Совершенствование организационной структуры управления энергокомплекса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 17:44, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы – разработка системы мер по совершенствованию организационной структуры управления энергокомплекса на примере РУП «Гомельэнерго».
Объект исследования – производственнохозяйственная деятельность РУП «Гомельэнерго».
Предмет исследования – организационная структура управления энергокомплексом.

Содержание

Введение 11
Теоретические основы организационной структуры управления производством на предприятии 14
Основные факторы, определяющие тип, сложность и
иерархичность организационной структуры 14
Классификация типов структуры управления организацией 20
Организация реструктуризации предприятия 33
Анализ организационной структуры управлением производством в РУП «Гомельэнерго» 41
Краткая характеристика производственно - экономической деятельности РУП «Гомельэнерго» 41
Анализ структуры управления производством в РУП «Гомельэнерго» 58
Необходимость реструктуризации энергокомплекса 63
Основные направления совершенствование организационной
структуры управления в РУП «Гомельэнерго» 71
Стратегия совершенствования структуры управления энергокомплексом 71
Обоснование предложений по совершенствованию структуры управления 75
Заключение 83
Список использованных источников 87

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом2.doc

— 1.40 Мб (Скачать файл)

2.Сохранение структуры, способной обеспечить единую техническую и экономическую политику в отрасли «Электроэнергетика», управляемость национальной энергосистемой - о необходимости этого свидетельствует опыт Казахстана, Украины, России и других стран СНГ, в которых в некоторые периоды была частично утеряна управляемость энергосистемой и отраслью. Такой структурой в нашей стране может и должен стать концерн «Белэнерго».

3.Недопущение поспешности в процессах акционирования и приватизации энергетических объектов, необходимость управления этими процессами и их контроля со стороны государства - об этом также свидетельствуют результаты реформ в Казахстане, на Украине, в России и др.

4.Важность совершенствования системы подготовки кадров всех уровней в области энергетики в связи с реформированием электроэнергетического сектора экономики. В Республике Беларусь должна быть создана многоуровневая система обучения знаниям рыночной энергетики с учетом изменения кадровой структуры в реформированной энергетике. Назначение такой системы - во-первых, создание профессиональной подготовленности для реализации реформ и работы в послереформенный период и, во-вторых, создание психологической настроенности на созидательное начало в осуществлении реформ. Это необходимо для получения положительных результатов.

5.Вопросы реформирования и реструктуризации должны быть увязаны с разработкой стратегического развития отрасли (диверсификацией топливно-энергетических ресурсов, прогнозированием энергопотребления, развитием генерирующих и передающих мощностей и т.д.) - важный урок существующего опыта.

6.Организация работы по преодолению институциональных барьеров и подготовке общественного мнения по правильному восприятию предпринимаемых шагов реформы имеет особое значение в связи с тем, что как всякий процесс, тем более осуществляемый впервые в конкретных условиях, процесс реструктуризации, кроме положительных эффектов, может привести к некоторым негативным последствиям. Задача заключается в их предупреждении и минимизации.

Экспертный анализ опыта реструктуризации энергокомплекса других стран и объективных условий Республики Беларусь приводит к следующим выводам:

  • Для успешного хода реформ необходимо принятие активных мер как внутри, так и вне отрасли по решению проблем энергетики: непла-тежей, обеспечения денежных расчетов, приведения тарифов за энергетическую продукцию в соответствие общественно необход-имым затратам, ликвидации перекрестного субсидирования, погаше-нию либо реструктуризации долгов. Однако было бы идеализацией и ошибкой ожидать полного решения этих проблем, чтобы приступить к реформированию отрасли. Целесообразной представляется стратегия комплексного подхода. Его суть заключается в учете указанных проблем при выборе тактики реструктуризации, одновременном осуществлении мер по их решению и первых шагов реформы.
  • Параллельно с поэтапным формированием рыночных структур в электроэнергетике необходимо создавать законодательно-нормативную базу, разработка и принятие элементов которой должны упреждать соответствующие шаги реформирования. Поэтому целесо-образно, чтобы шаги первого этапа реструктуризации соответствовали действующим сегодня нормативно-правовым актам Республики Бела-русь.
  • Сегодня республиканский оптовый рынок электроэнергии и мощности не может рассматриваться как механизм конкуренции, однако, его структура может формироваться по общепринятым принципам и служить основной базой для создания эффективного механизма снижения издержек в сфере производства, передачи, распределения электроэнергии и улучшения финансового состояния отрасли. Возможность использования оптового рынка в качестве механизма конкуренции потребует значительного времени и финансовых ресурсов на развитие системы. Например, должны быть обеспечены такие условия, как превышение экономически выгодных предложений над спросом за счет собственных мощностей белорусской энергосистемы, наличие достаточных передающих мощностей, создание условий для перехода от конкуренции электростанций по топливной составляющей к конкуренции по полным затратам с выводом из эксплуатации неэкономичных мощностей. Вслед за республиканским оптовым рынком постепенно следует начинать формирование областных розничных рынков.

Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2005г. №339 утверждены Концепция энергетической безопасности, повышения энергетической независимости Республики Беларусь и Государственная комплексная программа модернизации основных производственных фондов Белорусской энергетической системы, энергосбережения и увеличения доли использования в республике собственных топливно-энергетических ресурсов на 2006 – 2010гг.


Государством установлен жесткий контроль над темпами роста цен и тарифов на энергоресурсы. В этой связи вопрос снижения себестоимости реализации 1 тыс. куб. метров газа, выработки 1 киловатт-часа электроэнергии и гигакалории тепла выходит на первое место.

3. Основные направления совершенствования организационной структуры управления в РУП «Гомельэнерго»

 

3.1. Стратегия совершенствования  структуры управления энергокомплекса

 

Основная задача реструктуризации электроэнергетики республики заключается в приведении структуры управления и хозяйствования в отрасли в соответствие с формирующимися социально-экономическими и имущественными отношениями в республике, в повышении эффективности производства и на этой базе поддержании тарифов на уровне, обеспечивающем конкурентоспособность белорусской продукции.

Реструктуризация энергокомплекса РБ основывается на следующих концептуальных принципах:

  • постепенность и поэтапность реформирования при доминанте решения текущих проблем отрасли;
  • корректировка действий на основе мониторинга результатов;
  • единая техническая и финансово-экономическая политика в отрасли;
  • единое оперативно-диспетчерское управление;
  • разделение функций производства, передачи, распределения и сбыта электроэнергии;
  • монополия государства на диспетчеризацию, системообразующие и транзитные сети;
  • юридическая и хозяйственная самостоятельность предприятий при сохранении государственного регулировании отдельных видов деятельности;
  • принадлежность государству основного акционерного капитала.

 

 

Справочно:

Функциональные зоны отрасли «Электроэнергетика»

Степень возможности развития конкуренции с целью оптимизации функционирования отрасли

1 Теплоснабжение

Слабоконкурентная область.

Значительное государственное влияние и монополизация

2 Производство энергии

Конкурентная область.

Ограничения из-за значительного удельного веса ТЭЦ.

3 Ведение режима и поставки  аварийной пиковой, дополнительной  мощности (энергии) и оперативная  компенсация небалансов, связанных  с отклонениями частоты

Высококонкурентная область активной коммерческой деятельности.

 К ней относятся также системы коммерческих АЧР, САОН, договорных графиков ограничений и другие формы управления нагрузкой.

4 Передача энергии по межсистемным  электрическим сетям

В рамках электроэнергетики - неконкурентная область.

 Конкуренцию составляет  транспорт топлива - трубопроводный, железнодорожный, морской, передача по электрическим сетям сопредельных территорий или государств Ценовые тенденции определяют перспективы развития и конкурентоспособность одних по сравнению с другими.

5 Передача и распределение энергии

Неконкурентная область.

6 Управление и эксплуатация объектов  электроэнергетики

Допустима конкуренция среди специализированных в данной области компаний, действующих по доверенности собственника объекта в целях достижения максимальной эффективности.

7. Ремонтные работы

Потенциально высококонкурентная область, кроме уникальных работ и поставок запасных частей, привязанных к производителю оборудования.

8. Сбыт электроэнергии

Конкурентная область для профессиональных посредников и потребительских объединений в зависимости от концепции сбыта и управления энергоснабжающей организацией.

9 Управление оптовым рынком

Целесообразно единоначалие при эффективном контроле государства.

10. Учет и контроль

Конкурентная область.

Известна положительная практика специализированных организаций по достоверному учету, контролю и аудиту деятельности крупных вертикально интегрированных предприятий с использованием программно-технических средств и систем обучения персонала.

11. Организация процесса финансирования  текущей и инвестиционной деятельности

Целесообразно привлечение внешних и/или подконтрольных специализированных структур, способных организовывать и осуществлять финансирование деятельности со средним, текущим и длительным инвестиционным циклом.

12. Строительство и монтаж объектов энергетики

Конкурентная область, кроме уникальных случаев.

13 Поставка оборудования и запасных  частей

Ограниченность конкуренции в связи с привязкой к производителю оборудования. Выбор в части потребительских характеристик оборудования, условий поставок и вариантов финансирования.

14 Научно-исследовательские, проектно-исследовательские, опытно-конструкторские работы

Конкурентная область. Часть работ ориентирована на долговременное сотрудничество, единственного заказчика и требует уникального опыта.


Социально-экономическая эффективность реформ будет иметь место для страны в целом, для предприятий энергокомплекса, для всех групп потребителей, в том числе для населения.

Результаты реформирования электроэнергетики зависят от многих факторов, основными из которых являются:

  • своевременность и поэтапный порядок проведения реформы;
  • коррекция выбора пути реформирования после проведения каждого этапа;
  • своевременная разработка нормативной правовой базы.

В таблице 3.1 представлена дифференциация целей реформирования по уровням интересов (общенациональный, отраслевой, потребители) и по времени достижения (кратко-, средне-, долгосрочные).             

                                                                                               Таблица 3.1.

Цели реформирования отрасли «Электроэнергетика»

Дифференциация по уровням интересов

1. Общенациональный:

    • энергетическая безопасность;
    • выполнение государственной политики повышения энергоэффективности;
    • надежное и качественное энергоснабжение:
    • создание единого рынка электроэнергии и мощности Беларуси и России;
    • создание условий интеграции белорусской электроэнергетики в европейские энергетические структуры.

2. Отраслевой:

  • финансовое оздоровление энергетических предприятий;
  • решение проблемы неплатежей;
  • привлечение инвестиций в отрасль.

3. Потребители:

  • надежное энергоснабжение;
  • тарифы, обеспечивающие конкурентоспособность продукции предприятий;
  • высокий уровень сервиса энергообслуживания.

Дифференциация по срочности

Краткосрочные:

  • разрешение текущих проблем отрасли;
  • повышение эффективности отрасли (снижение издержек);
  • привлечение инвестиций (прозрачность финансового состояния предприятий).

Среднесрочные:

  • государственное регулирование отрасли;
  • создание условий конкуренции в энергопроизводстве;
  • сохранение монополии на передачу, импорт-экспорт, диспетчеризацию.

Долгосрочные:

  • энергетическая безопасность страны;
  • дальнейшее повышение эффективности отрасли;
  • рост объема инвестиций;
  • единый рынок электроэнергии и мощности Беларуси и России;
  • участие в европейском рынке электроэнергии.

 

Основные причины, определяющие сегодня сложную обстановку в энергетическом комплексе РБ:

  • наличие проблемной, зачастую нереальной к взысканию, дебиторской задолженности потребителей за отпущенную энергию;
  • предоставление по решению Правительства отсрочек на длительный срок по погашению задолженности за энергию ряду субъектам хозяйствования;
  • установления льготных уровней тарифов отдельным категориям потребителей;
  • отсутствие конкурентной среды и разделения на отдельные стадии производства, передачи и распределения энергии не позволяет достичь максимальных результатов по снижению издержек;
  • отсутствие инвестиционной привлекательности.

Вышеуказанные причины «вымывают» оборотные средства, амортизационные отчисления, средства инновационного фонда, средства выделенные на капитальный ремонт основных промышленно-производственных фондов и приводят к необходимости привлечения значительного объема кредитных ресурсов под закладку мазута и расчетов за энергоносители, а также не дает возможности в полной мере осуществить подготовку оборудования к работе в осеннее - зимний период и ставит под угрозу выполнение программы технического перевооружения и реконструкции отрасли.

 

 

3.2. Обоснование предложений по совершенствованию структуры управления

 

Основная цель структурной перестройки энергетического комплекса Республики Беларусь состоит в создании условий для стимулирования снижения затрат на производство, транспорт и потребление энергоресурсов, а также привлечения инвестиций в целях своевременного обновления и модернизации основных фондов энергетических предприятий. Достижение целей структурной перестройки должно обеспечиваться путем изменения имущественных отношений в энергетике, реорганизации органов управления и предприятий топливно-энергетического комплекса (ТЭК) для формирования конкурентной среды в сфере поставок, производства и распределения энергетических ресурсов. Процессы преобразования должны протекать при сочетании этапов и шагов по предоставлению полной экономической самостоятельности предприятиям и мер прямого государственного регулирования, контроля деятельности естественных монополий для сохранения технологической целостности и управляемости ТЭК.

В данной работе приведены три этапа реструктуризации. Следует обратить внимание на возможность совпадения во времени некоторых этапов и шагов реформы.

На первом этапе передаются в ведение концерна крупные конденсационные электрические станции: Лукомльская ГРЭС (2405МВт), Березовская ГРЭС (930МВт) и Минская ТЭЦ-5 (330МВт) с сохранением за ними статуса филиалов, обладающих хозяйственной самостоятельностью. Этот шаг имеет целью отделение от РУП «Облэнерго» части генерации электрической энергии (47.13% установленной мощности энергосистемы) от других видов деятельности электроэнергетики, создание для РУП «Облэнерго» примерно равных условий купли-продажи электроэнергии, а также создание относительно одинаковых конкурентов-поставщиков на оптовый рынок электроэнергии и мощности.

Готовятся предложения по формированию нормативной правовой базы функционирования оптового рынка электроэнергии.

В рамках концерна «Белэнерго» создаются и отрабатываются экономические механизмы взаимоотношений концерна (продавец электроэнергии), РУП «Облэнерго» (покупатели электроэнергии) и РУП «ОДУ» (технический оператор системы).

Строится система обучения персонала и осуществляется подготовка кадров для работы в условиях рынка и обеспечения его функционирования.

На рис.3.1 приведен первый этап реструктуризации .


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.3.1. Реструктуризация. Этап 1.

С целью подготовки на следующем этапе реформирования отделения функции передачи электроэнергии от функций ее генерации и сбыта, как потенциальных сфер конкуренции в энергетике, и сохранения монополии государства на системообразующие и транзитные сети предоставляется статус филиалов РУП «Облэнерго» их службам высоковольтных сетей. На базе филиалов электрических сетей создаются Высоковольтные РЭС (Приложение Д). Цель этого шага - обеспечить упорядочение и отделение активов указанных подразделений, а также урегулирование технических и социальных вопросов.

На втором этапе (Рис 3.2) на базе «Центра расчета за перетоками» концерна «Белэнерго» образуется подразделение «Оператор рынка» как коммерческий оператор системы со статусом филиала концерна. Формируются штаты, техническое и информационно-программное обеспечение этого подразделения. После чего образуется РУП с одноименным названием, т.е. функции коммерческого оператора создаваемого республиканского оптового рынка электроэнергии и мощности будет выполнять государственное предприятие, обладающее юридической и хозяйственной самостоятельностью.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.3.2 Реструктуризация. Этап 2.

Филиалы «Высоковольтные сети» РУП «Облэнерго» преобразуется в самостоятельное предприятие РУП «Высоковольтные сети» с передачей его в ведение концерна «Белэнерго». Введение РУП «Высоковольтные сети» передаются филиалы «Высоковольтные сети» всех РУП «Облэнерго». Создание единой структуры в рамках концерна, кроме отделения функций передачи и импорта-экспорта электроэнергии от функций распределения и сбыта, позволяет на более высоком уровне с учетом специфики высоковольтных сетей осуществлять их развитие и эксплуатацию.

Внедряются основные нормативно-законодательные акты по функционированию оптового рынка электроэнергии и мощности. На этом этапе уже могут начать функционировать механизмы долгосрочных и краткосрочных контрактов на поставки электроэнергии и мощности между субъектами рынка, т.е. начать работать контрактный рынок. Кроме этого ведется работа над созданием механизма и правил торговли оптового рынка.

Информация о работе Совершенствование организационной структуры управления энергокомплекса