Системе мирохозяйственных связей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 18:04, реферат

Краткое описание

В системе мирохозяйственных связей не может не отражаться многоукладная социально-экономическая структура развивающихся стран, хотя в ней и происходит усиление капиталистического сектора и ослабление позиции некапиталистических секторов. Как капиталистический, так и некапиталистический секторы экономики являются неоднородными. Здесь можно выделить различные подсекторы, роль которых отличается в зависимости от условий. Очевидна разница и в характере и развитии социально-экономической структуры между развивающимися странами, идущими по капиталистическому пути развития, и развивающимися странами социалистической ориентации. Это находит свое отражение в приоритетности внешних экономических отношений развивающихся стран, исходя из политического выбора.

Вложенные файлы: 1 файл

В системе мирохозяйственных связей не может не отражаться многоукладная социально.docx

— 42.24 Кб (Скачать файл)

 

Надо отметить то обстоятельство, что по абсолютным размерам оказываемая  Западом помощь достаточно значительна. Тем не менее она, во-первых, не достигает  того уровня, который установила Конфедерация ООН по торговле и развитию, - 0,7% ВНП  развитых стран в форме даров  или низкопроцентных займов.

 

Во-вторых, условия помощи таковы, что надеяться на ее эффективность  в плане решения экономических  и социальных задач не приходится, поскольку выплаты по полученным займам стали превышать даже абсолютные ежегодные поступления в эти страны из-за границы.

 

В-третьих, большая доля помощи оказывалась  небольшой группе развивающихся  стран с четкими прозападными политическими режимами.

 

В-четвертых, об иррациональном характере  этой помощи свидетельствует анализ самой структуры помощи. Так, стоимость  подаренного или закупленного оружия, военной техники для стран  Азии, Африки и Латинской Америки  только за 1965-1985 годы составила более 65% всего объема помощи (или около 15 млрд. $ ежегодно). В то же время  за эти два десятилетия все  указанные страны направляли на экономическое  развитие сумму менее 20 млрд. долларов США ежегодно. То есть стимулировался активный процесс милитаризации  национальных хозяйств развивающихся  стран.

 

В-пятых, помощь нацелена на активизацию  частного капитала, она носит "связанный" характер, предусматривает определенные политические условия, способствует внедрению  ТНК, их инфраструктуры.

 

Пытаясь усилить "прагматический" характер помощи, в последние годы делаются дополнительные акценты на следующие основные моменты:

 

- оказание финансовой помощи  через международные, коллективные  организации Запада, такие, как  Международный банк реконструкции  и развития, Международный валютный  фонд, которые в состоянии обеспечить  финансовый контроль над реализацией  проектов, одновременно нейтрализуя  недовольство стран тем, что  помощь оговаривается политическими  условиями; 

 

- направление большей доли помощи  на производство пищевых продуктов  и разработку "реалистической  стратегии" экономического развития;

 

- ликвидация ограничений на  импорт некоторых готовых изделий  из развивающихся стран в целях  благоприятствования их допуска  на рынки Запада, то есть некоторая  "либерализация торговли", проведенная  вы последующий период;

 

- содействие в разработке промышленной  технологии, ("промежуточная технология"), сориентированной для развивающихся  стран, оказание помощи в НИОКР  для этой цели;

 

- стимулирование ограничения роста  населения, помощи в проведении  реформ образования, с особым  упором на профессиональное обучение, по типу системы образования  на Западе;

 

- активное стимулирование частного  предпринимательства и иностранных  капиталовложений, включая деятельность  ТНК. 

 

Наиболее яркой тенденцией современного экономического развития мира стала  экономическая взаимозависимость  стран, национальных хозяйств и хозяйственной  жизни регионов. Экономическая взаимозависимость  проявляется в том, что условия хозяйственного развития, процесс воспроизводства и уровень жизни населения в каждой стране все больше определяется не только внутренними факторами, ресурсами и социально-экономической структурой страны, но и ситуацией, складывающейся в мире, всей системой международных экономических отношений.

 

Расширение взаимных экономических  связей развитых государств сопровождалось вступлением их в противоречия с  жизненно важными отношениями развивающихся  стран. При этом, как было показано ранее, и концепции формирования и развития международных экономических  отношений во многом складывались на противопоставлении экономик и интересов  развитых и развивающихся государств.

 

В связи с этим, а также с  учетом необходимости смягчения  не только военного, политического, но и экономического противостояния и  исходя из факта растущей экономической  взаимозависимости, ООН на ХХIХ сессии Генеральной Ассамблеи в 1974 году утвердила Хартию экономических прав и обязанностей государств, объективно направленную на охрану их экономической безопасности.

 

Документ, принятый в 1974 году Генеральной  Ассамблеей ООН установил нормативно-правовую основу реализации Декларации и Программы  действий по установлению нового международного экономического порядка, с идеей  которого выступили развивающиеся  страны.

 

Основополагающими принципами нового международного экономического порядка  являются:

 

- суверенитет каждого государства  над всеми своими национальными  богатствами, природными ресурсами  и экономической деятельностью; 

 

- осуществление интегрированной  программы по сырьевым товарам; 

 

- беспрепятственный доступ промышленных  товаров освободившихся стран  на внешние рынки; 

 

- передача развивающимся странам  новых промышленных технологий;

 

- ограничение негативных последствий  деятельности транснациональных  корпораций;

 

- финансирование экономического  развития;

 

- проведение комплексной реформы  международной валютной системы; 

 

- установление справедливого соотношения  в ценах на сырьевые товары  и промышленную продукцию; 

 

- укрепление экономического сотрудничества  по долговой ориентации, вместо  противостояния "богатого Севера" и "бедного Юга";

 

- справедливого регулирования  выплаты долгов развивающихся  стран. 

 

Последний вопрос требует отдельного рассмотрения. По экспертным оценкам  на начало 90-х годов общая сумма  долгов развивающихся промышленно  развитым странам намного превысила  триллион долларов США.

 

Столь высокая задолженность постоянно  имеет тенденцию к росту, и  в настоящий момент более чем  в 200 раз превышает соответствующий  уровень на период 1955 года, оказывая крайне отрицательное влияние на преодоление экономической отсталости.

 

По данным ООН, более 40% всей задолженности  приходится на страны Латинской Америки, где лидерство держит Бразилия, Мексика  и Аргентина. В Африке главными должниками являются Алжир, Египет и Нигерия, а  в Азии - Индонезия, Филиппины и  Индия.

 

Долговая проблема заставила развивающиеся  страны в 80 годы выдвинуть на передний план стратегии установления нового международного экономического порядка  политику протекционализма в мировой торговле, что естественным образом наносит определенный ущерб в реализации остальных принципов.

 

Планомерное проведение в жизнь  принципов установления нового международного экономического порядка осуществляют Движение неприсоединения, "Группа 77", ЮНКТАД, ЮНИДО и различные  региональные организации. Главным  методом в их деятельности остается механизм многосторонних переговоров.

 

Движение неприсоединения - крупнейшее межгосударственное политическое объединение, в состав которого входят 99 государств Азии, Африки, Латинской Америки, Океании  и Европы, а также Организаций  освобождения Палестины. С экономической  точки зрения, Движение объединяет развивающиеся страны, что находит  прямое следствие в итоговых документах, вырабатываемых на систематически проводимых, начиная с 1961 года, (в Белграде) конференций глав государств и правительств.

 

Впервые термин "Движение неприсоединения" был зафиксирован в документах III конференции неприсоединившихся стран  в Лусаке в 1970 году. На следующей  Алжирской конференции в 1973 году Движением была принята Декларация об установлении нового международного экономического порядка и сопутствующая  ей Программа действий.

 

В целях расширения хозяйственных  связей, согласования действий на международном  уровне, защиты своих экономических  интересов, развивающиеся страны образовали около 20 региональных и субрегиональных  экономических группировок. В рамках подготовки к I сессии Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) в 1964 году была учреждена " Группа 77", выдвинувшая впоследствии программу перестройки международных экономических отношений.

 

Ныне она объединяет 127 стран  и превратилась в авторитетный орган  координации стратегии развивающихся  стран за переустройство международных  экономических отношения. Участники  группы разрабатывают, согласовывают  и координируют свои позиции на сессиях  и конференциях органов ООН и  на различных международных форумах  по проблемам международных экономических  отношений, включая торговлю, развитие промышленности, сельского хозяйства, науки и техники, финансовых институтов. С 1975 года их деятельность координируется "Группой 27", действующей при  штаб-квартире ООН, которая способствовала принятию решения, чтобы совещания  министров "Группы 77" стали бы регулярно проводиться во время  сессий Генеральной Ассамблеи ООН.

 

Однако, деятельность ЮНКТАД представляется и сегодня столь важной, что есть все основания более подробно остановиться на особенностях ее строения и функционирования.

 

Важной организационной особенностью функционирования ЮНКТАД является метод  работы по группам стран. Существует четыре группы: "А" - страны Азии и  Африки; "В" - развитые государства, "C" - Латиноамериканские страны, "Д" - страны Восточной Европы, СНГ. Китай ни в одну группу не входит. "Группа 77", состоящая из стран, относимых к группам "A" и "C" формального статуса в ЮНКТАД не имеет, однако его руководящие органы постоянно поддерживают с ней тесные рабочие контакты.

 

К наиболее значительным результатам  деятельности ЮНКТАД относятся разработки Принципов международной торговли и торговой политики (1964), Решения  о создании Общей системы преференций (1970), Решения об учреждении Общего фонда  в рамках Интегрированной программы  по сырью (1980) и Программы содействия наименее развитым странам (1979-1981).

 

Другим специализированным учреждением  ООН, образованным в 1966 году с целью  содействия процесса индустриализации и оказания технической помощи странам  Азии, Африки и Латинской Америки, а также координации деятельности в области промышленного развития явилась Организация ООН по промышленному  развитию, также известная в мире под английской аббревиатурой ЮНИДО.

 

Главные органы ЮНИДО - Генеральная  конференция, собираемая раз в четыре года и Совет по промышленному  развитию из 45 членов, выбираемых сроком на три года. Текущей деятельностью  ЮНИДО руководит Постоянный комитет. Административный орган ЮНИДО - Секретариат, являющийся одновременно частью Секретариата ООН, который назначается Генеральным  секретарем ООН и утверждается сессией  Генеральной Ассамблеи сроком на четыре года.

 

Важнейшим результатом деятельности ЮНИДО стало принятие так называемой Лимской декларации и Программы действий по промышленному развитию и сотрудничеству, в которых поставлена задача довести долю развивающихся стран в мировом промышленном производстве к 2000 году до 25%, а в мировой торговле до 30%. Для этого средства ЮНИДО направляются на развитие промышленного планирования, строительство новых предприятий, оказание технической помощи в области сельскохозяйственного машиностроения, металлургии, подготовки квалифицированных кадров и т.д.. Основными источникам финансирования программ ЮНИДО являются регулярные ассигнования из бюджета ООН по развитию и Регулярной программы ООН технической помощи, а также добровольные взносы в фонд промышленного развития ООН.

 

Идея установления нового международного экономического порядка несет глобальный характер, а ее реализация стала  делом многих авторитетных международных  организаций и сообществ. Естественно, что в своем видении проблем  мирового развития, идея установления нового международного экономического порядка не могла не затронуть  интересов и внимания участников " Римского клуба ".

 

Международная неправительственная  организация "Римский клуб" была основана в 1968 году 30 западными учеными, собравшимися в Риме. Членом клуба  может стать гражданин любой  страны в качестве частного лица. Но при этом, общее количество его  членов не должно превышать ста человек. В настоящее время в клубе  состоят членами граждане более  чем 30 стран.

 

Организация не имеет устава, фиксированного бюджета, печатных органов, не содержит административного аппарата. В некоторых  государствах, как например, в США, Канаде, Бельгии, Нидерландах, Швеции и  Японии возникли "группы Римского клуба", но с самим клубом оно формально  не связаны. Деятельностью "Римского клуба" руководит Исполком, ежегодно созывающий заседания, которые происходят в различных городах мира.

 

Главной формой деятельности "Римского клуба" стали широкомасштабные исследования глобальных проблем мирового развития и их публикация в форме "докладов Римского клуба". Подготовка таких  докладов поручается ведущим ученым, а их тематика охватывает самый широкий  спектр вопросов. В сфере международных  экономических отношений и проблем  нового международного экономического порядка большой резонанс получили доклады Я. Тинберга "Пересмотр международного порядка" (1975) и Д. Габора "За пределами века расточительства" (1976), в которых подчеркивается, что для решения экономических проблем нужна не политическая конфронтация, а расширение международного сотрудничества.

Информация о работе Системе мирохозяйственных связей