Современное состояние и перспективы развития основных отраслевых комплексов мировой экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 10:08, реферат

Краткое описание

1. Топливно-энергетический комплекс, его структура и тенденции развития.
2. Современное машиностроение в мировой экономике.
3. Агропромышленный комплекс: тенденции и особенности его развития в различных группах стран
4. Транспортный комплекс: основные направления развития на перспективу

Вложенные файлы: 1 файл

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ.doc

— 211.50 Кб (Скачать файл)

Потребление угля в прогнозном периоде будет сдерживаться по экологическим причинам.

Россия традиционно играет важную роль в мировом экспорте топливно-энергетических товаров, особенно нефти и природного газа. Кризис, переживаемый нефтяной и газовой промышленностью, тяжело отразился на экспортных возможностях России. В результате российский экспорт нефти, составлявший в 1989 г. 115 млн. т снизился в 1994 г. до 92 млн. т. В последующие годы экспорт нефти постепенно возрастал и в 2001 г. составил уже 159,7 млн. т. В то же время экспорт природного газа сохранился на высоком уровне – 180,9 млрд. м3 в 2001 г.

Энергоносители продолжают оставаться ведущей статьей российского экспорта. В 1994 г. на их долю приходилось 46% общего объема экспорта. Экспорт энергоносителей обеспечивает ныне свыше 50% всех валютных поступлений Российской Федерации от внешней торговли. Такая сильная зависимость от экспорта одной группы товаров оборачивается для страны большими потерями в случае снижения цен на эти товары на мировом рынке или сокращения добычи внутри страны.

 

2. СОВРЕМЕННОЕ МАШИНОСТРОЕНИЕ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

 

В 90-е годы инвестиционный процесс в машиностроительном комплексе развитых стран характеризовался дальнейшим усилением притока капитальных вложений в наукоемкие отрасли, увеличением доли расходов на средства комплексной автоматизации производственных процессов, резким сокращением инвестиций на расширение традиционных отраслей.

Интенсификация процесса технического перевооружения машиностроения индустриально развитых стран, существенное повышение уровня его автоматизации, широкомасштабное распространение новейших форм организации и управления производством, интенсификация использования техники и технологии получат свое развитие и в первое десятилетие XXI в.

Автоматизация в той или иной мере будет охватывать все существующие типы производства в машиностроении, независимо от уровня их серийности. Со второй половины 90-х годов началось ускоренное развитие автоматизированной сборки, что означает новый этап в создании компьютеризированных интегрированных производств.

Численность станочного парка в отраслях машиностроения индустриально развитых стран будет иметь долговременную тенденцию к сокращению при одновременном увеличении его производственной мощности и технико-экономической эффективности. Так, в 1995 г. в США до 30% (около 20% в 1980 г.) механической обработки выполнялось на оборудовании с числовым программным управлением (ЧПУ), причем примерно 3/4 (3/5 в 1980 г.) общего парка этого оборудования к 2000 г. будет использоваться в составе систем непосредственного управления от ЭВМ группами станков с ЧПУ.

Суммарный парк металлообрабатывающего оборудования с ЧПУ ФРГ, Великобритании, Франции, насчитывавший в 1994 г. 160-170 тыс. единиц и составляющий в среднем 6-7% станочного парка этих стран, к 2015 г. предположительно возрастет до 350-400 тыс. единиц и достигнет 25-30% общей численности последнего. Есть основания полагать, что уже к 2000 г. примерно треть всей механообработки в машиностроении Западной Европы будет выполняться на оборудовании с ЧПУ. Увеличение производительности оборудования и удешевление элементной базы современных средств автоматизации позволяют предположить, что доля машин и оборудования в общей стоимости основного производственного капитала страны стабилизируется к 2015 г. на уровне 70-75% (против 70% в 1985 г.). Темпы ежегодного выбытия средств труда составят, предположительно, 6-8% в 1991–2015 гг. (против 5% в 70-х годах).

К 2015 г. на долю машиностроительного комплекса США придется около 40–50% общей суммы ежегодных валовых капиталовложений в обрабатывающую промышленность (44% в 1985 г.). Доля инвестиций в активную часть основного капитала будет, очевидно, на протяжении всего прогнозного периода оставаться неизменно высокой (в среднем около 80%). В то же время преобладающая часть капиталовложений будет, как правило, направляться на замену и модернизацию оборудования, хотя не исключены периоды активного нового строительства, когда в расширение производственных мощностей будет вкладываться больше средств, чем на модернизацию. США занимают лидирующее положение в мире по масштабам производства продукции машиностроения. На долю США приходится около 45% производственных мощностей предприятий машиностроения в развитых странах, в то время как на долю ФРГ, Франции, Великобритании и Италии – 36%, Японии – 19%.

В прогнозном периоде можно ожидать сохранения довольно высоких темпов развития (преимущественно интенсивного) машиностроительного комплекса указанных стран и дальнейшего, хотя и незначительного, увеличения его доли в общем объеме продукции обрабатывающей промышленности: в США – до 50,0% в 2015 г. против 40,5% в 1990 г., в Японии - до 55-60% (58,7%) и в Западной Европе – до 45% (39,0%).

Фактором, несколько сдерживающим дальнейшее увеличение доли машиностроения в обрабатывающей промышленности всех рассматриваемых стран, является продолжающееся выделение из машиностроения в сферу услуг, производственную инфраструктуру таких функций, как программирование и обслуживание электронно-вычислительной техники и автоматизированного проектирования и управления; проектирование сложных производственных систем и локальных сетей связи; оказание услуг в инжиниринге, лизинге, подготовке кадров; консультационные услуги и т.п. Так, если 15 лет назад машиностроительные фирмы США самостоятельно разрабатывали 90-95% программ для ЭВМ и оборудования с программным управлением, то теперь около 50% программных средств они приобретают на рынке. Масштабы лизинга нередко достигают 20% объема капитальных вложений промышленности в машины и оборудование.

Среди машиностроительных отраслей в центре современной государственной промышленной политики в рассматриваемых странах стоят авиаракетно-космическая промышленность (АРКП), микроэлектроника и автомобилестроение. Именно эти отрасли играют и, по всей видимости, сохранят в рассматриваемой перспективе ключевую роль в развитии не только машиностроения, но и всей экономики ведущих стран Запада как важнейшие «поставщики» базисных технологий (микроэлектроника и АРКП) и центр сосредоточения широчайших кооперационных связей в экономике стран в целом (автомобилестроение).

Государственное регулирование указанных отраслей осуществляется по двум основным направлениям – по линии стимулирования инновационного процесса и путем реализации различных мер, включая протекционистские, с целью облегчения национальным фирмам условий конкуренции на внутреннем и внешних рынках.

В настоящее время на АРКП и электротехническую (включая радиоэлектронику) промышленность приходится соответственно в США 44 и 28%, в Японии – 25% (на электротехнику), в Германии – 47 и 29%, во Франции – 50 и 43%, в Великобритании – 45 и 40%, в Италии – 30% (на каждую отрасль) суммарных государственных расходов на НИОКР в обрабатывающей промышленности. Около 60% общих государственных расходов на НИОКР в машиностроении США направляется в АРКП (75% суммарных затрат отрасли на эти цели) и связано главным образом с военными заказами, основная часть которых выполняется ограниченным кругом крупных специализированных подрядчиков.

Последние данные западных исследований показывают, что военно-технический прогресс в этой сфере все больше расходится с гражданским, и эффект «spin-off» оказывает весьма ограниченное влияние на научный потенциал и конкурентоспособность гражданского самолетостроения США. Доминирование этой страны на мировом рынке гражданской авиатехники обусловлено не государственной поддержкой или «spin-off», а многолетним опытом, полным использованием эффекта масштаба производства и обусловленной этим экономией на издержках.

Контрастной по сравнению с США является государственная политика в области гражданского авиастроения в Западной Европе и Японии. В этих странах данная отрасль активно поддерживается государством, что обеспечило западноевропейским странам возможность потеснить США на мировом рынке авиатехники, а Японии – необходимые условия для будущего выхода на этот рынок.

В Японии эта поддержка осуществляется в рамках политики «мелких шагов» и стимулирования интенсивного кооперирования с США. Уже в 50-х годах японские фирмы выступали в качестве субпоставщиков фирмы «Боинг», которая была заинтересована в создании в Японии мощностей по обслуживанию и ремонту своих самолетов. Министерство промышленности и внешней торговли поддерживало отечественные фирмы двояко: путем исключения возможности конкуренции между ними и стимулированием кооперирования. В 1986 г. в стране был принят специальный «Акт содействия развитию авиации», предусматривающий предоставление фирмам льготных кредитов через вновь созданный фонд. Эти кредиты использовались для разработки и производства реактивных пассажирских самолетов средней грузоподъемности и возвращались лишь после успешного завершения проекта.

В отличие от Японии, которая только готовится к выходу на мировой рынок авиатехники, успех проекта «Аэробус» позволил западноевропейским странам реально подорвать монопольные позиции США в данной сфере. Общий объем государственного финансирования в рамках созданного для реализации проекта консорциума (ФРГ, Франция, Великобритания, Нидерланды, Бельгия и Испания) оценивается в 20 млрд. марок ФРГ. Стратегия консорциума включала тесное кооперирование с США, наступательную ценовую политику, первоначальный выход на рынок в 1972 г. с моделью (А-300, 250 мест), прямо не конкурирующей с американским аналогом (В-737-200, 120 мест), обеспечение достаточно высокой серийности производства и превосходства в топливной экономичности. В рамках продолжающейся в настоящее время разработки модели А-300 (750 мест, дальность свыше 10 000 км) особое внимание уделяется правильному выбору перспективного рынка – в качестве такового рассматривается азиатский, а не трансатлантический.

Государственное регулирование микроэлектронной отрасли осуществляется в развитых странах в основном в рамках федеральных инновационных программ. Так, в США реализуется программа «Sematech» (1988-1994 гг., объем финансирования – 600 млн. долл.), предусматривающая разработку высокоинтегрированного кристалла памяти.

Японские программы в данной области ведут свое начало с 1962 г. Все программы проводились под эгидой Министерства промышленности и торговли путем кооперирования ведущих японских электронных концернов. По существу, явно выраженный технический и коммерческий успех имели лишь первые программы, целью которых было копирование опыта США в области вычислительной техники, главным образом в создании компьютеров серии IBM-360/67 и 370. Формирование приоритетных программ в этот период облегчалось самим фактом отставания Японии от США в данной области. Доля государственного финансирования в общих расходах на НИОКР электротехнической промышленности достигала 25%, значительная часть из которых была реализована путем специальных амортизационных списаний и льготного кредитования.

По оценкам западных специалистов, эффект всех последующих программ весьма сомнителен либо отсутствует вовсе. К началу 80-х годов японские фирмы уже не отставали в технологическом соревновании от США, и министерству было все труднее правильно идентифицировать наиболее перспективные проекты. В основе современных успехов Японии на мировом рынке микроэлектроники лежит финансовая мощь концернов и интенсивная конкуренция между ними. По объемам государственного финансирования инноваций в этой сфере Япония более чем на два порядка отстает от США и в несколько раз – от западноевропейских стран.

В последнее время странами ЕС принят целый ряд крупных программ, призванных ускорить разработку и распространение в производстве новейших видов микроэлектронной техники и технологии с целью преодоления отставания в этой сфере от Японии и США. Крупнейшей из них является осуществляемая с 1989 г. в рамках «Эврики» программы «JESSI» с объемом финансирования в 3,8 млрд. экю. Половина средств предоставляется государствами-участниками проекта и КЕС, половина – частными фирмами в области микроэлектроники и из других сфер экономики. В рамках европейской программы исследований в области современных средств связи «RACE» (1985-1995 гг.) разрабатывались широкополосные системы связи для интегрированной передачи звука, изображения и цифровых данных.

В то же время в последние годы в рассматриваемых странах отмечается процесс коренного пересмотра концепции государственного стимулирования машиностроительных отраслей, включая и переосмысление роли крупных государственных инновационных программ, осуществляемых с целью достижения национальных (региональных) преимуществ в тех или иных приоритетных технологиях. В условиях прогрессирующей интернационализации производства в машиностроении Запада идет активный процесс слияния и поглощения фирм, который облегчает межгосударственную диффузию результатов работ по программе и резко снижает эффективность государственного вмешательства в данную сферу. Так, только в 1990-1993 гг. в Западной Европе начали или предусматривали производство различных типов интегральных схем 14 американских, японских и одна южнокорейская фирма. Стимулом к резкой активизации импорта капитала в Западную Европу послужила отмена КЕС с января 1992 г. импортных пошлин не только на электронные компоненты, которые собираются в странах ЕС, но и на те из них, которые целиком производятся в этом регионе.

В качестве альтернативы узконациональному подходу к государственной политике в области машиностроения практически повсеместно рассматривается расширение поддержки интенсивного кооперирования между фирмами, как оно уже сегодня практикуется, например, в микроэлектронике между США и Японией или между Японией и ФРГ в области разработки динамического ЗУ с произвольной выборкой емкостью 64 Мбайт.

Если в микроэлектронике и АРКП государственное регулирование осуществляется практически во всех странах двояко – как путем внешнеторговой защиты, так и принятием мер по непосредственному стимулированию национальных фирм (в АРКП США – за счет государственных заказов на вооружения), поддержка автомобилестроению во всех странах главным образом оказывается через внешнеэкономический инструментарий. Само становление автопромышленности Японии было во многом обеспечено поддержкой правительства, вплоть до 1988 г. практически полным закрытием внутреннего рынка страны от американских и западноевропейских конкурентов, включая запрет иностранных инвестиций в эту ключевую отрасль экономики.

Информация о работе Современное состояние и перспективы развития основных отраслевых комплексов мировой экономики