Система социального страхования, как средство защиты населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 15:03, курсовая работа

Краткое описание

В 90-е годы в связи с кардинальной перестройкой экономики и политической структуры российского общества предметом пристального внимания ученых и практиков стала система государственного социального страхования. Будучи по своей природе одной из форм социальной защиты населения, она становилась все менее эффективной и неадекватной новым, порождаемым переходом к рыночной экономике, потребностям общества. Причина тому - генетическая связь этой системы с административно-плановой экономикой советской эпохи, слабая адаптированность ее к рыночным социально-экономическим и производным от них реалиям.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие, виды, особенности социального страхования
1.1. Страхование как форма защиты населения
1.2. Виды социального страхования
1.3. Особенности социального страхования
Глава 2. Современная система социального страхования в
Российской Федерации
2.1. Система государственных внебюджетных фондов
2.2. Принципы построения системы социального страхования в РФ
2.3. Модели финансирования социального страхования
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 61.68 Кб (Скачать файл)

ь разработка и реализация мероприятий  по выравниванию условий ра-боты территориальных  фондов в части объема и качества предостав-ляемых услуг;

ь финансирование целевых медицинских  программ, медицинской на-уки, подготовки и переподготовки кадров;

ь финансирование материально-технической  базы здравоохранения.

В задачи территориальных фондов входят конкретные мероприятия по предоставлению медицинских страховых услуг, в  частности: [7, с. 69]

- обеспечение предусмотренных  законодательством прав граждан  по обязательному медицинскому  страхованию через систему функцио-нирования  страховых компаний;

- дотирование филиалов с недостаточным  объемом финансовых средств до  достижения установленного среднедушевого  норматива;

- финансирование обязательного  медицинского страхования;

- формирование нормированного  страхового запаса;

- финансирование страховых медицинских  организаций по дифференцированным  нормативам или по финансовым  нормативам на договорной основе;

- финансирование мероприятий совместно  с органами управления здра-воохранения;

- содержание исполнительной дирекции, учет страховых взносов и платежей  и др.

Средства Фонда обязательного  медицинского страхования в целом  формируются за счет: [2, с. 298]

* отчислений от обязательных  платежей по единому социальному  на-, логу работодателей и индивидуальных  предпринимателей.

Максимальные ставки отчислений в  Фонд обязательного медицинс-кого страхования  установлены отдельно для федерального фонда и тер-риториальных фондов с сумм выплат до 100 тыс. руб. в размере  соот-ветственно:

- для организаций-работодателей  - 0,2% и 3,4% от налогооблагаемой  базы,

- для индивидуальных предпринимателей - 0,2% и 3,4%.

Минимальные ставки отчислений от единого  социального налога в федеральный  и, соответственно, в территориальные  фонды обязатель-ного медицинского страхования Российской Федерации  установлены при сумме выплат свыше 600 000 руб. за календарный год  в следующих раз-мерах:

- для организаций - работодателей-700руб.,

- для индивидуальных предпринимателей - 400 руб.;

- ассигнований из федерального  бюджета на выполнение региональ-ных  программ обязательного медицинского  страхования;

- добровольных взносов организаций  и граждан;

- доходов от использования и  капитализации временно свободных  де-нежных средств;

- нормированного страхового запаса  финансовых средств Фонда;

- прочих поступлений.

Контроль за формированием средств  Фонда возложен на Министер-ство по налогам и сборам Российской Федерации.

Единый социальный налог (взнос)

Налоговый кодекс Российской Федерации  в качестве основного ис-точника  государственных социальных внебюджетных фондов закрепил суммы обязательных поступлений единого социального  налога (взно-са) с целью мобилизации  средств для реализации прав граждан  на госу-дарственное пенсионное и  социальное обеспечение и медицинскую  по-мощь.

Налогоплательщиками налога признаются: [6, с. 41]

· работодатели, производящие выплаты  наемным работникам (органи-зации, индивидуальные предприниматели, родовые, семейные общи-ны, крестьянские и фермерские хозяйства, физические лица);

· индивидуальные предприниматели, главы  родовых, семейных общин, главы крестьянских (фермерских) хозяйств, адвокаты.

Не являются налогоплательщиками  налога организации и индиви-дуальные предприниматели, ведущие деятельность на основе свидетель-ства об уплате единого  налога на вмененный доход для  определенных видов деятельности.

Объектам обложения признаются: [2, с. 104]

§ выплаты и иные вознаграждения, начисленные работодателями в пользу работников по всем основаниям;

§ вознаграждения по договорам, гражданско-правового  характера, ав-торским, лицензионным договорам;

§ выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные вып-латы;

§ доходы от предпринимательской деятельности за вычетом расходов, связанных с  их извлечением, - для индивидуальных предпринима-телей.

Налоговая база определяется как сумма  выплат и иных вознаграж-дений, начисленных  работодателями за налоговый период в пользу ра-ботников в денежной или натуральной форме, в виде материальной по-мощи или безвозмездных  выплат, в виде материальной выгоды. Не подлежат налогообложению: [2, с. 106]

Ш государственные пособия;

Ш государством закрепленные компенсационные  выплаты в пределах норм;

Ш суммы единовременной материальной помощи в особых случаях;

Ш суммы страховых взносов по обязательному страхованию работни-ков  в соответствии с законодательством;

Ш доходы членов крестьянских (фермерских) хозяйств, получаемые от реализации сельскохозяйственной продукции в течение пяти лет  с момента регистрации;

Ш и другие.

От уплаты налога освобождаются:

- организации с сумм выплат  категориям работников-инвалидов  (об-щественные организации инвалидов  с уставным фондом, созданным  для достижения определенных  социальных целей, и некоторые  дру-гие);

- иностранные граждане - индивидуальные  предприниматели;

- налогоплательщики-инвалиды;

- и другие.

Налоговым периодом признается календарный  год, а отчетным пе-риодом - календарный  месяц.

2.2. Принципы построения системы

социального страхования  в РФ

На смену единой системе государственного социального страхования сегодня  приходит новая, с разветвленной  сетью внебюджетных видов страхования: социального, медицинского, пенсионного, а также связанного с проблемой  занятости. Сюда же входит и добровольное, т.е. негосударственное социальное страхование. [6, с. 29]

Социальное страхование существует в различных видах и зависит  от причин потери заработка: страхование  от несчастных случаев, на случай болезни, по старости, по инвалидности, страхование  материнства, на случай потери кормильца  и по безработице. Оно имеет разные формы и соответствующие способы  их организации: обязательное, добровольное, а также ряд переходных форм, которые  можно определить как “условно обязательное страхование”. Страхование может  иметь общегосударственный характер, а может быть местным.

Но, несмотря на наличие разнообразных  форм, сохраняются некие общие  принципы социального страхования. В частности, в Декларации прав человека социальное страхование определено как форма социальной защиты при  наступлении случая социального  риска и потери средств к существованию  по независящим от человека причинам. Отсюда следует, что цель социального  страхования -- обеспечить трудящимся прежде всего экономическую защиту при наступлении разных случаев, которые приводят к потере дохода и утрате возможности заработка. К такого рода страховым случаям  относятся: временная нетрудоспособность, инвалидность, старость, рождение ребенка  и уход за ним, смерть, и др. [24, с. 57]

Одним из важных принципов, обеспечивающих существование и развитие системы  соцстраха, должна стать личная ответственность  каждого гражданина за сохранение своего благосостояния, которая обеспечивается его участием как в финансировании, так и в управлении системой. Для  рыночной экономики, а значит, и для  социального страхования, принцип  личной ответственности является основным. Согласно этому принципу каждый человек  должен самостоятельно принимать решение, каким образом он участвует в  экономической жизни общества и  как он обустраивает свою жизнь. Личная свобода сопряжена с личной ответственностью за принятие решений.

Система социального страхования  характеризуется также принципом  солидарности, что означает: размер взносов зависит от величины доходов  страхуемого, а получаемые по системе  социального страхования услуги -- от состояния его здоровья и  соответствующих потребностей. Важно  подчеркнуть: социальное страхование  финансируется за счет страховых  взносов как трудящихся по найму, так и предпринимателей, и лишь в некоторых случаях могут  привлекаться средства госбюджета. В  то же время социальная помощь строится исключительно на использовании  госбюджетных средств; из них выплачиваются  пособия нуждающимся, тогда как  в страховании организуются специальные  страховые фонды. Тем самым трудящиеся с более высоким заработком оказывают  определенную компенсационную помощь тем, чьи заработки ниже. [23, с. 9]

Социальное страхование -- это по сути институт социального партнерства, солидарности и соглашения, и уровень  его развития определяется социальной зрелостью основных субъектов -- работников, предпринимателей и государства, балансом сил и согласованностью их интересов. В рамках социального страхования не только производятся материальные выплаты, компенсирующие утрату доходов при наступлении страхового случая, но и оказываются услуги: профилактические, лечебные, реабилитационные, значение которых с развитием страхования возрастает, и в итоге именно они определяют эффективность этой системы.

Цель социального страхования -- профилактика, снижение уровня социального  риска для трудового населения  и компенсация при наступлении  страховых случаев. [16, с. 12]

С развитием рыночной экономики  переход к системе социального  страхования на новых принципах  закономерен, но при этом принципиально  меняется роль каждого субъекта.

Государство перестает быть единственным собственником средств производства и главным страхователем, но оно остается одним из участников системы социального страхования.

Его основными функциями становятся: [27, с. 33]

- формирование экономических и  правовых предпосылок, условий  для становления и развития  социального страхования, включая  содействие развитию инфраструктуры; создание законодательной базы  социального страхования, определение  обязательных его видов, а также  размеров страховых взносов, пособий  и услуг;

- гарантирование социальной защиты  в области социального страхования,  контроль за исполнением законов  и за уровнем обеспечения социальной  защищенности трудящихся;

- посредничество в области трудовых  отношений с целью согласования  интересов субъектов этих отношений;

- оказание необходимой целевой  помощи наиболее социально-уязвимым  категориям населения в рамках  социальной помощи, а также финансовое  участие в некоторых видах  социального страхования, предполагающих  долю ответственности государства.

Работодатели (или предприятия):

- участвуют в социальной защите  своих работников в процессе  трудовой деятельности, а также  в социальном обеспечении при  утрате ими трудоспособности  или прекращении трудовой деятельности  вследствие сокращения рабочих  мест, либо при выходе на пенсию;

- финансируют расходы на страховую  защиту, а также на проведение  профилактических мер по предупреждению  травматизма и профессиональных  заболеваний.

Работник несет личную ответственность за свое здоровье и благосостояние, платит страховые взносы и активно участвует в управлении социальным страхованием. Право на участие в управлении он может реализовать как непосредственно, так и через представителей, которыми выступают профсоюзы или другие общественные организации, являющиеся посредниками в системе не только социально-трудовых отношений на производстве, но и социального страхования.

Принцип личной ответственности в  рамках системы социального страхования, как мы уже говорили, с необходимостью дополняется принципом солидарности, выражающимся в перераспределении  средств между людьми с разными  уровнями дохода (заработка), целью  которого является обеспечение возможности  получения каждым трудящимся достойного уровня поддержки при потере трудоспособности.

На основании вышеприведенного формулируются основные положения Концепции социального страхования. [16, с. 15]

Первое положение состоит в  том, что социальное страхование  должно разделяться на отдельные  виды. Обеспечение страхуемых (страхователей) по принципу однородности и общности интересов способствует повышению  эффективности социальной защиты. Это  также способствует осознанию важности такой формы социальной защиты и  росту солидарности.

Второе положение заключается  в том, что в основе разделения социального страхования на виды должны лежать конкретные социальные риски как “функциональный признак  защиты”, что повысит адресность защиты и сделает более совершенным  финансовый механизм ее обеспечения.

Третье положение относится  к созданию различных форм социального  страхования. Учитывая разнообразие условий  труда и природно-климатических  зон в России, предлагается использование  трех обязательных форм страхования -- общего, профессионального и территориального.

Таким образом, реализация указанных  и иных концептуальных принципов  социального страхования требует  прежде всего разработки законодательного акта “Основы социального страхования  в РФ” как некоторого “кодекса”  либо “рамочного закона”. Он должен стать  базовым для разработки и создания различных видов (систем) социального  страхования, соответствующих нормативных  актов.

2.3. Модели финансирования  социального страхования

Как свидетельствует мировая практика, наиболее надежным является метод трехканального финансирования, в том числе: [3, с. 236]

§ две трети средств, идущих на компенсационные  выплаты при утрате дохода наемным  работником, вносится работодателем;

§ одна треть -- самими работниками, подлежащими  страхованию, и государством.

Средства госбюджета могут направляться на выплаты всеобщего характера  и на обеспечение минимального уровня страховых пособий при условии, если средств первых двух участников не хватает. Так устанавливается  совместная ответственность трех субъектов  страхования за социальный риск.

В наиболее общем виде можно выделить четыре модели, которые различаются  тремя принципиальными положениями: [6, с. 29]

Информация о работе Система социального страхования, как средство защиты населения