Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 16:43, курсовая работа
Цены в сельском хозяйстве имеют большое значение для системы ценообразования вообще. Они являются исходными для системы цен на потребительские товары, которые вырабатываются из сельскохозяйственного сырья. По этим ценам сельскохозяйственная продукция реализуется коллективными хозяйствами, фермерскими хозяйствами, частным сектором государству, перерабатывающим предприятиям всех форм собственности, в торговую сеть и непосредственно потребителям. Такие цены влияют на конечные розничные цены, темпы развития сельского хозяйства, промышленности, уровень оплаты работников области.
Государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«агропромышленный техникум»
Курсовая работа
По дисциплине «Экономика отрасли»
По теме: «Система цен на сельскохозяйственную продукцию»
Выполнил студент:
Преподаватель ___________________
______________________________
Оценка________________________
Дата__________________________
Луга
2014г.
Содержание
Введение
Введение
Цены в сельском хозяйстве имеют большое значение для системы ценообразования вообще. Они являются исходными для системы цен на потребительские товары, которые вырабатываются из сельскохозяйственного сырья. По этим ценам сельскохозяйственная продукция реализуется коллективными хозяйствами, фермерскими хозяйствами, частным сектором государству, перерабатывающим предприятиям всех форм собственности, в торговую сеть и непосредственно потребителям. Такие цены влияют на конечные розничные цены, темпы развития сельского хозяйства, промышленности, уровень оплаты работников области.
Вообще политика государства направленная на обеспечение интересов развития сельского хозяйства, возрастание материальной заинтересованности работников сельского хозяйства в производстве продукции с учетом потребностей государства и спроса население. Система цен на продукцию сельского хозяйства и услуги, которые предоставляются предприятиям этой области, должны способствовать размещению сельскохозяйственного производства, повышению эффективности всех областей и подразделов агропромышленного комплекса (АПК), эквивалентному обмену между городом и селом.
Цены АПК имеют особенности, которые поясняются факторами, которые действуют в этой сфере.
В экономике коммерческий успех любого предприятия во многом зависит от правильно выбранной стратегии и тактики ценообразования на товары и услуги. Сложность ценообразования состоит в том, что цена - категория конъюнктурная. На ее уровень оказывает существенное влияние комплекс политических, экономических, психологических и социальных факторов. Сегодня цена может определяться факторами затрат, а завтра ее уровень может зависеть от психологии поведения покупателей.
В настоящее время значительная часть предприятий агропромышленного комплекса нашей страны не имеет необходимых знаний сложного механизма ценообразования на товары и услуги. В результате они зачастую допускают серьезные просчеты при установлении цен, что немедленно сказывается на конечных финансовых результатах, ведет в ряде случаев к существенным убыткам, а иногда к банкротству предприятий.
Целью работы является закрепление и углубление теоретических знаний для дальнейшего решения практических задач по теме "Цены и ценообразование на продукцию сельского хозяйства", приобретение навыков самостоятельного определения экономической эффективности производства, разработки практических рекомендаций и обоснования их экономической эффективности.
Основными вопросами являются: понятие и функции цен, система цен на продукцию сельского хозяйства и их классификация, особенности формирования цен на сельскохозяйственную продукцию.
1.Сущность цены, теоретические основы системы цен
1.1 Сущность, понятия и главные функции цен
Главной характеристикой, определяющей соотношение спроса и предложения, является рыночная цена на продукцию.
Ценообразование и цены - одна из наиболее сложных проблем, в которой перекрещиваются большинство экономических, социальных и политических проблем государства.
Цена – это превращенная форма стоимости, ее денежное выражение. В соответствии с теорией трудовой стоимости последняя определяется затратами общественно-необходимого рабочего времени на производство товара. В процессе межотраслевой конкуренции капиталов стоимость превращается в цену производства, которое обеспечивает среднюю норму прибыли на авансированный капитал. В этих условиях действие закона стоимости проявляется через колебание рыночных цен вокруг цены производства, поэтому динамика движения последней на национальных рынках взыскивает определяющее влияние на динамику рыночных цен.
Рыночная цена-это доминирующая на рынке в соответствующем временном отрезке цена на товар (услуги, работы), что выплачивается за него в процессе купли-продажи независимо от индивидуальных затрат производителей на его производство и реализацию. В макроэкономическом плане цена рассматривается как важнейший стратегический критерий, который характеризует конъюнктуру рынка, поскольку, с одной стороны, она влияет на ее состояние, а с другого - есть результатом ее развития.
Ведь динамика движения цены связанная с изменениями в качестве и объеме производства товара и предложения его на рынке, с платежеспособностью потребителей и уровнем потребление ними данного товара, объемом товарных запасов, с общим экономическим состоянием предприятий и т.п.
Изменение цены происходит под действием ряда факторов. В рыночной экономике важнейшими среди них есть общественная цена производства, соотношение спроса и предложения, темпы инфляции и покупательная способность денег, степень государственного административного и экономического регулирования цен, состояние ценовой и неценовой конкуренции, степень монополизации производства.
Кроме названных, на уровень цен влияют и такие факторы, которые действуют лишь на отдельных этапах развития товарно-денежных отношений, как например, условия поставок товара, взаимоотношения между продавцом и покупателем, способ движения продукции от производителя к потребителю (нулевой уровень, если продукция реализуется производителем через собственную торговую сеть, одноуровневый - через посредника розничного торговца, двухуровневый - через оптового и розничного торговца, трехуровневый - если продукция реализуется тремя посредниками - оптовым, мелкооптовым и розничным.
На внутреннем отечественном рынке принято различать цены "франко-станция отправления" и "франко-станция назначения". В первом случае затраты на доставку продукции от станции отправления к месту назначения берет на себя покупатель товара, а во второй – производитель продукции или снабженческая фирма.
На динамику цен влияет и соотношение валютных курсов разных стран, хотя первоосновой такого соотношения есть соотношение покупательной способности национальных денег. Это поясняется отделением к известной степени национальных экономик от внешнеэкономической сферы, важнейшей составной которой есть мировая торговля. Другими словами, если при ревальвации денег, в сущности, имеет место повышения цен на национальные товары, при девальвации– наоборот, их снижение.
В цене должны быть отражены прежде всего общественно необходимые затраты и исключены факторы субъективного характера. Правильно установленные цены способны последовательно и полно выполнять свои экономические функции.
Экономические возможности, заключенные в природе цен, не могут реализоваться автоматически. Для этого требуется их постоянное совершенствование с учетом изменяющихся условий развития экономики, требований экономической политики. Научно обоснованная система ценообразования призвана усиливать свое воздействие на экономику сельскохозяйственных предприятий, стимулировать научно-технический прогресс, способствовать повышению эффективности производства и качества сельскохозяйственной продукции, всемерной экономии материальных затрат, рациональному использованию производственных фондов и трудовых затрат.
Каждая отрасль производства имеет свою специфику, которая оказывает непосредственное влияние на процессы ценообразования.
Следует выделить основные направления специфичности данной отрасли, которые наносят серьезный отпечаток на механизм ценообразования на сельскохозяйственную продукцию:
1.природное;
2.производственно-техническое;
3.объем производимой и реализуемой продукции;
4.колебание качества;
5.плохая сохранность произведенной продукции;
6.кредитное и др.
Особенностью производства сельскохозяйственной продукции, которая существенно влияет на процесс ценообразования, является высокая потребность в капитале, но при этом его низкая отдача, а также низкая мобильность производства, что также объясняется основными средствами и предметами труда, используемые в сельскохозяйственном производстве.
Все вышеперечисленные особенности сельскохозяйственного производства свидетельствуют о высоком уровне сложности разработки грамотной ценовой политики в области АПК, которая может эффективно функционировать в рыночных условиях.
Также помимо специфичности сельскохозяйственного производства основным сдерживающим фактором установки «идеальной» цены на сельскохозяйственную продукцию на сегодняшний день является очень низкий уровень среднедушевого денежного дохода и глубокая межрегиональная дифференциация денежных доходов населения. Низкая платежеспособность населения России оказывает огромное давление на цены на многие социально значимые товары (молоко, хлеб и т.п.), что приводит к необходимости государству устанавливать определенные ограничения на рост цен на данные виды продукции. Это в свою очередь ведет к финансовому истощению сельскохозяйственных предприятий и недополучению средств необходимых для дальнейшего развития.
1.2 Система цен и их классификация
В ценовом механизме следует выделять две взаимосвязанные части. Во-первых, это сами цены, их виды, структура, величина, динамика изменения. Во-вторых, ценообразование как способ установления новых цен и изменения действующих.
Основные виды цен на продукцию предприятий делится по ряду признаков:
1. по сфере обслуживания национальной экономики:
2. по степени жесткости регулирования государства:
3. по стадиям ценообразования:
4. по форме организации торговли и характеру ценовой информации:
Наиболее распространенными в агропромышленном комплексе являются государственные закупочные цены, по которым заготовители, перерабатывающие предприятия закупают сельскохозяйственную продукцию у колхозов, совхозов, фермеров и населения в счет госзнака и помимо него.
Экономически обоснованная цена на продукцию агропромышленного комплекса должна возмещать прежде всего общественно-необходимые затраты на производство и реализацию продукции при нормальном уровне интенсивности эффективности производства.
Государственная закупочная цена на сельскохозяйственную продукцию должна обеспечивать возможность каждому нормальному работающему товаропроизводителю не только возместить нормативную себестоимость сельскохозяйственной продукции, но и получить чистый доход, достаточный для уплаты земельного налога, налога на добавленную стоимость, на отчисления в централизованные фонды социального обеспечения и страхования, а также на создание внутрихозяйственных фондов экономического и социального развития для обеспечения достаточно высоких темпов расширенного воспроизводства и социальной защиты трудового коллектива.
Выделяют также разновидности цен в зависимости от стадии товародвижения (отпускная цена изготовителя, отпускная цена оптового посредника, розничная цена), размеров включаемых транспортных расходов (франко), рынка, на который поставляется продукция (цена внутреннего рынка, цена на импортируемый товар, цена для внешнего рынка на экспортируемый товар).
1.3 Ценообразование
на продукцию сельского
Виды цен, формируемые на сельхозпродукцию, а также порядок их определения зависят от действующих в тот или иной период форм рыночных отношений. Все цены, по которым осуществляется реализация сельскохозяйственной продукции, являются закупочными ценами.
Информация о работе Система цен на сельскохозяйственную продукцию