Система социальной защиты в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2013 в 21:01, курсовая работа

Краткое описание

Проблемы социальной защиты личности, отдельных социальных групп и всего населения имеют общегосударственное значение и характеризуются статусом национальной безопасности. От решения их зависит социальное воспроизводство населения, социально-психологическое состояние людей, стабильность функционирования общества, трансформация его в гражданское состояние.
Государственная система социальной защиты строится в двух формах: социальное обеспечение и социальное страхование. Социальное страхование является одной из форм общей системы социальной защиты, характеризуется своей спецификой. Оно должно иметь форму взаимной ответственности (в широком смысле) для всех ее основных субъектов, а именно: застрахованного, предприятия и государства. Социальное страхование – это система полноправного участия каждого из субъектов в социальной защите, а также взаимного страхования.

Содержание

Введение 3
1. Рыночная экономика 6
1.1 Сущность и развитие рыночной экономики 6
1.2 Функции и механизм рыночной экономики 13
1.3 Элементы рыночной экономики. Принципы функционирования 15
2. Система социальной защиты в рыночной экономике 18
2.1 Роль государства в перераспределении доходов населения 18
2.2 Фонд социального страхования РФ. Характеристика основных направлений деятельности 22
2.3 Проблемы бедности, социального равенства и справедливости 27
2.4. Статистические данные уровня бедности 35
Заключение 38
Список использованной литературы 41

Вложенные файлы: 1 файл

Рыночная экономика и государственная система социальной защиты - копия.doc

— 261.50 Кб (Скачать файл)

- пенсии за выслугу лет;

- пособия при рождении ребенка, пособия на период отпуска за уходом за ребенком, ежемесячные пособия на детей одиноким матерям, пособия детям-сиротам;

- стипендии студентам и учащимся в сфере профессионального образования, аспирантам и докторантам, обучающимся с отрывом от производства;

- индексация доходов в условиях инфляции;

- компенсация потерь от стихийных бедствий, частичная компенсация потерь сбережения населения;

- пособия по безработице, а также компенсационные выплаты работникам, находящимся в отпусках без сохранения содержания в связи с вынужденным прекращением работы предприятий и организаций;

- медицинское страхование;

- защита условий труда;

- социальное обслуживание лиц пожилого возраста и инвалидов, оказание медицинских услуг;

Многие экономисты считают, что участие государства в  перераспределении доходов позволяет  добиться справедливости. Но реализация политики, направленной на более справедливое распределение доходов, порой приводит к искажению стимулов труду, изменению поведения людей и снижению эффективности использования ресурсов.

Государство участвует в  рыночной экономике не только в качестве арбитра и менеджера, крупнейшего производителя и потребителя товаров и услуг. В качестве потребителя государство приобретает товары и услуги специфического назначения, например, военные самолеты, танки, боевые корабли и другое оборудование, необходимое для осуществления национальной обороны. В качестве производителя - предоставляет обществу так называемые общественные блага и услуги (например, здравоохранение, национальная оборона, охрана общественного порядка, воспитание детей и прочие), поскольку к их производству безразличен рынок.

Рассмотрим разницу между  товарами и услугами индивидуального  и общественного потребления. Если вам хочется мороженого, но вы отказываетесь  за него платить, никто вам его  не продаст. Если же вы купили и съели порцию мороженого, никто другой уже не может её съесть. Порция мороженого - пример индивидуального продукта, каждая произведенная единица которого может быть оценена и продана конкретному потребителю и не может быть использована бесплатно третьими лицами. Совершая покупку таких товаров и услуг, вы и другие потребители делаете выгодным производство и реализацию мороженого и другой продукции. Механизмы рынка и цен обслуживают производство, обращение и потребление индивидуальных благ.

Теперь рассмотрим общественный продукт, то есть то, что при условии наличия доступно каждому гражданину без дополнительных затрат. Общественные товары и услуги - дороги, пожарная охрана, правоохранительные органы, национальная оборона - служат большому количеству людей и не производятся в рамках частного предпринимательства. Как только государство вводит в действие систему обороны страны, ничто не мешает всем гражданам пользоваться ее благами, независимо от того, готовы они оплатить эту услугу или нет. Рыночное предложение общественных благ, приносящих пользу всем потребителям, недостаточно или совсем отсутствует, поскольку особенности потребления этих благ таковы, что частным фирмам просто невыгодно их производить, так как часть потребителей, не желающих платить за услугу, не будет исключена из потребления блага. Потребность общества в общественно полезных благах велика, и государство берет на себя роль производителя общественных товаров и услуг, замещая собой частный бизнес, а затраты на их производство финансируются за счет налогов, законодательным путем взимаемых со всех граждан.

Лишь немногие товары являются чисто общественными или служат только для индивидуального потребления. Где же пролегает граница между  теми товарами и услугами, которые  обеспечивает государство, и теми, которые производятся частным сектором? На этот вопрос нет простого ответа. Некоторые частные товары и услуги поставляются и частным компаниями, и государством. Например, государственные органы обеспечивают граждан услугами охраны общественного порядка, однако многие частные компании также предлагают услуги служб безопасности. В условиях современного рынка правительства многих стран через приватизацию государственного имущества отказались от предоставления услуг, прежде находившихся в их ведении.

Вопрос об экономической роли государства является одним из старейших в экономической науке. Образ «государства как ночного сторожа», образно сформулированного еще А. Смитом, можно определить, как принцип невмешательства государства в экономику, разделялся практически всеми государствами и экономическими школами вплоть до 30 годов XX века. Этот принцип и сегодня имеет много сторонников. Но, несмотря на это, абсолютное большинство придерживаются концепции рыночного регулирования и государственного вмешательства в экономику. В условиях рыночной экономики рынок сам является основным регулятором производства, распределения и потребления. Но есть несколько причин, которые делают вмешательство государства возможным и даже необходимым - когда рынок показывает свою « несостоятельность».

Первая из них - монополия, которая ведет к неэффективности. Существуют различные причины возникновения  монополий, регулировать их деятельность в нужном направлении для общества сам рынок не в состоянии. Это  – функция власти, государства.

Вторая причина – наличие  внешних факторов, издержек или выгод которые получают или несут лица, не участвующих в сделках обмена.

Третья причина  вмешательства государства –  его неспособность обеспечить население  общественными благами- товарами и  услугами, которые обеспечивают коллективное потребление.

Четвертая причина  – дифференциация доходов населения  и возникающая при этом проблема бедности, становится бедой для всего общества.5

2.2 Фонд  социального страхования РФ.  Характеристика основных направлений  деятельности

 

Фонд социального  страхования РФ создан в целях  обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования и является самостоятельным финансовo-кредитным учреждением.

Основными задачами фонда являются:

• обеспечение  гарантированных пособий;

• участие в  разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников;

• подготовка мер  по совершенствованию социального  страхования.

В общественное сознание возвращается понятие «социальный  риск» (имеется в виду вероятность  материальном необеспеченности трудящихся при утрате ими возможности участвовать в экономическом процессе). Причины и факторы социального риска зачастую носят объективный по отношению к отдельно взятому человеку характер: угрозы безработицы, потери трудоспособности из-за несчастного случая, болезни и т.д.  В такого рода случаях ни обособленный, ни даже вошедший в какую-либо значительную группу трудящихся работник, едва ли в состоянии предотвратить негативные события. Возрастание степени социального риска неоправданно рассматривать как неудачное стечение обстоятельств; это закономерный, естественный в наших условиях процесс, своего рода «оборотная сторона» повышения экономической свободы. Отсюда несомненная необходимость создания таких механизмов и форм социальной защиты, которые были бы адекватны новым условиям в обществе, новому соотношению интересов работника, предприятия, государства и общества. Осуществляющийся в стране процесс реформирования лишает систему социального обеспечения ее прежнего основного гаранта - стабильных поступлений из госбюджета. Бесплатные социальные услуги уходят в прошлое, вытесняясь платными. В основу формирующейся системы социальной защиты должны быть положены страховые методы. Их суть сводится к распределению материальной ответственности по компенсации и минимизации социальных рисков среди максимально возможного числа участников; иначе говоря, социальная защита приобретает форму организованной взаимопомощи. В соответствии с классификацией основных причин потери заработка социальное страхование делится на несколько видов (ветвей): от несчастных случаев, по болезни, старости, инвалидности, в связи с материнством, потерей кормильца и, наконец, безработицей. Помимо характера риска, при классификации видов социального страхования учитывается и способ его организации: на добровольных началах или в обязательном порядке. Между этими двумя основными формами возможен ряд переходных, объединяемых так называемым условно-обязательным страхованием. Еще одна грань отличия состоит в том, что страхование может быть местным, т.е. распространяющимся лишь на определенную территорию, и общегосударственным.

Наряду с  социальным страхованием существует и  другая форма социальной защиты –  социальная помощь. В ее основе иные принципы организации. Практика страхования  строится на прочной статистической базе, учете и анализе закономерностей того или иного вида риска, имеет своими важнейшими задачами его профилактику и снижение и распространяется прежде всего на экономически активное, занятое население (так как финансируется главным образом за счет его доходов). Программы же социальной помощи носят в основном компенсационный характер, нацелены на поддержку наиболее уязвимых слоев населения и финансируются преимущественно из бюджетных средств различного уровня. Кроме того, существенной особенностью страхования является самопомощь его участников, самоуправление страховой организации. Социальная помощь, напротив, несет на себе отпечаток попечительства, вспомоществования со всеми вытекающими отсюда особенностями прямого государственного управления. Основную грань между социальным страхованием и социальной помощью, таким образом, можно свести к различию функции и роли государства в организации и деятельности этих институтов.

На нынешнем этапе развития нашей страны весьма важным вопросом является построение рыночной модели социального страхования. Его социалистическая модель характеризовалась явным сходством с социальным обеспечением. Такая система имела несомненные положительные черты, прежде всего здесь имеется в виду то, что государство все функции социальной защиты брало на себя, и на этой основе достигалась стабильность функционирования. Но в то же время по самой природе своей она освобождала людей от личной ответственности за свое будущее. Государство (с помощью профсоюзов) собирало ресурсы и распределяло их в виде пособий и пенсий, получатель которых, хотел он того или нет, играл роль иждивенца. Поскольку такое положение было всеобщим, оно, естественно никак не могло способствовать заинтересованности трудящихся в повышении эффективности их участия в общественном производстве.

Социальное  страхование базируется на других подходах. Они таковы, что государство устанавливает  лишь общие «правила игры», утверждает их в виде нормативных актов, регулирующих взаимоотношения трех социальных субъектов: работодателей, работников и государственных органов. Страховые взносы аккумулируются в страховых фондах и расходуются на строго определенные цели при наступлении страховых случаев. Государство вмешивается в деятельность самоуправляемых фондов социального страхования лишь в минимальной степени, сводящейся к контролю над соблюдением порядка выплат из них.

Предпринимаемые в настоящее время попытки  перехода от модели социального обеспечения  к модели социального страхования  основаны на том, что он должен ориентироваться  на мировую и отечественную (до 1917 г.) практику. Это означает, что формирование системы социального страхования связано с принципами последнего и должно опираться на теорию социальных рисков и актуарных расчетов, реализоваться в совокупности автономных, самоуправляемых товариществ.

В области организации  страхования рыночного типа стоят  две важнейшие задачи: 1) объективная  оценка, учет и анализ уровня и факторов риска для различных категорий  работников или отдельных профессиональных групп трудящихся; 2) справедливое распределение ответственности за отдельные виды социального риска между субъектами социально-трудовых отношений. Приходится отметить, что общество во многом оказалось не готовым к осмыслению и решению этих задач.

Виды пособий  и компенсаций системы социального страхования

·  По временной  нетрудоспособности

·  В связи  с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием

·  По беременности и родам

·  Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности

·  Единовременное пособие при рождении ребенка

· Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет

·  Пособие  по уходу за ребенком-инвалидом

·  Пособие  на погребение

·  Компенсация  расходов на оздоровление работников и членов их семей

Международная деятельность Фонда социального страхования Российской Федерации реализуется в рамках компетенции по основным направлениям деятельности.

В соответствии с Положением о Фонде социального  страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства  Российской Федерации от 12.02.1994 101 (ред. от 06.12.2012), осуществляется международное сотрудничество с аналогичными службами других государств с целью изучения и обобщения передового зарубежного опыта по вопросам государственного страхования и бюджетно-финансовой деятельности в сфере обязательного социального страхования.

На основании  Постановления Правительства Российской Федерации от 16.12.2002 891 «Об участии  Фонда социального страхования  Российской Федерации в деятельности Международной ассоциации социального обеспечения» Фонд принимает участие в деятельности Международной ассоциации социального обеспечения (МАСО) в качестве ее полноправного члена. Фонд социального страхования Российской Федерации также является полноправным членом Европейского форума организаций страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (Еврофорум), активно сотрудничает с Международной организацией труда (МОТ). В пределах компетенции Фонд участвует в реализации договоров о социальном обеспечении, а также взаимодействует с партнерскими организациями других стран, осуществляя обмен опытом, методическими материалами, проведение совместных мероприятий, реализацию международных программ в России и в мире. Международная деятельность способствует укреплению двухсторонних контактов с международными организациями социальной сферы, профессиональному развитию руководителей и специалистов центрального аппарата и региональных отделений Фонда.

2.3 Проблемы  бедности, социального равенства  и справедливости

 

Период кризиса, затронувшего все страны мира, сопровождается необходимостью рефлексии многих социально значимых явлений, а также переоценкой большинства сложившихся установок общественной жизни, изменением стереотипов. Когда приходится задумываться о причинах и последствиях кризиса, тема социального государства приобретает особую актуальность. Особенно этот вопрос важен для России, где "запас прочности" социальной среды, позволяющей сохранять принципы ее организации и функционирования, исчерпан. В период интенсивных реформ 90-х годов господствовала идеология, характеризующаяся абсолютной верой в рыночный механизм, который, с точки зрения либералов, способен не только максимизировать эффективность экономики, но позволяет решать все острые социальные проблемы. Одновременно существовало скептическое отношение к роли государства, негативное - к возможности вмешательства государства в любую сферу жизни, в частности, его влияние на незыблемое право личности неограниченно распоряжаться результатами своей деятельности. Остается распространенным мнение, что социальное государство может успешно функционировать только при определенном уровне экономического развития, поэтому следует "затянуть пояса", не требовать и не ждать лучшего. А между тем, еще в XIX веке Дж. С. Милль отмечал, что, если законы производства основываются на рыночных принципах, то законы распределения создаются самими людьми в соответствии с требованиями социальной справедливости. Если идея социальной справедливости разделяется большинством в обществе, и представления о ней совпадают, то эта идея способствует социальной сплоченности и эффективности социального государства. Социальное государство, зародившись на европейском континенте, основывалось не только на материальном базисе, но и на определенном духовном фундаменте, имело христианские корни. Европейские страны (в этой статье речь будет идти о Германии) находились на пике своего величия тогда, когда их история воплощала не только материальные, но и духовные цели, связанные с протестантской этикой.6 Понятие "социальное государство" в европейском понимании - это, ни что иное, как выражение активной роли, которую принимает демократическое государство в экономической и общественной жизни и характеризует исторически конкретный тип общества. Этот тип государства связывает развитую рыночную экономику с принципом социального равенства. Позитивная роль социального государства в обществе состоит в социальной интеграции различных слоев населения, обеспечении политической стабильности благодаря лояльности членов общества. Социальную политику, состоящую из большого числа социальных служб, мероприятий, пособий и действий также называют социальным государством. Действительно, социальное государство является феноменом, структурные элементы которого охватывают мероприятия социальной политики и систему социального страхования: от правового регулирования рынка труда, условий труда и трудовых отношений до общей политики рынка труда и занятости; от профессионального обучения до организации производства; от здравоохранения до обеспечения населения социальными учреждениями на коммунальном уровне, а также оформления налогового права. Многообразие функций социальной политики оказывается фактором стабильности, выгодно не только в политическом, но и экономическом смысле. 7

Информация о работе Система социальной защиты в рыночной экономике