Система территориального планирования на муниципальном уровне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 16:46, реферат

Краткое описание

Целью написания работы является изучение системы территориального планирования на муниципальном уровне, ее становление, а также выявление проблем, существующих на данном этапе ее развития.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучение формирования системы муниципального планирования в Российской Федерации.
2. Изучение принципов построения системы территориального планирования на муниципальном уровне.
3. Выявление проблем совершенствования системы территориального планирования.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 40.24 Кб (Скачать файл)

5. Принцип баланса интересов региональных, муниципальных органов власти, бизнеса и населения органически дополняет предыдущие принципы, так как он основывается на установлении взаимного согласия между властью и местным сообществом относительно целей, задач, механизмов, инструментов, этапов и ресурсов развития муниципальных образований. Без учета данного принципа, как показывает практика, программы территориального планирования муниципальных образований носят формальный характер..

Общеизвестно, что принципы, равно как и законы, формулируются на основе выводов, сделанных обществом по результатам практической деятельности. Предложенное в настоящем параграфе структурирование принципов территориального планирования и их формулировки - это обобщение практического опыта, наработанного в области планирования развитием муниципальных образований. Они аккумулируют также основные теоретические подходы авторов к проблеме обеспечения методологического единства планирования и управления на всех уровнях административно-территориальной иерархии и позволяют сформулировать уточненную методику формирования комплексных программ развития для современных муниципальных образований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1. Финансово-экономические и правовые  условия разработки документов  территориального планирования

 

Именно органы местного самоуправления среди прочих представителей публичной власти являются самым заинтересованным участником разработки документов территориального планирования.

Сегодня возникла такая ситуация, при которой возрос объем работ в данном направлении, но, в большей степени, по территориям, наиболее привлекательным для потенциального застройщика

Сегодня наибольшую актуальность приобретают вопросы, связанные с организацией совместной деятельности органов власти. В определенных условиях органы власти вышестоящего уровня берут на себя часть финансовых обязательств по обеспечению строительства определенных объектов местного значения. Применительно к поселению или городскому округу данные действия осуществляются при соблюдении следующих принципов:

а) органы публичной власти нижестоящего уровня – поселений и городских округов могут обеспечивать своим бюджетом только строительство объектов местного значения поселений и городских округов в соответствии с утвержденными генеральными планами, планами реализации генеральных планов, увязанными с объемами бюджетного финансирования на каждый текущий и предстоящий финансовый год;

б) органы публичной власти вышестоящего уровня – муниципального района, субъекта Российской Федерации могут обеспечивать своим бюджетом не только строительство объектов местного значения муниципального района, регионального значения в соответствии с утвержденными документами территориального планирования, планами реализации таких документов, увязанными с объемами бюджетного финансирования на каждый текущий и предстоящий финансовый год, но также и строительство определенных объектов местного значения поселений, городских округов на основании:

- формализованных в соответствии  с законом (федеральным и, или  региональным) расчетных процедур, определяющих возможность финансовой  помощи в установленных законом  случаях;

- совместных планов и программ  реализации документов территориального  планирования, утверждаемых в соответствующей  части представителями исполнительной  власти различных уровней –  поселения, городского округа, муниципального  района, субъекта Российской Федерации.

Разработка документов территориального планирования муниципального образования может изначально протекать по двум сценариям: совместное или самостоятельное выполнение работ4.

При рассмотрении первого варианта, порядок действий может выглядеть следующим образом:

1) орган местного самоуправления  поселения или городского округа, начиная подготовку генерального  плана, руководствуется нормами  статьи 27 Градостроительного кодекса, инициирует совместную подготовку  документов территориального планирования  с участием соседних поселений, городских округов, а также муниципального  района и субъекта Российской  Федерации.

При этом:

- решения о совместной подготовке  документов территориального планирования  могут состояться в обязательном  порядке, для случаев, если в соответствии  с частью 6 статьи 27 Градостроительного  кодекса не допускается отказ  от совместной подготовки документов  территориального планирования;

- в зависимости от конкретных  обстоятельств, подготовка документов  территориального планирования  муниципального района, субъекта  Российской Федерации может осуществляться  комплексно по всем вопросам  и применительно ко всей территории, или не по всем вопросам  и применительно не ко всей  территории, а только к той  части, которая представляет интерес  для развития муниципального  образования;

2) в процессе совместной подготовки  документов территориального планирования  разработчики, представители соответствующих  органов публичной власти совместно  подготавливают и обосновывают:

- в составе проектов документов  территориального планирования (в  том числе путем фиксации в  картографических материалах) предложения  о распределении и последовательности  строительства объектов местного  значения поселения, городского  округа, объектов местного значения  муниципального района, а также  объектов регионального значения;

- предложения к плану (программе) реализации документов территориального  планирования, в том числе в  части первоочередных объектов, источников, объемов и сроков  финансирования работ по подготовке  к строительству и финансирования  строительства объектов различного  значения;

3) после утверждения в установленном  порядке совместно подготовленных  документов территориального планирования, а также совместно подготовленных  планов (программ) реализации документов  территориального планирования:

- орган местного самоуправления  поселения, городского округа обеспечивает  с использованием средств своего бюджета работы по подготовке к строительству и строительство объектов местного значения поселения, городского округа определенных в процессе совместной подготовки документов территориального планирования и планов их реализации;

- орган местного самоуправления  муниципального района обеспечивает  с использованием средств своего бюджета работы по подготовке к строительству и строительство объектов местного значения муниципального района определенных в процессе совместной подготовки документов территориального планирования и планов их реализации. Планами реализации указанных документов может быть определено финансирование, или участие в финансировании строительства определенных объектов местного значения поселения из средств бюджета муниципального района;

- уполномоченный государственный  орган исполнительной власти  субъекта Российской Федерации  обеспечивает с использованием  средств своего бюджета работы по подготовке к строительству и строительство объектов регионального значения определенных в процессе совместной подготовки документов территориального планирования и планов их реализации. Планами реализации указанных документов может быть определено финансирование, или участие в финансировании строительства определенных объектов местного значения поселения, городского округа, муниципального района из средств бюджета субъекта Российской Федерации.

В случае самостоятельного выполнения работ органом местного самоуправления поселения, или городского округа, последовательность действий может выглядеть следующим образом:

1) самостоятельная подготовка осуществляется  если:

- предложения о совместной подготовке  документов территориального планирования  не направлялись органам публичной  власти иных административно-территориальных  образований;

- был получен отказ на предложения  о совместной подготовке документов  территориального планирования, направленные  органам публичной власти иных  административно-территориальных образований, кроме случаев предусмотренных частью 6 статьи 27 Градостроительного кодекса, когда не допускается отказ от указанных предложений;

2) в процессе подготовки проекта  генерального плана подготавливаются  и обосновываются, в том числе  путем фиксации в картографических  материалах, предложения о распределении  и последовательности строительства  объектов:

- местного значения поселения, городского округа, применительно  к которым не возникает вопросов  относительно их значения, а также  относительно обязательств органов  местного самоуправления поселения, городского округа по обеспечению  их строительства из средств  бюджета поселения, городского округа;

- местного значения муниципального  района, регионального значения, применительно  к которым возникают вопросы  относительно их отнесения к  объектам соответствующего значения, а также относительно обязательств  органов местного самоуправления  муниципального района, органов  государственной власти субъекта  Российской Федерации по обеспечению  строительства таких объектов  из средств соответствующих бюджетов;

3) в процессе подготовки и  согласования проекта генерального  плана с органами местного  самоуправления муниципального  района (в случае генерального  плана поселения), органами государственной  власти субъекта Российской Федерации  согласовываются предложения о  распределении и последовательности  строительства объектов местного  значения муниципального района, регионального значения, применительно  к которым возникают вопросы  относительно их отнесения к  объектам соответствующего значения, а также относительно обязательств  органов местного самоуправления  муниципального района, органов государственной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению строительства таких объектов из средств соответствующих бюджетов;

4) в составе генерального плана  поселения, городского округа утверждаются  положения о зонах планируемого  размещения и последовательности  строительства:

- объектов местного значения  поселения, городского округа, применительно  к которым на стадии подготовки  проекта генерального плана не  возникли вопросы относительно  их значения, а также относительно  обязательств органов местного  самоуправления поселения, городского  округа по обеспечению их строительства  из средств бюджета поселения, городского округа;

- иных объектов, относительно которых  в процессе согласования соответствующих  предложений с органами местного  самоуправления муниципального  района, органами государственной  власти субъекта Российской Федерации  были приняты решения об отнесении  к объектам местного значения  поселения, городского округа с  признанием обязательств органов  местного самоуправления поселения, городского округа по обеспечению  строительства таких объектов  из средств бюджета поселения, городского округа;

5) после утверждения в установленном  порядке генерального плана поселения, городского округа, а также плана (программы) реализации генерального  плана:

- орган местного самоуправления  поселения, городского округа обеспечивает  с использованием средств своего бюджета работы по подготовке к строительству и строительство объектов местного значения поселения, городского округа;

- орган местного самоуправления  муниципального района (в случае  генерального плана поселения), органы  государственной власти субъекта  Российской Федерации используют  содержащиеся в составе обосновывающих  материалов к утвержденному генеральному  плану поселения, городского округа  предложения о зонах планируемого  размещения объектов местного  значения муниципального района, объектов регионального значения.

 

2.2. Функциональные особенности  и перспективы совершенствования процесса разработки документов территориального планирования.

Учет региональной специфики в разработке документов территориального планирования предусмотрен в действующем законодательстве путем передачи «на места» широкого круга полномочий по актуализации документов территориального планирования.

Функциональный характер документов территориального планирования обеспечивается рядом положений, которые могут быть представлены на примере генеральных планов.

Во-первых, в соответствии с положениями частей 4, 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации: Генеральные планы содержат положения о территориальном планировании и соответствующие карты (схемы). Положения о территориальном планировании включают в себя, в том числе перечень мероприятий по территориальному планированию и указание на последовательность их выполнения. То есть, в утверждаемой части самого генерального плана содержатся положения о мероприятиях и сроках его реализации.

Во-вторых, применительно к вопросу о реализации генерального плана следует иметь в виду, что имеется два документа: 1) в составе утверждаемой части самого генерального плана – положения о мероприятиях и сроках его реализации и 2) самостоятельный документ, вне состава генерального плана – план реализации генерального плана.

В процессе подготовки в составе утверждаемой части генерального плана положений о мероприятиях и сроках его реализации фактически параллельно происходит подготовка предложений к другому документу – проекту плана реализации генерального плана, который должен быть принят в течение трех месяцев со дня утверждения генерального плана.

В-третьих, генеральный план – это документ публичной власти, которая, утвердив его, принимает на себя обязательства по его реализации, в том числе и, прежде всего, по обеспечению строительства тех объектов, за наличие и использование которых публичная власть несет ответственность перед избравшим ее населением. Реализация принятых планов-обязательств для публичной власти – это планирование использования бюджетных средств по объемам, приоритетным объектам и срокам.

Информация о работе Система территориального планирования на муниципальном уровне