Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 16:43, курсовая работа
Цены в сельском хозяйстве имеют большое значение для системы ценообразования вообще. Они являются исходными для системы цен на потребительские товары, которые вырабатываются из сельскохозяйственного сырья. По этим ценам сельскохозяйственная продукция реализуется коллективными хозяйствами, фермерскими хозяйствами, частным сектором государству, перерабатывающим предприятиям всех форм собственности, в торговую сеть и непосредственно потребителям. Такие цены влияют на конечные розничные цены, темпы развития сельского хозяйства, промышленности, уровень оплаты работников области.
Рентабельность продукции, фактически реализованной сельскохозяйственными организациями, представлена в табл.4.
Таблица 4.
Динамика рентабельности реализованной сельскохозяйственной продукции (в %).
Затратное ценообразование предполагает учет в цене себестоимости и прибыли. Причем прибыль в цене конкретного товара определяется через показатель рентабельности, исчисляемый как отношение прибыли к себестоимости. Поэтому, обосновав себестоимость, которую следует заложить в цену сельскохозяйственной продукции, рассчитывается размер прибыли через норматив рентабельности. Норматив рентабельности формируют производители сельскохозяйственной продукции.
5)Динамика паритета
цен на сельскохозяйственную
продукцию и товары, услуги и
работы, потребляемые сельским
Таблица 5.
Расчет паритета цен на зерно и молоко, и материально-технические ресурсы, используемые в сельском хозяйстве.
Анализ данных табл.5 показывает, что динамика соотношений цен реализации сельхозпродукции и цен приобретения материальных ресурсов для сельскохозяйственных организаций складывается не в пользу сельского хозяйства. Это приводит к потере стимула к развитию производства сельскохозяйственной продукции.
6)Фактор динамики мировых цен является внешним фактором для отечественного сельского хозяйства. Если мировые цены на конкретные сельскохозяйственные товары ниже внутренних цен, то это создает благоприятные условия для увеличения импорта в страну таких товаров. Динамика мировых цен на отдельные виды товаров сельскохозяйственного производства и их сопоставление с внутренними ценами представлены в табл.6.
Таблица 6.
Динамика мировых и внутренних цен на отдельные виды сельскохозяйственной продукции.
Рост импорта снижает конкурентоспособность отечественных товаров, снижает мотивацию для развития сельского хозяйства и даже является причиной сокращения отечественного производства и дестабилизации рынка. Естественно, такая ситуация способствует росту затрат, а затем и цен на отечественную продукцию сельского хозяйства. Государство применяет ряд защитных мер от чрезмерного импорта. К ним относятся количественные ограничения (квоты) на ввоз в страну импортных товаров. К примеру, в настоящее время квоты установлены для импорта мяса.
На импортную продукцию сельского хозяйства применяются также меры внешнеторгового регулирования, к которым относятся ввозные пошлины. Ввозные пошлины (базовые) предназначены для создания равных конкурентных условий для отечественных и импортных товаров.
2. Особенности
формирования цен на
2.1 Характеристика хозяйства ООО «Урожай»
Землепользование «Урожай» расположено в юго-западной части Гатчинского района. Административно-хозяйственный центр г. Гатчина находится в 15км от хозяйства.
Общая площадь хозяйства 8003га земель, из них 6050 пашни, а общее количество сельскохозяйственных угодий равно 7468га.
Специализация хозяйства мясомолочная с развитым производством зерна. На перспективу специализация меняться не будет, но упор необходимо сделать на растениеводство из-за его более высокой рентабельности. Резервы для повышения уровня рентабельности в хозяйстве имеются. Это, прежде всего дисциплина труда, механизация всех трудоёмких процессов, вплоть до раздачи кормов, повышение доз вносимых удобрений.
В хозяйстве имеется три животноводческие фермы. На фермах механизированы процессы поения, доения, удаления навоза и частично раздача кормов. Основная часть животноводческих помещений находится в хорошем состоянии.
В машинно-тракторном парке имеется 35 единиц техники: из них 15 тракторов, 16 машин, 2 зерноуборочных комбайна и 2 спецкомбайна.
2.2 Формирование цен на сельскохозяйственную продукцию
Формирования цен на пшеницу ООО «Урожай»
Цена на производимую продукцию устанавливается в зависимости от спроса и предложения. В районе кроме предприятия ООО «Урожай» имеется еще несколько аналогичных предприятий. Для того чтобы определить цену на свою продукцию, которые бы были конкурентоспособны и вместе с тем приносили прибыль предприятию необходимо произвести калькуляцию фактических затрат для определения безубыточной цены. Исходные данные для расчетов:
1.Объем выпуска – 83000 ц/год.
2. Отход после переработки – 10 % массы.
3. Норма амортизации при нелинейном методе = 13,3 %.
На первом этапе расчета произведем калькуляцию административных и общих расходов в расчете на год (табл.1).
№ п.п. |
Статья расходов |
Сумма (тыс. руб.) |
1 |
Затраты на оплату труда |
5378 |
2 |
Амортизация |
250 |
3 |
ГСМ |
40 |
4 |
Ремонт и обслуживание оборудования |
1530 |
5 |
Электроэнергия |
70 |
6 |
Средства защиты растений |
1040 |
7 |
Прочие расходы |
17499 |
Итого |
27114,8 |
Определив постоянные расходы и зная нормы расхода основных и вспомогательных материалов на единицу продукции, произведем расчет себестоимости одной тонны зерновых (пшеницы табл.2).
Таблица 2 –
Удельные затраты на производство продукции
№ п.п. |
Наименование статей затрат |
Тысяч руб. на 1 тонну |
1 |
Материальные затраты в том числе: |
0,608 |
2 |
Семена и посадочный материал из них: покупные |
0,185 |
3 |
0,064 | |
4 |
Затраты на оплату труда, всего в том числе: |
0,072 |
5 |
Постоянные работники |
0,21 |
6 |
Трактористы-машинисты |
0,053 |
7 |
отчисления на социальное страхование |
0,009 |
8 |
Накладные расходы в том числе: |
1,09 |
9 |
ремонт оборудования |
0,021 |
10 |
затраты на охрану труда |
0,6 |
11 |
командировочные расходы |
0,003 |
12 |
канцелярские расходы |
0,002 |
13 |
непредвиденные расходы |
0,42 |
Итого |
Таким образом, полная себестоимость производства одной тонны пшеницы составляет 1771 руб. при планируемом выпуске.
Зная эту величину, руководство предприятия может устанавливать цену в зависимости от складывающейся на рынке, но не ниже, чем 1771 руб. за тонну. Таким образом знание принципов затратного метода ценообразования в условиях конкурентного рынка предприятие может оперативно регулировать свои затраты и прибыль от реализации не сдавая при этом своих конкурентных позиций.
Заключение
Рынок продукции сельского хозяйства - это рынок свободной конкуренции. На нем громадное число независимых продавцов, а следовательно, цена автоматически устанавливается на среднем уровне и влиять на нее отдельные продавцы не могут. Продукция сельского хозяйства практически однородна и стандартизирована, поэтому производитель ограничен в рекламировании своего товара, ему трудно выделить качество, присущее только его продукции. Например, все зерно должно быть стандартным, и только, без каких-либо особенностей.
На рынке сельскохозяйственной продукции много относительно мелких производителей, то есть отсутствует эффект масштаба, при котором снижаются издержки производства, повышается конкурентоспособность за счет производств большой мощности. Это значит, что отсутствуют входные барьеры и внедриться на этот рынок сравнительно легко. В сельскохозяйственном производстве нет патентов на технологии, что также облегчает проникновение на рынок.
Наконец, следует отметить, что одна из особенностей рынка сельскохозяйственной продукции - заметное государственное регулирование (дотации, финансово-кредитная политика, льготные налоги, льготные цены на электроэнергию, топливо и смазочные материалы и т. д.). Это влияет на рыночную цену, делая ее не в полной мере зависимой от соотношения спроса и предложения.
К этому выводу приводит и тот факт, что между производителями сельскохозяйственной продукции и перерабатывающими предприятиями нередки случаи прямых долгосрочных соглашений. В таких случаях продавцы ориентируются не на требования рынка вообще, а на конкретных партнеров. Если же учесть, что рынок главного ресурса сельского хозяйства - земли - весьма ограничен, так как является объектом государственного регулирования, то специфичность этого рынка АПК становится очевидным.
Рынки, функционирующие в сфере ресурсов АПК, также специфичны. Выделяются три наиболее крупные отрасли: сельскохозяйственное машиностроение, производство химических средств защиты растений и удобрений, кормопроизводство. Эти отрасли входят в олигополию, то есть на рынке доминируют несколько крупных предприятий. Для этого вида рынка обычно согласование действий предприятий, то есть конкуренция между ними не бывает достаточно острой, а следовательно, налицо стремление к монополизации. Здесь существует естественная технологическая монополия, взаимный контроль цен, отсюда возможность установления договорных цен.
Это означает, что высококонкурентное сельскохозяйственное производство является рыночным партнером, потребителем продукции полумонополизированных отраслей, что ставит его в неравные рыночные условия. Поставщики могут повышать цены на продукцию, а сельскохозяйственные товаропроизводители этого сделать не могут, так как не могут продавать свою продукцию выше конкурентной цены. В результате возникает ценовый диспаритет.
Маркетинговая сфера рынка продовольственных товаров неоднородна не только по составу и функциям, но и с точки зрения рыночных характеристик. В ней можно выделить четыре типа рынков.
Характеризуя рынок продовольственных товаров в целом, следует констатировать, что этот рынок в основном монополистической конкуренции с относительно большим числом предприятий и высокой продуктовой дифференциацией. Наряду с ценовой на этом рынке большое значение имеет неценовая конкуренция.
Вместе с тем влияние переработчиков, посредников закупочных предприятий на сельскохозяйственных товаропроизводителей все более увеличивается за счет развития глубокой переработки продукции и отдаления товаропроизводителей от потребителей. В результате система предварительных договоров, контрактации не только регламентирует поведение фермеров и сельскохозяйственных предприятий, но и ограничивает их доходы, вынуждает зачастую принимать условия покупателей.
Реализация функций маркетинга в АПК, и прежде всего изучение рынка, его прогнозирование, стратегическое и тактическое планирование деятельности, формирование спроса, стимулирование сбыта, в значительной мере зависит от особенностей спроса на сельскохозяйственную продукцию.
Конечным для АПК и всего агробизнеса является спрос на продукты питания. Именно он определяет спрос на сельскохозяйственную продукцию, а через него на ресурсы для сельского хозяйства. Например, спрос на продовольствие формирует спрос покупателей в розничной торговле и в предприятиях общественного питания, который является фактором, формирующим спрос в оптовой торговле, пищевой промышленности и т.д. Спрос на животноводческую продукцию формирует спрос на корма.
Список литературы
1. Горфинкель, В. Я., Швандар, В. А. Экономика предприятия. - М.: Юнити, 2007 – с.160-164
2. Кузнецов, В.В. Экономика сельского хозяйства. - Ростов - на – Дону, 2006. – с. 75 - 81.
3. Рахматуллин, Р.К. Формирование
цен на рынке
4. Свободина М. Оценка
состояния и развития
5. Серов, В. Организационно-
6. Шаталова, Т. Ресурсы и
оптимальные размеры
Информация о работе Система цен на сельскохозяйственную продукцию