Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2013 в 22:42, курсовая работа
Целью исследования является выявление основных причин экономической, политической, социальной и трудовой привлекательности стран европейского региона для потенциальных мигрантов. Не менее важным вопросом является выявление определенных направлений развития международного рынка рабочей силы и возможных перспектив, в частности, для стран Западной Европы.
Задачами исследования являются:
1) Оценка исторических аспектов западноевропейского интеграционного пространства, предпосылок формирования и развития. Изучение основных инструментов контроля над миграционными потоками в западноевропейском регионе.
2) Анализ миграционных процессов в странах Западной Европы, как внутренних, так и внешних, а также выявление определенных тенденций, закономерностей и особенностей миграции, свойственных данному региону.
Введение.
1 Западноевропейское интеграционное пространство.
1.1 Исторические предпосылки формирования интеграционных процессов.
1.2 Основные тенденции развития стран современной Западной Европы.
1.3 Инструменты регулирования миграционных процессов в западноевропейском регионе.
2 Анализ миграционных процессов в странах Западной Европы.
2.1 Анализ внутренних миграционных потоков.
2.2 Анализ внешних миграционных потоков.
2.3 Особенности миграционных процессов и их регулирования на современном этапе.
3 Современные направления развития и перспективы миграции в Западной Европе.
Заключение.
Приложение.
Список используемой литературы.
Внутренние миграционные процессы в странах западноевропейского интеграционного пространства развиты крайне слабо.
Можно сравнить ситуацию, сложившуюся в Западной Европе, с показателями, например, в США. 34% всего населения Америки живут вне штата, в котором они родились. Если верить данным, предоставленным статистической службой «Евростат», для 27 государств–членов Европейского Союза подобный показатель не превышает 5% в 2009 году.
Проще говоря, межстрановая мобильность в Европе почти в 8 раз ниже по сравнению с мобильностью населения США между штатами.
Несмотря на то, что Европейская Комиссия и Суд ЕС внимательно следят за обеспечением трудящихся европейцев правом на получение работы в других странах региона, граждане Западной Европы предпочитают оставаться на родине, либо эмигрировать за пределы ЕС.
В целом, мигранты составляют около 11% от активной части населения всей Европы. Из них лишь 12% – это внутренние трудовые мигранты; 88% – выходцы из третьих стран.
Как утверждают аналитики, виноваты, скорее, не столько политические и правовые факторы, сколько экономические и психологические препятствия.
Однако существуют и некоторые экономические причины, которые способствуют процессу миграции индивидуально для каждой страны.
К примеру, финансовый кризис 2009 года особенно остро отразился на ВВП Ирландии, резко сократив его показатель на 8 %. В государстве, где раньше всю сложную работу выполняли иммигранты из Латвии, Литвы и Польши, началась безработица, которая мгновенно достигла значительных показателей.
В результате сейчас темпы эмиграции из Ирландии считаются самыми высокими в Западной Европе. С середины 2009 года по 2010 год страну покинули 65 300 человек. Это самое большое количество эмигрантов с 1989 года. Основными направлениями для эмигрантов стали Великобритания (туда направились около 40% мигрантов из Ирландии), США (24% мигрантов), Канада (15% мигрантов) и прочие страны.
Высокий уровень безработицы,
сложившийся в последние годы
в Испании (рис. 5), вынуждает граждан
Испании двигаться в
Рис. 5. Среднегодовой уровень безработицы, 2010.
В данный момент без работы остаются 40% молодых испанцев. В других частях Европы двузначные показатели безработицы зафиксированы в Словакии, Ирландии, Португалии, Греции и Франции.
Некоторые показатели эмиграции зафиксированы и в довольно развитых странах Европы (Германии, Великобритании и Франции). В 2008 году впервые за последние 27 лет из ФРГ выехало больше человек, чем прибыло. Если в первой половине 90-х годов в ФРГ иммигрировало более одного миллиона человек ежегодно, то в 2008 году в Германию на постоянное место жительства въехало чуть более 682 тысяч человек (выехало — 738 тысяч жителей страны).
Удивительно, но в Турцию на постоянное место жительства ежегодно переселяется около 34 тысяч немцев.
Большое количество англичан переезжает сейчас в Австралию, Канаду и США.
Относительно коренных жителей как благополучных стран (Германия, Великобритания) так и не совсем благополучных (Ирландия, Испания) следует следующий вывод: граждане этих стран уезжают в поисках лучшей жизни и более высокооплачиваемой работы. Их привлекают такие факторы, как:
Бывших трудовых мигрантов и потомков эмигрантов, как правило, заставляют уезжать два фактора:
Несмотря на то, что правовые основы свободного передвижения работников в рамках западноевропейского региона созданы и прикладываются большие усилия на пути к формированию общего рынка труда, качественные сдвиги происходят достаточно медленно.
С каждым годом ограничения в доступе на национальные рынки труда шаг за шагом снимаются (что касается в первую очередь юридических и административных барьеров), однако, рост безработицы в странах–соседях, последствия финансового кризиса и постепенный спад экономического роста заставляют коренных жителей Западной Европы либо оставаться на родине, либо искать перспективы за пределами региона. Переселение внутри Европы развито достаточно слабо.
На сегодняшний день европейский регион является мировым лидером по всем показателям внешней миграции.
Резкий рост числа мигрантов из третьих стран, желающих обосноваться в странах Западной Европы, заставил такие страны, как Великобритания, Франция, ФРГ, Бельгия, Португалия, Нидерланды предпринять меры по ограничению приема мигрантов. В дальнейшем их примеру последовали Австрия, Дания и Италия. Эти меры были настолько жесткими, что, по мнению ряда правозащитных неправительственных организаций, могли подорвать основы международного института предоставления убежища. А результатом этих мер стало увеличение потока незаконных мигрантов.
Полицейские и миграционные службы Европейских стран на январь 2007 года опубликовали следующие данные об иммигрантах, в том числе нелегальных, в некоторых государствах Западной Европы (Таблица 1).
Таблица 1. Количество иммигрантов (в т.ч. нелегальных) на территории стран Западной Европы.
Страна |
Общее число иммигрантов, млн. чел. |
Число нелегальных иммигрантов, млн. чел. |
Франция |
4,6 |
1,4 |
Великобритания |
3,4 |
0,7 |
ФРГ |
8,9 |
1,1 |
Испания |
1,5 |
0,1 |
Италия |
1,2 |
0,15 |
Исходя из данных таблицы, можно сделать вывод, что самой привлекательной страной для иммигрантов является ФРГ. Достаточно высокий показатель числа нелегальных иммигрантов на общем фоне создает необходимость в систематизации миграционной политики на всей территории интеграционного пространства.
Однако министры внутренних дел и юстиции стран Западной Европы, обсуждавшие в Брюсселе вопросы нелегальной иммиграции в Европу, пока не смогли прийти к согласию относительно общеевропейской политики в отношении иммигрантов и общего ужесточения наказаний для тех, кто обогащается на нелегальной иммиграции.
Основной источник нелегальных иммигрантов в Европе – Балканы. Плохо охраняемые границы и общая нестабильная ситуация в этом регионе позволяют нелегальным иммигрантам использовать его как ворота на Запад. К 2010 году одних лишь китайцев, ожидающих возможности нелегального приезда в Западную Европу, в Югославии – около 200 тыс. человек.
Ситуацией на Балканах активно пользуются преступники, занимающиеся контрабандой «живого товара».
Чиновники стран Западной Европы склоняются к необходимости ужесточения пограничного контроля на западных рубежах Балканских стран. Высказываются также предложения по ужесточению наказаний за содействие нелегальной миграции. Однако все эти предложения наталкиваются на жесткую критику со стороны правозащитных организаций.
Правозащитники предлагают посмотреть на проблему с другой стороны – ведь одними из основных причин стремления нелегальных иммигрантов к богатой Европе являются спасение от голода, лишений, политических и расовых преследований у себя на родине. Это обусловлено высоким уровнем экономического развития стран европейского региона, наличием социальной защищенности граждан, возможностью трудоустройства.
Для регулирования потоков несанкционированных мигрантов и беженцев, с которыми столкнулись европейские страны, были приняты меры четырех видов.
Во-первых, страны стремились проводить политику «предотвращения въезда», направленную на то, чтобы не дать не имеющим надлежащих документов иностранцам, а в их числе и потенциальным просителям убежища, попасть в Европу. Широкое распространение получили визовые ограничение и штрафы, налагаемые на транспортные компании за ввоз пассажиров без надлежащих документов.
Во-вторых, были разработаны методы «переадресовки» для тех, кому все-таки удалось добраться до границы. Суть их заключалась в том, что ответственность за рассмотрение ходатайств об убежище таких лиц и предоставление им защиты перекладывалась на другие страны.
В-третьих, государства все чаще прибегали к ограничительному применению Конвенции 1951 года, стремясь исключить некоторые категории заявителей из сферы охвата определения «беженец». Это сократило долю признанных беженцами людей.
И наконец, были введены различные «сдерживающие» меры, включая получающее все большее распространение автоматическое помещение ищущих убежища лиц под стражу, отказ в предоставлении социальной помощи и ограничения в трудоустройстве.
Несмотря на значительные средства, выделяемые на меры пограничного контроля, жесткие ограничения в области миграции не решили проблему проникновения в Европу большого числа нелегальных мигрантов.
Помимо увеличения потоков беженцев, Европа – крупнейший в мире центр притяжения иностранной рабочей силы.
Основной причиной является, по большому счету, стремление к более высокой заработной плате и комфортным условиям труда и жизни, удовлетворить которое мигранты со всего света рассчитывают в развитых странах Западной Европы.
Доля нетто-иммиграции в приросте населения в общем показателе по развитым странам мира достигает на сегодняшний день около половины. При этом в странах Западной Европы нетто-иммиграция составляет более 80%.
В 2008 году в странах-лидерах европейского региона по общей статистике иммиграции на иностранцев приходилось 15-20% от общего объема населения и 15-25% рабочей силы. Несмотря на повышение уровня безработицы (рис. 1), на современном этапе проявляется тенденция увеличения числа иммигрантов из стран третьего мира (рис. 2). При этом граждане стран Европы все больше предпочитают оставаться на родине.
Рис. 1. Средний уровень безработицы в Еврозоне, %.
Рис. 2. Показатели иммиграции и эмиграции в странах Западной Европы, млн. чел.
Подобная статистика обусловлена, в первую очередь, постоянным улучшением условий труда, а также ростом заработной платы в европейском регионе. В Таблице 2 приведена тенденция увеличения минимальной месячной заработной платы.
Таблица 2. Рост минимальной заработной платы в странах Европы в период 2001-2011.
Минимальный уровень заработной платы в развитых странах Западной Европы значительно превышает данный показатель в большинстве стран мира (к примеру, в России минимальный размер оплаты труда к 2013 году составляет всего 120 EUR в месяц).
Примечательно, что страны Западной Европы являются наиболее привлекательными среди стран ЕС. Размещение населения в данном регионе определяется географией крупных городов, где существует больше перспектив для реализации трудового потенциала, больше рабочих мест и выше заработная плата. Уровень урбанизации составляет около 80%.
Большое количество иммигрантов прибывает в Западную Европу в поисках образования. Это вполне обусловлено, в первую очередь, высоким уровнем предоставления услуг в сфере образования, престижной репутацией западноевропейских учебных заведений, относительной дешевизной обучения (в сравнении со странами Северной Америки), развитыми стипендиальными программами для иностранных студентов и, наконец, дальнейшими перспективами для нового специалиста, как в непосредственной стране–импортере рабочей силы, так и на территории всего европейского региона.
В Германии в 2012 году установлен исторический рекорд по числу иностранных студентов, обучающихся в немецких вузах: впервые было зачислено более 250 000 иностранных студентов, что составляет 11,4% от общего количества студентов в Германии.
Между тем в Германии полным ходом идет либерализация рынка труда. Германское правительство объявило, что у иностранных выпускников будет в запасе полтора года на поиск работы – даже в той области, которая не соответствует их образованию. Немецкие власти подчеркивают, что в первую очередь стране нужны инженеры, IT-специалисты и врачи, поэтому у выпускников технических и медицинских факультетов самые высокие шансы для трудоустройства.
Большинство студентов–иностранцев приехали на учебу в Германию из Китая. И их количество, по данным DAAD, в последнее время растет.
Однако страны Западной Европы не лишены и некоторых серьезных проблем, решение которых зависит от иммигрантов.
К 2011 году европейский регион прекратил воспроизведение своего населения вследствие крайне низкого уровня рождаемости. Его средний показатель составляет в настоящее время 1,4 тогда как для сохранения текущей численности населения требуется уровень, превышающий 2,1.
На 1 января 2011 года население 27 стран–членов Евросоюза составляло 502,5 млн. человек, на 1 января 2010 года – 501,1 миллиона, на 1 января 2009 года - 499,7 миллиона. По данным Евростата, прирост населения в 2010 году на 1 тыс. человек составил –2,7%: благодаря естественному приросту – на 500 тыс. чел. (+1,0%), а благодаря миграции – на 900 тыс. чел. (+1,7%).
Информация о работе Современные направления развития и перспективы миграции в Западной Европе