Современное состояние и перспективы развития цветной металлургии в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 19:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – выявить тенденции и обосновать перспективы развития цветной металлургии с учетом современных реалий развития страны.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи курсовой работы:
• Раскрыть понятие и охарактеризовать структуру цветной металлургии как вида экономической деятельности;
• Систематизировать факторы и условия функционирования и развития цветной металлургии на уровне национальной экономики;
• Представить систему показателей оценки состояния цветной металлургии на макроуровне и на их основе выявить тенденции и факторы развития цветной металлургии в России;
• Охарактеризовать нормативно-правовую базу функционирования субъектов цветной металлургии в России;
• Обосновать стратегические направления развития и обозначить основные направления государственной политики в сфере цветной металлургии.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические аспекты исследования цветной металлургии как вида экономической деятельности 4
1.1 Цветная металлургия как вид экономической деятельности: понятие, сущность, структура 4
1.2 Факторы и условия функционирования и развития цветной металлургии в РФ 10
1.3 Показатели оценки состояния цветной металлургии в стране 15
2. Анализ современных процессов развития цветной металлургии в Российской Федерации. 19
2.1 Общая характеристика современного состояния цветной металлургии в России 19
2.2 Тенденции и факторы развития цветной металлургии в России 23
2.3 Нормативно-правовые акты, регламентирующие функционирование субъектов цветной металлургии в стране 30
3 Перспективы развития цветной металлургии в России 33
3.1 Стратегические направления развития цветной металлургии в стране 33
3.2 Основные направления государственной политики в сфере цветной металлургии 42
Заключение 45
Список использованных источников 49

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 130.27 Кб (Скачать файл)

С апреля 2009 года на мировых рынках сформировалась благоприятная ценовая  конъюнктура, цены выросли в 2,9 раз: с 9696,3 долл. США/т в марте 2009 года до 28252,2 долл. США/т в феврале 2011 года, когда цены на никель достигли максимального значения. С марта 2011 года началось снижение цен, которое позднее дополнилось тенденцией к снижению спроса на никель. В ноябре 2011 года среднемесячные цены снизились на 36,7% против февральских цен и достигли своих минимальных значений в году – 17882,05 долларов США за тонну. В декабре цены на никель выросли на 250 долларов США и составили 18153,50 долларов США за тонну.

Следует отметить стабильную работу ОАО «ГМК «Норильский никель», выпускающую конкурентоспособную продукцию. Темп производства никеля в январе-декабре 2011 г. составил 100,7 процента. На ОАО «Комбинат «Южуралникель» объемы производства никеля за январь–декабрь 2011 г. составили 100,6% к январю-декабрю 2010 г., на ОАО «Уфалейникель» - 104,3 процента. При таких низких ценах в разряд убыточных попадают практически все никелевые предприятия, кроме ГМК «Норильский никель», и уже 8 ноября текущего года был остановлен Режский никелевый завод, производящий никелевый штейн для ОАО «Уфалейникель». В настоящее время рассматривается вопрос остановки и глубокой реконструкции Режского и Уфалейского заводов.

В целом анализ цветной металлургии  выявил, что отрасль в 2011г работала в условиях ухудшающегося  внешнего спроса. Экспорт снизился почти по всем позициям цветных металлов. Рост экспорта по итогам 2011  года наблюдался только в отношении алюминия. Его экспорт вырос по сравнению с 2010  годом на 2.4% до 3418.9 тыс. тонн, но не достиг показателей 2009 и 2007 годов.В то же время экспорт никеля и меди сократился,  причем довольно сильно.  Экспорт меди снизился в 2.5 раза до 182.2 тыс.  тонн,  а экспорт никеля – на 18.7% до 195.5 тыс. тонн.Снижение экспорта этих металлов можно объяснить восстановлением экспортной пошлины на них в 2011 году

В цветной металлургии производство первичных форм металлов либо снижалось,  либо росло невысокими темпами,  что связано с падением экспорта.  Исключением стал только существенный рост производства необработанного  титана,  который стимулируется  спросом со стороны мирового авиапрома.

В течение 2011 года рост объемов инвестиций в сферу цветной металлургии  существенно превышал общероссийские темпы.Уровень инвестиций по цветной металлургии за 2010 год составил 97,6%, тогда как за I квартал 2011 года рост составил 211,1%.

Ожидается, что в 2012  году динамика производства в металлургическом секторе  может ухудшиться из-за вялого внешнего спроса и сравнительно невысокого темпа  внутреннего спроса. В целом за год рост в отрасли ожидается  на уровне 2-4%

 

 

2.3 Нормативно-правовые акты, регламентирующие функционирование субъектов цветной металлургии в стране

 

 

К числу основных правовых средств воздействия на экономику мы относим, в частности, нормативные правовые акты, регулирующие отношения в горно-металлургическом секторе экономикии составляющие, на наш взгляд, специальную отрасль законодательства. Говоря о целесообразности и возможности обособления и признания горно-металлургического законодательства как совокупности норм, регулирующих хозяйственные (предпринимательские) отношения в горно-металлургическом секторе экономики наряду с горным правом, правом природопользования отметим следующее.

Законодательство Российской Федерации о недрах основывается на Конституции Российской Федерации и состоитиз настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Закон «О недрах»регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим  изучением, использованием и охраной  недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также  в связи с использованием отходов  горнодобывающего и связанных с  ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических  минеральных ресурсов, включая подземные  воды, рассолы и рапу соляных озер и заливов морей.

Закон «О недрах» содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и  охраны недр, обеспечивает защиту интересов  государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр.

Важнейшее значение для недропользования имеет действующая система налогообложения. Введенный в 2001 г. налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), предусматривающий применение усредненных ставок по их видам, делает вольготной и сверхприбыльной деятельность пользователей недр, эксплуатирующих более богатые, высококачественные, крупномасштабные или легкодоступные для добычи запасы. Но он осложняет и даже ведет к банкротству те компании и фирмы, которые разрабатывают низкорентабельные, находящиеся в удаленных или труднодоступных районах месторождения.

Прописная для профессионалов истина об обязательной дифференциации налогов, платежей и сборов при эксплуатации недр формально признается властными структурами. В этом году предпринимались попытки разработать и ввести соответствующие коэффициенты. Однако, как оказалось, Правительство РФ не собирается ничего менять, ссылаясь на трудности установления дифференцированных ставок, возможность коррупции и другие причины. Оно ориентируется только на увеличение налога при росте цен на нефть и таможенных пошлин на ее экспорт, т.е. учитывает лишь ценовую ренту, сохраняя порочную основу НДПИ. Новое предложение МПР о замене НДПИ налогом на запасы полезных ископаемых в недрах без раскрытия его смысла – весьма спорное, трудно реализуемое на практике и не стимулирующее компании в проведении поиска и разведки новых запасов.

Анализ горного законодательства показывает, что в нем отсутствуют комплексный программно-целевой подход к правовому регулированию горных отношений, кодификация, системность и плановость разрабатываемых законов, нет единства и взаимосвязи горного и иных областей права, особенно гражданского, дифференцированного учета динамизма и природной изменчивости параметров ресурсов недр – объектов правового регулирования горных отношений, особенно в сфере налогообложения, и отсутствует действенный механизм реализации законодательных актов прежде всего в виде правовых норм прямого действия. Поэтому существующие законы горного права требуют серьезной корректировки и разработки новых.

Требования Правилявляются обязательными для организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), индивидуальных предпринимателей, осуществляющих составление и реализацию проектов по добыче и переработке полезных ископаемых, использованию недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, а также производство маркшейдерских и геологических работ на территории Российской Федерации и в пределах ее континентального шельфа и морской исключительной экономической зоны Российской Федерации.

Таким образом, российское законодательство направлено на формирование устойчивого комплекса объектов отрасли цветной металлургии, способствует поддержанию отрасли в условиях жесткой конкуренции на мировых рынках и внутри страны.

 

 

 

3 Перспективы развития цветной металлургии в России

3.1 Стратегические  направления развития цветной металлургии в стране

 

Металлургическая промышленность, являясь базовой отраслью, вносит существенный вклад в экономику  России. Успехи в развитии отрасли   в период 2000-2007 гг. были обусловлены, с одной стороны, общей политической стабильностью, проведенными структурными и институциональными реформами, с другой – исключительно благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой вплоть до 2008 г. Высокие цены на металлопродукцию и возможности наращивания ее экспорта обусловили в последние годы значительный вклад металлургической промышленности в прирост ВВП и других макроэкономических показателей.

Металлургическая промышленность является одной из отраслей специализации  России в современном международном  разделении труда. На сегодняшний день по производству алюминия Россия занимает 2-ое место в мире (после Китая), его экспорту – 1-ое место; по производству и экспорту никеля – первое место  в мире; по производству (отгрузкам) титанового проката – второе место.

Однако, несмотря на адаптацию металлургической промышленности к рыночным условиям, его технико-технологический уровень  и конкурентоспособность ряда видов  металлопродукции нельзя считать удовлетворительными.

Анализ возможных направлений  решения имеющихся проблем обуславливает  необходимость разработки единой государственной  стратегии развития металлургической промышленности, направленной на реализацию приоритетных задач в рамках каждого  из стратегических направлений и  предусматривающей развитие сотрудничества между государственными структурами  всех уровней, бизнес-сообществом и  общественными организациями.

Стратегия развития горно-металлургической промышленности Российской Федерации  на период до 2020 года (далее – «Стратегия....») представляет собой совокупность взаимоувязанных  по задачам, срокам осуществления и ресурсам отдельных программ, проектов и не программных мероприятий, обеспечивающих эффективное решение  системных социально-экономических проблем, а также создание платформы для дальнейшего качественного роста отрасли и является для металлургической промышленности России последним (по времени) программным документом.

Стратегия развития металлургической промышленности Российской Федерации  до 2020 года подготовлена Минпромторгом  России  и другими заинтересованными ведомствами исполнительной власти на базе  утвержденной  приказом Минпромэнерго  России от 29 мая  2007 г. №177 «Стратегии развития металлургической промышленности Российской Федерации на период до 2015 года».

Главной целью развития металлургической промышленности России на период до 2020 года является  обеспечение растущего спроса на металлопродукцию в необходимых номенклатуре, качестве и объемах  поставок металлопотребляющим отраслям на внутренний рынок (с учетом перспектив их развития), на рынок стран СНГ и мировой рынок на основе ускоренного инновационного обновления отрасли,  повышения ее экономической эффективности, экологической безопасности, ресурсо-и энергосбережения, конкурентоспособности продукции, импортозамещения и сырьевого обеспечения.

Реализация Стратегии будет  способствовать достижению уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой  державы XXI века.

Развитие  внутреннего рынка прогрессивных  видов металлопродукции из цветных металлов в период до 2020 года будет связано с увеличением спроса, прежде всего, на продукцию четвертого передела со стороны основных металлопотребляющих отраслей и, главным образом, их высокотехнологичных и наукоемких секторов.

Ключевые  направления развития спроса на высокотехнологичную  продукцию цветной металлургической промышленности будут определять намечаемые масштабные структурные изменения  в оборонно-промышленном комплексе, авиастроении, судостроении, атомной  энергетике, транспорте, строительстве.

Существенно возрастет спрос на высокотехнологичную алюминиевую продукцию в связи с реализацией Стратегий развития Объединенной авиастроительной и Объединенной судостроительной корпораций, Стратегии развития железнодорожного транспорта на период до 2030 года, что обеспечит более сбалансированную по видам продукции (и секторам экономики) структуру потребления алюминиевых полуфабрикатов.

Наиболее  емкие областями потребления  алюминия являются: транспорт – 23%, строительство – 20%, электротехника – 16%, упаковка – 14%, машиностроение – 8%, потребительские товары – 9%. Их суммарная  доля в структуре потребления  составляет 90%.

Прогнозируемое  развитие авиа- и судостроения, энергомашиностроения, автомобильного и железнодорожного транспорта обусловит существенное увеличение спроса на алюминиевые полуфабрикаты, прежде всего в секторе машиностроения и металлообработки. Его доля в 2020 году возрастет до 24%, объемы потребления  превысят уровень 2007 года в 2,8 раза. Это  будет сопровождаться увеличением  спроса на высококотехнологичные виды продукции: крупногабаритные алюминиевые  плиты (в том числе для поставок на экспорт крупным самолетостроительным зарубежным компаниям Boeing и Airbus) и продукция кузнечно-штамповочного производства для реализации проекта создания регионального самолета Superjet 100, программ Ильюшина, Туполева и других; алюминиевые бурильные трубы, в том числе для бурения сверхглубоких скважин для развития нефтегазового отрасли и др.

Сохранится  тенденция увеличения спроса на алюминиевый  прокат для производства тары и упаковки, а также на прессованную профильную продукцию и листовой прокат в  строительстве (ежегодный рост спроса на алюминиевые профили составляет 10-15%). К 2020 году спрос на алюминиевые  строительные профили может возрасти в 2,5 раза до 320 тыс. т (в 2007г. – 130 тыс. т). Доля строительного сектора в  структуре потребления алюминия возрастет до 25-27%.

Одна  из важнейших задач развития отечественного рынка алюминиевых строительных конструкций – замещение импортной  продукции отечественной. Повышение  конкурентоспособности российской продукции  связано с кардинальным улучшением ее качества за счет использования  высокоэффективного оборудования и  технологий, позволяющих выпускать  конструкции любой категории  сложности и широкой цветовой гаммы.

Информация о работе Современное состояние и перспективы развития цветной металлургии в Российской Федерации