Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 17:44, дипломная работа
Цель работы – разработка системы мер по совершенствованию организационной структуры управления энергокомплекса на примере РУП «Гомельэнерго».
Объект исследования – производственнохозяйственная деятельность РУП «Гомельэнерго».
Предмет исследования – организационная структура управления энергокомплексом.
Введение 11
Теоретические основы организационной структуры управления производством на предприятии 14
Основные факторы, определяющие тип, сложность и
иерархичность организационной структуры 14
Классификация типов структуры управления организацией 20
Организация реструктуризации предприятия 33
Анализ организационной структуры управлением производством в РУП «Гомельэнерго» 41
Краткая характеристика производственно - экономической деятельности РУП «Гомельэнерго» 41
Анализ структуры управления производством в РУП «Гомельэнерго» 58
Необходимость реструктуризации энергокомплекса 63
Основные направления совершенствование организационной
структуры управления в РУП «Гомельэнерго» 71
Стратегия совершенствования структуры управления энергокомплексом 71
Обоснование предложений по совершенствованию структуры управления 75
Заключение 83
Список использованных источников 87
Начинает отрабатываться механизм взаимодействия РУП «Высоковольтные сети», предлагающего услуги по передаче электроэнергии, с РУП «Оператор рынка» как посредником между поставщиками и покупателями электроэнергии.
На оптовом рынке электроэнергии появляются в качестве поставщиков независимые энергопроизводители.
На третьем этапе (Рис.3.3) концерн «Белэнерго» преобразуется в республиканский холдинг - РАО «Белэнерго» путем выделения филиалов (электростанций), входящих в состав концерна, в самостоятельные акционерные общества, контрольный пакет акций в уставном фонде которых будет принадлежать основному акционерному обществу - РАО «Белэнерго». Уставной фонд РАО «Белэнерго» формируется за счет активов концерна и контрольного пакета акций акционированных электростанций. Взаимоотношения РАО «Белэнерго» с дочерними АО регулируются в соответствии с их учредительными документами. Министерство энергетики осуществляет владельческий контроль за деятельностью акционерных обществ.
РУП «ОДУ» как технический оператор системы, РУП «Оператор рынка» как коммерческий оператор системы, деятельность которых должна находиться в монополии государства, сохраняют свой статус юридических лиц и становятся предприятиями Министерства энергетики Республики Беларусь.
Акционируются РУП «Облэнерго», а также некоторые другие республиканские унитарные предприятия, включенные Министерством энергетики в перечень предприятий, подлежащих акционированию. Решается вопрос о преобразовании АО «Облэнерго» в дочерние акционерные общества РАО «Белэнерго».
Рис.3.3 Реструктуризация. Этап 3.
Выделяются из состава РУП «Облэнерго» подразделения Энергонадзоров и на их основе создается РУП «Энергонадзор».
Устанавливаются порядок и сроки привлечения инвесторов, исходя из параметров, заложенных в проектах создания акционерных обществ.
Происходит совершенствование структуры АО «Облэнерго» (Приложение Е), в том числе разгосударствление, распределительных сетей, преобразование крупных электростанций в унитарные предприятия акционерных обществ или выделение их из состава обществ и преобразование в самостоятельные организации. Не исключены варианты преобразования отдельных АО «Облэнерго» в областные энергохолдинги. Районы электрических сетей преобразовываются в ОА или УП «Электрические сети». Теплоэлектро централи преобразуются в ОА или УП «Электростанция». Тепловые сети и котельные преобразуются в ОА или УП «Тепловые сети». Предприятия Электрических сетей (ПЭС) преобразуются в АО по ремонту и наладке.
Происходят укрепление и расширение республиканского оптового рынка электроэнергии и мощности, с развитием акционерных структур, распределительных сетей и местных энергоисточников формируются и активно развиваются розничные рынки электроэнергии.
Реформирование отраслей ТЭК направлено на усиление роли рыночных отношений между юридическими лицами при сохранении их управляемости.
Схема реформирования отрасли должна основываться на следующих концептуальных принципах:
В процессе реструктуризации отрасли планируется создание следующих субъектов и инфраструктуры энергетического рынка:
Это позволит ввести стимулы для повышения эффективности и создания конкуренции в электроэнергетике, создать условия для привлечения инвестиций в целях обновления и развития основных фондов отрасли, достигнуть прозрачности затрат и финансовых потоков в сфере производства, передачи, распределения и сбыта электроэнергии.
В рамках совершенствования организационной структуры одними из приоритетных должны стать вопросы создания совместных предприятий, и в первую очередь с поставщиками ТЭР из России.
Заключение
За 2005 год выработка электроэнергии снизилась на 197 млн. кВтч. Это связано с тем, что потребление электроэнергии снизилось на 492, млн. кВтч.
Уровень оплаты за электроэнергию составляет более 100%, хотя и снизился с 100,8% до 100,6%, при этом денежными средствами оплачено 92,7%.
Рентабельность от реализации электроэнергии возросла с 55,6% до 61,1%.
Отпуск тепловой энергии увеличился на 446,1 тыс. Гкал., при этом убытки от реализации тепловой энергии возросли с 32451 до 98818 млн.руб. Производство тепловой энергии по прежнему не рентабельно.
Балансовая прибыль снизилась на 19681 млн. руб. Это связано с не запланированным ростом цен на энергоносители и принятием на свой баланс двух убыточных сельхозпредприятий, за не полный год ставшие рентабельными.
Продолжается негативная тенденция старения основных фондов, хотя за последний год ситуация немного улучшилась. Более 50% изношены сооружения, передаточные устройства, машины и механизмы, транспорт, инструмент и инвентарь.
Возросли капитальные вложения производственного назначения. В 2002г. было освоено 31.6 млрд.руб., в 2003г. 44.3млрд.руб., в 2004г. 86223млрд.руб., в 2005г. 87346млрд. руб., в 2006г. планируется освоить 90171млрд. руб.
Анализ структуры баланса показал, что финансово – хозяйственная деятельность РУП «Гомельэнерго» осуществлялась в условиях обеспеченности собственными оборотными средствами, для ведения хозяйственной деятельности, однако предприятие считается устойчиво неплатежеспособным, так как у него в течение последних четырех кварталов неудовлетворительная структура баланса. Основными причинами этого является:
-рост незавершённых
-рост производственных
запасов
-рост курса доллара.
Согласно произведённым экономическим расчётам коэффициентов платёжеспособности предприятие РУП «Гомельэнерго» не считается потенциальным банкротом.
На конец 2005г. по сравнению с началом года коэффицент текущей ликвидности снизился с 1,11 до 1,08, коэффициент обеспеченности собственными средствами снизился с 0,107 до 0,08, коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами снизился с 0,147 до 0,1. Всё это свидетельствует о неудовлетворительной тенденции в экономике предприятия, хотя эти коэффициенты пока ещё выше среднего по концерну «Белэнерго».
Существующая в РУП «Гомельэнерго» управленческая вертикаль позволяет оперативно и эффективно выполнять задачи по энергообеспечению субъектов хозяйствования и населения. Однако централизованное управление электроэнергетикой не обеспечивает необходимого развития энергосистемы в части реконструкции и модернизации основных фондов, строительства и ввода новых генерирующих и передающих мощностей, не создает экономических стимулов к повышению эффективности отрасли и ее предприятий. Кроме того, не отвечает стратегической линии Республики Беларусь на создание единого экономического пространства с Российской Федерацией.
Директивой ЕЭС от 1997 г. предписывается всем странам Восточной Европы осуществить либерализацию электроэнергетики. Реструктуризация как раз и представляет собой элемент либерализации, под которой в общем случае понимается:
1.Свободный доступ
производителей энергии на
2.Свободный доступ потребителей к оптовому рынку электроэнергии.
3.Свободный выбор
потребителем электроэнергии
4.Применение
свободных цен на
Разделение трех видов деятельности отрасли «Электроэнергетика» на производство, передачу, распределение и сбыт электроэнергии - первый шаг рыночного реформирования энергетики во всех странах. В краткосрочной перспективе такое разделение с предоставлением энергетическим предприятиям юридической и хозяйственной самостоятельности создает их заинтересованность в результатах производственно-хозяйственной деятельности и ответственность за них, позволяет получить экономические стимулы к снижению издержек и повышению эффективности работы энергопредприятий. Достигается прозрачность финансовых потоков и финансового состояния предприятий, что может служить фактором привлечения инвесторов и обновления основных производственных фондов.
На основании исследования в данной выпускной квалификационной работе проблем организационной структуры управления энергокомплекса на примере РУП «Гомельэнерго» перед энергетиками РБ сегодня стоит основная задача – реорганизация отрасли с выделением отдельных структур по выработке, передаче, распределении и сбыту энергии, преобразовав их в сетевые структуры. Для этого необходимо:
Исходя из вышесказанного, можно сделать главный вывод: внедрение новейших технологий на объектах РУП «Гомельэнерго», хотя и потребуют значительных финансовых средств, необходимо выполнить в ближайшие годы. Это позволит уменьшить затраты на производство и передачу электрической и тепловой энергии, значительно сократить обслуживающий персонал, убрав дублирующие уровни управления и малоэффективные штабные полномочия, что позволит в конечном итоге снизить тарифы на электрическую и тепловую энергию, и существенно повысить уровень жизни народа Республики Беларусь.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 |
Агеев А. В. Итоги работы Министерства Энергетики РБ за 2005г.// Энергетика Беларуси. – 2006. – 7 фев.- с.1-8 |
2 |
Антонова Н. Б. Государственное регулирование экономики. – Мн.: «Академия управления при Президенте РБ», 2002. – 775с. |
3 |
Атаманчук Г. В. Теория государственного управления. – М.: «Юридическая литература», 1997. – 400с. |
4 |
Брасс А. А. Менеджмент: Основные понятие, виды, функции. – Мн.: ООО «Мисанта», 2002. – 211с. |
5 |
Герчикова И. Н. Менеджмент. М.: «ЮНИТА -ДАНА»,2005. – 511с. |
6 |
Гончаров В. И. Менеджмент. – Мн.: ООО «Мисанта», 2003. – 624с. |
7 |
Кабушкин Н. И. Основы менеджмента. – М.: ООО «Новое знание», 2005. – 336с. |
8 |
Князев С. Н., Кремень М. А. Термины и понятия в системах управления. - Мн.: «Академия управления при Президенте РБ», 2004. – 102с. |
9 |
Панкевич С. П. Методика экономического анализа деятельности предприятия // «Вестник – ИНФО». – 2005. - №12. – с. 44-51; №13. – с. 60-63; №14. – с. 62-64; №15. – С. 89-92; №16. – С. 61-65. |
10 |
Пелих С. А. Производственный менеджмент. Управление предприятием. – Мн.: «БГЭУ», 2003. – 555с. |
11 |
Портер М., Такеути Х., Сакакибара М. Японская экономическая модель – М.: «Альпина Бизнес Букс», 2005. – 262с. |
12 |
Радиевский М. В. Организация производства на промышленных предприятиях / Учебное пособие. – Мн.: ЗАО«Маркетингфонд», 2001. – 264с. |
13 |
Сорокин А. П. Производственный менеджмент: Курс лекций. – Мн.: «Академия управления при Президенте РБ», 2003. – 316с. |
14 |
Суша Г. З. Экономика предприятия. – Мн.: ООО «Новое знание», 2003. – 384с. |
15 |
Уварова Г. В. Стратегия реструктуризации предприятий.: НПЖ «Финансы. Учёт. Аудит», 1997. – 182с. |
16 |
Чернухин А. А., Флаксерман Ю. Н. Экономика энергетики СССР. – М.: «Энергоатомиздат», 1985. – 416с. |
17 |
Янчевский В. Г., Седегов Р. С., Кривцов В. Н. Теория системного менеджмента. – Мн.: «Академия управления при Президенте РБ», 2001. – 391с. |
Информация о работе Совершенствование организационной структуры управления энергокомплекса