Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 10:08, реферат
1. Топливно-энергетический комплекс, его структура и тенденции развития.
2. Современное машиностроение в мировой экономике.
3. Агропромышленный комплекс: тенденции и особенности его развития в различных группах стран
4. Транспортный комплекс: основные направления развития на перспективу
Развитие машиностроительного комплекса органически связано с интенсификацией научно-исследовательской деятельности. Активизация НИОКР обусловлена сокращением жизненного цикла товаров, обострением конкуренции, усложнением научных проектов, приобретающих в массе своей междисциплинарный характер. В настоящее время США тратят на НИОКР в машиностроении больше, чем Япония, ФРГ и Великобритания вместе взятые. По абсолютной величине годовые расходы на НИОКР в США в целом по машиностроительному комплексу сопоставимы с суммарными капиталовложениями в основной капитал машиностроения, а в отдельных отраслях даже превышают их. Наиболее быстрыми темпами растет объем научных исследований и разработок в новых, наукоемких отраслях машиностроения, таких как АРКП, электронная промышленность, производство ЭВМ, приборостроение. Общая величина годовых затрат на НИОКР в этих секторах машиностроения в 1994 г. достигла в США около 50 млрд. долл., что составило свыше 70% всех затрат на НИОКР машиностроительного комплекса по сравнению с 63% в 1970 г. Быстро наращивает свой научно-технический потенциал Япония. Если в середине 70-х годов он оценивался в 30% к американскому уровню, то в середине 90-х достиг уже 41%.
В группе традиционных отраслей в Японии (общее, транспортное машиностроение) главными направлениями качественного совершенствования продукции в прогнозном периоде, видимо, будут повышение надежности, безопасности, экологической чистоты, энергетической экономичности, производительности машин и оборудования, использование автоматизированных систем управления работой основных агрегатов на базе микропроцессорной техники.
В странах ЕС суммарная доля электротехнической промышленности (включая производство ЭВМ и радиоэлектронику), приборостроения и АРКП в общем объеме продукции машиностроения, по имеющимся оценкам, в среднем увеличится с 40% в 1990 г. до примерно 50-55% в 2015 г., в том числе собственно производство ЭВМ – с 7 до 15% в том же году.
В Японии объем производства промышленных роботов возрастет, по нашим расчетам, за 1991-2015 гг. примерно в 10 раз, а станков с ЧПУ – в 4 раза, что потребует более высоких по сравнению с общим машиностроением темпов наращивания мощностей соответствующих производств. Опережающее развитие получит и электротехническая промышленность.
Международная торговля машинами и оборудованием: основные направления и тенденции развития
Оценивая тенденции развития мирового рынка машин и оборудования в 80-е и 90-е годы, следует отметить следующее. Для международной торговли машинно-техническими изделиями характерны более высокие темпы роста по сравнению с производством. Торговля машинами и оборудованием развивалась опережающими темпами и по отношению ко всему внешнеторговому обороту ведущих промышленно развитых стран. Признанными лидерами в производстве и экспорте машин и оборудования являются США, Япония, ФРГ, на долю которых приходится более 60% всего производства машинно-технической продукции указанной группы стран. Примерно такая же доля приходится на эти государства в мировом экспорте индустриальных стран.
В настоящее время доля экспорта в производстве машин и оборудования ведущих промышленно развитых стран составляет более 30% и имеет тенденцию к росту. На расширение экспорта продукции машиностроения непосредственное влияние оказывают дальнейшее углубление международного разделения труда и высокие темпы НТП. На современном этапе ни одна страна, сколь бы развитой в отношении науки, техники и промышленности она ни была, не в состоянии обеспечить самостоятельно, не опираясь на достижения других стран в этих областях, поступательного движения на всех направлениях НТП, создавать конкурентоспособную на мировом рынке продукцию. В этой связи взаимопроникновение хозяйственных комплексов промышленно развитых стран, особенно в науке и машиностроении, привело к развитию наиболее прогрессивных форм специализации и кооперирования, к объединению усилий производителей в международном научно-техническом и производственном сотрудничестве.
Международный рынок машин и оборудования характеризуется преимущественным развитием торговли товарами и машинно-техническими комплексами производственного назначения. Торговля машинно-техническими товарами культурно-бытового назначения развивается медленнее, причем эта тенденция, по мнению экспертов, сохранится и в обозримом будущем.
Важным фактором, способствующим развитию международной торговли машинами и оборудованием, является резкое сокращение «жизненного цикла» большинства видов машинно-технической продукции, ее искусственное моральное старение, которому зачастую способствует государственная политика ускоренной амортизации и налоговых льгот для покупателей новой и новейшей продукции. Быстрое создание такой продукции возможно лишь на основе глубокой международной научно-технической кооперации между странами-производителями машин и оборудования. Таким образом, дальнейшая интернационализация хозяйственной жизни, активно проявляющаяся в машиностроительном комплексе, является одной из важнейших движущих сил в развитии международной торговли машинами и оборудованием.
Не менее существенное влияние на рост мировой торговли готовыми изделиями оказывают правительства индустриальных государств путем стимулирования экспорта машин и оборудования. Эта деятельность включает предоставление значительных льгот в налогообложении экспортного производства, льготных кредитов на развитие ориентированных на экспорт производств, обеспечение государственного страхования товарных и финансовых кредитов зарубежным покупателям. Зачастую мобилизируются национальные и международные источники ссудного капитала для кредитования иностранных покупателей машин и оборудования по сниженным ставкам с последующей компенсацией из госбюджета разницы между предоставленной и рыночной ставками процента.
Более 80% мировой торговли машинами и оборудованием приходится на индустриальные страны, в том числе путем предоставления программ помощи на льготных условиях в обмен на импортные преференции к товарам из стран-доноров такой помощи.
Происходящие в мировом производстве и международном разделении труда сдвиги под воздействием НТР, интеграционных процессов и циклических изменений в мировой экономике оказывают определяющее влияния на товарную структуру международной торговли. Доминирующие позиции в ней устойчиво занимают готовые промышленные изделия. В структуре мирового экспорта на них приходится примерно 75%, в том числе 37% – на машины, оборудование и транспортные средства.
В структуре экспорта развитых стран эти показатели еще выше – 80 и 43%. В экспорте развивающихся государств на них приходится 54 и 19% соответственно. На основании имеющихся прогнозов на среднесрочную перспективу в товарной структуре развитых стран все возрастающую роль будут играть высокотехнологичные товары, в первую очередь машиностроения. На них, в частности в экспорте США, Японии, Великобритании, уже сейчас приходится 1/3, а в экспортных поставках Франции, ФРГ, Италии – 1/5.
Экономическая экспансия промышленно развитых стран особенно ярко проявляется в поощрении со стороны государственных органов машиностроительных монополий, вкладывающих свои капиталы в создание на территориях развивающихся государств дочерних фирм и филиалов, которые на основе использования местных материалов и сравнительно дешевой рабочей силы производят по разработкам материнских компаний вполне конкурентоспособные машины и оборудование не только для удовлетворения внутреннего спроса и замещения импорта, но для поставок на мировые рынки.
Машиностроение России в определенной степени является составной частью мирового машиностроительного производства, при этом состав основных поставщиков машинно-технической продукции на мировой рынок в течение уже длительного времени не претерпевает существенных изменений. Он возглавляется, как уже упоминалось, такими крупнейшими странами, как США, Япония, ФРГ. Вместе с тем следует отметить, что в последние годы наметилась тенденция сравнительно быстрого наращивания экспорта машинно-технической продукции из развивающихся стран. По имеющимся оценкам, их доля в мировом экспорте машин и оборудования в ближайшие годы повысится до 8-10%.
Доля России в мировом экспорте машин и оборудования составляет ныне менее 1%, а в общем объеме российского экспорта машинно-технической продукции в промышленно развитые страны Запада доля машин и оборудования оценивается всего лишь в 2-2,5%. На внешнеэкономическую деятельность машиностроительных предприятий России оказывают решающее влияние общее падение производства, чрезвычайно низкая конкурентоспособность отечественных машин и оборудования на мировых рынках, отсутствие системы финансирования производства оборудования с длительным циклом изготовления, разрыв экономических связей с бывшими республиками СССР и странами-членами СЭВ.
Современная товарная структура машинно-технического экспорта России не соответствует соотношениям, характерным для международной торговли в целом. Россия продолжает предлагать на рынке крупные металлоемкие станки и кузнечно-прессовое оборудование, а также грузовые и легковые автомобили. В то же время промышленно развитые страны Запада наряду с традиционными машинно-техническими изделиями увеличивают в своем экспорте долю наукоемкой продукции электроники и электротехники, ЭВМ, современных средств связи, оргтехники и др.
Оценивая развитие внешнеэкономических связей России на среднесрочную перспективу, следует иметь в виду общую экономическую ситуацию в стране, особенно в машиностроении, а также ожидаемую конъюнктуру на мировых рынках. Ситуация складывается таким образом, что в указанный прогнозный период кризисные явления в российском машиностроении полностью не будут преодолены, а следовательно, существенного увеличения доли экспорта машин и оборудования в его общем объеме, по всей вероятности, в ближайшей перспективе не произойдет.
3. АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС: ТЕНДЕНЦИИ И ОСОБЕННОСТИ ЕГО РАЗВИТИЯ В РАЗЛИЧНЫХ ГРУППАХ СТРАН
В 60-70-е годы XX в. в мировом сельском хозяйстве (сначала в наиболее развитых капиталистических странах, прежде всего в США) начался технологический сдвиг, который получил название «агропромышленная интеграция».
Агропромышленная интеграция является новой формой объединения предприятий, отличной от объединений в промышленности и сфере услуг, ее главная особенность состоит в ее межотраслевом характере, в том, что она означает организованное и коммерческое объединение предприятий двух существенно отличающихся отраслей экономики – промышленности и сельского хозяйства.
В известной степени агропромышленная интеграция преодолевает специфический характер сельскохозяйственного производства (подверженность природно-климатическим факторам, трудность предварительного планирования, прогнозирования веса и объема производимых овощей, фруктов и других сельхозпродуктов), включая сельское хозяйство в общий процесс промышленного производства. Интеграция отражает реально установившуюся в обществе взаимозависимость сельскохозяйственного и промышленного производства и в то же время еще больше усиливает эту взаимозависимость, создавая экономический, коммерческий механизм, стабильно обеспечивающий промышленность сельскохозяйственным сырьем.
Агропромышленная интеграция логически и исторически ведет к созданию агропромышленного комплекса (АПК). АПК – это достаточно общее понятие, под которым подразумевается сложившаяся в общественном производстве единая система сельскохозяйственных и промышленных предприятий и отраслей, спаянных интеграционными, т.е. тесными, стабильными, долговременными производственными и коммерческими связями, основывающимися на отношениях собственности или договорных, типа контрактации, и охватывающими всю агропромышленную цепь: производство важных средств производства для сельского хозяйства, их транспортировку, производство исходных сельхозпродуктов, их хранение, транспортировку, переработку и сбыт готовых продуктов или изделий.
В составе АПК выделяются три сферы:
1. отрасли промышленности, поставляющие средства производства для сельского хозяйства и связанных с ним отраслей, а также осуществляющие производственно-техническое обслуживание сельского хозяйства;
2. собственно сельское хозяйство;
3. отрасли, занятые переработкой и доведением сельскохозяйственной продукции до потребителя (заготовка, переработка, хранение, транспортировка, реализация).
Ряд отраслей промышленности целиком (или почти целиком) обслуживают нужды АПК (производство сельхозмашин, удобрений, оборудования для животноводства и кормопроизводства и т.д.). Другие отрасли лишь частично заняты удовлетворением потребностей АПК. Они включаются в функциональную структуру АПК лишь в той мере, в какой их продукция идет на нужды АПК.
Становление АПК – новый этап развития общественного производства, имеющий своей основой развитие производительных сил земледелия, «промышленную революцию» в сельском хозяйстве, которое в этом смысле как бы догнало промышленность. Когда говорят, что производительные силы сельского хозяйства «догнали» или «сравнялись» с производительными силами промышленности, то это вовсе не означает, что технический и технологический уровень миллионов крестьянских хозяйств достиг уровня, существующего в промышленности. К сожалению, в мире, и прежде всего в развивающихся странах, все еще широко распространены мотыги, деревянные плуги и другие орудия и инвентарь, пришедшие в наше время из глубины веков и далеко не соответствующие современным промышленным производительным силам. Но человечество создало новые вещные средства производства для сельского хозяйства, близкие по своим параметрам (производительность, энергоемкость, экономия живого труда и т.д.) к средствам производства промышленности, технологический уровень мирового сельского хозяйства приблизился к технологическому уровню промышленности. В развитых государствах они уже преобладают в сельском хозяйстве, в развивающемся мире распространяются анклавами, островками, охватывая земледелие наиболее экономически и социально развитых регионов и стран.
Процесс развития агропромышленной интеграции и формирования АПК далеко продвинулся в промышленно развитых странах, прежде всего в США. В неизмеримо меньшей степени он наблюдается в развивающемся мире, где наряду с общими тенденциями и формами его проявления появляются специфические черты и формы, связанные со значительным отставанием агропромышленной сферы освободившихся стран и их экономической зависимости от Запада.
В большинстве развивающихся стран важную роль в этом играют ТНК, которые выполняют функцию интеграторов. Это связано со многими факторами, в том числе с тем обстоятельством, что, создавая свои перерабатывающие предприятия в развивающихся странах, ТНК приносят с собой те формы и методы деятельности, которые сложились в государствах их базирования. В то же время в некоторых странах агропромышленная интеграция определяется специфическими условиями сельскохозяйственного или промышленного производства, существующими в самих развивающихся странах. Например, ограниченность производства сырья в ряде этих стран заставляет ТНК искать такие формы его получения, которые бы гарантировали им бесперебойность снабжения, даже если это послужит причиной его нехватки на местном рынке.