Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2014 в 13:01, курсовая работа
Центр ответственности представляет собой часть системы управления предприятием и как любая система имеет вход и выход. Вход: сырьё, материалы, полуфабрикаты, часы труда и разных типов услуг. Центр ответственности выполняет заданную ему работу с этими ресурсами. На выходе центра ответственности – продукция (продукты или услуги), которая идёт в другой центр ответственности или реализуется на сторону. Таким образом, деятельность каждого центра ответственности может быть оценена с точки зрения эффективности.
1.Понятие центра ответственности ……………………………………………3
1.2 Классификация центров ответственности на предприятии…………...5
1.3 Меставозникновения затрат…………………………………………...8
1.4 Классификация мест возникновения затрат на предприятии
2. Значение бюджетирования, основные этапы внедрения
2.1 Сущность бюджетирования
2.2 Основные этапы внедрения системы бюджетирования на
предприятии
2. Значение бюджета
2.1 Бюджет: содержание и функции
2.2 Общая схема формирования бюджетов на предприятии
2.3 Контроль и анализ деятельности предприятия
системы бюджетирования
2.4 Основные проблемы и трудности возникающие при постановке
3. Снижение затрат на производство продукции
Деление производственного предприятия на центры ответственности зависит от отраслевых особенностей, технологии и организации производственного процесса, методов переработки исходных материалов, состава выпускаемой продукции, уровня технической оснащённости и других немаловажных факторов. Но решающее влияние на создание центров ответственности оказывают производственная и организационная структуры предприятия. [24; c. 83]
1.3 Места возникновения затрат
Одним из принципов планирования, учёта и анализа издержек, образующих себестоимость продукции, является необходимость их группировки по месту возникновения затрат (производствам, цехам, участкам). [17; c.65]
Характер производства и состав цехов предприятия – весьма различные. Объединение того и другого в понятие «место затрат» более точно выражает их содержание и назначение. Кроме того, в качестве мест расходов могут рассматриваться не только производственные, но и непроизводственные подразделения предприятия, в том числе службы управления.
Место возникновения затрат (издержек) представляет собой территориально обособленное подразделение организации, где осуществляются расходы. Место возникновения затрат иногда может совпадать с центром ответственности, но чаще всего центр ответственности объединяет в себе несколько таких мест. Основное отличие их от центров ответственности состоит в том, что места возникновения затрат не всегда связаны с персональной ответственностью за величину, целесообразность и экономическую обоснованность издержек. [3; c. 76]
Исходным побудительным моментом группировки затрат по местам возникновения была невозможность их первичной группировки по видам продукции. Цех или другое подразделение чётко выделялось как место возникновения затрат, что облегчало их локализацию и позволяло приблизить косвенно распределяемые затраты к произведённым в данном месте продуктам. Учёт затрат по местам их возникновения способствовал повышению точности калькулирования. [10; c. 110]
В экономической литературе и практике рассматриваются два подхода к выбору состава затрат, группируемых по местам их возникновения:
Выбор того или иного варианта должен диктоваться целями управления и с этих позиций наиболее предпочтительным является первый. В этом случае контролем охватывают все используемые производственные ресурсы на данном месте возникновения расходов, что усиливает степень влияния учёта на процесс формирования издержек и действенность внутрихозяйственного механизма.
При варианте, когда обобщаются все затраты по данному месту их возникновения, более реально в системе контроля за издержками использовать бюджетно-сметный метод и метод выявления отклонений от норм с определением причин и виновников отклонений. [21; c. 55]
Выделение мест возникновения затрат позволяет классифицировать и отражать издержки, возникающие в подразделениях предприятия и обеспечить:
Для решения перечисленных выше задач места возникновения издержек на предприятии определяют в соответствии со следующими основными принципами:
Названные принципы нельзя одновременно реализовать в полном объёме. Выделение мест возникновения издержек, которые имею только однородное оборудование и рабочие места, чрезвычайно редко осуществимо, т.к. приводит к значительным трудностям в учёте. Поэтому необходимо найти компромисс между степенью точности результатов учёта издержек по местам их возникновения и сложностью процедур учёта.
Таким образом, невозможно привести стандартную схему выделения мест возникновения издержек. Помимо различных требований к точности учётных данных, на их построение влияют размеры предприятия, отраслевая принадлежность и прочие особенности его деятельности. [20; c. 82-83]
1.4 Классификация мест возникновения затрат на предприятии
В зависимости от последовательности группировки расходов на предприятии следует различать начальные, промежуточные и конечные места затрат.
Начальные места издержек, по существу, представляют собой центр расходов, первую ступень их формирования.
Промежуточные места соответствуют более высокой степени обобщения издержек, характерных для подразделений предприятия, изготавливающих части готовой продукции или полуфабриката.
Конечные места расходов охватывают заключительный этап технологического процесса на данном предприятии. Здесь аккумулируются все прямые и распределяемые затраты на производство изделий и услуг, учитывается их выпуск, калькулируется их производственная себестоимость.
С точки зрения содержания деятельности и отношения к изготовлению продукции производственные места затрат подразделяются на основные, вспомогательные и сопутствующие. [11; c. 58]
Основные места затрат выпускают продукцию, для изготовления которой создано предприятие.
Вспомогательные места затрат предназначены для производства изделий и услуг, обеспечивающих нужды основного производства в инструменте, запасных частях, энергии, текущем ремонте.
Сопутствующие места издержек либо заняты изготовлением продукции из отходов, либо имеют целевое назначение в качестве экспериментальных, опытных, исследовательских производств.
В зарубежной литературе по учёту, кроме того, выделяют конкретные и абстрактные, общие и единичные, постоянные и временные места расходов.
Конкретные места затрат представляют собой определённые технологические подразделения, выпускающие продукции. Это основные, вспомогательные производства, цеха по изготовлению потребительских товаров, которые в дальнейшем подразделяются на участки, группы машин и отдельные рабочие места.
К абстрактным местам расходов относятся заготовление сырья и материалов, сбыт готовой продукции и отделы заводоуправления. Управление предприятием в целом является общим местом затрат, а заготовление материальных ценностей и сбыт готовой продукции – единичными.
В некоторых случаях различают постоянные (устойчивые) и временные, т.е. ограниченные во времени, места издержек. [12; c. 81]
Сейчас в большинстве случаев учёт затрат на производство организован по основным и вспомогательным цехам. При бесцеховой структуре управления в качестве мест затрат выступает завод или фабрика в целом. Лишь в отдельных отраслях промышленности предусмотрена группировка расходов на изготовление продукции по крупным единицам технологического оборудования, участкам, группам машин и аппаратов, т.е. по центрам затрат. [23; c. 112]
Таким образом, увеличение масштабов внутризаводской концентрации производства, появление возможностей использования различных технико-организационных методов и средств для повышения эффективности производства привели к необходимости выбора оптимальных решений по управлению деятельностью не только предприятия в целом, но и его подразделений. Одним из критериев оценки оптимальности является уровень единовременных и текущих затрат, связанных с тем или иным решением, определить который можно лишь на основе группировки расходов по местам их возникновения. Поэтому детализация учёта затрат по местам их производственного возникновения стала настоятельной потребностью. [16; c. 92]
2. Значение бюджета
2.1 Бюджет: содержание и функции
Бюджетное планирование (budgeting) – самое детализированное планирование. Согласно определению Института дипломированных бухгалтеров по управленческому учёту США, бюджет – количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый до определённого периода, показывающий величину дохода, которая должна быть достигнута, и (или) расходы, которые должны быть понесены в течение этого периода, и капитал, который необходимо привлечь для достижения данной цели. Бюджет – это документ, в котором цели компании, сформулированные в плане, получают количественное выражение. Другими словами, бюджет показывает, как намеченные цели будут реализовываться. Бюджет не имеет стандартной формы. По оценкам специалистов, из-за того, что предприятия не формируют годовые бюджеты, они теряют за год до 20% своих доходов. Необходимо постоянно сравнивать бюджет с фактическими данными, анализировать отклонения, усиливать благоприятные и уменьшать неблагоприятные тенденции, совершенствовать методологию планирования. Структура бюджета зависит от того, что является предметом бюджета, размера организации, квалификации разработчиков. Бюджет должен предоставлять информацию доступно и ясно для пользователей. Функции бюджета:
1. Планирование операций
2. Координация различных видов
деятельности и отдельных
3. Стимулирование руководителей
всех рангов в достижении
4. Контроль текущей деятельности, обеспечение дисциплины;
5. возможность анализа
6. основа для оценки выполнения плана центрами ответственности (премия -% от положительного отклонения по центру ответственности, например, экономия материалов).
В зависимости от поставленных задач различают следующие виды бюджетов: 1) генеральные и частные; 2) гибкие и статистические
Единой модели построения бюджета не существует – для каждого конкретного предприятия бюджет будет индивидуален. Сам процесс бюджетирования предусматривает творческий подход, готовых шаблонов и моделей здесь не бывает. Важно также понимать, что бюджет необходим только самой компании, ее руководству и собственникам, государственные органы к процессу бюджетирования никакого отношения не имеют.
Таким образом, для каждого предприятия модель бюджетирования будет индивидуальной и каждый менеджер будет по-своему ее представлять. Членами бюджетного комитета должны быть руководители всех отделов и подразделений, так как один человек может что-то упустить. Возможен вариант, когда составлением бюджета занимается один отдел, а затем уже готовый проект бюджета обсуждается с руководителями всех служб. Принципиально одно: за процесс бюджетирования в целом должен отвечать один человек, который будет принимать окончательное решение по всем вопросам и разрешать возникающие проблемы. Руководство компании также должно разработать организационную структуру, определить и документально закрепить ответственность подразделений и лиц, отвечающих за их работу. Остановимся на общих требованиях к процессу формирования бюджетов.
1. необходимо определить общий порядок и правила формирования бюджета: на какой срок мы составляем бюджет, сроки и порядок его разработки, система контроля и т.д. Вся эта информация должна быть максимально детализирована и продумана до мелочей.
2. нужно
поставить конкретные цели, которые
преследует компания, составляя
бюджет. С одной стороны, эти цели
должны быть ориентированы на
достижение наилучшего
3. формируемые
бюджеты должны быть
4. бюджет
должен содержать только
Информация о работе Снижение затрат на производство продукции