на основе самоокупаемости для: оказания посреднических услуг по заключению трудовых соглашений; упорядочения торговли трудовыми ресурсами; регулирования торговых операций в сфере трудового найма и разрешения торговых споров; сбора и опубликования сведений о ценах на рынке труда, состояния производства и других факторах, оказывающих влияние на цены.
Предметом сделок на бирже труда является желание и профессиональная пригодность человека к работе и договоры на заключение трудовых соглашений.
Биржа труда,
как правило, не является коммерческим
предприятием. Получение большой
прибыли - это не ее цель. С определенной
долей условности биржи труда
можно представить в виде консорциума,
который создается
Основные лица, действующие на бирже труда, - это специалисты по кадрам, представляющие участников трудовых соглашений и дающие рекомендации на заключение договоров от их лица. В этом случае специалисты по кадрам выступают в качестве агентов. Если же какая-либо организация производит операции по найму за собственный счет, на свой страх и риск, то она выступает в качестве принципала.
Сегодня
между крупнейшими биржами
Организаторы
бирж одну из своих задач видят
в привлечении как можно
Биржа труда - это место, куда обращаются безработные, чтобы найти работу и получить пособие по безработице, пока эта работа не найдена [6].
2. Статистика уровня занятости населения и трудовых ресурсов.
2.1. Статистика занятости
К занятым относятся лица обоего пола в возрасте от 16 лет и старше, а также лица младших возрастов, которые в рассматриваемый период:
а) выполняли работу по найму за вознаграждение, деньги или с ними расплачивались в натуральной форме, а также иную работу, приносящую доход, самостоятельно или с компаньонами как с привлечением, так и без привлечения наемных работников независимо от сроков получения непосредственной оплаты или дохода за свою деятельность;
б) временно отсутствовали на работе по причине: болезни или травмы; выходных дней; ежегодного отпуска; различного рода отпусков как с сохранением содержания, так и без сохранения содержания, отгулов; отпуска по инициативе администрации; забастовки и других причин;
в) выполняли работу без оплаты на семейном предприятии. Предусматривается группировка занятых по статусу (табл. 1).
1. Работающие по найму, т.е. выполняющие работу в соответствии с заключенным трудовым договором, за вознаграждение, не зависящее от дохода предприятия-работодателя. К этой категории работников относятся также:
• избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность лица, включая руководителей, управляющих деятельностью организации от лица владельца;
• служители религиозных культов;
• лица, проходящие службу в Вооруженных силах, внутренних и железнодорожных войсках, органах государственной безопасности и внутренних дел.
2. Работающие не по найму, т.е. работающие на собственном предприятии или в собственном деле, за вознаграждение, размер которого непосредственно зависит от дохода, получаемого от производства товаров и услуг. Из них выделяются:
• работодатели, т.е. занятые на собственном предприятии и использующие труд наемных работников на постоянной основе;
• самостоятельно занятые, т.е. занятые на собственном предприятии или в собственном деле без привлечения наемных работников;
• члены производственных кооперативов;
• помогающие члены семей. [7,8]
Численность занятых в экономике
по статусу занятости 2007 г. | |||
Всего (тыс.чел.) |
В том числе работающие: | ||
по найму |
не по найму | ||
Всего |
878,7 |
688,0 |
202 |
мужчины |
522,1 |
380,0 |
140,8 |
женщины |
318,6 |
254,6 |
63,0 |
городское население |
620,6 |
512,7 |
108,9 |
сельское население |
264,1 |
198,3 |
72,8 |
Количественно
занятость характеризуется
Основная доля населения Омской области работает по найму (71.5%) и занята на частных предприятиях (65% в 2007г.).
В Омской области среди экономически активного населения преобладает население со средним и начальным профессиональным образованием, причем его доля увеличилась в 2008г. по сравнению с 2007г. на 10%. Также характерно, что женщин с высшим профессиональным образование больше чем мужчин. В 2008г. снизилась доля населения со средним общим образованием по сравнению с 2007г. на 7%.
2.2. Статистика безработицы
Безработица
— это такое социально-
К безработным согласно рекомендациям МОТ относятся лица в возрасте, установленном для измерения экономической активности, которые в рассматриваемый период одновременно соответствуют следующим критериям:
а) не имеют работы (доходного занятия);
б) занимаются поиском работы, т.е. обращаются в государственную или коммерческую службу занятости, используют или помещают объявления в печати, непосредственно обращаются к администрации предприятия (работодателю), используют личные связи и т.д. или предпринимают шаги к организации собственного дела;
в) готовы приступить к работе.
Учащихся, студентов, пенсионеров и инвалидов учитывают в качестве безработных, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к ней.
Безработными по Закону о занятости населения в Российской Федерации не могут быть признаны граждане:
• не достигшие 16-летнего возраста;
• получающие трудовые пенсии по старости (по возрасту), в том числе досрочно, и за выслугу лет;
• нарушившие порядок регистрации в качестве безработного.
Для характеристики безработицы рассчитывают два коэффициента
– коэффициент (уровень) безработицы определяется отношением общей численности безработных к численности экономически активного населения: [9]
Изучается
распределение численности
Численность
безработных и уровень
2007 |
2008 | |
Общая численность безработных (в среднем за год), тыс. человек из них: |
88,0 |
107,6 |
мужчины |
48,0 |
53,8 |
женщины |
40,0 |
53,8 |
Численность безработных, зарегистрированных
в органах государственной |
19,4 |
23,7 |
Уровень общей безработицы, в % к экономически активному населению |
6,4 |
8,1 |
Уровень зарегистрированной безработицы, в % к экономически активному населению |
1,4 |
1,7 |
Общая численность безработных в 2008г. увеличилась на 22% или на 19,6 тыс. человек по сравнению с 2007г. При этом численность безработных мужчин увеличилась на 12%, а женщин – на 34%.
Распределение численности безработных по возрастным группам (тыс. человек)
Годы |
|
Сред- ний возраст | ||||||||||
До 20 |
20-24 |
25-29 |
30-34 |
35-39 |
40-44 |
45-49 |
50-54 |
55-59 |
60-72 |
|||
2007 |
6,9 |
20,0 |
12,2 |
12,4 |
5,7 |
9,4 |
13,7 |
3,9 |
2,9 |
0,8 |
33 | |
2008 |
6,7 |
24,1 |
16,5 |
12,8 |
10,7 |
11,8 |
11,2 |
7,7 |
4,1 |
1,8 |
34 |
Информация о работе Система регулирования занятости населения