Совершенствования и особенности, зарубежный опыт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 18:53, курсовая работа

Краткое описание

Под рыночной структурой принято понимать совокупность множества специфических признаков и черт, отражающих особенности организации и функционирования того или иного отраслевого рынка. Понятие рыночной структуры отражает все аспекты рыночной среды, в рамках которой действует фирма, — это количество фирм в отрасли, число покупателей на рынке, особенности отраслевого продукта, соотношение ценовой и неценовой конкуренции, рыночная власть отдельного покупателя или продавца и т. п. Теоретически рыночных структур может быть большое количество.

Содержание

Введение…………………………………………………………..3
Сущность и черты рыночной структуры…………………….7
1.1 Понятие рыночной структуры..…………………………7
1.2 Типы рыночных структур…….…………………………9
Анализ рыночной структуры Республики Беларусь………..12
2.1 Характеристика типов рыночных структур в Республике Беларусь…………………………….………………………….12
2.2 Особенности модели рыночной экономики в Республике Беларусь ……………………………………………………….14
Совершенствования и особенности, зарубежный опыт……16
3.1 Сомнительнанализ……..………………………………..16
3.2 Опыт зарубежных стран………………………………...20
Заключение……………………………………………………….23
Список использованной литературы…………………………...26

Вложенные файлы: 1 файл

Типы рыночных структур в РБ.docx

— 64.75 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Анализ рыночной структуры Республики Беларусь
    1. Характеристика типов рыночных структур в Республике Беларусь

 

В принципиальном плане социальная ориентация рыночного хозяйства  в Беларуси предполагает смягчение  негативных черт чистого рыночного  хозяйства – безработицу, социальное и имущественное расслоение населения, безразличие к экологически вредным  производствам и др. Реализация этих принципов осуществляется на конституционной  основе, путем принятия необходимой  системы законов и при активном участии демократического правового  государства.

Белорусская модель развития формируется в течение последних  лет с началом перехода от командно-административной системы к рыночным отношениям. И  хотя она находится на начальном (в историческом измерении) этапе  своего становления, но уже сегодня  достаточно ясно в ней проступают те компоненты и характеристики, которые  определяют ее общность с рыночными  и переходными к рынку моделями экономики и одновременно ее специфику, отражающую белорусский путь к общим  целям мировой цивилизации.[14]

В основу построения социальной рыночной экономики Беларуси положены такие общепризнанные подходы, как: создание правовых гарантий личных прав и свобод граждан, обеспечение приоритетного  стремления человека к приумножению личного благосостояния своим трудом; создание системы сильной социальной защиты; обеспечение свобод предпринимательства  и либерализация всех различных  сфер экономической деятельности в  рамках, не противоречащих устойчивому  развитию; развитие конкурентной среды и противодействие недобросовестной деятельности на рынке; равное и единое отношение ко всем формам собственности; создание равных благоприятных условий жизнедеятельности населения на всей территории страны; содействие международному разделению труда и поддержке продвижения белорусских товаров и услуг на мировой рынок; рациональное вмешательство государства в экономические процессы – применение методов прямого государственного регулирования только в тех сферах, где рыночная саморегуляция неэффективна или рыночные критерии принципиально неприемлемы; развитие финансовой и кредитно-денежной системы в направлении максимального обеспечения ей роста социально-экономической эффективности народного хозяйства; создание механизмов ускоренного научно-технического развития страны и привлечения внешних и внутренних инвестиций; проведение глубокой коммерциализации и реструктуризации предприятий; обеспечение экономической безопасности страны путем последовательного создания системы защиты национальных экономических интересов.

Развитие идеи социальной ориентации белорусской экономики  получило в НСУР – 2005 и в НСУР – 2010. В ней увязывается достижение целей устойчивого развития с  необходимостью решения экологических  проблем в Беларуси, что обусловлено  тем, что к началу экономических  реформ экономика Беларуси оказалась  с деформированной производственной структурой, изношенными основными  фондами и экологически вредными технологиями.[9]

Этот документ содержит постановку проблем и определяет цели и приоритеты долгосрочного социально-экономического развития, потенциал и средства их реализации, дает научно-обоснованные рекомендации правительству, неправительственным  структурам, общественным организациям, которые должны их учитывать при  принятии и реализации решений.

Наиболее важной идеей  НСУР – 2010 является признание социально  ориентированной модели рыночной экономики  в качестве системного условия устойчивого  развития. В данном документе особенно глубоко и разносторонне раскрыта роль государства в социально  ориентированной рыночной экономике.

Перед государственными органами управления ставятся такие крупные  цели, как обеспечение роста благосостояния народа, финансовой стабилизации, высокой  занятости, благоприятности для  жизни окружающей среды. При этом указывается, что в условиях переходного  периода к рынку роль государства  не снижается. Для обеспечения устойчивого  развития страны свое функционирование государство должно направлять на слежение за социальными, экологическими и экономическими индикаторами, на смягчение возникающих  негативных явлений и процессов, на содействие экономическому и социальному  развитию в целях обеспечения  потребностей нынешних и будущих  поколений населения Беларуси при  обязательном учете интересов других государств.

 

    1. Особенности модели рыночной экономики в Республике Беларусь

 

Каждая страна стремится  к общим целям развития цивилизации, но идет к ним своим путем, исходя из национальных интересов, постоянно  действующих и долговременных факторов (территории, населения, природных ресурсов, климата и др.), исторического  пути, особенностей культуры, традиций, обычаев, психического склада, типа мировосприятия, или менталитета, народа, а также  общей стратегии развития.

Нужно отметить, что существующие рыночные системы и направленность их развития зависят:

  • от географического положения;
  • от наличия природных ресурсов;
  • от исторических условий развития;
  • от традиций населения и его обычаев;
  • от уровня развития производительных сил;
  • от социальной направленности общества.

Во всех странах имеются  свои подходы, отличительные особенности  рыночных условий хозяйствования.

Вместе с тем во всех рыночных моделях есть общие черты, к числу которых относятся:

  • наличие многообразных форм собственности;
  • преобладание свободных цен на товары и услуги;
  • развитая система свободной конкуренции;
  • распространение предпринимательской деятельности;
  • определенная система государственного регулирования экономики.

Белорусская модель экономического развития строится на научно обоснованном соотношении принципов рыночных отношений и государственного регулирования. Ее главная цель – постоянный и  устойчивый рост благосостояния граждан, повышение качества жизни всех слоев  населения. Одним из направлений  устойчивого развития Республики Беларусь в мировой экономике является создание и развитие свободных экономических  зон (СЭЗ). Совершенствование их деятельности необходимо осуществлять с учетом приоритетов  структурно-инвестиционной политики, создания полюсов ускоренного роста  путем привлечения иностранных  инвестиций, стимулирования развития экспорта и импортозамещающих производств, внедрения современных технологий и новых' методов хозяйствования. Их создание и функционирование связывается  с либерализацией и активизацией внешнеэкономической деятельности, отработкой рыночной модели развития, обеспечением благоприятных условий  для экономического развития регионов страны, созданием новых рабочих  мест, ускорением научно-технического прогресса.

Мировая практика свидетельствует, что удельный вес добавленной  стоимости в сфере услуг существенно  выше, чем в промышленности и сельском хозяйстве. В республике этот показатель составляет 63-65%, в промышленности - 27~28, сельском хозяйстве - 36-39%.

Учитывая, что в реальном секторе экономики  в основном исчерпаны возможности  наращивания производства за счет экстенсивных факторов, в предстоящем необходимо обеспечить модернизацию экономики путем внедрения современных ресурсо- и энергосберегающих технологий, максимального использования интеллектуального ресурса страны на основе всестороннего гармоничного развития человека [9].

Цели  и задачи экономического развития Республики Беларусь  определены на основании  анализа ее экономического положения, тенденций мирового развития, прогнозных показателей экономического роста  соседних государств – основных торговых партнеров Беларуси, и прежде всего  Российской Федерации, Казахстана, Украины, а также стран ЕС и других региональных интеграционных образований [4].

Главная цель экономического развития РБ –  дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения на основе повышения  конкурентоспособности экономики, создания государства, удобного для  людей.

Для ее достижения необходимо обеспечить:

  • рост реальных денежных доходов населения, в том числе заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и других социальных выплат;
  • работу органов государственного управления в интересах человека с целью удовлетворения его потребностей;
  • благоприятные условия для интеллектуального, творческого, трудового, профессионального и физического совершенствования человека;
  • опережающее развитие сферы услуг, и прежде всего образования, здравоохранения, культуры – основы совершенствования человеческого капитала;
  • внедрение повышенной системы социальных стандартов во всех сферах жизни общества;
  • осуществление мер по улучшению демографической ситуации в стране;
  • повышение эффективности агропромышленного комплекса, дальнейшее развитие социальной инфраструктуры села;
  • инновационную направленность развития экономики, более действенный механизм стимулирования разработки и реализации эффективных инвестиционных проектов и на этой основе повышения уровня конкурентоспособности экономики, включая структурную перестройку, технико-технологическое перевооружение и реструктуризацию производств;
  • расширение взаимовыгодных экономических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья, прежде всего с Россией, другими странами СНГ, а также ЕС; национальную безопасность страны.

Для реализации поставленных задач главные усилия потребуется сконцентрировать на следующих  приоритетных направлениях:

  • всестороннее гармоничное развитие человека, формирование эффективной системы здравоохранения;
  • инновационное развитие национальной экономики, энерго- и ресурсосбережение;
  • наращивание экспортного потенциала страны;
  • развитие агропромышленного комплекса и сопряженных отраслей, социальной сферы села;
  • развитие малых и средних городов;

жилищное  строительство.

Анализ  социально-экономической ситуации в стране показывает, что, несмотря на складывающиеся положительные тенденции, на работу экономики продолжает оказывать  влияние ряд нерешенных проблем. Основными из них являются:

  • наличие организаций реального сектора экономики, имеющих неудовлетворительные результаты финансово-хозяйственной деятельности;
  • относительно высокая материало- и энергоемкость производства, зависимость его от конъюнктуры цен на импортируемые топливно-энергетические и сырьевые ресурсы;
  • слабая инновационная активность;
  • дифференциация оплаты труда по комплексам, отраслям и сферам экономики;
  • недостаточно высокий уровень пенсий, стипендий и других социальных выплат.

В Республике Беларусь созданы  условия для формирования институтов рынка (коммерческие банки, биржи и  т. п.). Однако развитие рыночных отношений  сдерживается противоречивостью и  слабой системной согласованностью экономических и административных инструментов и механизмов.  В  ближайшей перспективе предполагается завершить создание законодательно-правовой базы для формирования эффективной социально ориентированной экономики, дающей возможность обеспечить достойный уровень жизни людей, экологическую чистоту и конкурентоспособность продукции, адаптацию производства к изменениям рыночной конъюнктуры.

  В принципиальном плане социальная ориентация рыночного хозяйства в Беларуси предполагает смягчение негативных черт чистого рыночного хозяйства - безработицу, социальное и имущественное расслоение населения, безразличие к экологически вредным производствам и др. Реализация этих принципов осуществляется на конституционной основе, путем принятия необходимой системы законов и при активном участии демократического правового государства.

Белорусская модель развития формируется в течение последних  лет с началом перехода от командно-административной системы к рыночным отношениям. И  хотя она находится на начальном (в историческом измерении) этапе  своего становления, но уже сегодня  достаточно ясно в ней проступают те компоненты и характеристики, которые  определяют ее общность с рыночными  и переходными к рынку моделями экономики и одновременно ее специфику, отражающую белорусский путь к общим  целям мировой цивилизации.[15]

В основу построения социальной рыночной экономики Беларуси положены такие общепризнанные подходы, как: создание правовых гарантий личных прав и свобод граждан, обеспечение приоритетного  стремления человека к приумножению личного благосостояния своим трудом; создание системы сильной социальной защиты; обеспечение свобод предпринимательства  и либерализация всех различных  сфер экономической деятельности в  рамках, не противоречащих устойчивому  развитию; развитие конкурентной среды и противодействие недобросовестной деятельности на рынке; равное и единое отношение ко всем формам собственности; создание равных благоприятных условий жизнедеятельности населения на всей территории страны; содействие международному разделению труда и поддержке продвижения белорусских товаров и услуг на мировой рынок; рациональное вмешательство государства в экономические процессы - применение методов прямого государственного регулирования только в тех сферах, где рыночная саморегуляция неэффективна или рыночные критерии принципиально неприемлемы; развитие финансовой и кредитно-денежной системы в направлении максимального обеспечения ей роста социально-экономической эффективности народного хозяйства; создание механизмов ускоренного научно-технического развития страны и привлечения внешних и внутренних инвестиций; проведение глубокой коммерциализации и реструктуризации предприятий; обеспечение экономической безопасности страны путем последовательного создания системы защиты национальных экономических интересов.

Информация о работе Совершенствования и особенности, зарубежный опыт