Современные направления развития и перспективы миграции в Западной Европе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2013 в 22:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является выявление основных причин экономической, политической, социальной и трудовой привлекательности стран европейского региона для потенциальных мигрантов. Не менее важным вопросом является выявление определенных направлений развития международного рынка рабочей силы и возможных перспектив, в частности, для стран Западной Европы.
Задачами исследования являются:
1) Оценка исторических аспектов западноевропейского интеграционного пространства, предпосылок формирования и развития. Изучение основных инструментов контроля над миграционными потоками в западноевропейском регионе.
2) Анализ миграционных процессов в странах Западной Европы, как внутренних, так и внешних, а также выявление определенных тенденций, закономерностей и особенностей миграции, свойственных данному региону.

Содержание

Введение.
1 Западноевропейское интеграционное пространство.
1.1 Исторические предпосылки формирования интеграционных процессов.
1.2 Основные тенденции развития стран современной Западной Европы.
1.3 Инструменты регулирования миграционных процессов в западноевропейском регионе.
2 Анализ миграционных процессов в странах Западной Европы.
2.1 Анализ внутренних миграционных потоков.
2.2 Анализ внешних миграционных потоков.
2.3 Особенности миграционных процессов и их регулирования на современном этапе.
3 Современные направления развития и перспективы миграции в Западной Европе.
Заключение.
Приложение.
Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа, Макаренко Н.Г. - МЭ-101, Западная Европа как один из центров притяжения рабочей силы.docx

— 584.56 Кб (Скачать файл)

Содержание.

Введение.

  1. Западноевропейское интеграционное пространство.
    1. Исторические предпосылки формирования интеграционных процессов.
    2. Основные тенденции развития стран современной Западной Европы.
    3. Инструменты регулирования миграционных процессов в западноевропейском регионе.
  2. Анализ миграционных процессов в странах Западной Европы.
    1. Анализ внутренних миграционных потоков.
    2. Анализ внешних миграционных потоков.
    3. Особенности миграционных процессов и их регулирования на современном этапе.
  3. Современные направления развития и перспективы миграции в Западной Европе.

Заключение. 
Приложение. 
Список используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Данная исследовательская  работа посвящена анализу миграционных процессов в системе международных  отношений на примере Западноевропейского  интеграционного пространства, являющегося  одним из крупнейших центров притяжения потенциальных трудовых мигрантов.

Актуальность исследования определяется необходимостью обоснования  причин иммиграции населения в страны Западной Европы как существенных и  долговременных факторов развития европейского региона.

Объектом исследования являются непосредственно страны Западноевропейского  интеграционного пространства на современном  этапе развития. Предметом же выступит правовое, политическое и экономическое  регулирование миграционных процессов  в европейском регионе, а также  существующие тенденции и перспективы  на международном рынке труда.

Целью исследования является выявление основных причин экономической, политической, социальной и трудовой привлекательности стран европейского региона для потенциальных мигрантов. Не менее важным вопросом является выявление определенных направлений  развития международного рынка рабочей  силы и возможных перспектив, в  частности, для стран Западной Европы.

Задачами исследования являются:

  1. Оценка исторических аспектов западноевропейского интеграционного пространства, предпосылок формирования и развития. Изучение основных  инструментов контроля над миграционными потоками в западноевропейском регионе.
  2. Анализ миграционных процессов в странах Западной Европы, как внутренних, так и внешних, а также выявление определенных тенденций, закономерностей и особенностей миграции, свойственных данному региону.
  3. Формирование конкретных выводов о сложившейся миграционной ситуации на территории Европы. Вывод о перспективах дальнейшего развития интеграционных процессов в направлении трудовых ресурсов.

Теоретическую базу составляют труды таких ученых, как Барановский В.Г., Борко Ю.А., Трыканова С.А., Юрин А.В. и др.

Эмпирическую базу исследования составили книги и научные  статьи, посвященные проблематике миграционных процессов в странах Европы, а  также исследования и показатели передовых международных статистических организаций.

Для решения поставленных задач использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: методы теоретического анализа литературы по исследуемой проблеме; методы изучения, обобщения и анализа существующих результатов; количественные и качественные методы сбора эмпирической информации.

Исследование состоит  из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, приложения.

Во введении обоснована актуальность исследования, представлены данные анализа  научно-теоретических предпосылок, определены цель, объект, предмет, сформулированы задачи и методы исследования.

Первая глава включает в себя три пункта и принимает, в основном, теоретический характер, описывая исторические предпосылки  формирования Западноевропейское интеграционное пространства, а также некоторые  действующие правовые инструменты  регулирования миграционных потоков.

Вторая глава также  состоит из трех пунктов, однако, в  большинстве своем, носит аналитический  характер, рассматривая как внутренние, так и внешние миграционные процессы через призму положительного и отрицательного влияния на страны Западной Европы на современном этапе.

Третья глава включает в себя подведение итогов исследования, формирование вывода о миграционных процессах в Западной Европе.

В заключении подведены общие  итоги курсовой работы, изложены основные выводы, определены проблемы, требующие  дальнейшего детального изучения в  дипломной работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Западноевропейское интеграционное пространство.
    1. Исторические предпосылки формирования интеграционных процессов.

Уже после первой мировой  войны идея западноевропейской интеграции занимала умы передовых аналитиков и политических деятелей, однако, так  и не была реализована. В дальнейшем, после огромных разрушений, к которым  привела вторая мировая война, европейские  лидеры пришли к единому мнению: общие усилия и сотрудничество – это лучший способ обеспечения мира, стабильности и процветания в Европе.

Процесс интеграции начался  речью Роберта Шумана, Министра иностранных  дел Франции, предложившего 9 мая 1950 года объединить угольную и сталелитейную  промышленность Франции и ФРГ.

Эта идея была не только успешно  реализована, но и закрепилась в 1951 году Парижском Договором, определившим Европейское сообщество угля и стали, в которое вошли 6 европейских  государств: ФРГ, Франция, Италия, Бельгия, Люксембург и Нидерланды. Первые положительные  результаты Договора воодушевили страны-участницы  перенести процесс интеграции и  на другие сферы.

Принятый в 1957 году Римский  Договор стал основой для организации  Европейского экономического сообщества и Европейского сообщества по атомной  энергии, которые, соответственно, были нацелены на создание таможенного союза  и отказ от внутренних торговых барьеров и запретов внутри сообществ. Этот этап характерен созданием зоны свободной  торговли (1958 – 1966 гг.).

В 1962 году была введена единая сельскохозяйственная политика, которая предусматривала возможность реализации продукции национальных сельскохозяйственных производителей по ценам, превышающим среднемировые (в среднем, на 30%). Так был создан единый аграрный рынок.

С подписанием в 1963 году Яундского  соглашения целый ряд развивающихся  стран, таких как Марокко, Тунис, Ливан, Сирия, Алжир, Иордания, вступил  в некоторые ассоциированные  отношения с ЕС. Это позволило  беспошлинно ввозить в ЕС промышленные и сельскохозяйственные товары.

В 1967 году произошло объединение  исполнительных органов трех Сообществ (ЕОУС, ЕЭС и Евратома), в результате чего была создана согласованная  структура, признаваемая и сегодня, с такими основными институтами, как Европейская Комиссия, Совет, Парламент и Суд. В период  1968 – 1986 гг. сформирован таможенный союз, который охарактеризовал дальнейшее расширение сферы деятельности ЕС.

В 1971 году заключено Соглашение о создании зоны свободной торговли между ЕС и ЕАСТ. В 1975, 1979 и 1984 гг. были приняты Ломейские конвенции, на основе которых количество развивающихся стран, ассоциированных с ЕС, увеличивается с 20 до 66.

С 1979 года начала функционировать  европейская валютная система.

Следующий этап – это создание общего рынка в период 1987 – 1992 гг. На основе Единого Европейского акта, страны ЕС оставили в прошлом все барьеры на пути передвижения товаров и факторов производства. Самым большим достижением процесса интеграции в этот период стала реализация Программы создания единого внутреннего рынка ЕС, в результате проведения которой были достигнуты следующие соглашения:

Устранены ограничения во взаимной торговле товарами и услугами, ликвидированы все противоречия в вопросах межгосударственного  движения капитала внутри союза; в полном объеме сняты национальные ограничения  импорта промышленных товаров из других стран; введены минимальные технические требования к стандартам и сертификации; открыты рынки государственных закупок для фирм стран ЕС.

Четвертая Ломейская конвенция 1989 г. расширила число развивающихся стран, находящихся в ассоциации с ЕС до 69.

В 1991 г. принято Соглашение об организации Единого Европейского экономического пространства (ЕЭП) между  ЕС и некоторыми странами ЕАСТ. Договором  предусматривается свободное движение товаров, услуг, капиталов и людей между странами Западной Европы.

Одним из весомых факторов процесса европейской интеграции стал Маастрихтский Договор 1992 года, который, наконец, определил организационную  основу ЕС: непосредственно, Европейское  Сообщество, межправительственное сотрудничество в международной политике и в  области безопасности, а также  в правосудии и внутренних делах. Этот этап характеризуется созданием  экономического союза. Кроме того, Маастрихтский  Договор определил рамки единой валюты и большей политической интеграции.

В 1999 году происходит взаимная фиксация курсов валют, введение единой валюты (Евро) и создание Единого европейского Центрального Банка.

Высокая зависимость западноевропейских стран от внешних рынков и международных  условий воспроизводства, сходство их экономических структур, их территориальная  близость – все это способствовало развитию интеграционных тенденций. Однако существовали и другие факторы интеграции:

  1. Создание Совета Экономического Взаимопомощи и отказ стран Восточной Европы от рыночной экономики стали препятствием развитию экономических связей между Восточной и Западной Европой. Компенсацией потерь восточноевропейского рынка могла служить только интенсификация взаимного сотрудничества друг с другом.
  2. Одним из интегрирующих факторов было стремление западноевропейских стран укрепить позиции на мировом рынке перед мощным конкурентом – Соединенными Штатами Америки.
  3. Страны Западной Европы пытались компенсировать исчезновение колониальной системы и потерю утраченных колониальных торговых и иных связей усилением взаимозависимости.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что совокупность общих для мирового хозяйства и специфических для современной Западной Европы факторов определила особое место стран этого региона в мировой экономике, а степень переплетения их национальных интересов, национальных хозяйств оказалась выше, чем в любом другом регионе мира.

Хозяйственные механизмы  стран Западной Европы оказались  в большей мере и раньше, чем  у других стран, подготовленными  к тесному взаимодействию друг с  другом, что и послужило причиной развития интеграционных процессов.

 

    1. Основные тенденции развития стран современной Западной Европы.

2012 год для стран Западной  Европы в экономическом плане  оказался несравненно сложным.  Национальные хозяйства наиболее  устойчивых стран (во главе  с ФРГ) стали, наконец, испытывать  негативные последствия затянувшегося  кризиса. 

Обострилась и до этого  непростая социальная обстановка в  южно–европейском регионе вследствие активного роста безработицы. Этот фактор, естественно, мешает реализации крайне непопулярных антикризисных  мер.

Однако даже страны–лидеры  не смогли избежать дискуссий о правомерности  антикризисных инициатив, принятых в разработку правительством. Если верить аналитикам, подобное напряжение обусловлено традиционным характером принятия политико-экономических решений  в странах Западной Европы и стабильно  активной позицией экспертного сообщества по отношению к правительствам.

Специалисты оценивают перспективы  развития экономики Западноевропейского  интеграционного пространства в 2013 году достаточно оптимистично. Интеграционные процессы продолжат свое развитие, хотя темпы роста будут значительно  снижены. В 2013 году достигнут своего пика споры вокруг принятия многолетней  финансовой перспективы в период 2014–2020 гг. Изначально планировалось  достижение определенных соглашений к  концу осени 2012 года, чтобы уже  в нынешнем году осуществить технические  работы по организации общего бюджета  в пределах ЕС. Принятие такой долгосрочной перспективы является основой для  серьезного реформирования экономической  политики, соблюдая при этом основные принципы работы структурных фондов, ключевые цели региональной и научно–технической политики и т.д. Однако в условиях ликвидации последствий кризиса  сохранилась опасность концентрации на отстаивании краткосрочных интересов  отдельных государств в ущерб  долгосрочным потребностям развития интеграции в западноевропейском регионе в целом.

Представители различных  групп интересов активно выступают  за стабильное наращивание общего бюджета. Идея о перспективе сокращения расходов по сравнению с периодом 2007-2013 гг. не нашла формальной поддержки.

Текущие споры вокруг финансовой среды не являются единственной проблемой  для Западной Европы в 2013 году. Нерешенными также остаются такие серьезные препятствия для успешной интеграции, как усиление экономического неравенства между успешными и неблагополучными странами-членами (в большей степени - между отдельными регионами и социальными группами).

Информация о работе Современные направления развития и перспективы миграции в Западной Европе