Современное состояние и перспективы развития основных отраслевых комплексов мировой экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 10:08, реферат

Краткое описание

1. Топливно-энергетический комплекс, его структура и тенденции развития.
2. Современное машиностроение в мировой экономике.
3. Агропромышленный комплекс: тенденции и особенности его развития в различных группах стран
4. Транспортный комплекс: основные направления развития на перспективу

Вложенные файлы: 1 файл

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ.doc

— 211.50 Кб (Скачать файл)

Автомобильный транспорт – главный загрязнитель атмосферы, на него приходится 60% всех вредных выбросов (окислы азота, углеводорода, соединения свинца). Ежегодно в атмосферу только автомобили выбрасывают 4,5 млрд. т углекислого газа.

Воздушный транспорт загрязняет атмосферу содержащими вредные для окружающей среды выбросами двигателей, а железнодорожный – твердыми частицами.

Морские перевозки нефти привели к значительному «нефтяному загрязнению» Мирового океана. Трубопроводный транспорт оказывает негативное влияние на литосферу.

Основные пути решения экологических проблем:

    • разработка новых видов транспортных средств;
    • совершенствование видов топлива;
    • контроль за превышением норм выбросов вредных веществ.

Финансирование транспортного комплекса в промышленно развитых странах традиционно является одной из приоритетных функций государства, ибо транспорт наряду с энергетикой и связью является всеобщей важнейшей базой нормальной деятельности производства и социальной среды в государстве. Как показывает мировой опыт, государство не может снять с себя ответственность за развитие транспорта общего пользования и отказаться от элементов регулирования важнейших направлений его хозяйственной деятельности. В сфере капиталовложений оно или прямо участвует в инвестиционном процессе, или берет на себя функции регулирования деятельности частного капитала по привлечению средств на транспорт.

Важное значение с точки зрения влияния на инвестиционный процесс на транспорте оказывает научно-технический прогресс. Под воздействием НТП существенно изменилась роль основных фондов транспортного комплекса, которые в количественном отношении достигли необходимого уровня развития и адекватно удовлетворяют потребности населения и экономики промышленно развитых стран в перевозках. В связи с этим инвестиции в основном направляются на обеспечение не экстенсивного, а интенсивного развития транспорта: повышение доли технически усовершенствованных путей сообщения и транспортных средств, более широкое распространение прогрессивных технологий, обеспечивающих рост производительности труда работников данной сферы и качества обслуживания.

Такие изменения в инвестировании сопровождались сокращением общих объемов капитальных вложений на транспорте США, ФРГ и Японии. В то же время на отдельных видах транспорта, наиболее приспособленных к структурной перестройке хозяйства, наблюдалась некоторая активизация инвестиционной деятельности. Так, общие капитальные вложения (государственные и частные) в транспорт США в 1986-1995 гг. по сравнению с 1976-1980 гг. и 1981-1985 гг. уменьшились соответственно на 11,0 и 7,3%. Однако на фоне общего сокращения инвестиций в развитие транспорта США капитальные вложения в воздушный и автомобильный транспорт (начиная с 1981 г.) постоянно увеличивались.

С середины 80-х до середины 90-х годов XX в. соотношение в источниках инвестиций несколько изменилось. В США доля государственных инвестиций в транспорт снизилась соответственно в среднем с 65,25 до 53,2%, в ФРГ – с 54,6 до 45,0%. Как правило, основная доля государственных и муниципальных капитальных вложений в транспортный комплекс рассматриваемых стран направляется на развитие постоянных устройств (от 70 до 90%), а частных (60-80%) – на развитие парка транспортных средств. В 70-е годы в США впервые стали выделяться средства из федерального и муниципального бюджетов на создание инфраструктуры железнодорожного транспорта. В эти же годы в США, а позднее ФРГ одним из источников финансирования частных капитальных вложений стали амортизационные отчисления.

Городской транспорт субсидируется в основном государством, региональными и местными органами власти. Однако их участие в этом различно. В одних странах государственные инвестиции обеспечивают всю сумму единовременных и текущих затрат (Бельгия, Голландия), в других они практически не используются (Канада, Дания, Великобритания).

В долгосрочной перспективе в странах с рыночной экономикой ожидается дальнейшее развитие НТП на транспорте. Структура сети путей сообщения претерпит существенные изменения. Протяженность малодеятельных и нерентабельных железнодорожных линий и участков будет сокращаться. В то же время предполагается сооружение ряда новых, в основном скоростных, линий. Ожидается развертывание работ по электрификации железных дорог. Длина автомобильных дорог с твердым покрытием увеличится. Основное внимание будет уделено совершенствованию существующей сети. Увеличится количество аэропортов (в основном грузовых) и протяженность внутренний авиалиний. В США возрастет протяженность трубопроводов, в первую очередь – газо- и нефтепроводов. Как в США, так и в западноевропейских странах на внутреннем водном транспорте предстоят гидротехнические работы, реконструкция портов. На морском транспорте предусматривается модернизация портов.

Существенные изменения произойдут в парке транспортных средств. Их численность несколько возрастет, и заметно увеличится доля прогрессивных видов тяги. Повысятся доля специализированного подвижного состава, его грузоподъемность и удельная мощность.

В области взаимодействия различных видов транспорта будут совершенствоваться существующие и создаваться новые средства для бесперегрузочных сообщений «от двери до двери», охватываться контейнеризацией перевозок не только генеральные, но и значительная часть массовых грузов, объединяться автоматизированные информационные системы разных видов транспорта, сооружаться объединенные системы разных видов транспорта, объединенные вокзалы и перегрузочные терминалы улучшенной планировки и др.

НТП на транспорте позволит существенно улучшить его экономические показатели, повысить качество обслуживания клиентуры и безопасность движения. На транспорте намечаются широкое использование маркетинга, изучение спроса, введение учета потребностей, применение моделирования и т.д. Ожидается освоение на всей сети путей сообщения компьютерной системы Райлинка (соединяющей между собой в настоящее время железные дороги, клиентов и банки) или другой аналогичной ей системы, что позволит включить транспорт в сеть коммерческих обменов.

В странах ЕС предстоит большая работа по совершенствованию стандартов на транспорте, особенно железнодорожном. От исследований в области создания электровозов, работающих на нескольких системах тока, по-видимому, перейдут к работам по совместимости аппаратуры, устанавливаемой на локомотивах, полевой аппаратуры и системы спутниковой связи. Предстоит также продолжить работу по обеспечению совместимости информационных систем, чтобы связать между собой национальные компьютерные сети.

 

Транспортное обслуживание международных экономических связей

При осуществлении международных экономических связей транспорт обеспечивает перемещение товаров (грузов) и людей (пассажиров) между двумя странами и более, т.е. в международном сообщении (морское, речное, воздушное, железнодорожное и автомобильное сообщение).

Мировая торговля формирует большие потоки товарных масс между странами, регионами и континентами. Суммарный объем мировых внешнеторговых грузопотоков в межконтинентальном сообщении в конце 70-х годов оценивался в 4,0-4,5 млрд. т и в конце 80-х – начале 90-х годов – 3,5-4,0 млрд. т в год. Спад в основном произошел в результате сокращения объема мировой торговли энергоносителями и сырьем.

В обслуживании международной торговли между странами, отделенными друг от друга морями и океанами, незаменим морской транспорт, который по праву считается наиболее универсальным и эффективным средством доставки больших масс грузов на дальние расстояния. Этот вид транспорта обеспечивает перевозки более 60% объема международной торговли.

Основную часть международных морских грузопотоков составляют массовые наливные и навалочные грузы: сырая нефть, нефтепродукты, железная руда, каменный уголь, зерно. Из других грузов выделяются так называемые генеральные, или тарно-штучные, грузы (готовая промышленная продукция, полуфабрикаты, продовольствие), занимающие в целом около 70% мирового товарооборота.

Серьезным конкурентом морскому транспорту в межконтинентальных перевозках ценных грузов в последние десятилетия стал воздушный транспорт. Железнодорожный, речной и автомобильный транспорт широко используется в основном во внутриконтинентальной внешней торговле, а также при перевозках экспортных и импортных грузов по территории стран-продавцов и стран-покупателей. Важную роль играют трубопроводные системы в международной торговле нефтью и газом. Кроме того, воздушный транспорт, учитывая его неоспоримое преимущество перед другими видами транспорта в скорости доставки пассажиров при дальних маршрутах поездок, прочно занял лидирующее положение в международном пассажирском сообщении.

В мире нет обособленного от национальных транспортных систем какого-либо особого международного транспорта, предназначенного исключительно для международных перевозок грузов и пассажиров. В действительности международные перевозки обслуживают национальные перевозчики различных стран, использующие для этого свой подвижной состав (морские и речные суда, самолеты, вагоны, автомобили), а также транспортные сети (железнодорожные, автомобильные, речные, воздушные) и транспортные узлы (морские и речные порты, аэропорты, железнодорожные станции и автостанции, грузовые и пассажирские терминалы, относящиеся к транспортным системам отдельных стран).

Транспортная система Российской Федерации является частью мировой транспортной системы. Россия обладает развитой транспортной сетью, включающей в себя 115 тыс. км железных дорог, 115 тыс. км внутренних водных судоходных путей, более 600 тыс. км автомобильных дорог с твердым покрытием, 70 тыс. км магистральных нефте- и продуктопроводов, свыше 140 тыс. км магистральных газопроводов. В транспортную сеть России входят свыше 600 тыс. км воздушных линий и множество морских трасс различной протяженности.

В России для перевозок грузов и пассажиров используются тысячи морских и речных судов, локомотивов и самолетов, сотни тысяч вагонов, несколько миллионов автомобилей. Морской транспорт обеспечивает более половины ее внешнеторгового оборота. Трубопроводным транспортом доставляются из России в страны СНГ, Восточной и Западной Европы большие объемы нефти и газа. Существенную роль играют железнодорожный, речной, автомобильный и воздушный транспорт в обслуживании внешнеторговых и социально-культурных связей РФ с зарубежными странами.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Нухович Э.С. Современная мировая экономическая система (спецкурс)//Российский экономический журнал. – 1996. – № 7-10.
  2. Нухович Э.С, Смитиенко Б.М., Эскиндаров М.А. Мировая экономика на рубеже XX-XXI вв.: Учеб. пособие. – М.: Изд-во Финансовой академии при Правительстве РФ, 1995. – 103 с.
  3. Основы внешнеэкономических знаний / Под ред. И.П. Фаминского. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Междунар. отношения, 1994. - 560 с.
  4. Положение о животноводстве России. – М.: БИКИ № 125 от 29.10.2002 г. – С. 6.
  5. Поляков М.А. Управление научно-техническим прогрессом в агропромышленном комплексе зарубежных стран: Обзорная информация. – М.: ВНИИТЭИагропром, 1990. – 63 с.
  6. Портер М. Международная конкуренция: Пер. с англ. / Под ред. и с предисл. В.Д. Щетинина. – М.: Междунар. отношения, 1993. – 896 с.
  7. Пресса Р. Народонаселение и его изучение (Демографический анализ): Пер. с фр. – М.: Статистика, 1966. – 443 с.
  8. Раджабова З.К. Мировая экономика: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 320 с.
  9. Республика Корея. – М.: Междунар. отношения, 1991. – 192 с. – (Наши деловые партнеры).
  10. Россия и страны мира: Стат. сб. / Госкомстат России. – М.: 1996-2001 гг.
  11. Россия: внешнеэкономические связи в условиях перехода к рынку / Под. ред. И.П. Фаминского. – М.: Междунар. отношения, 1993. - 432 с.
  12. Россия: интеграция в мировую экономику: Учебник / Под ред. Р.И. Зименкова. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 432 с.
  13. Сакс Дж. Рыночная экономика и Россия: Пер. с англ. – М.: Экономика, 1994. – 331 с.
  14. Самуэльсон П. Экономика: Вводный курс: Пер. с англ. / Общ. ред. и послесловие А.С. Кудрявцева. – М.: Прогресс, 1964. – 843 с.
  15. Сергеев П.В. Мировая экономика: Вопросы и ответы. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юриспруденция, 2000. – 144 с.
  16. Современные международные экономические отношения / Под ред. В.Д. Щетинина, СМ. Меньшикова, Э.П. Плетнева. – М.: Междунар. отношения, 1985.

 

 


Информация о работе Современное состояние и перспективы развития основных отраслевых комплексов мировой экономики