Собственность в экономической системе общества и проблемы её реформирования в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 11:13, курсовая работа

Краткое описание

Предметом исследования является понятие собственности.
Для раскрытия темы работы были поставлены следующие задачи:
– исследование теоретических основ понятия собственности;
– анализ зарубежного опыта трансформации отношений собственности;

Содержание

Введение 5
1 Собственность: общетеоретический аспект 6
1.1 Сущность собственности как экономической категории 6
1.2 Многообразие форм собственности 8
2 Трансформация отношений собственности: методология и практика 10
3 Реформа собственности в Республике Беларусь: особенности, проблемы и пути их решения 16
Заключение 24
Список использованных источников 26

Вложенные файлы: 1 файл

моя курсовая.docx

— 60.15 Кб (Скачать файл)

В Германии (Восточной) приватизация каждого предприятия осуществляется по индивидуальной программе.

Причины, особенности, масштабы и итоги  проведения разгосударствления и приватизации в переходных экономиках постсоциалистических стран отличаются от таковых в  странах с традиционной и развитой рыночной  экономикой. Главная особенность  состоит в том, что в развитых рыночных странах приватизации подвергся  государственный сектор, составлявший от 30% до 50% их экономик (при этом частный  сектор традиционно составлял 50-70%), а в постсоциалистических странах  – до 95% собственности находилось в руках государства.

В Болгарии – существуют 3 формы  собственности на землю: государственная, общинная, гражданская.

В Германии – частная форма собственности  в сельском хозяйстве составляет около 10%, а крестьянские хозяйства  объединены в кооперативы.

В Китае землепользование отделено от землевладения. Основу составляют арендные отношения – более 96% всех субъектов  в сельхозпроизводстве работают на условиях аренды земли.

В США – примерно 30% составляет государственная форма собственности  на землю и 70% - частная, включая кооперативную [6, с.147].

Широкое распространение получила распродажа дочерних предприятий, принадлежащих  государственному головному предприятию. Приватизация привела к значительному  сокращению государственного сектора  экономики. Так, в странах, где влияние  государства наиболее значительное (Италия, Франция, Португалия), вклад  государственных предприятий в  экономику составляет от 18% до 24%. В  Великобритании этот показатель равен 8%. В результате приватизации создаются в основном смешанные государственно-частные предприятия. Происходит изменение в механизме финансирования предприятий. Если государственные предприятия в качестве источников финансирования используют резервы государственных банков, налоговые поступления, то после приватизации они переходят на активы частных банков, средства зарубежных инвесторов, частные инвестиции.

В Республике Беларусь приватизация осуществляется более медленными темпами  и в меньших масштабах по сравнению  с западноевропейскими и некоторыми бывшими социалистическими странами. Это объясняется умеренными темпами  реформирования нашей экономики [5, с. 148].

Таким образом, собственность как  экономическая категория есть система  отношений между людьми по поводу социального присвоения – отчуждения средств производства, и в первую очередь средств производства. Экономическая  теория выделяет субъекты и объекты  собственности. К субъектам относят  тех физических и юридических  лиц, между которыми возникают отношения  собственности. Их всех можно объединить в три большие группы: частные  лица, отдельные лица, которым принадлежат  предметы потребления, средства производства, другое имущество. Коллектив – это  объединение людей, которые совместно  владеют, распоряжаются и пользуются данным имуществом. Самым крупным  субъектом собственности является общество (государство), которое управляет  и распоряжается имуществом, принадлежащим  всем гражданам данной страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 РЕФОРМА СОБСТВЕННОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: ОСОБЕННОСТИ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

 

В Республике Беларусь как и в  большинстве стран бывшего СССР доминирующее значение имеет государственная  форма собственности. Однако на протяжении всего периода независимого существования  в стране предпринимались попытки  увеличения доли частной собственности  в структуре национальной экономики.

В собственности Республики Беларусь находится 13,5 млрд. акций 639 открытых акционерных  обществ, созданных в процессе приватизации объектов государственной собственности, или 77,8% от общего количества эмитированных  акций [ 7 ].

Формирование новых механизмов собственности – это прежде всего, проблема институциональная. Это значит, что основа решения проблемы –  сам человек, его интересы и ценностные установки, мотивы поведения, неписаные  правила морали и представление  о допустимых границах поведения. В  переходной экономике будет осуществляться в иррациональных формах в той  мере, в какой сохраняется доминирование  до конкурентной тоталитарной модели человека и его экономического поведения. Каковы субъекты экономических отношений, таковы и сами эти отношения.

Развития производительных сил  общества требуют в рамках продукционной  детерминации формирования отношений  собственности в направлении  создания многоукладной экономики  с мощным частным сектором и эффективным  государственным вмешательством. При  этом государственное вмешательство  в социально-экономические процессы должно обеспечивать паритет и компромисс интересов самых разнообразных  социальных групп [8,с.68-75] .

Рыночная экономика требует  того, чтобы предприятия как самостоятельные  субъекты хозяйствования несли полную ответственность за конечные результаты деятельности. В огосударствленной  же экономике фиктивному праву владения имуществом соответствует фиктивная  ответственность. Поэтому результаты убыточной работы перекладываются  на общество. Кроме того, рыночная и  огосударствленная экономика базируется на разных стимулах и мотивах деятельности. В первом случае движущим мотивом  являются экономические интересы субъектов,  реализующиеся  через механизм  конкуренции и ценообразования. Во втором, собственность функционирует  через административное принуждение  приказными методами.

Отсюда следует, что переход  от сложившейся в социалистических странах командно-административной экономике к рыночной может быть осуществлен только на базе перестройки  отношения собственности, а для  этого необходимо провести  разгосударствление экономики и приватизацию государственных  предприятий.

Разгосударствление предполагает изменение экономической роли и  функций государства, сокращение сферы  государственной регламентации  общественного производства, преимущественно переход от неэкономических к экономическим методам регулирования экономики.

Разгосударствление проводится с  целью преодоления монополии  государства, устранения существующего  в условиях административно-командной  системы отчуждения работника от средств и результатов производства и превращения его в реального  собственника, создания и развития конкурентных рыночных отношений [9,с.32-41].

Разгосударствление включает в  себя следующие основные направления:

• Сокращение доли госсектора в экономике  на основе приватизации государственных  и муниципальных предприятий;

• Уменьшение доли национального  продукта, перераспределяемого через  госбюджет;

• Коммерциализацию государственных  предприятий путем передачи им полной хозяйственной самостоятельности;

• Ликвидацию государственных монополий  внешней торговлю;

• Переход от централизованного  распределения материальных, финансовых и трудовых ресурсов к формированию рынков товаров, труда и капиталов 

Смена собственника путем продажи  или безвозмездной передачи объектов  хозяйственности другим экономическим  субъектам называется приватизацией.

В результате приватизации государство  полностью или частично утрачивает права владения, распоряжения и пользования  государственной собственностью, а  государственные органы утрачивают права управления ею.

Имеются различные пути передачи  прав собственности из рук государства  в руки частных лиц.  Весь спектр методов можно свести к двум моделям. Это широкомасштабная  массовая приватизация, предполагающая через  механизм бесплатной передачи госсобственности создание  «народного капитализма», и точечная приватизация гос. объектов инвесторам, выкуп имущества посредством  конкурсов, аукционов и тендеров, банкротство и другие формы продажи  собственности за деньги.

Главными целями приватизации являются:

- Формирование слоя частных собственников, содействующих формированию социально ориентированной рыночной экономики.

- Повышение эффективности работы предприятий.

- Социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств поступающих от приватизации.

- Содействие процессу стабилизации финансового положения в стране.

- Обеспечение конкурентной среды и содействие демонополизации народного хозяйства.

- Привлечение иностранных инвестиций.

- Создание условий и организационных структур для расширения масштабов разгосударствления.

Начало приватизации было положено в Великобритании правительством М. Тэтчер. Причина заключалась в  затруднительном  финансовом положении  государственных предприятий в  периоды  циклических кризисов 70-х  и 80-х годов. В западных странах  используют несколько способов приватизации:

1. Первый, самый распространенный  заключается в продаже

акций предприятия всем желающим;

2. Второй – в продаже частному  лицу или компании доли

капитала предприятия;

3. Третий способ связан с продажей  акций работникам

данного предприятия.

Широкое распространение получила распродажа дочерних предприятий, принадлежащих  государственному головному предприятию [10,с.28-30].

Приватизация привела к значительному  сокращению государственного сектора  экономики. Так, в странах, где влияние  государства наиболее значительное (Италия, Франция, Португалия), вклад  государственных предприятий в  экономику составляет от 18% до 24%. В  Великобритании этот показатель равен 8%. В результате приватизации создаются  в основном смешанные  государственно-частные  предприятия. Происходит изменение  в

механизме финансирования предприятий [11].

Развитие приватизационного процесса в Беларуси осуществлялось крайне неравномерно. Отсутствие правового поля приватизации обусловило ее низкие темпы в 1991-1992 гг. Начиная с 1993 г. этот процесс начал ускоряться, а с 1996 г. наблюдается постоянное снижение количества приватизированных предприятий. Поэтому приватизационный процесс в Беларуси можно разбить на три условных  этапа; 1991-1992 гг., 1993-1994 гг., с 1995 г.

Первый этап.

23.09.1991 г. Совет Министров Белорусской ССР принял Постановление № 360 «О разгосударствлении экономики и приватизации государственной собственности Республики Беларусь в 1991 г.», временный порядок разгосударствления и приватизации государственной собственности в Беларуси и 9 нормативно-методических приложений в виде самостоятельных положений. Они явились первыми документами по преобразованию государственной формы собственности, в которых был утвержден перечень объединений, предприятий и организаций, подлежащих разгосударствлению. В 1991 г. преобразовано 19 предприятий республиканской собственности и 42 предприятия коммунальной собственности. Из 61 предприятия 3 преобразованы в ОАО, а 58 государственных предприятий тем или иным способом выкуплены.

Постановлением Совета Министров  Республики Беларусь от 23.12 1991 г. № 486 были утверждены основные положения Программы разгосударствления экономики и приватизации государственной собственности на 1992 г. Согласно программе, приоритетной формой приватизации для небольших и технологически несложных предприятий считалась аренда с выкупом. Для объектов с небольшим производственным потенциалом рекомендовалось создание коллективных (народных) предприятий, а для крупных предприятий — ОАО.

Если в 1991 г. было преобразовано 61 предприятие, то в 1992 г. - уже 190, в том числе 33 предприятия республиканской и 158 — коммунальной собственности. 134 предприятия выкуплены трудовыми и арендными коллективами, 4 —преобразованы в акционерные общества и 52 - выкуплены по конкурсу. На первом этапе разгосударствление и приватизация осуществлялись «снизу», по инициативе трудовых коллективов, юридических и физических лиц. При этом преимущественное право на приобретение объектов государственной собственности предоставлялось трудовым коллективам. Комиссия по приватизации оценивала финансовое состояние и производственный потенциал и делала вывод о возможности приватизации, выборе способа необходимости реструктуризации, об использовании объектов социальной инфраструктуры. При оценке стоимости приватизируемого объекта предпочтение отдавалось затратным способам определения его цены [12,с.417].

Согласно законодательству, в Беларуси использовались следующие методы приватизации:

• преобразование предприятий в  ОАО;

• выкуп государственного арендованного  имущества арендным предприятием;

• выкуп государственного имущества  работниками предприятия;

• продажа по конкурсу;

• продажа на аукционе.

В 1991-1992 гг. наиболее популярными способами  приватизации являлись выкуп арендованного имущества арендными коллективами и выкуп государственного имущества трудовыми коллективами. Это связано с тем, что в 1991-1992 гг. денежные доходы предприятий и населения были еще достаточными для выкупа, а выкуп государственного имущества предоставлялся в рассрочку на три года (при уплате 30% стоимости имущества коллективы имели право осуществлять преобразование). Так, выкуп арендованного имущества арендными предприятиями в 1991 г. составлял 55,8%, в 1992 г. - 24,7%; выкуп государственного имущества работниками предприятий - соответственно 21,3 и 45,8%; а продажа по конкурсу - 18 и 27,4% [13,с.317].

Второй этап.

Активный процесс реформирования государственной собственности в Беларуси начался в 1993 г. после принятия законов «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» и «Об именных приватизационных чеках». Новые законы определили правовую базу трансформации собственности в стране, а к средствам для выкупа государственного имущества прибавились именные приватизационные чеки «Имущество» (ИПЧ «Имущество»). Беларусь, как и многие другие страны, сделала ставку на массовую чековую приватизацию. 50% государственной собственности предполагалось передать в частные руки путем оплаты приватизационными чеками. Кроме того, членам трудовых коллективов были установлены льготы при приобретении акций своих предприятий.

Информация о работе Собственность в экономической системе общества и проблемы её реформирования в Республике Беларусь