Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 18:53, курсовая работа
Под рыночной структурой принято понимать совокупность множества специфических признаков и черт, отражающих особенности организации и функционирования того или иного отраслевого рынка. Понятие рыночной структуры отражает все аспекты рыночной среды, в рамках которой действует фирма, — это количество фирм в отрасли, число покупателей на рынке, особенности отраслевого продукта, соотношение ценовой и неценовой конкуренции, рыночная власть отдельного покупателя или продавца и т. п. Теоретически рыночных структур может быть большое количество.
Введение…………………………………………………………..3
Сущность и черты рыночной структуры…………………….7
1.1 Понятие рыночной структуры..…………………………7
1.2 Типы рыночных структур…….…………………………9
Анализ рыночной структуры Республики Беларусь………..12
2.1 Характеристика типов рыночных структур в Республике Беларусь…………………………….………………………….12
2.2 Особенности модели рыночной экономики в Республике Беларусь ……………………………………………………….14
Совершенствования и особенности, зарубежный опыт……16
3.1 Сомнительнанализ……..………………………………..16
3.2 Опыт зарубежных стран………………………………...20
Заключение……………………………………………………….23
Список использованной литературы…………………………...26
Социально ориентированная
модель рыночной экономики требует
последовательного
Можно выделить несколько характерных моделей рыночной экономики, используемых в современных условиях.
Американская модель построена
на системе всемерного поощрения
предпринимательской
Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Препятствий имущественному расслоению не ставится. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные материальные жертвы ради процветания страны.[5]
Шведская модель отличается
сильной социальной политикой, направленной
на сокращение имущественного неравенства
за счет перераспределения
Социально ориентированная рыночная экономика - это высокоэффективная экономика с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным государственным регулированием распределения доходов, заинтересовывающим предпринимателей в расширении и совершенствовании производства, а наемных работников - в высокопроизводительном труде. Она гарантирует высокий уровень благосостояния добросовестно работающим членам общества, достойное социальное обеспечение - нетрудоспособным, престарелым, инвалидам, женщинам, находящимся в отпусках по уходу за детьми, эффективную охрану жизни, здоровья, прав и свобод - всем гражданам.
Модель социально-рыночной экономики исходит из требования, что ни государство, ни частный бизнес не вправе иметь полный контроль над экономикой, а должны служить людям. В этой разновидности смешанной экономики, так же как и в рыночной экономике, только решения самих потребителей, поставщиков ресурсов и частных фирм определяют структуру распределения ресурсов. Однако при этом экономически более сильные обязаны поддерживать более слабых. Роль государства заключается в развитии чувства взаимной ответственности всех участников на рынке и в корректировке несправедливых тенденций в конкуренции, торговле и распределении доходов.
Социально ориентированная рыночная экономика базируется на принципах конституционных гарантий личных прав и свобод граждан, свободы предпринимательства и добросовестной конкуренции, выбора профессии и места работы, равенства всех форм собственности, гарантии ее неприкосновенности и использования в интересах личности и общества, обеспечения взаимоувязки благосостояния работника и результатов его труда, социальной защиты нетрудоспособных и других социально уязвимых слоев населения, социального партнерства между государством, профсоюзами и союзами предпринимателей.[17]
Социальная ориентация рыночной
экономики предполагает смягчение
таких черт модели чистого рыночного
хозяйства, как эксплуатация чужого
труда, безработица, социальная дифференциация
и др. Она осуществляется посредством
Конституции и всей системы законов
демократического правового государства,
четкого определения его
Роль государства в
управлении экономикой при переходе
к рынку не снижается, а во многих
отношениях возрастает, в том числе
как политического руководителя
переходных к рынку процессов; гаранта
социальной защищенности малоимущих слоев
общества; защищенности общества от коррупции,
криминальной среды; своеобразного
арбитра в обеспечении
Создавая условия для
формирования и развития рыночной экономики,
государство в своей
Исторический опыт развития стран с рыночной экономикой показывает, что рыночные силы, взятые в чистом виде по ряду позиций, противоречат общечеловеческой морали и принципам социальной справедливости, а при определенных условиях время от времени могут приводить к социальным, экономическим и экологическим кризисам. Поэтому в современных развитых рыночных экономиках имеется определенная ориентация на реализацию общественных интересов, хотя в различных странах методы и сила воздействия государства на экономику в направлении реализации этих целей различны. Важным при этом является то, что сохраняется характерное преобладание рыночной саморегуляции как основы функционирования экономики. Государственное же регулирование при этом не подавляет положительные рыночные силы, а заставляет их действовать в необходимых рамках и направлениях, определенных на основе демократического выбора народа.
Заключение
Переходная экономика представляет собой особое состояние экономической системы, когда она функционирует в период перехода общества от одной сложившейся исторической системы к другой.
Переходный период - это период времени, в течение которого общество осуществляет коренные экономические, политические и социальные преобразования, а экономика страны переходит в новое, качественно иное состояние в связи с кардинальными реформами экономической системы.
Переходная экономика
имеет ряд отличительных
В отличие от большинства республик бывшего СССР, выбравших «шоковый» вариант перехода к рыночной системе хозяйствования в соответствии с рекомендациями МВФ, Беларусь предпочла эволюционный путь рыночных преобразований. После первоначального переходного периода, характеризующегося резким падением валового внутреннего продукта, страна переживала устойчивый экономический рост, сохраняя при этом некоторые характеристики плановой экономики. Вместе с тем рост экономических показателей позволил в определенной мере стимулировать внутренний потребительский рынок, оптимизировать систему управления экономикой, отвечающую реалиям перехода к рыночной экономике, улучшить систему социальной защиты населения. Определились новые подходы и принципы проведения экономических реформ. В системе рыночных преобразований одно из центральных мест заняла трансформация отношений собственности.[15]
В последние годы многое
сделано на пути формирования рыночной
системы хозяйствования. Однако следует
отметить, что некоторые преобразования
замедлились в связи с
Были затронуты только самые общие, наиболее важные и принципиальные сферы взаимодействия хозяйства и рынка. Очень часто государство является первопричиной изменений экономического поведения предпринимателей. От решений, принимаемых правительством, зависят решения, принимаемые (или не принимаемые) на микроуровне. Правительственная политика достигает цели только тогда, когда она поощряет, а не указывает в директивном порядке. При создании благоприятных условий предпринимателям их частный интерес совпадет с интересом государства, то есть общества. Следовательно, государство должно просто сделать более доступной для предпринимателей ту сферу экономики, которая является для него наиболее приоритетной.
Должен быть создан новый
механизм хозяйствования, который высвободит
энергию созидания всего
Войдем мы в их число или нет, зависит в очень большой мере от мудрой экономической политики руководства страны, где должны быть четко обозначены цели, инструменты и где каждому отведены полагающиеся функции. Как показывает опыт ХХ века, ни одна страна без продуманной экономической стратегии государства не добивалась успеха в развитии своего национального хозяйства.
Следует отметить, что государство не должно вмешиваться в те сферы экономики, где его вмешательство не является необходимым.
Таким образом, основная задача государства состоит в том, чтобы удерживать "золотую середину" в сфере влияния на рыночную экономику.
Характеризуя экономику
Беларуси с вышеуказанных позиций
и принимая во внимание низкий уровень
ее международной
Ситуация в Беларуси это подтверждает, поскольку складские запасы продукции уже достигли объемов массового производства.
Главные недостатки протекционизма известны:
Структура рынка оказывает существенное влияние на функционирование экономической системы в целом, однако существует множество проблем в ее развитии из-за полного отсутствия элементов рыночной структуры при командно-административной экономике и сейчас приходится создавать совсем новые экономические институты.
Разработанность этой проблемы в нормативных актах нашего правительства, разумное видение экономической политики – вот основные направления развития рыночной структуры.[6]
Проблема формирования рыночной структуры чрезвычайно актуальна для стран с переходной экономикой, в том числе для Республики Беларусь.
Cтруктура рынка выступает связующим звеном между основными его субъектами.Сегодня рынок ценных бумаг Республики Беларусь находится в начальной стадии развития. При этом имеется значительный потенциал, как со стороны профессиональных участников рынка, так и со стороны инвесторов.
Таким образом, структура
рынка оказывает существенное влияние
на функционирование экономической
системы в целом, однако существует
множество проблем в ее развитии
из-за полного отсутствия элементов
рыночной структуры при командно-
Информация о работе Совершенствования и особенности, зарубежный опыт